Открытый урок по теме: "Описание поэтических предметов. Подготовка к сочинению-описанию"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Открытый урок, посвященный подготовке к написанию сочинения-описания по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". Урок предназначен для проведения в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie-opisanie.rar | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 6А
Предмет: русский язык
Тема: Описание поэтических предметов. Подготовка к написанию сочинения-описания
Тип урока: урок – открытие нового знания (вводный урок)
Цели урока:
-сформировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал, пополнять свой лексикон, создание текста-описания;
-научить пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи, включая эпитеты и синонимы;
-дать понятие натюрморта (особенности натюрморта как жанра живописи);
-подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта (замысел художника, строение описания);
-развивать творческие способности учащихся, учить выражать своё отношение к предмету речи.
Задачи:
Предметные: знать о роли деталей в художественном описании, о понятии «натюрморт»; уметь описывать малопредметные натюрморты; создавать текст-описание; использовать полученные знания при изучении темы «Лексика».
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая
Оборудование: компьютерная презентация, картина П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», раздаточный материал
Предварительная словарно-стилистическая работа:
- На одном из уроков русского языка производится запись слов и словосочетаний на тему «Сирень»: подбор прилагательных, обозначающих цвет, форму, величину, запах сирени.
- Предварительное задание: узнать лексическое значение и этимологию слова «натюрморт»
- Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение стихотворений о сирени
- Индивидуальное задание: подготовить сообщение о П. П. Кончаловском
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Формы организации взаимодействия | Время (мин) |
1.Организационый этап | Приветствие, эмоциональный настрой Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех на нашем уроке! На улице последний месяц зимы и совсем скоро под яркими лучами солнышка заплачут сосульки и побегут серебристые ручьи по дорогам. И сегодняшний урок мне бы хотелось начать с чтения замечательных стихотворений об одном из самых красивых символов весны – о сирени. | Приветствуют учителя | 1 | ||
2. Постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности | Демонстрация слайдов с репродукциями картин П.П. Кончаловского: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень у окна», «Сирень, хрустальная ваза и корзина», «Сирень в плетенке», «Сирень на полу Мы прослушали стихотворение, посмотрели репродукции, а теперь давайте ответим на вопрос: чему будет посвящен сегодняшний урок. Совершенно верно. На уроке мы будем учиться читать натюрморт «Сирень в корзине» Петра Петровича Кончаловского. А что же станет итогом нашей с вами работы? Сформулируйте пожалуйста цели нашего сегодняшнего урока. Верно. Молодцы. Откроем тетради, запишем число и тему урока (Двадцать пятое февраля. Классная работа. Сочинение-описание поэтических предметов) | Заранее подготовленный ученик читает стихотворение М. Ершовой «Почему живописцы сирени верны» Примерные ответы: урок развития речи, описание картины Примерные ответы: написание сочинения-описания картины Примерные ответы: научиться собирать материал, развивать речь, узнать о натюрморте… | Познавательные: выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: целеполагание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учёт мнения окружающих. Личностные: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Фронтальная | 3 |
3.Актуализация знаний | На доске корзина, в которую будут складываться идеи, понятия, имена по данной теме (уже знакомые детям) Прежде чем приступить к изучению нового материала, мы должны с вами вспомнить, что мы знаем об описании картины и написании текста описания. Вы видите корзину на доске, в которую мы сложим все то, что нам знакомо. У каждой группы есть по 4 листочка, я даю вам две минуты для того, чтобы вы вспомнили и написали идеи, понятия, имена, связанные с нашей темой. Потом мы все это отправим в нашу корзину знаний. | Выполнение задания в своих группах с последующей проверкой. | Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих. Личностные: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Групповая | 5 |
4.Построение проекта исходной задачи | Как уже было сказано, сегодня мы работаем над натюрмортом Павла Петровича Кончаловского «Сирень в корзине». Давайте познакомимся с этим замечательным художником Какие жанры живописи вы знаете? Что такое натюрморт? Вы правы. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, рыба, дичь. Посмотрите на репродукцию картины У каждой группы на столе лежит план вашего будущего сочинения, но в нем пропущены некоторые пункты. Давайте восстановим план и начнем собирать материал для сочинения. (Приложение1) | Заранее подготовленный ученик сообщает о художнике. П. П. Кончаловский – российский живописец, народный художник России. П.П. Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне» и др. «Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца» - писал художник Пейзаж, портрет, натюрморт Натюрморт – от французского "натюр"- природа + "морт" – мёртвый. Буквально мёртвая природа. Натюрморт - это один из жанров живописи. | Метапредметные: умение аргументированно отвечать на вопросы учителя; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность к конструированию предложений; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Личностные: умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения; использование в работе личностно-значимого опыта. | Фронтальная, индивидуальная, групповая | 7 |
5.Реализаия построенного проекта и решение исходной задачи | Теперь давайте вместе с художником Петром Петровичем Кончаловским войдём в просыпающийся сиреневый сад и вернёмся оттуда с прекрасным букетом, возможно с таким, какой изображён на его картине. Сам П. П. Кончаловский писал: «В этом букете всё цветёт, живёт, радуется». Подберите и запишите каждый в своей тетради слова и словосочетания, которыми можно описать сирень. Молодцы. У каждой группы лежит карточка с вопросами. Даю вам несколько минут, чтобы ответить на вопросы, данные вашим группам. | Записывают слова и словосочетания Работа с карточками (Приложение 2) | Метапредметные: умение аргументированно отвечать на вопросы учителя; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность к конструированию предложений; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; умение создавать текст-описание. Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной форме; выбор критериев для классификации объектов. Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, в паре (включая ситуации учебного сотрудничества), в коллективе и индивидуально. Личностные: умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения; нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта. | Групповая, фронтальная, индивидуальная | 10 |
6.Первичное закрепление с комментированием | Трудно было составлять слова и словосочетания? Какие задания показались наиболее трудными? Устали? | Труднее было задание по карточке – групповое задание. Задание № 1. было легче. | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование своего учебного процесса на основе полученного опыта. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества | Фронтальная | 3 |
7. Здоровьесбережение | Физкультминутка Я буду показывать вам карточки, на которых вы увидите произведения разных жанров, а вы, пожалуйста, сообщите мне, что это за жанр, но не словами, а действиями: натюрморт - хлопаем в ладоши, портрет - подпрыгиваем, пейзаж - приседаем. | Выполняют физические упражнения | Личностные: бережное отношение к своему здоровью. | Коллективная | 2 |
8.Самостоятельная работа с взаимоопроверкой по эталону | Немного размялись, отдохнули? Тихонечко садимся. Вернемся к нашему плану. Ваша задача – составить устное описание картины по предложенному плану и озвучить его нам. Работаете вы в группах, решаете, кто будет выступать от каждой группы. В помощь вам предлагаю некоторые формулировки, которые можно использовать в своем сочинении. Задание понятно? Эталон – Приложение 3 | Работают в группах, составляю текст на основе эталона | Метапредметные: умение аргументированно отвечать на вопросы учителя; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность к конструированию предложений; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; умение создавать текст-описание. Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе. Личностные: умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения. | Групповая | 5 |
9.Включение в систему знаний и повторение | Вот и заканчивается наше путешествие в сиреневый сад. Каким же вы увидели и услышали этот сад вместе с поэтами и художником? | Нежным, благоухающим. Цветы нежные, ароматные. Тёплые тона на картине. Шелест ветвей, грозди тяжёлые, сильные, тонкие. Зелень листвы от темных тонов до нежно-зелёных и т.д. Обучающиеся высказывают своё мнение, обмениваются впечатлениями. | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников. | Индивидуальная | 2 |
10.Домашнее задание | Запишите, пожалуйста, домашнее задание: "Написать сочинение-описание картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | 2 | |
11.Рефлексия учебной деятельности на уроке, подведение итогов занятия | И в заключение я предлагаю вам обсудить то, что вы узнали сегодня, как работали. Свой ответ вы начинаете с одной из фраз (Слайд) Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Молодцы. Мы только что с вами побывали в сиреневом саду, мысленно нарвали огромный букет цветов. Всем спасибо большое за урок. | Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса. | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников. | Индивидуальная | 5 |
Приложение 1
План сочинения –описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»
_________________________
а) б) в) г)
| План сочинения –описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»
_________________________
а) б) в) г) III. «В букете все живет, цветет, переливается» | План сочинения –описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»
_________________________
а) б) в) г) III. «В букете все живет, цветет, переливается» |
План сочинения –описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»
_________________________
а) б) в) г) III. «В букете все живет, цветет, переливается» | План сочинения –описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»
_________________________
а) б) в) г) III. «В букете все живет, цветет, переливается» | План сочинения –описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»
_________________________
а) б) в) г) III. «В букете все живет, цветет, переливается» |
Приложение 2
Группа №1 | Группа №2 |
|
|
Группа №1 | Группа №2 | Группа №3 |
1.Опишите грозди сирени 2.Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? 3. Сумел ли художник передать свое восхищение этими цветами? | 1.Как можно описать цветы сирени? 2.Опишите корзину, в которой стоит сирень? 3. Сумел ли художник передать свое восхищение этими цветами? | 1. С чем можно сравнить кисть сирени? 2.Какое настроение навевает картина? 3. Сумел ли художник передать свое восхищение этими цветами? |
Примерное сочинение-описание картины П. П. Кончаловского «Букет сирени»
Передо мной – картина П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». Мне кажется, ни один художник не создал такое множество полотен с изображением цветов. Павла Петровича без преувеличения можно назвать мастером натюрморта.
Автор на картине изобразил чудесный букет сирени. Цветы на полотне разных цветов и оттенков: лиловые, темно-красные, белые, розоватые. В центре букета – большая ветка белой жемчужной сирени. Рядом с нею грозди бело-розового и лилового цвета. Верхушку букета обрамляют пышные темно-красные грозди. Они, как веер, а между ними виднеются белые, голубоватые, фиолетовые цветки.
Видно, что грозди у сирени тяжелые, душистые, от них идет приятный аромат.
Листья на ветках выглядят по-разному. Внизу и вверху слева они темно-зеленые, в середине и справа – светло-зеленые с золотистым оттенком.
Корзина сплетена из ивовых прутьев. Она как будто обнимает и поддерживает ветки сирени.
Хочется долго смотреть на этот прекрасный, чудный букет и любоваться им. Видно, что художник очень любит родную природу, восхищается ее щедростью и красотой. Абсолютно точно отмечено, что «в букете все живет, цветет, радуется».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе "Подготовка к сочинению-описанию весенней природы"
Урок в 6 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой. Цель урока – подготовка к домашнему сочинению-описанию природы ранней весной. ...
Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию"Прогулка по зимнему лесу
ЦЕЛЬ:1.обобщить теоретические сведения о стилях речи, типах текста,о средствах выразительности языка; 2.формирование умения определять и самим исп...
Презентация к уроку русского языка в 8 классе. Подготовка к сочинению.Описание памятника культуры
Презентация подготовлена как иллюстративный материал к уроку развития речи в 8 классе по теме: "Описание памятника культуры". Конспект урока представлен в моём портфолио....
Конспект урока русского языка в 8 классе. Подготовка к сочинению. Описание памятника культуры
Презентация к уроку представлена в моём портфолио....
Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.Задачи урока:Обучающие:- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;- систематизировать...
Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".
Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....
Технологическая карта урока «Описание предмета. Подготовка к сочинению- описанию игрушки литературного персонажа сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».
Разработка интегрироованного урока по русскому языку, литературе, ИЗО....