Статья на тему "Морально-нравственное развитие личности подростков"
материал по психологии

Обгольц Марина Геннадьевна

В условиях становления новой идеологии Российской Федерации все большее значение приобретает изучение морально-нравственных представлений и ценностей людей. Сложность и драматизм преобразований, происходящих в современном обществе, ломка старой системы общественных ценностей и идеалов привели к тому, что в молодежной среде также стала происходить переоценка социальных ценностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obgolts_m.g._statya_pedagoga-psihologa.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обгольц Марина Геннадьевна

ФИО

МОРАЛЬНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

«Весь мир ничто в сравнении с человеческой личностью, с единственным лицом человека, с единственной его судьбой»

(Н.А. Бердяев)

В условиях становления новой идеологии Российской Федерации все большее значение приобретает изучение морально-нравственных представлений и ценностей людей. Сложность и драматизм преобразований, происходящих в современном обществе, ломка старой системы общественных ценностей и идеалов привели к тому, что в молодежной среде также стала происходить переоценка социальных ценностей. По мнению С. Хоружего, страну постиг небывалый, беспрецедентный нравственный провал, когда этические координаты не сместились куда-то, а попросту вообще исчезли. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) подавляющее большинство россиян (79%) считают, что за последние годы состояние нравственности в стране изменилось в худшую сторону. Все это в какой-то мере сохраняется среди части молодежи сейчас и заставляет обратиться к более внимательному изучению процесса морально-нравственного развития учащихся.

Наиболее активно проблемы нравственности разрабатывали В.И. Слободчиков, В.Э. Чудновский, В.Н. Шердаков и др. В психологической практике накоплен большой опыт развития нравственных сторон личности: в детском возрасте (Л.И. Божович; А.В. Запорожец, и др.); у взрослого человека (Б.Г. Ананьев; К.А. Абульханова; А.А. Деркач, В.С. Мерлин и др.); в образовательном пространстве (Д.А. Андреев; Л.М. Попов и др.); в профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков и др.); в событийной деятельности (Л.М. Аболин и др.); в культуре и обществе (В.С. Библер, С.К. Бондырева; В.В. Кандинский, В.В. Петухов, В.П. Тугаринов и др.).

Согласно Л.Н. Антилоговой, ядром нравственного сознания являются нравственные убеждения и ценности, ценностные ориентации, содержанием – нравственные качества и способности, нравственные потребности и мотивы. Нравственные способности она определяет как индивидуально - психологические особенности личности, которые выражают готовность личности к моральному выбору между добром и злом в повседневной жизни и к установлению моральных взаимоотношений между людьми в процессе любой деятельности и жизнедеятельности в целом. Они определяют специфику поведения человека, выражающуюся в его желании и умении делать добро [1, с.57].

В 2011г. нами было проведено исследование с целью выявления нравственной воспитанности учащихся. Методика «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щурковой) состоит из 31 вопроса. Она была проведена нами среди учащихся 5-9 классов. Всего было опрошено 231 человек.

Д.В. Колесов выделяет четыре основания нравственности: 1) правильно сформированная потребность человека в другом человеке, реализующаяся путем общения (в основе лежат механизмы идентификации и эмпатии); 2) сознание общности всех людей; 3) сформированный с детства эмоционально насыщенный образ родного дома; 4) наличие эмоционально-насыщенного и хорошо сформированного представления о своем жизненном пути как целостности [2, с. 127-131].

Исходя из этого, мы классифицировали вопросы методики Н.Е. Щурковой. Приведем в качестве примеров некоторые из них.

1) правильно сформированная потребность человека в другом человеке, реализующаяся путем общения: «Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?» большинство испытуемых 41,2%, выбрали вариант ответа: «подойду и непременно заговорю» (этот ответ встречается чаще других у учащихся 5-6 классов) и 40,4% вариант ответа «не знаю заранее, как сложатся обстоятельства» (этот ответ встречается чаще других у учащихся 7-9 классов); у 18,4 % испытуемых выбран ответ - «ничего, какое мое дело» (этот ответ особенно часто встречается у учащихся 5-х классов);

2) сознание общности всех людей: «Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?» большинство испытуемых 70,4% испытуемых выбрали вариант ответа: «выполняю, конечно»; 17,8% вариант ответа «увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не выполнять» (этот ответ встречается чаще других у учащихся 8-х классов); у 11,8% испытуемых выбран ответ - «забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет» (этот ответ встречается чаще других у учащихся 5-6-х классов); «Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Что Вы делаете в данный момент?» 43,6% испытуемых выбрали вариант ответа: «поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу» (особенно учащиеся 5-6-х классов); 42,3% вариант ответа «сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию»; у 14,1% испытуемых выбран ответ - «я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться» (особенно у учащихся 8-х классов);

3) сформированный с детства эмоционально насыщенный образ родного дома: «Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?» 42% испытуемых выбрали вариант ответа: «не замечал (не замечала)» (этот вариант ответа чаще встречается среди учащихся 5-х классов); 35,2% ответили: «снятся родные места» (этот ответ встречается чаще других у учащихся 7-х классов); 22,8% выбрали вариант ответа: «хорошо себя чувствую, лучше, чем дома» (этот вариант ответа чаще встречается среди учащихся 8-х классов);

4) наличие эмоционально-насыщенного и хорошо сформированного представления о своем жизненном пути как целостности: «Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?» 45,6% всех испытуемых решительно отказываются (особенно учащиеся 8-х классов); 34,6% испытуемых выбрали вариант ответа «сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование»; 16,2% испытуемых выбрали вариант ответа «соглашусь» (встречается чаще у учащихся 7-9-х классов).

Нравственность – один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса, который нужно формировать с раннего детства. Однако подростковый этап онтогенеза также является сензитивным периодом процесса морально-нравственного развития, поскольку именно в этом возрасте начинается выделение себя в качестве объекта нравственного самопознания и субъекта самовоспитания. С.Л. Рубинштейн полагал, что человек способен при поддержке внешних и внутренних условий изменить самого себя или морально поддержать другого человека, укрепив своим отношением его человеческую сущность, то лучшее, сильное, доброе, что есть в нем, но не видится им самим в данных обстоятельствах [3].

Список источников:

  1. Антилогова, Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Диссертация на соискание ученой степени докт. психол. наук. /Л.Н. Антилогова. – Новосибирск, 1999. – 434с.
  2. Колесов, Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. / Д.В. Колесов. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. – 400с.
  3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 720с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности подростка

Статьи предлагаются для самообразования родителей подростков. Здесь в доступной форме представлены особенности физического и психического развития школьников данного возраста. Этим материалом можно...

"Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка"

Материал представляет собой конспект открытого занятия, проводимого в рамках недели педагогического мастерства в КГОКУ "Детский дом г.Находки". Тема: "Влияние молодежных субкультур на развитие личност...

Туристско-краеведческая деятельность – педагогический ресурс развития личности подростка в воспитательной системе школы

В своей внеурочной деятельности использую такие формы изучения родного края как экскурсии.Об этом делюсь опытом в своей статье....

«Проблема семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка в трудах отечественных и зарубежных исследователей»

Данная работа затрагивает проблемы семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка, рассматривает виды и типы неблагополучных семей, особенности подростков, воспитывающихся в неб...

В методическую копилку учителя обществознания Неформальные объединения молодежи. Позитивное и негативное влияние на развитие личности подростка

Понятие «молодежь» и «субкультура. Сущность, тенденции и проблемы индивидуализации и социализации молодежи.  Культура и сферы реализации молодежи....

Ролевое общение на иностранном языке как фактор социального развития личности подростка

Выступление на районном заседании учителей иностранного языка...

Тренинги для подростков: развитие личности подростка- Карамзина Светлана Валентиновна

Программа предназначена для подростков 12-15-ти лет и включает в себя девять тренингов по выходным дням, с периодичностью один раз в месяц. Предусмотрены домашние задания и переписка с тренером по Инт...