Развитие речи. Изложение с элементами сочинения на морально - нравственную тему.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

1) Учить писать изложение с элементами сочинения на морально - нравственную тему.
2) Вырабатывать умение высказывать  свое мнение по затронутыми в тексте проблемам.
3) Воспитание нравственности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие речи. Изложение с элементами сочинения на морально - нравственную тему.

Цели:

  1. Учить писать изложение с элементами сочинения на морально - нравственную тему.
  2. Вырабатывать умение высказывать  свое мнение по затронутыми в тексте проблемам.
  3. Воспитание нравственности.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Лексико-орфографическая  работа.

Учитель: 

Мораль (нравственность) - правила поведения, система норм, определяющая обязанности человека по отношению к другим людям и обществу в целом; подвиг - героический поступок; вирус - мельчайший микроорганизм, возбудитель заразной болезни; трахома - заразное хроническое заболевание соединительной оболочки глаза; тунеядство - жизнь за чужой счет; Академия наук.

С такими словами и словосочетаниями вы встретитесь сегодня на уроке.

Учитель: (Чтение текста изложения и работа над ним): Люди всегда благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершать великое. Человеческая память хранит имена героев и их свершения.

Николай Пржевальский променял великосветский Петербург, парады и банкеты на тишину пустынь, дым костров, стоптанные сапоги, голод и жажду. В его честь Академией наук была выбита специальная медаль…

Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой ужасной болезнью! И это тоже настоящий подвиг!

Но ведь не все могут быть путешественниками или работать с вирусами трахомы. Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в сберегательном банке.

А как же подвиг?

И все же мне кажется - есть место подвигу в любой обстановке и при любых занятиях. Вспомните жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо) на необитаемом острове, с его победой над самим собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. Положение, в котором оказался этот человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошенностью и равнодушием можно и нужно и не только на необитаемом острове.

Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое подвиг. Человек в основе своей всегда стремится к хорошему, надо только вовремя уметь поддержать или подправить того, кто стал уходить от этого стремления. Мы живем в большом общежитии, и надо уметь любить людей, которые тебя окружают, отдавать им богатство ума и сердца, и они отплатят тебе тем же.

Жизнь пестра и разнообразна. На одном ее полюсе - горение и мужество, на другом - тунеядство и трусость. На одном - высокий порыв, жажда знаний, на другом - равнодушие, пошлость, мещанство. Перед каждым вступающим в жизнь встают эти два полюса, и к какому полюсу человек пойдет, зависит от него самого.       (Н. Дубинин)

Учитель: (читает записанные на доске вопросы к анализу)

  • Каждый ли человек способен совершить подвиг?
  • Всегда ли героический поступок совершается в особых, экстремальных условиях?
  • Согласны ли вы с утверждением, что есть место подвигу в любой обстановке и что это зависит от того, какова профессия человека?
  • Что нужно сделать, чтобы в нужную минуту найти в себе мужество и силы победить малодушие, страх, безразличие, оказаться способным помочь людям или отдельному человеку, который попал в беду?

Ученики (размышляют, отвечают на вопросы)

Учитель: Как можно озаглавить этот текст?

  1. Написание текста изложения с элементами сочинения.
  2. Подведение итогов урока.

Учитель: Ответьте на вопрос:

  •  Какие моральные принципы свойственны людям, способным на подвиг?

Ученики (высказывают свое мнение).

  1. Домашнее задание: повторить § 9, 10.
  2. Учитель: Урок окончен, сдайте свои работы. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока развития речи с мультимедийным приложением "Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему".

Урок разработан для 9 класса,содержит презентацию к уроку,рабочие материалы для групповой работы на уроке....

Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему

Урок посвящен уточнению знаний обучающихся о понятиях "мораль", "нравственность", "доброта", "агрессивность", "эгоизм", развитию умения работать с притчами, писать сочинение-рассуждение....

Урок развития речи.Подготовка к написанию сочинения на морально-этическую тему

Урок разработан с использованием "сингапурской системы" обучения...

Презентация к уроку развития речи "Подготовка к изложению с элементами сочинения по тексту "Соседи" Л.Гурунц".

Презентация к уроку развития речи "Подготовка к изложению с элементами сочинения по тексту "Соседи" Л.Гурунц". На слайдах представлен подготовительный материал к уроку, сам текст и...