Мастер-класс «Подготовка к сочинению-описанию картины В.Хабарова «Портрет Милы» в 7 классе
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Подготовка к сочинению-описанию картины В.Хабарова «Портрет Милы» в 7 классе
Кутняхова Н.А., кпн,
учитель русского языка и литературы
г. Ростов-на-Дону
Для работы над текстом сочинения нам понадобятся… кисточки и листы бумаги. Но рисовать мы не будем, хотя эти предметы имеют важное отношение и к изобразительному искусству, и к нашему сочинению. С помощью кисточки мы проведем диагональ и увидим, как расположены объекты, изображенные художником в одном цвете, а с помощью листков бумаги сделаем себе «подзорную трубу» и рассмотрим художественные детали.
Картина В. Хабарова «немногословна». Это и понятно: портрет, то есть художник сосредоточился на самом важном – героине совей картины. Необходимо отметить, что первоначальное и полное название картины - «Портрет девочки в кресле», а картина создана в 1974 году Валерием Иосифовичем Хабаровым. На портрете изображена Мила (Людмила) Холдевич. Зрители, полюбившие картины, переименовали ее из безликого «Портрет девочки» в душевный «Портрет Милы».
Картина пространственно полна, наполнена, гармонична и выразительно. Прямоугольное полотно почти полностью заполнено изображение футуристического кресла синего цвета со светло-желтыми ножками. Кресло напоминает предмет обихода космонавтов фантастических фильмов 70-начала 80 годов. Оно большое, уютное, в него, как в гнездышко, Мила забирается с ногами. Круг кресла занимает все пространство прямоугольника полотна, девочка в центре, если снова вспомнить фантастов 70-80 гг. читается как некий символ, связанный с мирозданием, которое оберегает человека в его колыбели. Пространственную замкнутость и одновременно центричность круга «мироздания» подчеркивает и поза девочки, ее расположение в границах кресла. Синий цвет в таком футуристическом ракурсе рассмотрения портрета – тоже крайне многозначен и символичен. Синий – это и цвет моря, и цвет неба, и цвет неизведанных космических глубин. Обычное синее кресло, стоящее в углу комнаты, становится миром, в который можно уйти, чтобы побыть наедине с собой.
Итак, центр картины – двенадцатилетняя девочка, которая с интересом читает книгу. Выразительность переднего плана подчеркнута игрой полутонов – светлых и темных, ярких и приглушенных, теплых и холодных. Синее кресло на фоне теплых оттенков стен и пола, светлые детали одежды девочки - все здесь представлено в единой композиции и гармонично вписывается в общую идею. При помощи кисточки проведем диагональ из угла в угол, это движение поможет увидеть, что белая лампа-бра с синим выключателем, белая футболка девочки, с синими и желтыми полосками на рукавах, домашние белые тапочки с синими вставками и белые фигурные коньки находятся практически на одной линии.
Меняя взгляд через «подзорную трубу» и открытый прямой взгляд, отметим все детали интерьера картины. Не все из этих деталей, конечно, являются художественными деталями. К примеру, лампа – деталь интерьера, а вот коньки и книга имеют значение для понимания авторского замысла. Обратим внимание на наличие предметов белого цвета. Белый гармонично, даже можно сказать, изысканно, оттеняет синий, разбавляет обилие синего. В цветовой гамме картины несколько основные цветов – синий, песочно-желтый, белый. Игра контрастов создает впечатление наполненности и законченности образа. Фон гармонично продолжает цветовую гамму переднего плана.
На девочке домашняя одежда – футболка и джинсы. Русые волосы ее рассыпаны по плечам. Проведенная при помощи кисточки диагональ покажет, что в центре картины, имеющей и элементы бытовой зарисовки, находится книга. Она почти дочитана, объем страниц хорошо виден. Судя по внешнему виду (корешок, цвет, тиснение обложки), книга опубликована в какой-то периодической серии, наподобие «Золотая библиотека юношества», «Мир приключений» и т.п. Возможно, девочка увлечена Ж.Верном или Д. Лондоном. Увлеченность Милы чтением очень много говорит о ее характере, важно учесть и то, что за спиной висит лампа, которая делает светлее сумрак вечера, это значит, что в этом уголке, в кресле, часто читают книги.
Под креслом лежат коньки, это не дешевые, доступные всем снегурочки, очень популярные в свое время, а настоящие фигурные коньки. Их покупали ребенку, который увлечен фигурным катанием всерьез. Фигурные коньки Милы, принесенные ею в комнате, подчеркивают увлеченность Милы катком или тренировками. Интересно, что коньки Мила принесла с собой в комнату, видимо, они ей дороги, если она не оставила их в коридоре или прихожей.
Портрет обладает необыкновенным магнетическим свойством: каждая его деталь пропитана теплом и уютом. Зритель видит сосредоточенность на лице девочки, ее увлеченность чтением. И поза девочки, и ее уютный простой домашний костюм, и теплое настроение картины, все это позволило зрителям полюбить картину, да и сам художник считал ее одной из лучших своих картин.
Считается, что хорошо написанный портрет - это не просто поразительное сходство изображения с оригиналом, но и передача внутренней сущности позирующего, не только физические, но и духовные качества, черты человека.
Работы В.И. Хабарова широко известны: «Портрет К. Шатова - главного хранителя музея в Бородино», «Портрет Анатолия Карпова - чемпиона мира по шахматам», «После работы», «Портрет В.И. Кушиловой и С.А. Гонозовой» , «Антиквары», «Портрет мальчика», «Натюрморт с вербой». Возможно, портреты кисти художника так выразительны и душевны потому что он пишет и иконы, например, для Ильинской церкви в Мичуринске художников создано несколько работ, среди которых - Богородица с Младенцем на руках, созданная с соблюдением всех традиций Православной церкви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс
Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на основе картины.Развивающая: ...
Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Зимнее утро»)
Конструкт 1 из 2 уроков по подготовке к сочинению по картине. Программа Е.А. Быстровой....
Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.
Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к осознанному восприятию картины....
Презентация к уроку развития речи.Описание картины А. Хабарова "Портрет Милы"
Презентация к уроку...
Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.Задачи урока:Обучающие:- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;- систематизировать...
Мастер-класс "Здравствуй, сударыня Масленица" (методика подготовки к сочинению-описанию по картине Б. Кустодиева "Масленица")
Довольно часто мы сталкиваемся с трудностями обучения детей написанию сочинения. В этой разработке я постаралась, как можно доступнее и ярче объяснить детям, что сочинение не так страшно....
Подготовка к сочинению-описанию по картине И. Грабаря «Февральская лазурь». Написание сочинения
Данная разработка урока позволит подготовить обучащихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", ознакомление с особенностями пейзажа как жанра живописи, формиров...