Рабочая программа по русскому языку для 6 класса.
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Попова Александра Валерьевна

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса к УМК М. Т. Баранова, расчитанная на 7 часов в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Поповой Александры Валерьевны

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

в 6 классе

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № _______

от  «   »                       2011 года.

2011-2012 учебный год 

Пояснительная записка

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

•        воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

•        совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

•        освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

•        формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; формировать   умение   анализировать   речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;

- формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

Данная программа составлена на основе стандарта среднего образования по русскому языку, примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы по русскому языку  Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М., 2008. )

Названная программа по русскому языку содержит (основания выбора программы):

—        отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также  сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.;

 -        речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,

—  формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах  русского литературного языка.

Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений  и   навыков,  которыми должны овладеть обучающиеся. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между  различными  разделами  курса. Материал расположен с учетом возрастных особенностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа.

Работа  по культуре речи  рассредоточена  по всем  классам. Каждый раздел программы включает часы на уроки развития речи, вследствие чего прослеживается преемственность и системность подхода.

В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка  в  IX классе.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. В авторскую программу  внесены изменения в связи с увеличением количества учебных часов со 170 (в авторской программе) до 238 ( в рабочей).

Курс русского языка в 6 классе направлен на расширение и углубление учебного материала по лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации, с которым уч-ся знакомились в 5 классе. Основной курс начинается с изучения лексики и фразеологии.

Рабочая программа предполагает следующие формы организации учебного процесса:

- индивидуальные, фронтальные, групповые, индивидуально-групповые. В процессе работы используются следующие технологии: работа с учебником, индивидуальная работа с раздаточным материалом (тестовые задания, словарные диктанты, обучающие диктанты), фронтальный опрос, словарные диктанты, контрольные работы, проблемные задания.

Механизмы формирования ключевых компетенций:

-  орфографические и пунктуационные задания;

- все иды языкового разбора;

- работа с теоретическими сведениями в учебнике;

- самостоятельная словарная работа;

- создание собственных связных текстов (сочинений, изложений).

Формы и методы контроля:

- словарный диктант, фронтальный опрос, тест, индивидуальная работа с раздаточным материалом дифференцированного характера, контрольная работа (диктант), самостоятельная работа, сочинение, изложение, терминологический диктант.  

 Программа  рассчитана на  238 часов (7  часов в неделю).

Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т, А. Тростенцова Л.А. и др..  Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

Нормы оценки знаний, умений и навыков уч-ся по русскому языку.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:

·  полнота и правильность ответа;

·    степень осознанности, понимания изученного;

·                 речевое оформление ответа.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям

Оценка «5» ставится, если ученик:

·  обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;

·                 обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

·                 излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

·  излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

·                 не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры,

·                 излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.

Оценка «2» ставится, если ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Положительная оценка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.

Оценка диктантов

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса - 90-100 слов, для 6 класса -100-110, для 7 класса - 110-120, для 8 класса - 120-140, для 9 класса - 140-160.

Примечание. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем его может быть сокращен примерно на 10 слов.

Словарный диктант может состоять из 15-20 слов.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограмм были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они также должны быть представлены 2-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в б классе - 16 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть до 5 слов с непроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен, включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности: ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце полугодия и в конце учебного года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1)  на правила, которые не включены в школьную программу,

2)         на  еще не изученные правила;

3)         в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4)         в передаче так называемой авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются ошибки, к которым следует отнести написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дупло" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из всех правил;

2)        в написании большой буквы в составных собственных наименованиях,

3)        в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами;

4)        в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой;

5)        в случаях, требующих различения не и ни (в сочетаниях не кто иной, как..., не что иное, как..., никто иной не..., ничто иное не...);

6)        в  пропуске   одного   из   сочетающихся   знаков   препинания   или   в нарушении: их последовательности.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка, снижается на один балл, но такое снижение не должно привести к неудовлетворительной оценке работы ученика. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлении.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3  пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" может быть выставлена за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. В 5 классе допускается выставление оценки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка "3" может быть выставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются по 3 однотипные ошибки.

Оценка "2" ставится за. диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом "1".

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки: за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки "4" 2 орфографические ошибки, для оценки "3" - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 8 орфографических ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного грамматического, орфографического, лексического задания, выставляются две оценки отдельно за каждый, вид работы.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка "5" ставится, если ученик выполнил все задания.

Оценка "4" ставится, если ученики правильно выполнил не менее s заданий.

Оценка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задании.

Оценка "1" выставляется, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложенияв б классе - 150-200 слов.

Рекомендуется следующий примерный объем самостоятельных классных сочинений: в 5 классе - 0,5-1,0 страницы, в 6 классе - 1,0-1,5, в 7 классе - 1,5-2,0, в 8 классе - 2,0-2,5, в 9 классе - 2,5-3,5.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к сугубо примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа, письма учащихся, их общего развития и т.п. Однако, если объем сочинения в полтора (и более) раза меньше или больше указанной примерной нормы, то учитель имеет право понизить или повысить оценку (кроме выставления оценки "5").

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему и производить отбор языковых средств в соответствии с темой и задачей высказывания;

2)        соблюдение грамматических норм и правил правописания.

Поэтому любое сочинение или изложение оценивается двумя оценками: первая ставится за его содержание и речевое оформление, вторая – за  грамотность.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

При оценке содержания работы и его речевого оформления учитель руководствуется следующими критериями:

Оценка «5» :

1.    Содержание работы полностью соответствует теме.

2.    Фактические ошибки отсутствуют.

3.     Содержание излагается последовательно (по сформулированному плану жди без него).

4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема изученных грамматических сведений и сведений по стилистике).

5.   Достигнуто стилевое единство

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»:

В  целом в работе допускается 1 недочет в содержании  и  1 речевой недочет .

1. Содержание работы в основном   соответствует  теме (имеются  незначительные отклонения  от темы)

2.  Содержание в основном достоверно, но   имеются единичные фактические неточности.

3.   Имеются незначительные нарушения   последовательности в изложении мысли.

4..  Лексический и грамматический строй речи в  целом достаточно разнообразен.

  1. Стиль работы отличается единством и  достаточной выразительность.
  2. Допускаются:   2 орфографические и   2  пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и  3   пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки: при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматических ошибки.

Оценка «3»

1. В целом в работе допускается не более 2  недочетов  в   содержании   и   не более  3 речевых недочетов.

2.  Работа достоверна, в главном, но в ней    последовательности изложения.

3.  . В работе допущены существенные    отклонения от темы.

4.  Беден словарь и однообразны  употребляемые синтаксические   конструкции, встречается неправильное   словоупотребление.

5.  Стиль работы не отличается единством,   речь недостаточно выразительна.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при   отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок   и  4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические   ошибки.

Оценка «2»

          В целом в работе допускается не более 4    недочетов в содержании и 5 речевых   недочетов.

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3.    Нарушена .последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4.   Крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.    Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до б недочетов в

 содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических   и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пункту­ационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

    Оценка «1»

    В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

1. Работа не соответствует теме.

      2. Допущено много фактических неточностей

Имеется более 7 орфографических,  7 пунктуационных и  7 грамматических ошибок.

Примечание:

1. Учителю необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на 1 балл

2.     Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта    тема    высказывания,    хотя    по    остальным    показателям    оно    написано удовлетворительно.

3.     На оценку сочинения и изложения распространяются приведенные в пункте П указания об учете при выставлении оценки однотипных: ошибок и сделанных учеником исправлений.

4. Оценка обучающих работ

Обучающие    работы    (различные    виды    упражнений    и   диктантов неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося,

2)        этап обучения;

3)        объем работы.

         Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки "5" и "4" ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из этих оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки "4" допустимо и 2 исправления ошибок.

          Первая (или: первая и вторая) работа, как классная, так и домашняя, по закреплению определенного умения и навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

           Совершенно самостоятельно выполненные работы (без предшествовавшего анализа ошибок в классе) оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Содержание.

VI КЛАСС (238 ч, 7 часов в неделю)

Русский язык — один из развитых языков мира

(1  ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ

(14 ч -+- 3 ч, в том числе 1 ч. –контрольная работа.

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

ЛЕКСИКА  И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(17 ч + 4 ч)

I. Повторение пройденного по лексике в V классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слона. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова.  Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

П. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый  пересказ исходного текста.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(25 ч + 4 ч)

I. Повторение пройденного по морфемике в V классе.

Основные способы  образования слон  В  русском  языке: с  помощью   морфем   (морфологический) —приставочный,   суффиксальный,  приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново-  и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слон в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а и корнях –гор -гар-, -кос        кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных  гласных о и е.

П. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и  глаголы в прошедшем  времени.

III.  Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план.   Выборочный   пересказ  исходного текста.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Имя существительное

(23 ч + 4 ч)

I.        Повторение сведений об имени существительном, полученных  в V классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик\ буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

II.        Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка,  сирота  и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное,  пренебрежительное и  уменьшительно-ласкательное).

III.        Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное

(22 ч + 5 ч)

I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен  прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных  прилагательных.

II.        Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения,   определять    значение   суффиксов   в   именах   прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III.        Описание природы, структуры данного текста,  языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходною текста с описанием природы. Описание пейзажа  по картине.

Публичное выступление о произведении народною промысла.

Имя числительное

(21 ч + 4 ч)

I.        Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и  раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых  числительных.

II.        Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительное двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

III.        Публичное выступление — призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение

(24 ч + 5 ч)

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразуюшая  роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква я в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных  местоимениях.

II.        Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать  местоимения   как  средство связи   предложений  и  частей текста.

III.        Рассказ но воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста,  его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол

(25 ч + 7 ч)

I.        Повторение пройденного о глаголе в V классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование  глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II.        Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и  неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III.        Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО

В VI КЛАССЕ

(13 ч + 2 ч)

Сочинение на  выбранную тему.

Резерв учебного времени – 13 часов

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,

УМЕНИЯМ И   НАВЫКАМ  УЧАЩИХСЯ

ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ ЗА  КУРС  VI   КЛАССА

I.        Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II.        К концу VI класса учащиеся должны овладеть  следующими  умениями   и    навыками:

— производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

—        с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

—        соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии: находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать, слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать, слова с непроверяемыми орфограммами, изученными  в VI  классе.

По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях  в соответствии с изученными  правилами.

По связной речи: составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым  материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

 

Учебно-методическое обеспечение.

Для учащихся

1. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/Баранов М.Т., Ладыженская т.А,, Тростенцова Л.А. и др.; нуач. ред. Н.М. Шанский. – 32 –е изд., М.: Просвещение, 2010.

2. Книгина М.П. Русский язык. 6 класс. Тесты : в 2-х частях.- 2-е изд., перераб. и доп. – Саратов: Лицей, 2010.

Для учителя

1. .Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М, Просвещение, 2008.

2. Черногрудова Е.П. Дидактические материалы к учебнику: 6 класс: к учебнику М.Т, Баранова, Т.А, Ладыженской и др. «Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений». М.: Экзамен, 2012.

3.  Беляеева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 6 класс. – М., ВАКО, 2011.

4. Козлова Р.П. Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО,2007.

5.. Русский язык. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов \ [Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова].- М., 2009.

6. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М. М. Казбек-Казиева.— 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 160 с. — (Школьные олимпиады).

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

6 класс, 238 часов, 7 часов в неделю

Учитель Попова А.В.

Дата

По плану/ дано

Тема раздела учебного курса

№ урока

Тема и краткое содержание урока

1

Русский язык – один из развитых языков мира. Вводный урок.

Повторение изученного в 5 классе.

2

Фонетика, орфоэпия, графика

3,4

Морфемы в слове.  Морфемный разбор слова.

5

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

6,7

Части речи. Морфологический разбор слова

8

Орфограммы в окончаниях слов.

9,10

Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении. Тест. Повторение изученного в 5 классе (фонетика, морфемика, орфография).

11

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

12

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Тест. Повторение изученного в 5 классе. Орфография и синтаксис.

13

Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью  

14.

Р/Р. Текст. Тест. Текст.  

15

Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием.

16

Р/Р. Официально-деловой стиль речи .    

17

Р/Р. Сочинение. Упр. № 25.

Лексика. Фразеология. Культура  речи.

(17+4)

18,19

Повторение изученного в V классе

20,21

Р/Р. Собирание материалов к сочинению. Сочинение.    

22

Общеупотребительные слова

23, 24

Профессионализмы

25

Диалектизмы

26

Жаргонизмы

27

Эмоционально окрашенные слова

28,29

Устаревшие слова    

30

Новые слова (неологизмы)

31,32

Исконно русские и заимствованные слова

33,34

Р/Р. Изложение. (сжатый пересказ.)

35

Фразеологизмы

36

Источники фразеологизмов

37

Повторение. Тест. Лексика и фразеология.  

38

Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием.

Словобразование. Орфография. Культура речи (25+4)

39,40

Повторение изученного в V классе  

41,42

Р/Р. Описание помещения. Сложный план.  сочинение.

43,44,45

Основные способы образования слов в русском языке. Тест.

46

Этимология слов

47,48

Буквы о и в в корне -кос        -кас-

49,50,51,

Буквы о и а в корне -гор        гар-

52,53

Буквы ы и и после приставок

54,55,56

Гласные в приставках пре~ и при-

57,58

Соединительные о и е в сложных словах

59,60

Сложносокращённые слов.

61,62

Р/Р. Изложение.

63,64

Морфемный и словообразовательный разбор слова

65,66

Повторение. Тест. Орфография.  Подготовка к диктанту.

67

Контрольный диктант.

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

(23 ч + 4 ч)

68,69

Повторение изученного в V классе

Повторение    

70

Р/Р. Письмо.

71,72

Разносклоняемые имена существительные

73

Буква е в суффиксе -ем- существительных на -мя  

74,75

Несклоняемые имена существительные

76

Р/Р. Публичное выступление

77,78

Род несклоняемых имён существительных

79,80

Имена существительные общего рода

81,82

Морфологический      разбор      имени      существительного

83,84

Не с существительными    

85,86

Буквы ч и щ в суффиксе -чик(-щик)

87

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик

88,89

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

90,91

Р/Р. Сочинение.

92,93

Повторение. Подготовка к диктанту. Тест. Имя существительное.

94

Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием.

Имя прилагательное

(22 ч + 5 ч)

95,96

Повторение изученного в V классе

97,98

Р/Р. Описание природы. Сочинение.

99-101

Степени сравнения имён прилагательных    

102,103

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

104

Относительные прилагательные              

105

Притяжательные прилагательные    

106,107

Морфологический разбор имени прилагательного

108,109

Не с прилагательными    

110,111

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных    

112-114

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Тест. Н и нн в прилагательных.  самостоятельная работа.

115

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

116

Р/Р. Изложение.

117,118

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

119

Р/Р. Публичное выступление о произведении народного творчества.

120

Повторение. Тест. Правописание прилагательных.

121

Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием.

Имя числительное

(21 ч + 4 ч)

122,123

Имя числительное как часть речи

124

Простые и составные числительные

125,126,127

Мягкий знак на конце и в середине числительных. Самостоятельная работа.

128

Разряды количественных числительных    

129,130

Числительные, обозначающие целые числа    

131

Дробные числительные    

132,133

Р/Р Изложение.

134,135

Собирательные числительные    

136-138

Порядковые числительные. Тест. Имя числительное.

139,140

Р/Р Публичное выступление «Берегите природу»

141,142

Морфологический разбор имени числительного

143,144

Повторение. Подготовка к контрольной работе. Тест. Правописание числительных.  

145

Контрольная работа.

146

Анализ контрольной работы.

Местоимение

(24 ч + 5 ч)

147,148

Местоимение как часть речи

149,150

Личные местоимения    

151

Возвратное местоимение себя    

152

Р/Р Рассказ по рисунку

153

Вопросительные местоимения    

154,155

Относительные местоимения

156,157

Неопределённые местоимения

158-160

Отрицательные местоимения. Правописание отрицательных местоимений. Самостоятельная работа.

161,162

Притяжательные местоимения

163,164

Р/Р.Рассуждение. Сочинение-рассуждение.

165,166

Указательные местоимения

167,168

Определительные местоимения

169,170

Р/Р. Сочинение по картине

171,172

Морфологический разбор местоимения

173,174

Повторение . Тест.

175

Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием.

Глагол

(25 ч + 7ч)

176,177,178

Повторение изученного в V классе

179

Р/Р. Сочинение-рассказ.

180,181

Разноспрягаемые глаголы

182,183

Глаголы переходные и непереходные

 

184,185

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение  

186,187

Р/Р. Изложение.

188,189

Условное наклонение    

190,191

Повелительное наклонение. Правописание глаголов в повелительном наклонении.

192, 193,194

Употребление наклонений . Самостоятельная работа.  

195,196

Безличные глаголы

197,198

Р/Р. Рассказ на основе услышанного

199

Морфологический разбор глагола

200,201

Правописание гласных в суффиксах глаголов

202,203

Р/Р. Сочинение.

204,205,206

Повторение . Подготовка к контрольной работе. Тест. Правописание глаголов.

207

Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием.

208

Анализ диктанта.

Повторение и систематизация изученного в 6 классе

(13 ч + 2 ч)

209

Разделы науки о языке

210-212

Орфография. Орфографический разбор

213-214

Пунктуация. Пунктуационный разбор

215,216

Лексика и фразеология

217,218

Словообразование.   Морфемный  и словообразовательный разбор  

219,220

Сочинение на выбранную тему

221,222

Морфология. Морфологический разбор слова  

223,224

Синтаксис. Синтаксический разбор

225-238

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...