Урок развития речи "Поговорим о здоровье"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему

Айзятова Фидания Мидехатовна

Как хочется, чтобы дети росли здоровыми, умели ценить данное им природой великое богатство - здоровье и жизнь. Использование здоровье сберегающих технологий на уроке - одна из важных задач любого современного урока. Урок развития речи можно организовать как урок здоровья, одновременно сочетая занимательный материал с заданиями, позволяющими школьникам закрепить орфографические и пунктационные умения и навыки, развить речь, и почерпнуть немало дополнительных интересных сведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx14.8 КБ
Файл urok_razvitiya_rechi.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Как хочется, чтобы дети росли здоровыми, умели ценить данное им природой великое богатство - здоровье и жизнь. Использование здоровье сберегающих технологий на уроке - одна из важных задач любого современного урока. Урок развития речи можно организовать как урок здоровья, одновременно сочетая занимательный материал с заданиями, позволяющими школьникам закрепить орфографические и пунктационные умения и навыки, развить речь, и почерпнуть немало дополнительных интересных сведений.

Урок развития речи.

Тема. Поговорим о здоровье.

Цель урока:

Образовательные:ознакомить уч-ся с новыми «словарными» словами (по те- ме «Здоровье», закрепить знания по теме «Морфемика»;

Развивающие:развивать умения связно излагать свои мысли на письме и устно; развивать интерес к учению, к познанию нового;

Воспитательные: способствовать воспитанию желания вести здоровый образ жизни, оберегать своё здоровье и здоровье родных и близ- ких.

Ход урока.

I. Объявление темы урока, постановка задач.

II. Речевая разминка «Полёт фантазии». (На отдельн. листах) Напишите мини сочинение «Сегодняшний день… какой он, каким я хочу, чтобы он был?»

III. Работа по теме урока.

1. Словарная работа. (Раздаются словари) Запишите слова, проверив по орфографическому словарю. Подчеркните «контрольные моменты». Подготовьтесь к словарному диктанту.

Г-м-гл-бин, эп-демия, т-мп-ратура, л-б-ратория, п-циент, п-л-клиника, к-р-нтин, д-агноз, м-грень, в-кцина, г-г-ена, д-з-нфекция, дон-р, м-д-к-менты. (Коллективн. проверка).

2. «Оказание первой медицинской помощи». (У доски – подчеркнуть орфограммы).

Каждый человек обязан беречь своё здоровье и жизнь, так как нет ничего ценнее человеческой жизни . Но всё же в ней случается всякое. Бывает, что человек, сам того не ожидая попадает в сложные ситуации, наносит себе травму, заболевает. И тогда ему на помощь приходит медицина.

-Что значит «оказать первую медицинскую помощь»? Из данных слов «соберите» аптечку для оказания первой помощи. Объясните свой выбор.

Бинт стерильный, папин галстук, лейкопластырь, жгут резиновый, вата, йод, губная помада, зелёнка, перекись водорода, стрептоцид, средство для снятия лака, средство от желудочно-кишечных заболеваний, сердечно-сосудистые средства, противовоспалительные средства, жаропонижающие и болеутоляющие средства, жидкость для мытья посуды, термометр, крем для лица, пипетки, шампунь, зубная паста.

4. Повторение: морфемный разбор слов; части речи. (У доски)

-Назовите порядок морфемного разбора. Выполните морфемный разбор первого слова в каждом словосочетании. Укажите части речи. Расскажите о первой помощи при лекарственных отравлениях.

Лекарственный препарат, безболезненная прививка, просроченные таблетки. (Дополнительные вопросы по определениям частей речи).

5. Запишите под диктовку, озаглавьте текст, определите основную мысль текста. Обозначьте орфограммы.

Сегодня всё больше людей стараются поддерживать здоровье с помощью натуральных средств, в первую очередь – лекарственных трав. Почти все такие травы сейчас можно приобрести в аптеке. Но лучше собрать их самим, не зря ведь опытные травники говорят, что тепло человеческих рук и бережное отношение усиливает эффект целебного зелья. Но главное – точно знать, что может дать для нашего здоровья каждое растение.

-Подготовить к следующему уроку рассказ об одном из целебных растений.

-Послушайте стихотворения Г.Остера. Почему их относят к «вредным» советам?

Никогда не мойте руки, Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки, Шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы

Время попусту терять?

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет,

К старости сама собою

Облысеет голова.

Никогда не разрешайте

Ставить градусник себе,

И таблеток не глотайте,

И не ешьте порошков.

Пусть болят живот и зубы,

Горло, уши голова,

Всё равно лекарств не пейте

И не слушайте врача.

Перестанет биться сердце,

Но зато наверняка

Не прилепят вам горчичник

И не сделают укол.

Задание: пофантазируйте и сочините «вредные» советы на следующие темы: «Как заболеть простудой», «Как быстрее состариться».

IV.Итог урока. –Как нужно относиться к своему здоровью?

-Что больше всего понравилось, запомнилось на уроке?

V. Задание на дом. 1) Рассказ об одном из целебных растений (оформить);

2) Сочинить «вредные» советы, записать;

3) выучить словарные слова, подготовиться к диктанту.



Предварительный просмотр:

 

 

Как хочется, чтобы дети росли здоровыми, умели ценить данное им природой великое богатство - здоровье и жизнь. Использование здоровье сберегающих технологий на уроке - одна из важных задач любого современного урока. Урок развития речи можно организовать как урок здоровья, одновременно сочетая занимательный материал с заданиями, позволяющими школьникам закрепить орфографические и пунктационные умения и навыки, развить речь, и почерпнуть немало дополнительных интересных сведений.

Урок развития речи.

Тема. Поговорим о здоровье.

Цель урока:

Образовательные:ознакомить уч-ся с новыми «словарными» словами (по те- ме «Здоровье», закрепить знания по теме «Морфемика»;

Развивающие:развивать умения связно излагать свои мысли на письме и устно; развивать интерес к учению, к познанию нового;

Воспитательные: способствовать воспитанию желания вести здоровый образ жизни, оберегать своё здоровье и здоровье родных и близ- ких.

Ход урока.

I. Объявление темы урока, постановка задач.

II. Речевая разминка «Полёт фантазии». (На отдельн. листах) Напишите мини сочинение «Сегодняшний день… какой он, каким я хочу, чтобы он был?»

III. Работа по теме урока.

1. Словарная работа. (Раздаются словари) Запишите слова, проверив по орфографическому словарю. Подчеркните «контрольные моменты». Подготовьтесь к словарному диктанту.

Г-м-гл-бин, эп-демия, т-мп-ратура, л-б-ратория, п-циент, п-л-клиника, к-р-нтин, д-агноз, м-грень, в-кцина, г-г-ена, д-з-нфекция, дон-р, м-д-к-менты. (Коллективн. проверка).

2. «Оказание первой медицинской помощи». (У доски – подчеркнуть орфограммы).

Каждый человек обязан беречь своё здоровье и жизнь, так как нет ничего ценнее человеческой жизни . Но всё же в ней случается всякое. Бывает, что человек, сам того не ожидая попадает в сложные ситуации, наносит себе травму, заболевает. И тогда ему на помощь приходит медицина.

-Что значит «оказать первую медицинскую помощь»? Из данных слов «соберите» аптечку для оказания первой помощи. Объясните свой выбор.

Бинт стерильный, папин галстук, лейкопластырь, жгут резиновый, вата, йод, губная помада, зелёнка, перекись водорода, стрептоцид, средство для снятия лака, средство от желудочно-кишечных заболеваний, сердечно-сосудистые средства, противовоспалительные средства, жаропонижающие и болеутоляющие средства, жидкость для мытья посуды, термометр, крем для лица, пипетки, шампунь, зубная паста.

4. Повторение: морфемный разбор слов; части речи. (У доски)

-Назовите порядок морфемного разбора. Выполните морфемный разбор первого слова в каждом словосочетании. Укажите части речи. Расскажите о первой помощи при лекарственных отравлениях.

Лекарственный препарат, безболезненная прививка, просроченные таблетки. (Дополнительные вопросы по определениям частей речи).

5. Запишите под диктовку, озаглавьте текст, определите основную мысль текста. Обозначьте орфограммы.

Сегодня всё больше людей стараются поддерживать здоровье с помощью натуральных средств, в первую очередь – лекарственных трав. Почти все такие травы сейчас можно приобрести в аптеке. Но лучше собрать их самим, не зря ведь опытные травники говорят, что тепло человеческих рук и бережное отношение усиливает эффект целебного зелья. Но главное – точно знать, что может дать для нашего здоровья каждое растение.

-Подготовить к следующему уроку рассказ об одном из целебных растений.

-Послушайте стихотворения Г.Остера. Почему их относят к «вредным» советам?

Никогда не мойте руки, Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки, Шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы

Время попусту терять?

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет,

К старости сама собою

Облысеет голова.

Никогда не разрешайте

Ставить градусник себе,

И таблеток не глотайте,

И не ешьте порошков.

Пусть болят живот и зубы,

Горло, уши голова,

Всё равно лекарств не пейте

И не слушайте врача.

Перестанет биться сердце,

Но зато наверняка

Не прилепят вам горчичник

И не сделают укол.

Задание: пофантазируйте и сочините «вредные» советы на следующие темы: «Как заболеть простудой», «Как быстрее состариться».

IV.Итог урока. –Как нужно относиться к своему здоровью?

-Что больше всего понравилось, запомнилось на уроке?

V. Задание на дом. 1) Рассказ об одном из целебных растений (оформить);

2) Сочинить «вредные» советы, записать;

3) выучить словарные слова, подготовиться к диктанту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии на тему «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в его развитии и сохранении здоровья»

Это обобщающий урок в форме занимательного путешествия, который можно провести в конце изучения темы "Опора и движение" в 8 классе....

ОТКРЫТЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ»

Урок расширения и уточнения знаний учащихся о здоровом образе жизни.Преследует целью воспитания потребности в здоровом образе жизни....

УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Основной целью профессиональной деятельности учителя физической культуры считаю формирование у учащихся физических и психических качеств, устойчивых мотивов сохранения и укрепления здоровья,  бер...

УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Основной целью профессиональной деятельности учителя физической культуры считаю формирование у учащихся физических и психических качеств, устойчивых мотивов сохранения и укрепления здоровья,  бер...

Разработка урока развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Азбука здоровья"

Разработка урока развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Азбука здоровья"...

Организация взаимодействия с родителями в целях физического развития и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье

Материалы статьи содержат вопросы организации взаимодействия с родителями в целях физического развития и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме: Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, со...


 

Комментарии

Айзятова Фидания Мидехатовна

Открытый урок русского языка на тему: "Чистота речи. Давайте говорить красиво".
Цели урока:
• учить строить красивую правильную речь;
• вырабатывать умение создавать правильные речевые обороты, контролировать лексический материал, необходимый для общения;
• прививать любовь к русскому языку и гордость за него.
Тип урока: урок изучения новых знаний на основе имеющихся.
Вид урока: лекция с элементами самостоятельной работы.
Методическое обеспечение: карточки-задания, тесты.
Межпредметные связи: Литература – высказывания писателей и поэтов, цитаты публицистических статей.
План урока
1. Организационный момент:
- проверка наличия и готовности учащихся,
- объявление темы и цели урока, запись эпиграфа: «Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу». Б. Васильев
2. Вступительное слово педагога:
Не секрет, что переустройство экономической и социальной жизни в нашей стране – это общие перемены, которые не на все (как желалось бы) воздействуют благотворно. Меня беспокоит та волна перемен, которая выхолащивает культуру русской речи, засоряет экологию русского слова.
Казалось бы, что в условиях глубоких перемен надо перестраивать не язык, служащий для объединения нации, а наше отношение к нему. Удвоить, утроить уважение к доброму, яркому нашему слову, неразрывно связанному с делом и помогающему делу. Никому ведь не приходит в голову, что надо упростить и выхолостить химию, физику, математику или ботанику. А вот мысли по рационализации, реформированию могучего русского языка в наше время становятся символом решительных, радикальных обновлений.
Сторонники упрощения русского языка не задумываются над тем, что делают. Скорее всего, они исходят из сиюминутных нужд, не задумываются, что облегчить язык нельзя без ущерба для него. Расстраивая яркий русский язык, не желают думать, а может, и не знают, что язык – это история нашего народа, сама культура, процесс и результат её накопления и обновления.
3. Работа «малых групп»:
- Сегодня мы все чаще слышим о том, что язык болен.
Давайте попробуем определить болезни языка.
(Идет обсуждение в группах и выступление их представителей)
В результате дискуссии на доске появляются следующие записи:
- засилие жаргона,
- скудность, однообразность лексики,
- в разговорной речи приветствуется сквернословие, матерщина,
- очень часто речь журналистов, дикторов, то есть тех, кого раньше принимали за образец, оставляет желать лучшего,
- иногда неоправданное употребление иностранных слов.
Вывод: Речь засоряется и огрубляется.
– На ваш взгляд, каковы причины этих болезней? (обсуждение в группе)
- отсутствие запретов или хотя бы критики со стороны многих взрослых при употреблении ненормативной лексики вызывает уверенность в правильности словоупотребления;
- бедность словаря подростков объясняется и тем, что учащиеся часто пассивны на уроках и что ведущая роль принадлежит учителю;
- в век компьютеризации не проявляется интерес к классической литературе и искусству;
- Какими чертами должна обладать правильная речь?
– Правильность речи, т.е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам. “Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни”. (Д.И.Писарев)
– Точность речи, т.е. соответствие мыслям говорящего, или пишущего. “Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но, прежде всего, требованием смысла”. (К.Федин)
– Логичность речи, т.е. соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. “Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей”. (Н.Г.Чернышевский)
– Ясность речи, т.е. доступность пониманию слушающего, или читающего. “Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”, – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.
– Простота речи, т.е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, “красивостей” слога. “Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”. (Л.Н.Толстой)
– Живость речи, т.е. отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность. “Язык должен быть живым”. (А.Н.Толстой)
– Благозвучие, т.е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. “Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их”. (А.П.Чехов)
“И до чего это чудесны наши русские слова! Если долго вслушиваться в них и повторять раздельно одно только слово, и уже все видишь и слышишь, что заключено в нем. Как будто бы и короткое оно, но попробуй вслушайся... Вот, например, слово ручеек. Если повторять его часто-часто и вслух, то сразу и услышишь: ручеек журчит между камешками! Или другое слово — зной. Зачнешь долго тянуть з, то так и зазвонит этот зной наподобие тех мух, которых только и слышишь в полуденную ржаную пору. Произнес я слово — вьюга, и в ушах так и завыло это зимнее, лесное: в-в-в-и-ю... Ах, какое хорошее слово — яблоки. Полнозубое, веселое, морозно-хрустящее...
В канун Преображения... жарко-румяные, яснозорчатые, осенецветные, багровые, златоискрые, янтарные, сизые, белые, зеленые, с красными опоясками, в веснушках, с розовинкой, золотисто-прозрачные (инда зернышки просвечивают), большие, как держава в руке Господа Вседержителя…(Василий Акимович Никифоров-Волгин)
Итак, мы увидели, еще раз убедились, насколько красив наш “великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”
“Божьей красотой” называл русский язык Никифоров-Волгин, “волшебным и радостным чудом – Константин Паустовский. А сейчас на телеэкранах, заменивших литературу, только в одной рекламе можно за вечер услышать до 70 заимствованных слов! Послушайте речь дикторов радио и телевидения, речи политиков и вы услышите: маркетинги и мониторинги, истеблишмент и паблисити, аксессуары и инвестиции, дистрибьюторы и демпинги, дилеры и киллеры, инаугурация и дискредитация и т.д.
Всегда ли оправдано употребление заимствованных слов? Хорошее слово уникальный, но оно заменило огромное количество хороших, красивых и более выразительных русских слов:
-Задание группам: Подберите синонимы к слову уникальный. ( Редкий, чудесный, превосходный, замечательный, великолепный, удивительный, прекрасный, неповторимый, чудный).
И это еще не предел. Но мы уже стали стесняться своих слов. Мы не хотим петь: “Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай! Мы поем: “Happy birthday to you…”
- Задание группам: У вас на столах находится упражнение, связанное с употреблением заимствованных слов. Всегда ли употребление их оправдано?
Выполнение упражнения.
1. Вчера ночью у меня приватизировали куст красной смородины.
2. В последние годы ученые проводят большую работу по эксгумации русского фольклора.
3. Почти половину своей автобиографии он занимался изучением древних манускриптов.
4. Можно было бы привести армаду примеров в подтверждение моей мысли.
5. Это сооружение стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений архитектуры.
6. Ведущий продумал имидж комнаты для брифингов.
7. Все аксессуары внутреннего интерьера выполнены бездефектно.
8. В кафе всегда аншлаг.
Преподаватель: Итак, вывод, я думаю, понятен всем: если есть возможность использовать русские слова, то надо отдавать предпочтение именно им.
Учащийся читает стихотворение Вадима Шефнера:
Много слов на земле. Есть дневные слова,-
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно предать, и продать и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть –
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их красоту.
- Задание группам: тесты по культуре речи – проверка речевого чутья учащихся.
Еще один путь, который способствует загрязнению великого русского языка – это появление самых разнообразных жаргонов.
В 80-90 годы ХХ века отмечается активизация арго-социальных жаргонов, которыми пользуются уголовники, наркоманы, нищие, бездомные. Эти жаргоны несамостоятельны, они перетекают друг в друга. В основе такого разнообразия лежит тюремно-лагерный жаргон, сформировавшийся в социально пестрой среде советских лагерей и тюрем на протяжении десятилетий. Сегодня этот жаргон проникает во все сферы речи: устно-разговорной, книжно-письменной. Широкое употребление жаргонных выражений в СМИ приводит к тому, что в России формируется какой-то общий жаргон. Такой повышенный интерес связан еще и с тем, что ранее эта тема была запретной, сегодня же эта сфера стала свободной и широкой.
Одной из разновидностей внелитературной речи стал молодежный жаргон – сленг, отражающий стремление молодежи противопоставить себя взрослым. Молодежный сленг в основном отличается эмоциональной лексикой.
Никто, кроме современного человека не привнес в русский язык столько “прекрасного” Вдумайтесь в эти слова: “прокатить шнобелем по асфальту! Сморчок, отвянь!” Причем активны и взрослые. Папа в ответ на вопрос: “Что смеешься?” Ответит: “Фишку поймал!” А мама: “Фильтруй базар!”. А нынешний малолетка на любое замечание взрослых ответит: “Батон на уши не кроши!” А каким видит человек себя?! “Шнобель” вместо носа, “лупы” вместо глаз, “грабли” вместо рук, а там, где рот вообще “хлеборезка”. Это уже не человек, а помесь какая-то пугала с роботом! А может быть лучше так:
“Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва укутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрыты мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук…
Жаргонизированная речь не является единственной формой общения молодых людей и употребляется ими как выразительное средство и только в определенной среде “среди своих”. Увлечение сленгом – явление временное, преходящее, связанное с возрастом, с образовательным и культурным уровнем, поэтому злоупотребление молодежным сленгом называется болезнью роста. И совершенно непонятно, когда молодежным сленгом пользуются взрослые уважаемые люди, которые, конечно, должны быть носителями культуры.
Преподаватель: А сейчас обратимся к одному слову. К слову СТЫД – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться и много стыдиться, если он человек. Но мы поговорим о стыде перед словом.
Итак, давайте попробуем ответить на несколько моих вопросов:
– Что такое сквернословие?
– В чем состоит опасность его распространения?
– Какие вы видите пути решение проблемы сквернословие?
На этот вопрос отвечают по-разному. Одни утверждают, что это болезнь, как алкоголизм и табакокурение. Другие считают, что это порок, позорящий нацию.
Как считаете вы? Сначала порок, а потом болезнь. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно еще не закурить, не выпить, не сказать, не произнести, – порок. Но незаметно сквернословие становится болезнью. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в “приличное общество”, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. Наиболее полный словарь народного языка В. И. Даля не содержит матерных слов. Опасно ли распространение сквернословия? Да, оно принимает угрожающие черты и формы, оно охватило все возрасты и стало опасным. Скверные слова, нами не произносимые, но слышимые незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругались интеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегавшие к мату. Поэтому и возникает острая необходимость решать проблему сквернословия.
Задание группам: Предложите пути решения проблемы. Что для этого нужно?
– Не писать слова ненормированной лексики.
– Не печатать, с печатным словом трудно бороться.
– Не даст ничего замена ругательств начальными буквами.
– Не надо заменять сквернословие словами: елки-палки, японский городовой, блин. Культурные ругательства не лучше и не чище обычных.
Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь? Надежных рецептов нет. Но приемы, принятые и одобренные вами, помогут избежать сквернословия:
– Не говорите плохих слов сами.
– Не копируйте других.
– Не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст”.
Ошибочно считается, что, выругавшись, человек расслабился, выплеснул наболевшее, а значит, близко успокоение. Да, расслабление необходимо человеку. Расслабление, успокоение ищите в другом: в работе, в друзьях, в спорте, в музыке.
А как быть с теми, кто сквернословит? Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Есть люди, к которым грязь как бы не пристает, всегда найдется кто-то, на кого можно опереться, с кем вместе можно было бы противостоять злу.
Эвфемизмы – нейтральное выражение, заменяющее грубое и непристойное. Они помогут избежать конфликтов, неудач, установить отношения, проявить уважение. Можно сказать: пудрить мозги, а можно – вводить в заблуждение; вместо жирный – полный, вместо сдохнуть – умереть.
Верующие люди утверждают, что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы-хранители, и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.
Учащийся читает стихотворение:
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – МАТЬ!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами как бичом
И слово на язык не только просится
Но всё же мать тут всё-таки причём?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
Но всё ж не трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать».
Сквернейшее от самого святого.
Так неужели за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?
Ну, как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец.
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово, наконец:
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,
Но не теряйте звания людей,
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
Запишем вывод из сказанного: “Я исключение! Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство! Настоящий контроль — это контроль изнутри!”
А чтобы закрепить вот именно эти мысли, давайте проведем небольшой свободный диктант.
4. Свободный диктант: предложение читается дважды; можно менять словесное выражение мысли, не искажая смысла фразы.
Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.
Если кто-нибудь один раз услышит от нас нехорошее, постыдное слово, то мы уже не поднимем незримую планку нашего авторитета.
Если человек за всю свою жизнь не произнесет ни грубого, ни резкого, ни ядовитого, ни грязного слова – значит, этот человек уже сделает великое дело: через свою речь повлияет на состояние национального языка.
Проверяем написанное: учащиеся зачитывают получившийся текст.
5. Итоги урока: Обсуждение услышанного и записанного на уроке:
- О чем мы говорили на уроке? Какие вопросы затрагивали?
- Как проблему сквернословия будете решать для себя?
Преподаватель: Замечательно о силе русского слова сказано В. Г. Распутиным в повести “Дочь Ивана, мать Ивана”: “Содержится оно в тебе в необходимой полноте, всему-всему на свете зная подлинную цену; когда плачет оно, это слово, горькими слезами уводимых в полон русских женщин, когда торжественной медью гремит во дни побед и стольных праздников; когда безошибочно знает оно, в какие минуты говорить страстно, а в какие нежно. Когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем и душой, напитанных родной кровью, – вот тогда ошибиться нельзя. Оно, это слово, сильнее гимна и флага, клятвы и обета. С древнейших времён оно само по себе нерушимая клятва и присяга. Есть оно – все остальное есть, а нет – и нечем будет закрепить самые искренние порывы”.
Когда читаешь эти строки, то понимаешь, как чутко воспринимает слово Валентин Григорьевич, как стремится писатель изменить отношение к русскому слову, к родному языку.
11. Домашнее задание: Сочинение-миниатюра “Мое мнение о проблеме сквернословия”.

Тест по теме «Культура речи», вариант 1.
1. В каком слове ударение на третьем слоге?
А) намерение, б) переключит, в) исключенный, г) кашлянуть.
2. В каком слове ударение на первом слоге?
А) завидный, б) судно, в) звонит, г) деяние.
3. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
А) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.
Б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.
В) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.
Г) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно решать многие проблемы.
4. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить слово ЖИТЕЙСКИЙ?
А) Новую повесть хвалили за отражение подлинных ЖИЗНЕННЫХ явлений.
Б) Он славился мудростью и раздавал ЖИЗНЕННЫЕ советы.
В) Этому произведению живописи явно не хватает живых ЖИЗНЕННЫХ красок.
Г) Правительство должно руководствоваться ЖИЗНЕННЫМИ интересами страны.
5. В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить слово ЗЛОСТНЫЙ?
А) Здесь было так неуютно и страшно, как в царстве, заколдованном ЗЛОЙ феей.
Б) Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи.
В) ЗЛЫЕ браконьеры будут непременно наказаны.
Г) Человек он был ЗЛОЙ.
6. Значение какого слова определено неверно?
А) СУВЕНИР – подарок, изделие на память.
Б) ТОРЕЦ – боковая сторона дома.
В) УНИКАЛЬНЫЙ – редкий, единственный в своём роде.
Г) ЗАУРЯДНЫЙ – приметный, обращающий на себя внимание.
7. Значение какого слова определено неверно?
А) АДЕКВАТНЫЙ – соответствующий чему-либо, совпадающий.
Б) ЗАКОСНЕЛЫЙ – утративший подвижность, устарелый.
В) КРИМИНАЛЬНЫЙ – уголовный.
Г) СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ – особо тщательный, до мелочей точный.
8. Значение какого слова определено неверно?
А) ЭКСПРОМТ – речь, произнесённая без подготовки.
Б) НОСТАЛЬГИЯ – неприятные воспоминания.
В) ГЕРАЛЬДИКА – составление и изучение гербов.
Г) ИКЕБАНА – искусство составления букетов.
Тест по теме «Культура речи», вариант 2.
1. В каком слове ударение на первом слоге?
а) досуг, б) поняв, в) созыв, г) гербовый.
2. В каком слове ударение на втором слоге?
А) брала, б) начали, в) свекла, г) километр.
3. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить слово ЖИТЕЙСКИЙ?
А) ЖИЗНЕННЫЙ путь этого человека отражает идеалы эпохи.
Б) Для одного искусство лишь средство стать знаменитым, для другого – ЖИЗНЕННАЯ необходимость.
В) Основные персонажи пьесы оказались недостаточно ЖИЗНЕННЫМИ.
Г) ЖИЗНЕННЫЕ привычки приобретаются с опытом.
4. В каком предложении вместо слова ВЗРЫВНОЙ нужно употребить ВЗРЫВЧАТЫЙ?
А) ВЗРЫВНАЯ волна отбросила ящик метра на три.
Б) Здесь хранить ВЗРЫВНЫЕ вещества нельзя.
В) Снайперы обезвредили ВЗРЫВНОЕ устройство.
Г) В нём горели страстные, порой ВЗРЫВНЫЕ чувства.
5. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить слово ПРЕДОСТАВИТЬ?
А) ПРЕДСТАВЬТЕ гостям вашего друга.
Б) Актёр умел ПРЕДСТАВИТЬ пение соловья.
В) Вы должны срочно ПРЕДСТАВИТЬ отчёт о командировке.
Г) Я ПРЕДСТАВИЛ вам право самостоятельно решать вопросы.
6. Значение какого слова определено неверно?
А) НЕВЕЖДА – малообразованный человек.
Б) НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек.
В) ШОКИРОВАТЬ – удивлять, вызывать восторг или негодование.
Г) ТЩЕТНО – напрасно.
7. Значение какого слова определено неверно?
А) МАНСАРДА – летняя открытая пристройка к дому.
Б) БРА – настенный светильник.
В) ИЗРАЗЕЦ – плитка из обожжённой глины.
Г) СОЛЯРИЙ – площадка для принятия солнечных ванн.
8. Значение какого слова определено неверно?
А) СЕРФИНГ – вид водного спорта.
Б) СЕРПАНТИН – длинная узкая бумажная лента, которую бросают в публику на праздничных вечерах.
В) СЕМЕСТР – высшее учебное заведение.
Г) СНАЙПЕР – меткий стрелок.

Эталон ответов на тест по теме «Культура речи».
№ вопроса Вариант 1 Вариант 2
1 В Г
2 Б А
3 В Г
4 Б Б
5 В Г
6 Г В
7 Г А
8 Б В