Подготовка к сочинению-размышлению на морально-нравственную тему
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Цель:через осмысление содержания произведений учащиеся задумаются над проблемой «Человек и судьба».
Методы:использование стратегий критического мышления: ключевые слова, направленное чтение, прогнозирование, разноуровневые вопросы, дискуссионная карта.
Материалы к уроку:печатные тексты стихотворения в прозе Тургенева, притчи, видеозапись отрывка из фильма «Девятая рота», плакаты с абстрактным изображением понятия «судьба».
Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер или видеомагнитофон с телевизором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yudina_o.n.__chelovek__i__sudba.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 11 классе.
Тема: Подготовка к сочинению-размышлению на морально-нравственную тему « Человек и судьба» (на материале стихотворения в прозе Тургенева «Старуха», отрывка из кинофильма «Девятая рота", притчи о двух лягушках)
Юдина О.Н.
Назарбаев Интеллектуальная школа
физико-математического направления г. Семей
Республика Казахстан, г.Семей
Цель: через осмысление содержания произведений учащиеся задумаются над проблемой «Человек и судьба».
Методы: использование стратегий критического мышления: ключевые слова, направленное чтение, прогнозирование, разноуровневые вопросы, дискуссионная карта.
Материалы к уроку: печатные тексты стихотворения в прозе Тургенева, притчи, видеозапись отрывка из фильма «Девятая рота», плакаты с абстрактным изображением понятия «судьба».
Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер или видеомагнитофон с телевизором.
Задачи | Оценка |
1. Учащиеся поймут содержание рассказа и определят его основную мысль. | Через использование стратегии «направленное чтение», прогнозирование |
2. Сумеют анализировать, сопоставлять свою точку зрения с авторской позицией, будут развивать устную и письменную речь. | Через сопоставление собственного рассказа по ключевым словам с рассказом Тургенева, через интерпретацию восприятия отрывка из фильма и притчи, через составление дискуссионной карты |
3. Будут внимательны к мнению других, научатся аргументировано отстаивать свою точку зрения | Через наблюдения за работой в группах. |
Ход урока.
- Побуждение.
Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок.
Сейчас мне бы хотелось, чтобы вы придумали свою версию небольшого рассказа, в котором словосочетания будут появляться в следующем порядке.
ПОЛЕ
СГОРБЛЕННАЯ СТАРУХА
СТРАННОЕ БЕСПОКОЙСТВО
МОЯ СУДЬБА
-Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- Кто из вас хочет прочитать свой рассказ?
Чтение рассказов учащимися.
- Реализация.
-А сейчас я хочу познакомить вас с авторской версией этого рассказа.
Чтение стихотворения в прозе Тургенева учителем до слов « И вдруг я вижу…»
-Обсудите в группе, чем бы мог закончиться этот рассказ.
-Давайте послушаем ваши версии.
Выступление спикеров.
-Прочитайте авторскую концовку этого рассказа.
-Как вы думаете, почему автор именно так закончил рассказ?
А сейчас я хочу предложить вам посмотреть отрывок из кинофильма
« Девятая рота».
-Посмотрите очень внимательно и подумайте над вопросом:
-Есть ли что- то общее в этих двух таких разных произведениях искусства? Обоснуйте свой ответ.
-Вы согласны с тем, что красной ниточкой через весь фильм проходит тема судьбы?
-Что можно сказать о судьбе человека, подарившего талисман?
-А как заканчивается фильм?
-Единственный оставшийся в живых солдат – обладатель талисмана.
-Это случайность или судьба?
Обсудите в группах. Выступление спикеров.
-Последнее произведение, которое я хочу представить вашему вниманию - это притча о двух лягушках. На мой взгляд, в этой притче тоже речь идет о судьбе, конечно, в несколько иносказательном смысле, что является особенностью жанра.
Знакомство с содержанием притчи.
Притча «Две лягушки».
Однажды две любопытные лягушки попали в кувшин со сметаной. Кувшин оказался достаточно глубоким, лапки увязли в сметане и как не старались лягушки выбраться на свободу, у них ничего не получалось. Они барахтались изо всех сил, но все их усилия были тщетными. Прошел час. Лягушки очень устали, и одна из них перестала шевелиться. Она подумала: «Какой смысл напрасно тратить свои силы, ведь все равно ничего не изменишь…» В скором времени она пошла ко дну. А вторая лягушка подумала: « Ни в коем случае нельзя сдаваться, буду бить лапками до тех пор, пока хватит сил». И продолжала шевелиться. Через некоторое время сметана превратилась в масло, и лягушке удалось выпрыгнуть из кувшина.
- Что вы можете сказать по содержанию этого произведения?
- О чем эта притча?
- Какой вывод напрашивается здесь?
Тема нашего урока так и звучит « Человек и судьба». Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Я предлагаю составить вам дискуссионную карту.
- Поразмышляйте над вопросом:
Можно ли уйти от судьбы?
-Составьте каждый индивидуально дискуссионную карту.
3. Рефлексия.
- К какому выводу вы пришли? Обсудите в группах. Выберите 3 самых ярких аргумента «за» и 3 самых ярких аргумента «против».
-Давайте посмотрим, что у нас получилось. Выступление спикеров.
Конечно, однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Мне хочется показать вам работы, на которых мы с нашим учителем ИЗО графически попытались изобразить судьбу. Насколько это получилось, судить вам.
И сейчас мне хочется, чтобы вы прочитали цитаты, умные мысли, которые приготовили.
Успех или неудача, выигрыш или проигрыш зависят от собственных усилий человека. Чем настойчивее он в рвении своем, тем дальше продвигается он вперед.
Из писаний Бахауллы.
Судьба имеет два способа разбивать нашу жизнь: сопротивляться нашим желаниям или исполнять их.
А.Ф.Амиэль.
Стихотворения наших современников о судьбе.
***
Играют две школьницы в классики
На древнем асфальте в трещинах.
Полны первородной пластики,
И спрятана в каждой женщина.
Судьбы жестяная баночка
Летит от носка по клеточкам.
И нет ни рубца, ни раночки,
Лишь прыгают в косах ленточки.
Хохочут, галдят – не скучно им.
Законы великодушные:
Доскачешь до края самого,
И можно начать все заново.
Евгений Титаев, 2004 г.
* * *
Мы все судьбою обрученные,
Родными нареченные
Теперь до гроба так…
И даже если нет ни строчки,
И жизни поворот – вираж, отметина,
Прострел – пролет…
Мы все теперь навечно
Любовию повенчаны,
Бессмертием отмечены.
Душой в душе рождаем свет.
Любовь Мотовилина,2004г.
Д/з написать сочинение-размышление «Человек и судьба»
А сейчас оцените свою работу в группах, используя оценочные листы.
Оценочный лист. 1 группа.
п/н | ФИО учащихся | Собственная оценка | Оценка группы |
Карточка обратной связи.
Что понравилось вам сегодня на уроке?
Что нового вы узнали?
Ваши пожелания и предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к сочинению-размышлению "Что значит быть гражданином"(презентация)
Занятие расчитано на два учебных часа. Данная презентация лишь один из вспомогательных элементов урока....
Подготовка к сочинению-размышлению "Что значит быть гражданином" (план-конспект урока)
План-конспект урока в 7 классе. Занятие расчитано на два учебных часа....
Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему
Урок посвящен уточнению знаний обучающихся о понятиях "мораль", "нравственность", "доброта", "агрессивность", "эгоизм", развитию умения работать с притчами, писать сочинение-рассуждение....
Развитие речи. Изложение с элементами сочинения на морально - нравственную тему.
1) Учить писать изложение с элементами сочинения на морально - нравственную тему.2) Вырабатывать умение высказывать свое мнение по затронутыми в тексте проблемам.3) Воспитание нравственности....
Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему
Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему в 6-ом классе. Анализ рассказа "Болтливая птичка"...
Сочинение-размышление на тему: «Героев славных имена»
Сочинение-размышление на тему: «Героев славных имена»...
Статья на тему "Морально-нравственное развитие личности подростков"
В условиях становления новой идеологии Российской Федерации все большее значение приобретает изучение морально-нравственных представлений и ценностей людей. Сложность и драматизм преобразований, проис...