ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
За основу этой программы взята программа Львовой С. И. «Русское правописание: орфография и пунктуация» составленная для 10 -11 классов в данную программу мной внесены некоторые изменения. Отличие скорректированной мной программы от базовой заключается в следующем:
- Сокращенно общее количество часов на изучение языка, данное в программе с целью высвобождения времени для проведения в конце года контроля над уровнем полученных знаний (тестирование и годовая контрольная работа);
- Сокращено количество часов на изучение отдельных тем, для того чтобы ввести темы, разделы, но предусмотренные данной базовой программой;
- Введены новые разделы «Культура речи и стилистика», «Речевой этикет», «Работа со словарём и справочной литературой», «Текст и его строение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yazyku_10-11_klassy.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Володина Нина Николаевна
учитель русского языка и литературы
бюджетное общеобразовательное учреждение
города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
Программа скорректирована, основу составляет программа С.И.Львовой.
Учебник: Розенталь Д.Э.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За основу этой программы взята программа Львовой С. И. «Русское правописание: орфография и пунктуация» составленная для 10 -11 классов в данную программу мной внесены некоторые изменения. Отличие скорректированной мной программы от базовой заключается в следующем:
- Сокращенно общее количество часов на изучение языка, данное в программе с целью высвобождения времени для проведения в конце года контроля над уровнем полученных знаний (тестирование и годовая контрольная работа);
- Сокращено количество часов на изучение отдельных тем, для того чтобы ввести темы, разделы, но предусмотренные данной базовой программой;
- Введены новые разделы «Культура речи и стилистика», «Речевой этикет», «Работа со словарём и справочной литературой», «Текст и его строение».
Ввод этих дополнительных разделов считаю оправданным, так как учащимся 10-го класса много придётся работать со справочной литературой. В предыдущие годы этой работе уделялось недостаточно времени, поэтому введение этого раздела «Работа со справочной литературой» считаю необходимым в программе 10-го класса (по региональной программе предусматривается работа только с тремя видами словарей, что считаю недостаточным). В течение года десятиклассникам придётся выполнять комплексный анализ текста, а значит, необходимо систематизировать знания учащихся по разделу «Текст и его строение». В течение 10-11 классов ученикам придётся готовить много докладов, рефератов, сообщений, речь учеников должна быть грамотной, литературной, поэтому разделы русского языка, посвящённые формированию такой речи необходимы («Культура речи и стилистика», «Речевой этикет»). Ещё одно отличие от базовой программы: раздел «Написание строчных и прописных букв» перенесён с конца программы в её начало (сразу после изучения раздела «текст и его строение»). Думаю, такой вариант предполагает большую законченность работы с текстом и кладёт начало изучению орфографии.
10 класс (34 часа)
1. Особенности письменного общения — 1 ч.
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.
Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла), слушание (восприятие речевых сигналов с целью выяснения смысла высказывания), письмо (передача смысла с помощью графических знаков), чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные. Знакомство со способами языкового анализа высказывания:
В устной речи
От смысла к средствам его выражения
В письменной речи
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация и т. д.).
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела).
Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, сочинения разных типов, конспекты, рефераты.
2. Культура и стилистика (элементы) — 2 ч.
1)Стили современного русского литературного языка и их жанровые разновидности, сферы использования разных видов
- Речевой этикет
Этикетные формы общения: приветствие знакомых и незнакомых людей, прощание.
Связь речевого этикета с культурой поведения. Важность овладения речевым этикетом.
3. Словари разных типов, их практическое применение — 2ч.
Работа со справочной литературой. Роль словарей, справочной литературы в жизни современного человека. (Словари: словарь синонимов, словарь антонимов, этимологический, словарь иностранных слов, толковый словарь, фразеологический словарь, грамматический, орфоэпический, словообразовательный).
4. Текст и его строение — 1 ч.
Основные виды переработки текста. Признаки текста, типы и средства связи между частями текста. Цепная связь. Параллельная связь. Абзац. План. Тезисы. Выписки. Аннотация. Оценка текста. Рецензия.
5. Тестирование — 1ч.
6. Орфография — 27 ч.
1) Орфография как система правил правописания — 1ч.
Роль орфографии в письменном общении людей. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них:
- Правописание морфем («Пиши морфему всегда одинаково»);
- Слитные, дефисные и раздельные написания («Пиши слова отдельно друг от друга, а части слов — слитно, реже — через дефис»);
- Употребление прописных и строчных букв («Пиши с прописной буквы имена собственные, со строчной — нарицательные»);
- Перенос слова («Переноси слова по слогам»).
2) Написание строчных и прописных букв — 1ч.
Ознакомление с основным содержанием данного раздела орфографии. Роль смыслового грамматического анализа при выборе строчной и прописной буквы.
Работа со словарём «Строчная или прописная буква».
3)Правописание морфем — 14ч.
Морфема как минимальная значимая часть слова. Система орфограмм данного раздела орфографии. Принцип единообразного написания морфем - ведущий принцип русского правописания (морфемный).
Правописание корней.
Системы правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, Е и Э в заимствованных словах. Правила, нарушающие единообразие написания корня ( Ы или И в корне после приставок) и понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных:
- КОС - КАС; ЛАГ — ЛОЖ; БЕР — БИР; ТЕР — ТИР; СТИЛ - СТЕЛ; и др. (зависимость от глагольного суффикса а);
- РАСТ — РОСТ; СКАК - СКОЧ (зависимость от последующих согласных);
- ГАР — ГОР; ЗАР — ЗОР; ТВАР — ТВОР; КЛАН — КЛОН: (зависимость от ударения)
- Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями ОЛО-ЛА,ОРО-РА, ЕРЕ-РЕ, ЕЛО-ЛЕ.
Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (ЛОГ, ФИЛ, ФОН и т. п.). использование орфографического и словообразовательного словаря для объяснения правил написания корня слова.
Этимологическая правка как приём объяснения написания корней слов.
Правописание приставок
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания:
- Приставки на З (с) — фонетический принцип.
- Все остальные приставки русские и иноязычные по происхождению - морфемный принцип написания.
Роль смыслового анализа при различии приставок ПРЕ и ПРЕ.
Правописание суффиксов
Система орфографии, отражающая написание суффиксов разных частей речи. Роль словообразовательного анализа слова при выборе правил написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание:
- АРЬ, ТЕЛЬ, НИК, ИЗН (а), ОСТЬ, ЕНИ (е) и др.
- Различие суффиксов ЧИК и ЩИК со значением лица.
Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание:
1. ОВАТ(ый), СВИТ(ый), ЛИВ(ый), ГЛАВ(ый), ЧАТ(ый), ОНЬК(ый) и др.
2. Различие на письме суффиксов имён ИВ и СВ; К и СК; в именах прилагательных.
3. Особенности сравнительно и превосходной степеней прилагательных и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы в глаголах и их написание:
1. И(ть), Е(ть), ИРОВА(ть), АЧА(ть), АНУ(ть) и др.
2. Различие на письме глагольных суффиксов ОВА (ева), И ыва(ива)
3. Написание суффикса Е или И в глаголах в приставкой ОБЕЗ; ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах.
Суффиксы причастий:
- Образование причастий с помощью суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени.
- Н и НН в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или от глаголов.
Правописание окончаний
Система правил, регулирующих правописание окончаний разных частей речи. Различие окончаний Е и Е в именах существительных; окончания ЕТ, ИТ, ЕТЬ, ИТЬ, УТ(ют), АТ(ят) в глаголах.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание Ы и И после ц: употребление разделительных Ь и Ъ.
Написание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН, НС, НЩ, РЧ, РЩ, ЧК внутри отдельных морфем и на стыке морфем;
Употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем:
Взаимосвязь значения морфемного строения и написания слова (обобщение). Орфографический анализ словообразовательных моделей слов: ННЫЙ, БЕЗ НОСТЬ, ОСТНЫЙ и т. д.;
Ь знак после шипящих в словах разных частей речи;
Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем:
Работа со словарём.
4) Слитные, дефисные и раздельные написания — 9 ч.
Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного и раздельного написания. Орфограммы, связанные с различием на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Различие приставки НИ и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографическое отличие приставки от предлога. Слитное, дефисное и раздельно написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ПОТОМУ, ПОЭТОМУ, ОТТОГО, ОТЧЕГО, ЗАТО, ПОСКОЛЬКУ от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные и наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).
Употребление дефиса в словах разных частей речи. Работа со словарём «Слитно или раздельно?»
7. Итоговое повторение - 2ч.
- Тестирование
- Контрольная работа
11 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа 11 класса тоже несколько изменена. Отличие скорректированной мною программы от региональной заключается в следующем:
- Изменён порядок изучения некоторых тем:
- Сокращенно общее количество часов на изучение языка с целью проведения в конце года контроля над уровнем полученных знаний;
- Сокращено количество часов на изучение отдельных тем, для того чтобы ввести дополнительные темы, разделы, которые не были предусмотрены базовой программой;
- Введён новый раздел: «Элементы риторики».
В отличие от базовой программы после введения раздела «Речевой этикет», которым начинается программа, считаю, необходимым вести раздел «Элементы риторики», в котором нужно вести работу по усвоению двух форм речи (монологической и диалогической), особенностей каждой из них, а также вести работу по привитию навыков культуры ораторской (публичной) речи. Эти 2 раздела («Речевой этикет» и Элементы риторики») взаимосвязаны, служат одной общей цели, поэтому, я считаю, они должны изучаться последовательно, одна за другой. А затем необходимо изучать большой раздел «Пунктуация», который не должен прерываться другими разделами. Последний раздел «Знаки препинания в связном тексте» предполагает завершение работы над текстом, поэтому, я думаю, будет целесообразным ввести 1 час на повторение сведений о тексте и его составлявших, его строении, что было изучено в начале 10 класса.
11 КЛАСС (34 часа)
1. Речевой этикет в письменном общении — 2ч.
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, благодарности, приглашения и т. п. В письменной речи.
Речевой этикет в частной переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
- Элементы риторики — 2ч.
1. Монологическая и диалогическая форма речи, их особенности. Общая характеристика. Жанры монологической речи (доклад, сообщение, реферат, статья, рассказ, инструкция и т. д.). Роль в диалоге ситуации, жеста, мимики, интонации. Языковые средства организации текста. Особенности порядка слов. Речевой этикет в диалоге.
2. Культура ораторской речи:
- Подготовка речи (определение темы, целевой установки, её значения, составление рабочего плана, отбор материала, работа с источниками)
- Вступление (три способа: чтение текста, воспроизведение по памяти, свободная импровизация; ответы на вопросы)
- Понятие культуры речи. Норма и её виды. Нормы орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические.
- Чистота речи, точность, логичность.
- Богатство русского языка. Использование этого богатства в ораторской речи.
3. Пунктуация — 30 ч.
- Пунктуация как система правил постановки знаков препинания — 1ч.
- Тестирование — 1ч.
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное значение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения её понимания: Грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация.
Смысл предложения интонация и пунктуация.
Разделы русской пунктуации:
- Знаки препинания в конце предложения;
- Знаки препинания внутри простого предложения;
- Знаки препинания между частями сложного предложения;
- Знаки препинания при передачи чужой речи;
- Знаки препинания в связном тексте.
- Знаки препинания в конце предложения - 1ч.
Предложение и его основные признаки: интонация конца предложения. Граница предложения, отражение её на письме.
Употребление точки, вопросительного знака и восклицательного знака в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака.
Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
- Знаки препинания внутри простого предложения — 10 ч.
Система пунктограмм данного раздела пунктуации.
- Знаки препинания между членами предложения
- Тире между подлежащим и сказуемым;
- Тире в неполном предложении, интонационные особенности этих предложений.
2)Знаки препинания между однородными членами предложения
Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами, соединёнными двойными союзами.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
- Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные различия причастного и деепричастного оборотов.
Способы обособления предложений:
- Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными существительным в косвенном падеже.
- Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
- Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
- Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом
Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборотов со значением сравнения.
5) Знаки препинания при словах грамматически не связанных с членами предложения
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико - грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения.
Уместное употребление в письменной речи вводных слов разных смысловых групп.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационные выделения междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов(что, что ж, как же, что же).
5. Знаки препинания между частями сложного предложения — 8 ч.
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями ССП. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями СПП.
Семантико - интонационный как основа выбора знака препинания в бессоюзном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из 3-х и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
6. Знаки препинания при передачи чужой речи — 3ч.
Прямая речь. Оформление на письме чужой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
7. Знаки препинания в связном тексте — 4ч.
-Повторение
Текст и его строение. Признаки текста, типы и средства связи межу частями текста. Абзац. План. Тезисы. Выписки. Аннотация. Рецензия.
-Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным экспрессивным настроением. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.
-Авторские знаки.
-Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое значение текста.
6. Итоговое повторение — 2ч.
- Тестирование
- Комплексный анализ текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по русскому языку для учащихся 9 классов "Русская словесность".
Курс рассчитан на более углублённое изучение уже знакомых учащимся тем, что требует необходимости систематизировать весь материал по той или иной теме.Цельданного курса заключается в том, чтобы повыси...
Программа по русскому языку для учащихся 11 классов "Русская словесность".
Программа курса рассчитана на учащихся одиннадцатых классов.Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Они необходимы для выработки более свободного и широкого...
Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой
Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой
В настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС общего образования главной задачей в преподавании русского языка является сочетание знаний об...
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской...
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения
состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...