лингвокультурологический анализ текста.8-9кл.
методическая разработка по русскому языку по теме
8 класс | ||||
1. | Текст как речевое произведение.Понимание текста – процесс творческий. | Урок практичес ких работ. | Анализ начала статьи Бальмонта «Русский язык.(Воля как основа творчества) | 1.Объяснить значение слов «сокровищница, самоцвет, талисман, лик». 2.Анализ словарных статей к словам-омонимам «воля1»и «воля2» в «Толковом словаре русского языка». 3.Произвести лексический разбор слова «воля». |
2. | Слова-символы в поэтичес кой речи. | Урок практичес ких работ. | 1.Национально-культурные особенности восприятия слов-символов. 2.Объяснение традиционно-поэтических метафор, слов-символов (дождь, кукушка,береза). | 1.Работа с поэтическими текстами народных песен, стихотворений А.Пушкина, А.Дельвига, С.Есенина и др. 2.Составление «Словариков поэтической символики». |
3. | Научный стиль. | Урок развития речи. | Анализ текста научно-популярного стиля из книги И.Горелова, В.Енгалычева «Безмолвный мысли знак». | 1.Работа со словарями. 2.Объяснить значение слов «система, интонация, интерпретация, язык». 3.Подобрать синонимы к вводному слову «кажется». 4.Определение значений в словаре и контексте фрагмента научного исследования. 5.Создание научного рассуждения. |
4. | Лексика русского языка. | Урок-семинар | 1.Умение работы со словарями. 2.Знать группы слов по смысловым отношениям, по употреблению, по происхождению. | 1.Самостоятельная работа учащихся. 2.Составить таблицу «Группы слов русского языка». Подобрать примеры. 3.Работа со словарями. Проанализировать структуру двух-трех словарных статей из толкового словаря. 4. Отобрать предложения из художественного произведения с культуроведческой лексикой и составить свои статьи для двух-трех слов из этого предложения. 5.Подобрать отрывок из художественного произведения для лексического анализа.
|
9 класс | ||||
1. | Стили речи. Художественный стиль. | Урок развития речи. | Анализ стихотворения И.Мятлева «Русский снег в Париже». | 1.Объяснить смысл названия. 2.Найти в тексте ключевые слова, словосочетания. 3.Лингвокультурологический анализ слова «русский». 4.Объяснить значение слова «ретивое». 5.Произвести лексический разбор текста. 6.Записать ряд синонимов: здравствуй... |
2. | Публицис тический стиль. | Урок развития речи. | 1.Анализ публицистического текста. Отрывок из очерка Б.К. Зайцева «Слово о Родине». 2.Лингвокультурологический анализ слов «слово, святыня, иерархия». | 1.Работа со словарями. 2.Составить словарный диктант по тексту. 3.Написать сочинение-миниатюру. |
3. | Подготовка к сочинению по картине В.П.Фельдмана «Родина». | Урок развития речи. | 1.Анализ стихотворения В.Набокова «Родина», высказывания Д.Лихачева о любви к Родине. 2.Лингвокультурологический анализ слов «Родина, Отечество, Отчизна, страна». 3.Изучение абстрактной лексики. | 1.Работа со словарями. 2.Подбор эпитетов к словам «Родина, Отечество, Отчизна, страна». 3.Составление словосочетаний по теме. 4.Написать сочинение по картине. |
4. | Бессоюзное сложное предложе ние. | Фрагмент урока | 1.Анализ отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». 2.Анализ пословиц и поговорок. 3.Лингвокультурологический анализ слов, связанных с эмоциями человека: совесть, тоска, грусть, радость и др. 4. Освоение абстрактной лексики в разных контекстах. | 1.Подбор пословиц и поговорок как дидактический материал для постановки знаков препинания и как материал для лингвокультурологического анализа слов. 2.Найти в тексте слова, передающие эмоции человека. 3.Слова, придающие стихотворению торжественное звучание, заменить синонимами, которые употребляются в обыденной речи. 4.Найти предложения, в которых лексические значения синонимов противопоставляют ся. |
5. | Публичная речь. | Урок – исследова ние. | Анализ культуроведчес ких текстов.(Отражение истории родного города) | 1.Самостоятельная работа по поиску информации. 2.Работа со словом с национально-культурным компонентом значения(Нижний Новгород) через обращение к материалам истории, архитектуры, худ.литературы. 3.Подготовить сообщение о старинных уголках родного города. 4.Конкурс экскурсоводов. |
6. | Подготовка к сочинению-эссе «Мое любимое слово в русском языке». | Урок развития речи. | Анализ эссе. Д.Лихачев о языке. | 1.Повторить правила написания сочинений-эссе. 2.Написать лингвокультурологическое эссе на основе одного из слов абстрактной лексики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Лингвокультурологический анализ цикла стихотворений А. Блока "На поле Куликовом"
Анализ лингвокультурологического пространства стихотворного цикла А. Блока....
Лингвокультурологический анализ использования пословиц в английском языке.
В работе старалась выявить семантическое и структурное своеобразие пословиц в английском языке....
Лингвокультурологический анализ тропов в лирике Н. Гумилева
В материале представлен конспект урока по литературе для 11 класса. Урок представляет собой лингвокультурологический анализ изобразительно-выразительных средств в лирике Н. Гумилева с цель...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста
Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....
Фрагмент урока по русскому языку. ( лингвокультурологическая характеристика текста)
Фрагмент урока по русскому языку. ( лингвокультурологическая характеристика текста)...