Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Лингвокультурологический анализ текста» на 2024 –2025 учебный год 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Ольнева Наталья Юрьевна

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Лингвокультурологический анализ текста» на 2024 –2025 учебный год 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvokulturologicheskiy_analiz_teksta_10_klass.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Воздвиженская средняя школа

 

 Принята

  педсоветом МОУ Воздвиженской СШ

  протокол от

Утверждена

приказом МОУ Воздвиженской СШ от

Рабочая программа элективного курса по русскому языку

«Лингвокультурологический анализ текста»

на 2024 –2025 учебный год

10 класс

                                    Составила Ольнева Н.Ю.,

                                                         учитель русского языка и литературы

                   

                                                   с.Воздвиженское 2024г.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» В 10 КЛАССЕ

Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы курсаявляются:

  1. понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально- культурных ценностей народа;
  2. воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохра- нят чистоту и поддерживать нормы литературного языка;
  3. расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях;
  4. способность к продуцированию текстов разных жанров;
  5. стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетиче- ского вкуса.

Метапредметными результатами освоения выпускниками программы курса:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
  • способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;
  • адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение ком- муникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;
  • говорение и письмо:
  • умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой ус- тановки, предполагаемого адресата и характера общения;
  • умение свертывать и преобразовывать прослушанный и прочитанный текст (план, анно- тация, конспект и.т.д.);
  • владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как слово, так и чу- жую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки;
  • умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем;
  1. использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предме- там (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.

Предметными результатами освоения выпускниками программы курса:

  1. расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;
  2. углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратифика- ции языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны);
  3. закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональ- ный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма;
  4. овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматически- ми, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и исполь- зование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление пред- ставлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств;
  6. умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ частей речи, син- таксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста);
  7. осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.

Синтаксис и пунктуация знать:

  • что изучает синтаксис и пунктуация;
  • основные признаки словосочетания и предложения;
  • виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в слово- сочетании;
  • виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматиче- ской основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;
  • основные пунктуационные нормы;
  • основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управле- ния; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);
  • основные выразительные средства синтаксиса русского языка;

уметь:

  • устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;
  • определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
  • пользоваться синтаксическими синонимами;
  • проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;
  • проводить пунктуационный разбор предложения;
  • находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.

уметь:

  • применять орфографические правила на письме;
  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и син- таксиса в практике правописания;
  • проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;
  • соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.

Сочинение- рассуждение

  • обобщение и систематизация знаний по разделам языкознания, представленным в КИ Мах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;
  • обобщение знаний об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использо вания;
  • совершенствование навыков анализа текстов различных стилей;
  • развитие письменной речи учащихся, пополнение их теоретико-литературного словаря;
  • совершенствование знаний и умений находить в тексте и определение функции средств выра зительности разных уровней;
  • совершенствование умений отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;
  • повышение уровня грамотности учащихся.

Программа рассчитана на 34 часа при нагрузке 1 час в неделю.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В 10 КЛАССЕ

№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

В том числе на:

Основные изучаемые вопросы темы( краткое содержание)

Уроки

Контрольные

работы

лабораторно-практические работы, уроки развития речи

1

Введение

1

1

Язык-культура-личность. Ценностная картина мира. Понятие о культурном концепте.

2

Слово в словаре

2

1

Определение лексического значения и его вариаций. Работа со словарями синонимов, антонимов, крылатых и образных выражений. Семантика слова в пословицах и поговорках

3

Слово в контексте словосочета

ния, предложения

2

1

        1

  Закон лексической сочетаемости слов. Метафора как стилистический приём. Ассоциативно-смысловые связи слов.

4

  Художественный текст как лингвокультурологическая загадка

6

2

         4

 Связность и цельность текста. Значение и смысл текста как понятия. Интерпретация текста как личное понимание его. Ассоциации как связь текстов.

5

Слово в научном тексте

4

1

         3

Чтение и анализ лингвистических текстов. Чтение и анализ литературоведческих текстов. Определение значений в словаре и контексте фрагмента научного исследования.

6

Слово в публицистическом тексте

8

2

6

         

Слово и стиль. Понятие о стиле эпохи. Создание публицистического теста, эссе, рассуждения.

7

Слово в средствах массовой информации

2

            2

Газетные и журнальные жанры (проблемная статья, очерк, интервью, репортаж, сообщение, фельетон). Создание выпусков виртуальных и реальных газет и журналов.

8

Слово в современной литературе

8

2

        6

Сочетание традиционной и новой лексики. Пополнение словаря современного человека. Нейтрализация просторечных  и диалектных слов. Система стилей. Новые типы их взаимодействия. Понятие семантического сдвига.

9

Заключение

1

1

         

Итоги работы учащихся, анализ творческих работ.

        

Календарно–тематическое планирование уроков элективного курса «Лингвокультурологический анализ текста»  в 10 классе

 №

Наименование раздела программы.

Тема урока

Количеств

часов

Дата

Характеристика деятельности обучающихся

по плану

фактически

1

Введение. Язык – культура – личность

   1

Запись основных понятий темы урока

2

Слово в словаре

   1

Словарная работа

3

Слово. Образ. Понятие. Лексическое значение слова

   1

Составление краткого конспекта, практическая работа

4

Лексические группы слов. Семантика слова в пословицах и поговорках

   1

Работа со словарём

5

Предметная и абстрактная лексика. Закон лексической сочетаемости слов

   1

Работа со словарём

6

Изобразительно-выразительные средства. Метафора как стилистический приём

   1

Работа над умением находить метафоры в художественном тексте

7

Текст. Связность и цельность текста. Способы связи слов по горизонтали и вертикали

   1

Работа с разными видами текста.

8

Значение и смысл текста

   1

Составление краткого конспекта, практическая работа

9

Лингвопоэтический  анализ текста

   1

Анализ поэтического текста

10

Создание текста на основе композиционной схемы

   1

Творческая работа

11

Создание текста на основе поэтической цитаты

   1

Творческая работа

12

Создание лингвокультурологического эссе

   1

Творческая работа

13

Чтение и анализ лингвистических текстов

   1

Практическая работа

14

Слово и стиль. Стиль эпохи. Индивидуальный стиль

   1

Практическая работа

15

Анализ эссе писателей XIX – XXвв.

   1

Работа с текстом художественного произведения

16

Создание научного рассуждения

   1

Творческая работа

17

Текст по заданной теме

   1

Творческая работа

18

Особенности публицистического стиля

   1

Составление краткого конспекта, практическая работа

19

Газетные и журнальные жанры

   1

Анализ текстов газет и журналов

20

Проблемная статья. Очерк

   1

Практическая работа

21

Интервью. Репортаж

   1

Практическая работа

22

Хроника событий

   1

Практическая работа

23

Сочетание традиционной и новой лексики

   1

Лексический анализ текста

24

Пути пополнения словаря современной литературы

   1

Лексический анализ текста

25

Нейтрализация просторечных и диалектных слов

   1

Лексический анализ текста Практическая работа

26

Произношение заимствованных слов

   1

Работа со словарём иностранных слов

27

Усиление роли разговорного стиля

   1

Анализ текстов газет и журналов

28

Речевые штампы и  словесные клише

   1

Анализ текстов газет и журналов

29

Жизнь иностранных слов в современном литературном языке

   1

Работа со словарём иностранных слов

30

Компьютерные термины, образы, понятия в современном языке

   1

Анализ текстов разных жанров

31

Сходство и отличие в развитии литературного языка к.XX – н. XXIв.

   1

Работа с текстом художественного произведения

32

Язык и стиль в художественном произведении.

   1

Работа с текстом художественного произведения

33

Язык и стиль в художественном произведении.

   1

Работа с текстом художественного произведения

34

Заключительный урок

   1

Самоанализ

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста

Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс

Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса«СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА», 68 часов

Программа элективного курса «Стилистический анализ художественного текста» предназначена для учащихся  10 класса.    Данная программа элективного курса составлена  на  ос...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория анализа художественного текста» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория анализа художественного текста» для 11 класса поможет учителю плдготовить выпускников к написанию Итогового сочинения....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Приёмы обработки текста» в 9 В классе Учитель Шатских Н.В.

   Элективный курс «Приёмы обработки текста»» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректируе...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "В пространстве текста"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «В пространстве текста»  предназначена для подготовки учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений к сдаче экзамена по...