Подготовка к сочинению-размышлению на морально-нравственную тему
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

 Цель:через осмысление  содержания произведений учащиеся задумаются над проблемой «Человек и судьба».

Методы:использование стратегий критического мышления: ключевые слова, направленное чтение, прогнозирование, разноуровневые вопросы, дискуссионная карта.

Материалы к уроку:печатные тексты стихотворения в прозе Тургенева, притчи, видеозапись отрывка из фильма «Девятая рота», плакаты с абстрактным изображением понятия «судьба».

Оборудование урока:  интерактивная  доска, компьютер или видеомагнитофон с телевизором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yudina_o.n.__chelovek__i__sudba.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка в 11 классе.

Тема: Подготовка к сочинению-размышлению на  морально-нравственную тему « Человек и судьба» (на материале стихотворения в прозе Тургенева «Старуха», отрывка из кинофильма «Девятая рота", притчи о  двух лягушках)

Юдина О.Н.

Назарбаев Интеллектуальная школа  

физико-математического направления г. Семей

Республика Казахстан, г.Семей

Цель: через осмысление  содержания произведений учащиеся задумаются над проблемой «Человек и судьба».

Методы: использование стратегий критического мышления: ключевые слова, направленное чтение, прогнозирование, разноуровневые вопросы, дискуссионная карта.

Материалы к уроку: печатные тексты стихотворения в прозе Тургенева, притчи, видеозапись отрывка из фильма «Девятая рота», плакаты с абстрактным изображением понятия «судьба».

Оборудование урока:  интерактивная  доска, компьютер или видеомагнитофон с телевизором.

Задачи

Оценка

1. Учащиеся поймут содержание рассказа и определят его основную мысль.

Через использование стратегии «направленное чтение», прогнозирование

2. Сумеют анализировать, сопоставлять свою точку зрения с авторской позицией, будут развивать устную и письменную речь.

Через сопоставление собственного рассказа по ключевым словам с рассказом Тургенева, через интерпретацию восприятия отрывка из фильма и притчи, через составление дискуссионной карты  

3. Будут внимательны к мнению других,

научатся  аргументировано отстаивать свою точку зрения

Через наблюдения за работой в группах.

                                  Ход урока.

  1. Побуждение.

Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок.

        Сейчас мне бы хотелось, чтобы вы придумали свою версию небольшого рассказа, в котором словосочетания будут появляться в следующем порядке.

ПОЛЕ

СГОРБЛЕННАЯ СТАРУХА

СТРАННОЕ БЕСПОКОЙСТВО

МОЯ СУДЬБА

-Давайте посмотрим, что у вас получилось.

- Кто из вас хочет прочитать свой рассказ?

Чтение рассказов учащимися.

  1. Реализация.

-А  сейчас я хочу познакомить вас с авторской версией этого рассказа.

Чтение стихотворения  в прозе Тургенева учителем до слов « И вдруг я вижу…»

-Обсудите в группе, чем бы мог закончиться этот рассказ.

-Давайте послушаем ваши версии.

Выступление спикеров.

-Прочитайте авторскую концовку этого рассказа.

-Как вы думаете, почему автор именно так  закончил рассказ?

А сейчас я хочу предложить вам посмотреть отрывок из кинофильма

« Девятая рота».

-Посмотрите очень внимательно и подумайте над вопросом:

-Есть ли что- то общее в этих двух таких разных произведениях  искусства? Обоснуйте свой ответ.

-Вы согласны с тем, что красной ниточкой через весь фильм проходит тема судьбы?

-Что можно сказать о судьбе человека, подарившего талисман?

-А как заканчивается фильм?

-Единственный оставшийся в живых солдат – обладатель талисмана.

 -Это случайность или судьба?

Обсудите в группах. Выступление спикеров.

 -Последнее произведение, которое я хочу представить вашему вниманию -  это притча о двух лягушках. На мой взгляд, в этой притче тоже речь идет о судьбе, конечно, в несколько иносказательном смысле, что является особенностью жанра.

Знакомство с содержанием притчи.

Притча «Две лягушки».

Однажды две любопытные лягушки попали в кувшин со сметаной. Кувшин оказался достаточно глубоким, лапки увязли в сметане и как не старались лягушки выбраться на свободу, у них ничего не получалось. Они барахтались изо всех сил, но все их усилия были тщетными. Прошел час. Лягушки очень устали, и одна из них перестала шевелиться. Она подумала: «Какой смысл напрасно тратить свои силы, ведь все равно ничего не изменишь…» В скором времени она пошла ко дну. А вторая лягушка подумала: « Ни в коем случае нельзя сдаваться, буду бить лапками до тех пор, пока хватит сил». И продолжала шевелиться. Через некоторое время  сметана превратилась  в масло, и лягушке удалось выпрыгнуть из кувшина.

- Что вы можете сказать по содержанию этого произведения?

- О чем эта притча?

- Какой вывод напрашивается здесь?

Тема нашего урока так и звучит « Человек и судьба».  Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Я предлагаю составить вам  дискуссионную карту.

- Поразмышляйте над вопросом:

Можно ли уйти от судьбы?

-Составьте каждый индивидуально дискуссионную карту.

3. Рефлексия.

- К какому выводу вы пришли? Обсудите в группах. Выберите 3 самых ярких аргумента «за» и 3 самых ярких аргумента «против».

-Давайте посмотрим, что у нас получилось. Выступление спикеров.

Конечно, однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Мне хочется показать вам работы, на которых мы с  нашим учителем ИЗО  графически попытались изобразить судьбу. Насколько это получилось, судить вам.

 И сейчас мне хочется, чтобы вы прочитали цитаты, умные мысли, которые приготовили.

Успех или неудача, выигрыш или проигрыш зависят от собственных усилий человека. Чем настойчивее он в рвении своем, тем дальше продвигается он вперед.

 Из писаний Бахауллы.

Судьба имеет два способа разбивать нашу жизнь: сопротивляться нашим желаниям или исполнять их.

А.Ф.Амиэль.

Стихотворения  наших  современников о судьбе.

***

Играют две школьницы в классики

На древнем асфальте в трещинах.        

Полны первородной пластики,

И спрятана в каждой женщина.

Судьбы жестяная баночка

Летит от носка по клеточкам.

И нет ни рубца, ни раночки,

Лишь прыгают в косах ленточки.

Хохочут, галдят – не скучно им.

Законы великодушные:

Доскачешь до края самого,

И можно начать все заново.

Евгений Титаев, 2004 г.

* * *

Мы все судьбою обрученные,

Родными нареченные

Теперь до гроба так…

И даже если нет ни строчки,

И жизни поворот – вираж, отметина,

Прострел – пролет…

Мы все теперь навечно

Любовию повенчаны,

Бессмертием отмечены.

Душой в душе рождаем свет.

                                                         Любовь Мотовилина,2004г.

Д/з       написать сочинение-размышление «Человек и судьба»

А сейчас оцените свою работу в группах, используя оценочные листы.

Оценочный лист.                                    1 группа.        

п/н

ФИО учащихся

Собственная оценка

Оценка группы

Карточка обратной связи.        

        

Что понравилось вам сегодня на уроке?

Что нового вы узнали?

Ваши пожелания и предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению-размышлению "Что значит быть гражданином"(презентация)

Занятие расчитано на два учебных часа.  Данная презентация лишь один из вспомогательных элементов урока....

Подготовка к сочинению-размышлению "Что значит быть гражданином" (план-конспект урока)

План-конспект урока в 7 классе. Занятие расчитано на два учебных часа....

Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему

Урок посвящен уточнению знаний обучающихся о понятиях "мораль", "нравственность", "доброта", "агрессивность", "эгоизм", развитию умения работать с притчами, писать сочинение-рассуждение....

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения на морально - нравственную тему.

1) Учить писать изложение с элементами сочинения на морально - нравственную тему.2) Вырабатывать умение высказывать  свое мнение по затронутыми в тексте проблемам.3) Воспитание нравственности....

Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему

Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему в 6-ом классе. Анализ рассказа "Болтливая птичка"...

Сочинение-размышление на тему: «Героев славных имена»

Сочинение-размышление на тему: «Героев славных имена»...

Статья на тему "Морально-нравственное развитие личности подростков"

В условиях становления новой идеологии Российской Федерации все большее значение приобретает изучение морально-нравственных представлений и ценностей людей. Сложность и драматизм преобразований, проис...