ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
рабочая программа по русскому языку на тему

 

Данная программа по русскому языку предназначена для 5-9 классов. Предлагаемый курс должен обеспечить  практическое владение учащимися в форме устной и письменной (с учётом профессиональной деятельности)

       В отличие от традиционной программы, в которой предлагается линейно — ступенчатая структура, в предлагаемой программе материал преподаётся линейно: учащиеся знакомятся с основными вопросами темы ( «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», и другие) в одном классе.

       По сравнению с действующей,  в этой программе несколько сокращён объём   теоретических сведений. Из вопросов теории представлены прежде всего те, значение которых необходимо как основа формирования практических умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_russkomu_yazyku_5-9_klassy.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Володина Нина Николаевна

учитель русского языка и литературы

бюджетное общеобразовательное  учреждение

города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Программа скорректирована, основу составляет программа для 5-9 классов основной школы.

Составители: М.М. Разумовская, В.И.  Капинос,  Г. А Богданова,  С. И. Львова, Л. Т. Григорян,  Т. С. Тронина,  И. В. Галменер,  В. В. Львов, Л. А. Тростенцова

        ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА

       Данная программа по русскому языку предназначена для 5-9 классов. Предлагаемый курс должен обеспечить  практическое владение учащимися в форме устной и письменной (с учётом профессиональной деятельности)

       В отличие от традиционной программы, в которой предлагается линейно — ступенчатая структура, в предлагаемой программе материал преподаётся линейно: учащиеся знакомятся с основными вопросами темы ( «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», и другие) в одном классе.

       По сравнению с действующей,  в этой программе несколько сокращён объём   теоретических сведений. Из вопросов теории представлены прежде всего те, значение которых необходимо как основа формирования практических умений и навыков.

        Изменена подача орфографического материала.  Орфография представлена более крупными блоками. Так, например, учащиеся знакомятся с правописанием всех чередующихся согласных в корнях слов, всех приставок. В одном разделе изучаются вопросы правописания частей речи.

       Каждый раздел имеет отдельную единую структуру: повторение ( вопросы, известные школьникам по пережитым годам обучения; работа над таким материалом требует лишь повторения и углубления, а не вторичного изучения); основные сведения, изучаемые как новый материал, основные умения и навыки (работа над их формирование ведётся при изучении данной темы) и примерные практические работы, которые помогают учителю организовать учебную деятельность учащихся.

      В программе выделен особый раздел «Развитие связной речи», содержащий перечень ведущих понятий, на основе которых строится работа по развитию связной речи, а также перечисление видов деятельности учащихся  (главным образом, изложений и сочинений), обеспечивающий формирование речевых умений и навыков.

      В каждом классе имеются вводные уроки о русском языке, которые создают эмоциональный настрой, способствуют повышению интереса к предмету, мотивации его изучения. Знания, полученные на этих уроках, систематизируются в разделе «Общие знания о русском языке» в 9 классе, где заканчивается изучение русского языка.

      Прочное усвоение материала обеспечивается повторением, осуществляемым в начале и в конце каждого года обучения. Содержание работы на этих специальных уроках не регламентируется. Учитель использует эти часы, учитывая конкретные условия преподавания.

     Количество часов (недельных) по классам осталось таким же, как и в стабильной программе, за исключением 8-го класса, где вместо 3 часов в неделю дано всего 2 часа. В связи с этим отдельные вопросы теории учащиеся усваивают практически. Так, например, учащиеся усваивают практически различать связи слов в предложении, не давая определения вида связи, умеют различать односоставные и двусоставные предложения, ограничение же видов односоставных предложений с одним главным членом — сказуемым не являются строго обязательными. Такой практический подход допускается и в работе с однородными членами предложения. При этом учитель имеет право в каждом конкретном случае самостоятельно определять глубину подачи теоретических сведений.

      В программе указывается конкретное (примерное) количество часов на изучение конкретной темы. Учитель по своему усмотрению может увеличивать или уменьшать время на изучение той или иной темы, учитывая значимость, а также подготовленность учащихся и условия работы с данным классом.

ПРОГРАММА 5 КЛАССА

(204 ЧАСА)

ЯЗЫК — ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО

ОБУЧЕНИЯ (1 ЧАС)

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (19 ЧАСОВ)

     Общее понятие о значимых частях слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Правописание проверяемых гласных в корне слова. Правописание Ъ и Ь. Правописание И, У, А после шипящих. Правописание согласных в корне слова.

     Общее понятие о самостоятельных и служебных частях речи.

      Определение имени существительного. Род имён существительных, изменение существительных по числам и падежам. Три склонения имени существительного, правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь на конце существительных после шипящих.

       Определение имени прилагательного. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

       Понятие о личных местоимениях, их изменении по числам и родам.

       Определение глагола. Изменение по лицам и числам. Род глагола (в прошедшем времени). Правописание гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения (в наиболее употребительных глаголах). Правописание Ь во втором лице единственного числа глаголов. Правописание ТЬСЯ и ТСЯ. Разделительное написание НЕ  с глаголами.

       Общее понятие о предлогах и союзах.

       Правописание предлогов ИЗ-ЗА , ИЗ-ПОД.

        ДАЁТСЯ КАК НОВЫЙ МАТЕРИАЛ:

       Наречие. Правописание некоторых наиболее употребительных наречий.

        ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

       (УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ):

       Членить слова известных частей речи оп составу. Различать знакомые самостоятельные и служебные части речи. Использовать терминологию с изученными орфограммами. Правильно писать слова с непроверяемыми согласными и гласными (в словах, с которыми велась работа в начальных классах).

 

   СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

(33 ЧАСА)

     ПОВТОРЕНИЕ

     Общее понятие о предложении и о главных членах предложения. Нераспространённые и  распространённые предложения. Знаки препинания в конце предложения.

     ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

      Понятие о словосочетании. Признаки  простого предложения. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. Восклицательные предложения.

      Роль главных и второстепенных членов в предложении. Второстепенные члены предложения: дополнение, обстоятельство, определение.

      Предложения с однородными членами; признаки однородных членов. Знаки препинания между однородными членами, не связанными союзом а, связанными одиночным союзом и.

      Обращение. Знаки препинания при обращении.

       Сложные предложения с союзами ( с двумя главными членами в простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что,  когда, который, что.

       Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи в этих случаях. Диалог.

        ДАЁТСЯ КАК НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

        Разграничение сложных предложений на сложносочинённые и сложноподчинённые.

         ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

          (УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ)

          Находить грамматические основы предложения (в изученных случаях). Различать и правильно интонировать предложения, разные по цели высказывания и эмоциональной окраске. Использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания. Производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях. Ставить хнаки препинания в соответствии с изученными правилами.

          ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

         Составить простой план повествовательного текста, используя сначала вопросительные, а затем повествовательные предложения.

          Найти в тексте изученного литературного произведения предложения с второстепенными членами, с однородными членами и т. д., рассказать, с какой целью они использованы в данном тексте.

          Использовать при создании текста (повествования или описания) предложения с второстепенными членами и однородными.

          Пронаблюдать в текстах изученных художественных произведений, какими глаголами вводится прямая речь, ремарки диалога; с какой целью используются эти глаголы.  

          Составить небольшой текст, используя в нём прямую и косвенную речь (простейшие случаи) как разные способы передачи чужой речи.

ФОНЕТИКА, ГРАФИКА. ОТФИГРАФИЯ

(18 ЧАСОВ)

        Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Согласные — твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение звуков речи на письме. Правописание безударных гласных; звонких, глухих и непроизносимых согласных в изученных случаях.

         ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ  

          Звуковое обозначение букв Е, Ё, Ю, Я. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

           ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

            (УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ)

           Правильно артикулировать звуки, акцентировать ударные звуки; различать сильную и слабую позицию звуков. Опознавать, объяснять изученные орфограммы и правильно писать слова с ними. Пользоваться алфавитом, орфографическими и орфоэпическими словарями.

           ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

           Подготовить выразительно чтение стихотворных и прозаических текстов с соблюдением орфоэпических норм.

          Составить список слов в алфавитном порядке, в которых допускаются ошибки в ударении (портфель, магазин), произношений (конечно, пионер) и правописании.

ЛЕКСИКА И ОРФОГРАФИЯ

(20 ЧАСОВ)

           ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

            Лексическое значение слова. Многозначные и однозначные слова. Общее представление об омонимах. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы.

            Общеупотребительные слова. Профессиональные слова, диалектные слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

            Понятие о фразеологизмах. Правописание изученных  профессиональных, заимствованных слов, неологизмов.

             ОСНОВЫНЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

              (УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ)

             Употреблять в свойственном им значении. Пользоваться толковым словарём, определять по толковому словарю, из какого языка заимствованы слова, относятся ли они к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

              ПРИМЕРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

           Найти в тексте делового или научного стиля (в учебнике природоведения или ботаники, а также в какой-либо инструкции или описании прибора) профессиональные слова и объяснить их значение, используя толковый словарь.

           Объяснить значения доступных учащимся слов иноязычного происхождения (телефон, орфография и т. д.), используя словарь иностранных слов.

            Подготовить рассказ о происхождении и значении доступных фразеологизмов, используя необходимые справочники и пособия.

            Составить небольшой словарик синонимов, антонимов, омонимов.

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ

(42 ЧАСА)

            ПОВТОРЕНИЕ

           Корень, приставка, суффикс, окончание в самостоятельных словах. Однородные слова. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Способы проверки безударных гласных.

          ОСНОВЫНЕ СВЕДЕНИЯ

           Изменение образования слов. Значимые части слов. Основные способы образования слов в русском языке. Чередование гласных и согласных в корне (практически). Правописание чередующихся О и А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ-РОС, КОС-КАС, ГОР-ГАР; гласных Е-И в корнях БЕР-БИР, ПЕР-ПИР и т. д. Буквы О-Е после шипящих в конце слова. Буква Ы-И после Ц.

           Буквы З-С на конце приставок. Правописание гласных в приставках ПРИ- ПРЕ. Буквы Ы-И после приставок на согласные.

           Сложные слова. Правописание соединительных О-Е. Сложносокращённые слова.

            ОСНОВЫНЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

             (УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ)

             Разбирать слова по составу (выделять знакомые приставки, корни, суффиксы, окончания). Объяснить, как образованны слова ( в доступных случаях). Опознавать, объяснять изученные орфограммы правильно писать слова с ними.

            ПРИМЕРНЫЕ ПРВКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

           Подобрать примеры слова (кто больше?) с чередующимися гласными и согласными в корнях (положение — полагать, вытер — вытирать, свет — свеча — освещение).

            Подобрать корни, приставки, суффиксы и окончания для  игры «Кто больше?» (Кто правильнее образовать слова, используя данные корни, суффиксы и приставки).

             Составить небольшой словарик с полногласием — неполногласием (молоко — млеко, берег — брег).

              Подобрать примеры, иллюстрирующие основные способы образования слов.

              Используя образовательный словарь, рассказать о какой-либо словообразовательной цепочке.

           Подготовить краткое сообщение на тему «Как образуются новые слова в русском языке».

           Составить личный орфографический словарик, обозначая в нём условия написания орфограмм в  корнях и приставках.

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1 ЧАС)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (32 ЧАСА)

        ПОВТОРЕНИЕ

        Существительные одушевлённые и неодушевлённые. Существительные в роли обращения. Существительные собственные и нарицательные. Прописная буква в собственных наименованиях. Три склонения имён существительных.  Род существительных. Изменение существительных по числам и по падежам. Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

        ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

        Углубление памяти об имени существительным как части речи: общее значение, морфологические сведения, синтаксическая роль. Существительные общего рода.

         Прописная буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклях, музыкальных и литературных произведений; выделение названий кавычками.

        Существительные, имеющие только форму единственного и множественного числа.

        Буква О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных. Склонение существительных на ИЯ, ИЙ, ИЕ и правописание гласных в их падежных окончаниях на — МЯ.

        Несклоняемые существительные.

        Не с существительными. Правописание  гласных в суффиксах ОК-ЕК, ОНОК. Согласные Ч- Щ в суффиксах ЧИК-ЩИК.

        ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

          (УЧАЩЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ)

          Доказывать принадлежность слова к имени существительному и отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков. Употреблять одно и то же имя существительное в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращений. Правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на — МЯ. Правильно согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными собирательными, общего рода, род которых может быть определён неверно (фамилия, яблоко), со сложносокращёнными словами.

         ПРИМЕРНЫЕ ПРИКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

         Составить план для ответа на вопрос «Что я знаю об имени существительном».

        Провести наблюдения по тексту изученного художественного произведения об употреблении имени существительного в роли главных , второстепенных членов предложения, обращений. Составить обобщающие таблицы «Род имён существительных», «Склонение имён существительных».  Составить таблицу и подобрать примеры на тему «Правописание суффиксов имён существительных».

       Образовать («Кто больше?») существительные с НЕ и их синонимами (неправда — лож, недруг  -  друг).

        Отредактировать текст, используя синонимичные существительные для связи предложений и частей текста.

        ПОВТОРЕНИЕ (14 ЧАСОВ)

       Систематизация и обобщение изученного по орфографии.

       Систематизация и обобщение изученного по пунктуации.

       Систематизация и обобщение изученного  в разделе «Культура речи».

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

(25 ЧАСОВ)

        ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНЯ

       Устная и письменная формы речи. Роль монологическая и диалогическая.  Выразительные средства устной речи: интонация, логическое ударение, пауза.

        Понятие о тексте и его частях. Смысловая связь предложений в тексте. Лексические средства связи предложений и частей текста. Просто план.

        Тема (широкая и узкая), основная мысль текста.

         Общее понятие о стилях речи. Элементарные сведения о разговорном, научном, деловом и художественном стилях речи.

         Понятие об основных типах речи (повествование, описание, рассуждение).

         ПРАКТИЧЕСКИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ

        Подробные и сжатые изложения текстов последовательного характера с элементами описания (отдельных предметов, животных) и рассуждения.

       Подробное изложение текста типа описания.

       Сочинение-описание (отдельных предметов, животных).

        Ответы-рассуждения на вопросы, связанные с жизненным опытом учащихся, по прочитанному произведению.

         Сочинение - рассказ о случае из жизни ( по жанровой картине), иллюстрациям, в т. ч. по литературному произведению.

     

ПРОГРАММА 6 КЛАССА

(204 ЧАСА)

РУССКИЙ ЯЗЫК — ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ

ЯЗЫКОВ МИРА (1 Ч)

ПОВТОРЕНИЕ (12 ЧАСОВ)

   
     Систематизация и обобщение изученного по пунктуации.

      Систематизация и обобщение изученного по орфографии.

      Систематизация и обобщение изученного по разделу «Культура речи».

       Повторение основных сведений по теме «Имя существительное».

       Основные способы словообразования.

ГЛАГОЛ (58 ЧАСОВ)

     ПОВТОРЕНИЕ

     Определение глагола. Изменение глагола по лицам и числам. Род глагола ( в прошедшем времени). Правописание гласных в личных окончаниях глаголов  1 и 2 спряжения (в наиболее употребительных глаголах). Правописание буква Ь во втором лице единственного числа. Правописание ТЬСЯ и ТСЯ. Раздельное написание НЕ с глаголами. Чередованием гласных в корнях БЕР-БИР, и др.

       ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

      Углубление понятия о глаголе как части речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Неопределённая форма глагола на ТЬ (ТЬСЯ), ТИ (ТИСЬ), ЧЬ, (ЧЬСЯ). Суффиксы неопределённой формы глагола. Правописание НЕ с глаголами (во всех случаях)

       Глаголы совершенного и несовершенного вида. Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. Время глагола. 1-2 спряжение. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Условное наклонение. Раздельное написание БЫ (Б) с глаголами в условном наклонении. Повелительно наклонение. Буквы Ь и И в глаголах повелительного наклонения.

      Безличные глаголы, их употребление в речи.

       Правописание гласных в суффиксах ИВА-ЫВА, ОВА-ЕВА.

       ИЗУЧАЮТСЯ В ПРАКТИЧЕСКОМ ПЛАНЕ

       Суффиксы неопределённой формы глагола. Правописание гласной перед суффиксом Л в глаголах прошедшего времени. Образование глаголов и их форм.

       ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

         (УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ)

        Доказывать принадлежность слова к глаголу, отличать глаголы от других однокоренных слов других частей речи, по совокупности признаков. Соотносить личные формы глагола с неопределённой формой. Употреблять глаголы в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего, одних наклонений в значении других и неопределённую форму в значении разных наклонений. Опознавать, объяснять изученные орфограммы и правильно писать слова с ними.

        ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

       Пронаблюдать, как используются глаголы в текстах делового, научного и художественного стиля.

       Составить план рассказа о глаголе «Что я знаю о глаголе?».

        Составить обобщающие таблицы и подобрать примеры на темы «Изменение глагола», «Безударные личные окончания глаголов».

        Подобрать несколько пословиц о труде (книге, учении и др.) охарактеризовать в них глаголы.

        Описать последовательность действий при ремонте (сборке, разборке) какого-либо предмета (прибора, книги, модели и т. п. ), пронаблюдать, какие глаголы при этом используются.

 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

(25 ЧАСОВ)

      ПОВТОРЕНИЕ

      Определение имени прилагательного. Изменение прилагательных по родам, падежам и числам. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

     ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

     Углубление понятия об имени прилагательном как части речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Полные и краткие прилагательные. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Степени сравнения имён прилагательных: образование степеней сравнения (в практическом плане). Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. Правописание О, Е в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую и Ц в суффиксах прилагательных. Правописание гласных, согласных в суффиксах ЕНН, ЯН, ИН, НН, ОНН в именах прилагательных. Различие на письме суффиксов К и СК. НЕ с прилагательными. Слитное и раздельное написание сложных прилагательных.

      ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

        (УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ)

       Доказать принадлежность слов к имени прилагательным и отличать прилагательные от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков. Характеризовать предмет с помощью прилагательных. Правильно употреблять формы сравнительной и превосходной степени. Соблюдать правильное ударение при их образовании. Опознавать, объяснять изученные орфограммы и правильно писать  слова с ними.    

 

 

        ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

       Найти в тексте изученного художественного произведения прилагательные в полной и краткой форме, рассказать об их роли в данном тексте.

       Найти в тексте изученного художественного произведения качественные, относительные и притяжательные прилагательные, разобрать их по составу, рассказать, как они образованны. Пронаблюдать, в каких случаях существительные, от которых образованны прилагательные, помогают определить их разряд по значению.

       Сопоставить морфологические признаки существительных, прилагательных, глаголов.

       Составить обобщающую таблицу «Правописание О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, прилагательных».

       Сравнить два — три описания предмета, животного, интерьера; рассказать, чем они похожи, что их различает, употребляя в ответе сравнительную и превосходную форму степеней прилагательных.

       Отредактировать текст, устраняя в нём одни и те же однокоренные слова.

       Написать сочинение типа художественного описания пейзажа, животного, интерьера по жанровой картине и по личным впечатлениям.

     Дать устное и письменное описание растения, предмета, животного в научном и художественном стилях речи; пронаблюдать роль прилагательных в каждом случае.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

(17 ЧАСОВ)

       ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

      Понятие об имени числительном как о части речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

      Числительные количественные и порядковые, простые, сложные и составные. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь в середине и на конце числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

       ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

       Доказывать принадлежность слов к именам числительным, отличать числительные от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков. Правильно склонять числительные ОБА, ОБЕ в сочетании с существительным, опознавать, объяснять изученные орфограммы и правильно писать слова с ними. Правильно читать вслух цифровой материал.

       ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

       Пронаблюдать употребление числительных в текстах официально-делового, научного, художественного стиля.

       Подобрать пословицы (фразеологизмы), в состав которых входят числительные. Охарактеризовать имена числительные.

        Сопоставить имена существительные, прилагательные, числительные. Выявить общие и отличительные признаки.

        Составить план рассказа на тему «Что я знаю об имени числительном?» Составить небольшой текст (объявление, поздравление) с использованием числительных, в том числе в названиях праздников, знаменательных дат.

       Составить описание интерьера (или его части), например, школьного кабинета, жилой комнаты, с использованием числительных.

МЕСТОИМЕНИЕ (25 ЧАСОВ)

       ПОВТОРЕНИЕ

       Личные местоимения, изменение их по лицам и числам.

       ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

       Понятие о местоимении как о части речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Общее понятие о разрядах местоимений. Склонение местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3 лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределённых местоимениях перед ТО - ЛИБО, НИБУДЬ, после КОЕ, НЕ в неопределённых местоимениях, слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

       ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

         (УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ)

       Доказывать принадлежность слов к местоимениям по совокупности признаков. Правильно образовывать формы местоимений. Правильно употреблять местоимения форм вежливости. Употреблять местоимения 3 лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста. Опознавать, объяснять изученные орфограммы. Правильно писать слова с ними.

       ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

       Найти в тексте изученного художественного произведения местоимения; установить, какие части речи заменяют местоимения, их синтаксическую роль.

       Подобрать несколько фразеологизмов, в состав  которых входят местоимения; охарактеризовать местоимения по значению и грамматической форме.

       Сопоставить имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения, указать их общие и отличительные признаки.

       Составить таблицу и подобрать примеры на тему «Разряды местоимений».

       Отредактировать текст, исправив ошибки в употреблении местоимений. Подобрать примеры, иллюстрирующие синтаксическую роль местоимений разных разрядов.

        Определить, какие местоимения выступают в роли средств связи предложений в тексте.

       Изложить текст с изменением лица, от которого ведётся повествование. Составить план ответа на вопрос: «Что я знаю о местоимениях».

НАРЕЧИЕ (25 ЧАСОВ)

       ПОВТОРЕНИЕ

       Представление о наречии как неизменяемой части речи. Правописание наиболее употребительных наречий.

       ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

       Представление о наречии как части речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Степени сравнений наречий. НЕ с наречиями на О-Е. Буквы О, Е после шипящих на конце наречий. Суффиксы О-Е на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные  и раздельные написания наречий.      

       ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

        (УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ)

        Умение правильно ставить ударения в наречиях. Умение пользоваться в речи синонимами и антонимами. Опознавать, объяснять изученные орфограммы и правильно писать слова с ними.

       ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

        Найти в тексте изученного произведения наречия разных разрядов по значению; определять роль ( синтаксическую, изобразительно-выразительную).

       Подобрать из текстов различных стилей речи наречия, охарактеризовать их, объяснить, как они образованы. Составить план рассказа на тему: «Что я знаю о наречиях?»

       Составить обобщающие таблицы «Дефис в изученных частях речи», «Буквы О и Е после шипящих в окончаниях, суффиксах прилагательных и существительных, в наречиях», «НЕ и НИ в местоимениях и наречиях».

       Провести наблюдение над текстом, указать: какие наречия, выступают в роли средств  связи предложений в тексте и частей текста.

       Составить текст о соревновании двух команд в силе, ловкости, скорости на спортивной площадке, используя для характеристики действия наречия. Пронаблюдать, какая форма наречия чаще всего употреблена.

       Составить текст «Вид из окна» («На экскурсии», «На стадионе», «В зоопарке» и др.), использовав в нём наречие места в качестве средств связи предложений.

        Составить словарик «Слитное и раздельное написание наречий».

ПОВТОРЕНИЕ (16 ЧАСОВ)

       Систематизация и обобщение материала по разделам «Орфография», «Культура речи».

                                          РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

(25 ЧАСОВ)

       ПОВТОРЕНИЕ

       Текст по его части. Разговорный, научный и художественный стили речи. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Темы и основная мысль связного высказывания.

       ОСНОВЫНЕ СВЕДЕНИЯ

       Общее понятие об официально-деловом стиле речи. Собирание материалов к сочинению. Систематизация материала при написании сочинения. Сложный план.

        Подробное, сжатое и выборочное изложение текста повествовательного характера с элементами описания помещения, пейзажа.

       Сочинение рассуждение. (Например, «Почему нужно беречь книги?», «Почему нужно заниматься спортом?»).

       Сочинение-рассказ (без обрамления и с обрамлением) на основе услышанного и по воображению  (например: «Когда мой дедушка был молодым»).

ПРОГРАММА 7 КЛАССА

(136 ЧАСОВ)

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ

ЯВЛЕНИЕ (1 Ч)  

ПОВТОРЕНИЕ(7 ЧАСОВ)

       Систематизация изученного по орфографии и в разделе «Культура речи».

        Повторение основных сведений  по пунктуации и синтаксису.

       Повторение основных сведений о глаголе и наречии как частях речи.

       

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

(35 ЧАСОВ)

       ПРИЧАСТИЕ

       ПОВТОРЕНИЕ

       Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях 1 и 2 спряжения глаголов.

       ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

       Причастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Значение действительных и страдательных причастий. Их образование ( в практическом смысле). Причастный оборот, выделение запятыми причастных оборотов. Склонение полных причастий.           Полные и краткие страдательные причастия. Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах полных и кратких страдательных причастий. Одна и две Н в суффиксах полных причастий  и прилагательных, образованных от глаголов. Одна и две Н в кратких причастиях.

       ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

        (УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ)

       Доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков. Различать однокоренные причастия (висячий и висящий).

       Образовывать действительные и страдательные причастия, правильно ставить ударения в полных и кратких причастиях (страдательных). Правильно употреблять причастия с суффиксом СЧ. Правильно согласовывать причастия с определяемым словом (существительным). Строить предложения с причастным оборотом, выделять причастный оборот запятыми после определяемого существительного. Опознавать, объяснять и правильно писать слова с ними.

       ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

       Найти полные и краткие причастия в текстах художественного, официально-делового, научного и публицистического стилей, объяснить их роль в каждом случае.

       Сопоставить причастие и прилагательное, причастие и глагол; рассказать об их общих и отличительных признаках.

       Составить план рассказа «Что я знаю о причастиях?»

       Составить таблицы и подобрать примеры на темы: «Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий», «Одна и две НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», «Не с причастиями».

       Составить орфоэпический словарик с причастиями, у которых изменяется место ударения в полной и краткой формах.

        Отредактировать текст с неправильно употреблённой формой причастия и ошибочным построением причастного оборота.

       Переделать сложные предложения в простые с причастным оборотом; заменить простые предложения с причастным оборотом синонимичными сложными предложениями.

       Создать текст об исключительных явлениях природы(гроза, смерч, наводнение, землетрясение и т. п.) с использованием причастий в полной и краткой форме.

       Написать сочинение-описание (внешность человека, его состояние перед каким-либо событием, внутренняя характеристика человека), с использованием разных форм причастий.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10 ЧАСОВ)

       ПОВТОРЕНИЕ

       Глаголы совершенного и несовершенного вида. Наречия как часть речи.

        ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

       Деепричастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

       Деепричастие совершенного и несовершенного вида. НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот. Выделение запятыми одиночного деепричастия (в практическом плане).

       ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

        (УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖЕЫ УМЕТЬ)

       Правильно строить предложения с деепричастным оборотом, выделать деепричастный оборот и одиночное деепричастие запятыми. Образовывать формы совершенного и несовершенного вида. Опознавать, объяснять изученные орфограммы и правильно писать слова с ними.

       ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

       Найти в тексте научного или художественного стиля деепричастия в роли разных обстоятельств.

       Сопоставить деепричастие и глагол, деепричастие и наречие, деепричастие и причастие; рассказать об их общих и отличительных признаках.

       Подобрать фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия; составить с ними предложения. Отредактировать текст с ошибочным употреблением деепричастий и деепричастного оборота.

       Составить план рассказа «Что я знаю о деепричастии?».

       Составить из простых предложений с однородными глаголами-сказуемыми синонимичные предложения с деепричастными оборотами.

       Составить из простого предложения с деепричастным оборотом сложноподчинённое предложение и из сложного предложения просто с деепричастным оборотом. Пронаблюдать, как меняется смысл предложений.

       Описать действия учащихся при выполнении какой-либо работы (лабораторной, посадки деревьев, обработки детали, помощь пострадавшему и т. п.), используя деепричастия и деепричастные обороты.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1 ЧАС)

ПРЕДЛОГИ ( 9 ЧАСОВ)

       ПОВТОРЕНИЕ

       Общее представление о предлоге и его назначении. Правописание предлогов с существительными и местоимениями. Правописание предлогов ИЗ-ЗА ИЗ-ПОД.

       ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

       Предлог как служебная часть речи: морфологические признаки, синтаксическая роль. Непроизводные и производные предлоги. Слитное и раздельно написание предлогов (в течение, вследствие, ввиду).

       ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

       Правильно употреблять предлоги В, НА, С, ИЗ. Правильно употреблять существительные с предлогами ПО, БЛАГОДАРЯ, СОГЛаСНО, ВОПРЕКИ. Уметь пользоваться в речи предлогами-синонимами. Опознавать и правильно писать производные предлоги, объяснять написанное.

       ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

       Подобрать из художественных произведений, деловых бумаг, научного текста несколько предложений с производными предлогами, указать их значение.

       Сопоставить производные предлоги с омонимичными частями речи, рассказать о способе их разграничения.

       Заменить в данном тексте производные предлоги синонимичными простыми предлогами.

        Отредактировать текст с неуместным употреблением предлогов, неправильным выбором падежных форм существительных, неоправданным повторением предлогов.

       Составить словарь производных предлогов.

       Составить словарь, употребляя предлоги ВВИДУ, ВСЛЕДСТИВИЕ, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ. Определить, стиль данного текста.

СОЮЗ (9 ЧАСОВ)

       ПОВТОРЕНИЕ

       Употребление союзов в простом предложении.

       ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

        Союз как служебная часть речи: морфологические признаки, синтаксическую роль. Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление сочинительных и подчинительных союзов в простом предложении. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Слитно и раздельно написание союзов. Отличие на письме союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ЧТОБЫ  от местоимения с предлогом и частицами и союза ТАКЖЕ от наречия с частицей.

       ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

        (УЧАЩИЕ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ)

       Правильно употреблять сочинительные союзы в простом и сложном предложениях. Употреблять сочинительные союзы в сложном предложении. Пользоваться в речи союзами-синонимами. Опознавать и правильно писать союзы.

       ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

       Найти союз в текстах разных стилей, определить их роль и значение.

       Составить сложное предложение с союзами, по данному началу, определить значение, которое вносит союз.

       Произвести замену союзов в сложном предложении; определить, как меняется значение сложного предложения.

       Из двух простых предложений образовать сложные, используя различные союзы, определить значения, которые вносят союзы в сложные предложения.

ЧАСТИЦЫ (27 ЧАСОВ)

       ПОВТОРЕНИЕ

       Правописание НЕ и НИ с различными частями речи. Правописание частицы БЫ с глаголом.

            ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

       Частицы как часть речи: морфологические признаки, синтаксическая роль. Формообразующие, модальные, отрицательные частицы. Различие на письме НЕ и НИ. НЕ и НИ с различными частями речи (систематизация и обобщение).

       ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

        (УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ)

       Выразительно читать предложения с частицами. Употреблять разнообразные частицы в речи. Правильно писать частицы с различными частями речи, объяснять написанное.

       ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

        Найти частицы в изученном художественном произведении, определить, какую роль они выполняют, какие смысловые оттенки вносят в предложение.

       Подобрать текст с различными частицами для выразительного чтения.

       Подобрать пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых используются частицы НЕ и НИ, определить значение частиц.

       Выбрать из текста, в которых  НЕ является частицей, приставкой, частью корня.

       Составить обобщающие таблицы по теме: «Группы частиц по значению», «Различение частиц НЕ и НИ».

       Отредактировать текст, устранив в нём неоправданные повторения частиц, заменяя частицы синонимичными.

       Составить текст, используя в нём для выразительности различные частицы.

МЕЖДОМЕТИЯ (2 ЧАСА)

       Междометие как особая часть речи: морфологические признаки, синтаксическая роль.

       Дефис, запятая, восклицательный знак при междометии.

       ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

        (УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ)

       Выразительно читать предложения с междометиями. Выделять междометия знаками препинания.

ПОВТОРЕНИЕ (10 ЧАСОВ)

       Систематизация материала изученного в разделах: «Орфография», «Пунктуация», «Культура речи».

РАЗВИТИЕ СВЗЯНОЙ РЕЧИ

 (25 ЧАСОВ)

       ПОВТОРЕНИЕ

       Общее представление о стилях речи. Подробное сжатое и выборочное изложение текстов научного стиля. Краткие рассуждения на научные темы.

       Сочинение-описание внешности человека, характеристика литературных героев. Сочинение-рассуждение (не материале жизненного опыта учащихся или по прочитанному произведению) сочинение повествовательного характера.

ПРОГРАММА 8 КЛАССА

(68 ЧАСОВ)

Русский язык как язык межнационального общения народов.

ПОВТОРЕНИЕ (3 ЧАСА)

СИНТАКСИС И ПНКТУАЦИЯ.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

(2 ЧАСА)

       ПОВТОРЕНИЕ

       Строение словосочетаний. Виды простых предложений.

       ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

       Словосочетание как составная часть предложения. Способы связи слов в словосочетании и предложении. Порядок слов в предложении и логическое ударение как способы выделения наиболее важного по смыслу.

       ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

        (УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ)

       Использовать в речи синонимичные по значению словосочетания. Выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении. Уметь правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении.

        ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

       Выделить все словосочетания из предложения, охарактеризовать их.

       Изменяя порядок слов, преобразовать предложение для выделения в нём различных  слов, наиболее важных по смыслу. Подобрать, выразительно прочитать текст, используя логическое ударение.

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГЛАВЫНЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(3 ЧАСА)

       ПОВТОРЕНИЕ

       Определение подлежащего и сказуемого. Типичные способы их выражения.

       ОСНОВЫНЕ СВЕДЕНИЯ

       Способы выражения подлежащего. Виды сказуемых, способы их выражения. Тире между подлежащим и сказуемым в нужных случаях.

        ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

       Подобрать примеры, иллюстрирующие различные способы выражения главных членов.

       Составить план ответа на тему: «Различные способы выражения подлежащего» и «Типы сказуемого».

       Отредактировать текст, используя для этого различные способы выражения главных членов предложения.

       Подобрать примеры с тире между подлежащим и сказуемым.

       Составить небольшой текст с описанием местности микрорайона, используя в нём различные типы сказуемых.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(4 ЧАСА)

       ПОВТОРЕНИЕ

       Определение второстепенных членов предложения.  Выделение запятыми причастных и деепричастных оборотов.

       ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

       Способы выражения второстепенных членов. Несогласованные определения. Приложения, знаки препинания при них. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот, выделение его запятыми.

       ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

        (УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ)

       Пользоваться различными способами выражения второстепенных членов предложения. Использовать в речи согласованные и несогласованные определения. Выделать запятыми причастные, деепричастные и сравнительные обороты.

       ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

       Подобрать примеры, иллюстрирующие различные способы выражения второстепенных членов предложения.

        Составить таблицу «Группы обстоятельств по значению.

       Отредактировать текст, заменяя повторяющиеся придаточные предложения причастным оборотам, составить текст (пейзаж, описание трудовых процессов и т. д.), используя в нём сравнения, причастные и деепричастные обороты.

       Подготовить устный рассказ на тему: «Второстепенные члены предложения».

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(6 ЧАСОВ)

       ПОВТОРЕНИЕ

       Предложение с одним главным членом.      

       ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

       Основные группы односоставных предложений. Односоставные предложения как часть сложного. Понятие о неполном предложении.

   

       ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ

        (УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ)

       Различать двусоставные и односоставные предложения, пользоваться ими как синтаксическими синонимами. Использовать зазывные предложения в тексте. Пользоваться  неполными предложениями в сложном предложении, в диалоге.

       ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

       Составить таблицу: «Виды односоставных предложений».

       Составить план по данной теме, используя назывные предложения.

       Составить небольшой текст, используя односоставные предложения для выражения внутреннего состояния человека, состояния природы.

       Написать вступление к описанию местности, используя в нём назывные предложения.

       Подготовить сообщение на тему: «Сходство и различие двусоставных и односоставных предложений».

       Используя лингвистический эксперимент, доказать целесообразность использования в нём нескольких неполных предложений при диалоге.

       Составить и грамотно записать диалог на предложенную тему или текст-описание, используя неполные предложения.

       Подготовить сообщение на тему «Сходство и различие односоставных и неполных предложений».

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(8 ЧАСОВ)

       ПОВТОРЕНИЕ

       Признаки однородных членов предложения. Запятые между однородными членами предложений (в изученных случаях).

       ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

       Предложения с однородными членами, связанными союзами (соединительными, разделительными, противительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах.

       ОСНОВЫНЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

        (УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ)

       Интонационно правильно произносить предложения с однородными членами и сложноподчинённые как синтаксические синонимы. Пунктуационно оформлять предложения с однородными членами.

       ПРИМЕРНЫЕ  ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

       в предложенном тексте найти однокоренным члены предложения, обосновать свой ответ.

       Провести наблюдение, с какой целью используются однородные члены предложения в деловом, научном, публицистическом и художественном стилях речи.      

       Составить таблицу с примерами и схемами «Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения».

       Составить описание в художественном стиле, используя однородные члены предложения.

       Составить описание прибора, механизма машины в научном стиле, используя однородные члены предложения.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ,

ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ, МЕЖДМЕТИЯМИ

(5 ЧАСОВ)

       ПОВТОРЕНИЕ

       Понятие об обращении, знаки препинания при обращении. Понятие о междометии, знаки препинания при междометии.

       ОСНОВЫНЕ СВЕДЕНИЯ

       Роль обращений в речи. Распространённые обращения. Предложения с вводными словами. Вводные предложения. Знаки препинания при них.

       ОСНОВНЫЕ УМЕНЯИ И НАВЫКИ

        (УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ)

       Интонационно правильно произносит предложения с обращениями, вводными словами вводными предложениями и междометиями. Использовать в речи вводные слова — синонимы, употреблять вводные слова как средства связи предложений в тексте. Выделять на письме обращения, вводные слова и вводные предложения, междометия знаками препинания.

       ПРИМЕНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

       Найти в текстах делового, публицистического, художественного  стилей обращение. Провести наблюдение, с какой целью используются в них обращения. Провести наблюдение.

       Составить таблицу на тему: «Разряды вводных слов по значению» и подобрать к ней примеры.

       Найти в тексте предложения с вводными словами подобрать к ним примеры с теми же словами, выступающими в роли второстепенных членов предложения.

       Составить доказательство правильности решения задачи, проведённого опят и т. д., с  помощью вводных слов.

        Вставить в данный текст  вводные предложения с указанием на место, время действия, с дополнительными сведениями о лице, о котором упоминается и др.

 ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

       ПОВТОРЕНИЕ

       Причастный и деепричастный оборот. Выделение их запятыми.

      ОСНОВЫНЕ СВЕДЕНИЯ

       Понятие об обособлении. Обособленные определения, приложения и обстоятельства. Выделение запятыми обособленных и второстепенных членов.

       Понятие об уточняющих второстепенных членах (обособленных). Знаки препинания при них.

       ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

       Интонационно правильно произносить предложения с обособленными второстепенными членами. Использовать в речи предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы. Интонационно выделять уточняющие члены предложения, использовать их в речи. Выделять запятыми обособленные члены предложения.

       ПРИПЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

       Найти в тексте обособленные члены предложения. Провести наблюдение над тем, какую роль играю обособленным члены предложения в текстах делового и художественного стилей.

       Составить таблицу «Способы выражения обособленных определений и приложений» и подобрать к ней примеры.  

       Составить таблицу и подобрать примеры на тему «Знаки препинания при обособленных обстоятельствах».

       Отредактировать текст, используя обособленные члены предложения.

        Описать демонстрацию прибора, проведение опыта, трудовой процесс, используя обособленные обстоятельства.

       Описать местность, улицу, памятник, используя уточняющий члены предложения.

 ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ (5 ЧАСОВ)

        ПОВТОРЕНИЕ

       Общее понятие о предложениях с прямой речью и диалоге. Знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалогом. (в изученных случаях)

       ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

       Углубление знаний о прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Знаки препинания в этом случае.  Косвенная речь. Основные способы цитирования, знаки препинания при цитировании.

       ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

       (УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ)

       Выразительно читать предложения с прямой речью. Заменять прямую речь косвенной. Использовать различные способы цитирования. Пунктуационно оформлять предложения с прямой речью.

       ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

       Составить таблицу «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»

       Составить сопоставительную таблицу «Предложение с прямой речью».

       Отредактировать текст, исправив ошибки в замене прямой речь косвенной.

       Составить текст о творчестве писателя, используя для аргументации различные способы цитирования.

ПОВТОРЕНИЕ(2 ЧАСА)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ (17 ЧАСОВ)

       Понятие о публицистическом стиле речи.

       Сочинение повествовательного характера с элементами описательности (по летним впечатлениям). Сочинение с описанием местности. Изложение с элементами сочинения о бережном отношении к природе. Изложение с элементами сочинения не морально-этическую тему. Сочинение на патриотическую тему.

ПРОГРАММ 9 КЛАССА

(68 ЧАСОВ)

       Русский язык в современном мире (1 час)

       ПОВТОРЕНИЕ

       Синтаксис и пунктуация.

       Основные виды сложных предложений (1 час)

       Сложносочинённые предложения ( 5 часов)

       ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

       Сложные предложения с сочинительными союзами.

       Запятая между частями сложного предложения.

       ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

       Соблюдать правильную интонацию в сложносочинённом предложении. Конструировать сложноподчинённые предложения, используя различные виды простых предложений: с двумя главным членам и с одним. Правильно пунктуационно оформлять предложения.

       ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

       В тесте художественного  произведения найти сложносочинённое предложение с разным союзами, пронаблюдать, какие смысловые отношения существуют между простыми предложениями в составе сложного.

       Отредактировать текст, заменяя сложносочинённые предложения синтаксическими синонимами.

       Составить текст, с использованием сложносочинённых предложений, в состав которых входят двусоставные и односоставные предложения.

     

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(17 ЧАСОВ)

       ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

       Строение сложноподчинённых предложений. Союзы и союзные слова  как средства связи главного и придаточного предложения. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Основные виды придаточных предложений (определительные, изъяснительные, обстоятельственные). Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными сложноподчинёнными предложениями.

       ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

       Найти в тексте различных стилей сложноподчинённые предложения с разными союзами и союзным словами.

       Составить таблицу на тему «Что я знаю о сложноподчинённом предложении».

Составить небольшой текст рассуждения «Почему необходимо беречь природу», используя в нём сложноподчинённые предложения.

БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНЫЕ

(6 ЧАСОВ)

       ПОВТОРЕНИЕ      

       Общее понятие о бессоюзном предложении.

       ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

       смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Интонация, знаки препинания в бессоюзном сложно предложении.

       ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

       Передать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями речи бессоюзного сложного предложения. Определять одно из возможных условий между частями бессоюзного сложного предложения. Производить замену бессоюзных сложных предложений союзными. Правильно пунктуационно оформлять бессоюзные предложения.

       ПРИМЕРЫНЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

       Провести наблюдение над использованием бессоюзных предложений в тестах разных стилей.

       Составить таблицу «Знаки препинания в сложных бессоюзных  предложениях»

       Составить план на тему «Сложные бессоюзные предложения».

       Отредактировать текст, используя бессоюзные сложные предложения и их синтаксические синонимы.

       Составить текст на самостоятельно выбранную тему с использованием бессоюзных сложных предложений.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ

 ВИДАМИ СВЯЗИ

(3 ЧАСА)

       ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

       Общее понятие о сложных предложениях с различными видами связи. Особенности пунктуации в этих предложениях.

       ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

       Опознавать сложные предложения, производить синтаксический анализ. Заменять сложные предложения с разными видами связи более простыми конструкциями. Правильно ставить знаки препинания в предложениях с различными видами связи.

       ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

       Провести наблюдение по использованию сложных предложений с разными видами связи в текстах научного, художественного, публицистического стилей.

        Отредактировать текст, используя сложные предложения с различными видами связи.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (3 ЧАСА)

       ПОВТОРЕНИЕ

       Роль языка в жизни общества. Язык как развивающее явление. Русский язык как средство межнационального общения народов СССР.

       ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

       Русский литературный язык и его стили.

       ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

       Определять и обосновать стилистическую принадлежность текста. Давай общую характеристику лексике текста.

       ПРАКТИЧСЕКИЕ РАБОТЫ

       Подготовить сообщение на тему «Почему мы так говорим», «Почему необходимо соблюдать нормы литературного языка».

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (12)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ (17 ЧАСОВ)

       Обобщение и систематизация изученного о тексте и типах речи. Сочинение о роли знаний в жизни человека. Изложение с элементами сочинения на патриотическую тему.  Сочинение о роли книг в жизни человека. Изложение на моральную тему. Сочинение о выборе профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по русскому языку для учащихся 9 классов "Русская словесность".

Курс рассчитан на более углублённое изучение уже знакомых учащимся тем, что требует необходимости систематизировать весь материал по той или иной теме.Цельданного курса заключается в том, чтобы повыси...

Программа по русскому языку для учащихся 11 классов "Русская словесность".

Программа курса рассчитана на учащихся одиннадцатых классов.Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Они необходимы для выработки более свободного и широкого...

Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой

Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...

Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой

В настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС общего образования главной задачей в преподавании русского языка является сочетание знаний об...

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской...

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения

состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...