Подготовка к сочинению-описанию 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Данный урок является уроком развития речи. В наглядной красочной форме представленный здесь материал позволяет учащимся подготовиться к описанию домашнего животного (а в принципе любого животного). Ученики работают с лексическим полем слов, составляют мини-тексты, разграничивая тексты-описания, повествования и рассуждения, находят необходимые средства выразительности, чтобы полученное сочинение выгодно отличалось от остальных, прорабатывают изученные орфограммы и пунктограммы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvernutyy_plan-konspekt_uroka.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подробный конспект урока.
Организационная информация | |||||||||||||||||||
Тема урока | «Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного» | ||||||||||||||||||
Предмет | Русский язык | ||||||||||||||||||
Класс | 5-ый | ||||||||||||||||||
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Пузикова Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы 1-ой квалификационной категории | ||||||||||||||||||
Образовательное учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новошешминская гимназия Новошешминского муниципального района Республики Татарстан» | ||||||||||||||||||
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) | Приволжский федеральный округ | ||||||||||||||||||
Республика/край | Республика Татарстан | ||||||||||||||||||
Город/поселение | Село Новошешминск | ||||||||||||||||||
Методическая информация | |||||||||||||||||||
Тип урока | Урок развития речи | ||||||||||||||||||
Цели урока |
| ||||||||||||||||||
Задачи урока |
Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи. | ||||||||||||||||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют / приобретут / закрепят / др. ученики в ходе урока |
Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее. | ||||||||||||||||||
Необходимое оборудование и материалы | Мультимедиапроектор, компьютер, интерактивная доска, презентация | ||||||||||||||||||
Подробный конспект урока | |||||||||||||||||||
Мотивация учащихся | Для мотивации учащихся используются слайды презентации, через которые в игровой форме подаются загадки о животных. | ||||||||||||||||||
Ход и содержание урока | 1.Организационный момент. Добрый день, ребята! Рада видеть вас на моем уроке. Откройте рабочие тетради, запишите дату. (слайд) 2.Цели и задачи урока. Тема нашего урока – подготовка к сочинению-описанию животного. 3.АОЗ. Загадки о животных. (слайды) (показать повадки, изобразить). В какой сказке действуют все эти животные? («Теремок», слайд) А о каком именно животном пойдёт речь, вы узнаете из стихотворения. (импровизированная сценка с игрушкой-кошкой) Загрустил котёнок мой. Я спросил: «Ну что с тобой?» Он молчит, сидя в коробке. Я сказал: «Какой ты робкий! Ты, наверное, не спал?» А котёнок вдруг ответил: «Ты б не лез ко мне, Петрушка, Я тебе ведь не игрушка!» По этим строкам вы, конечно же, догадались, о каком животном пойдет речь. (О кошке) (слайд) Перед вами, ребята, два текста. Определите стилевую принадлежность каждого текста и докажите, почему вы так считаете. А в этом вам поможет таблица. (Таблица «Стили речи») (слайд) Текст № 1. КОШКО ДОМАШНИЕ (Felis catus), животные рода кошек. Принято отделять беспородную домашнюю кошку от породистых домашних кошек. Всего выделяют около двухсот пород, большинство из которых выведено в конце 19 – начале 20 веков. Изучением кошек занимается наука фелинология. Кошки разных пород различаются размерами и массой тела, формой туловища, цветом глаз, длиной и окрасом шерсти. Текст № 2. Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом… Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, рассуждение). Определите тип речи текста № 2. Аргументируйте свой ответ. (А давайте посмотрим, ребята, что делает этот пушистый комок?) Обратимся к учебнику. Упражнение 587, текст № 2. Определите тип речи текста, аргументируйте свой ответ. Слова какой части речи помогли нам сделать описание кошки ярким и живым? (прилагательные) Вывод: В тексте-описании преобладают имена прилагательные. 4.Весёлая физкультминутка. Не отступая от темы, немного расслабимся. Сегодня мы с вами – кошки, коты и котята. 1 упр.: Кошка заглядывается на какой-нибудь предмет, наклоняя голову то вправо, то влево. (Наклоны головы вправо и влево.) 2 упр.: Кошка ловит лапами мух. (Повороты туловища с хлопками). 3 упр.: Кошка прыгает. (Приседания и прыжки). (слайд) 5.Продолжение работы по теме урока. Чтобы сочинение получилось живым, давайте, ребята, заполним таблицу, которая лежит у вас на столе. (Что именно мы можем описать у кошки?) Заполнение опорной таблицы
(слайд) Ребята, давайте вместе опишем кошку и проведем заодно орфографическую минутку. Ч…рный (цвет) Б…льшие (глаза) Дли…ые (усы) Барх…тные (лапки) Вн…мательный (взгляд) Мя…кий (характер) Пуш…стая (шерсть) В ходе урока мы собрали много информации, необходимой для написания сочинения. А как же строится сочинение-описание? (слайд) План: 1.О каком животном я буду писать? (название) 2.Как животное появилось у нас в доме? 3.Описание животного (какое оно?) 4.Моё отношение к питомцу. 6.Итоги урока. Оценка работы учащихся. Внимание на экран! (видеоролик «Такие разные кошки») 7.Домашнее задание. По плану можно работать над описанием любого домашнего животного, домашней птицы. | ||||||||||||||||||
Проверка и оценивание ЗУНКов | В течение всего хода урока | ||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности на уроке | Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель - не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость» Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. | ||||||||||||||||||
Домашнее задание | Создать по плану сочинение-описание любого животного или птицы | ||||||||||||||||||
Дополнительная необходимая информация | |||||||||||||||||||
В помощь учителю | |||||||||||||||||||
Использованные источники и литература (если имеются) | Т.А. Ладыженская. Учебник «Русский язык. 5 класс» | ||||||||||||||||||
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Сам факт проведения урока в кабинете информатики либо с применением отдельного компьютера интригует детей, создаёт стихию заинтересованности, появляется неосознанная формальная мотивация. Ученикам интересно с помощью компьютера усваивать новый материал, проверять свои знания. Ребёнок чувствует потребность в знаниях, появляется интерес к предмету. В этом проекте используются звуковые возможности компьютера – мультимедиа технологии, которые способствуют созданию на уроке благоприятной эмоциональной атмосферы. | ||||||||||||||||||
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Учитель вместе с детьми может использовать проект на последующих уроках, на этапе актуализации знаний. | ||||||||||||||||||
Другое |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.
Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...
Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)
Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....
Открытый урок по теме: "Описание поэтических предметов. Подготовка к сочинению-описанию"
Открытый урок, посвященный подготовке к написанию сочинения-описания по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". Урок предназначен для проведения в 6 классе...
Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".
Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....
Мастер-класс «Подготовка к сочинению-описанию картины В.Хабарова «Портрет Милы» в 7 классе
Мастер-класс по подготовке к сочинению-описанию картины...
Технологическая карта урока «Описание предмета. Подготовка к сочинению- описанию игрушки литературного персонажа сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».
Разработка интегрироованного урока по русскому языку, литературе, ИЗО....
Подготовка к сочинению-описанию по картине И. Грабаря «Февральская лазурь». Написание сочинения
Данная разработка урока позволит подготовить обучащихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", ознакомление с особенностями пейзажа как жанра живописи, формиров...