Урок для 7 класса. Производные и непроизводные предлоги
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок для 7 класса. Производные и непроизводные предлоги
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_4._proizvodnye_i_neproizvodnye_predlogi.pptx | 1.03 МБ |
urok_4._proizvodnye_i_neproizvodnye_predlogi.doc | 360 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выберите правильный вариант написания наречия. 1 ) Все равно (не-ни)куда спешить. 2 ) Он (не-ни)сколько не был похож на мать. 3 ) (Не-ни)откуда было ждать помощи. 4 ) Вам (не-ни)зачем рисковать. 5 ) В молодости ему было все (не-ни)почем.
Отменить поездку ввиду надвигающейся грозы (отменить поездку ввиду чего ?) Отменить поездку ввиду (по причине, из-за чего?) надвигающейся грозы.
В т ечение всего дня производилась погрузка угля. (в течение кого времени? Составной, однозначный (р.п.)) Зайти в воду несмотря на непогоду появился передо мной расположились вблизи дачи ходить возле дома образоваться в связи с движением.
Вокруг нас было тихо Вокруг нас были друзья
Служат для связи слов в предложении ; Предлоги Бывают простыми (состоят из одного слова (из, под, на и т.д .) и составными (состоят из двух (реже трех) слов (несмотря на, в следствии, в течение и т.д .) Бывают однозначными ( употр-ся только с одним падежом. из, к и т.д.) и многодначными (под, около и т.д ) Бывают производными ( образованные от самостоятельных частей речи, вокруг, в продолжение и т.д.) и непроизводными (над, для, об и т.д.)
Достать учебник из-под подушки Выйти из строя вследствие перегрева Не спать в течение суток Узнать насчёт желанного подарка Ввиду изменённого расписания В связи с неожиданным приказом.
1) Сговорившись н ас чёт завтрашнего дня, они распростились. (насчет чего? О чем?) простой, однозначный (р.п.), производный (внес деньги на счет) 2 ) (В)место меня на семинар отправился мой коллега. 3 ) (В) течени _ реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие. 4 ) У многих русских рек, ( на) подоби _ Волги, один берег горный, другой луговой. 5 ) Он частенько отправлялся (в) место , чрезвычайно опасное . 6 ) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7 ) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.8 ) Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше . Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его . 9 ) (В) продолжени _ дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь . 10)( В) следстви _ аварии лифт не работал (в)течение недели ..
Всем было грустно Он грустно посмотрел на приятеля Лицо его грустно, печально Легко на сердце от песни веселой Скучно нам сидеть дома Она оказалась скучна Внезапно сделалось темно Выделить грамматическую основу, указать член предложения (подчеркнуть), часть речи выделенных слов и их разряд (слов категории состояния и наречий) Опять тревожно , больно сердцу стало Было приятно смотреть на их работу Мне было лень подняться На улице темно Он шел быстро Она грустно посмотрела на меня
Запомнить предлоги пишутся: Слитно Раздельно Через дефис ввиду вместо вроде вследствие навстречу наподобие насчёт вслед внутри поверх сверх в виде в течение в продолжение в заключение в завершение в отличие от в сравнении с в связи с по окончании по прибытии. Из-под Из-за И подобные Предлоги вследствие, наподобие, в течение, в продолжение, в отличие от, в заключение, в завершение имеют на конце -е.
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Производные и непроизводные предлоги» на социальном портале работников образования http://nsportal.ru
Конспект урока по русскому языку в 7 классе
Тема: Производные и непроизводные предлоги
Вид урока: изучение нового материала, повторение ранее изученного
Цель: познакомится с еще одной характеристикой предлогов: их производностью, научиться различать производные предлоги от самостоятельных частей речи и научиться находить предлоги в тексте
Оборудование: проектор, учебник, доска
Задачи:
Образовательные. Дать представление о производных и непроизводных предлогах
Развивающие. Развивать филологическую зоркость через работу с текстом
Воспитательные. Воспитать любовь к слову, русскому языку через раскрытие значения слова.
Ход урока
- Орг. Момент
Здравствуйте ребята, сегодня ы продолжим разговор о предлогах, запишите в тетрадях число, классная работа
- Синтаксический разбор предложения
Начнем наш урок с синтаксического разбора предложения
Качавший ветки деревьев ветер ворвался в мое окно и перевернул страницы книги.
Характеристика: Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., ослож необособленным определением и однородными сказ
- Повторение темы «Предлог»
Давайте теперь вспомним что такое предлоги? (служебная часть речи, служит для связи слов в предложении), бывают простыми и составными, однозначными и многозначными.)
для того чтобы найти предлог в тексте нужно задать вопрос, то, что окажется в вопросе и будет предлогом, например, СЛАЙД отменить поездку ввиду надвигающейся грозы (отменить поездку ввиду чего?),
также предлоги можно заменить другими предлогами, отменить поездку ввиду (предлог (по причине, из-за)) надвигающейся грозы.
Давайте попробуем поискать предлоги в предложениях,
найдите предлог, задайте вопрос, указать простой он или составной, однозначный или многозначный СЛАЙД
- В течение всего дня производилась погрузка угля. (в течение кого времени? Составной, однозначный (р.п.))
- Зайти в воду. Во что? Простой, многозначный (в.п., д.п., п.п.)
- Несмотря на непогоду. Несмотря на что? Составной, однозначный (в.п.)
- Появился передо мной. Появился перед кем? Простой, однозначный (т)
- расположились вблизи дачи. Вблизи чего? Простой, однозначный (р)
- ходить возле дома. Возле чего? Простой, однозначный (р)
- образоваться в связи с движением. В связи с чем? Составной, однозначный (т)
- Изучение нового материала
Хорошо, давайте теперь посмотрим внимательно на доску
Перед вами 2 предложения, в каждом из них есть слово вокруг. СЛАЙД Давайте посмотрим какой частью речи оно является
- Вокруг нас было тихо (Везде было тихо. Поблизости было тихо) было тихо где?
- Вокруг нас были друзья (возле нас, около нас) друзья были вокруг кого?
Это связано с тем, что предлог вокруг образован от наречия,
так же как, например, предлог в продолжение образован как вы думаете от какой части речи? (предлог+сущ, верить в продолжение знакомства)
Как называются часть речи, образованная от другой? Происходящая от другой?
Такие предлоги называются производными. А если мы возьмем предлог за, например, идти за другом. От какого слова образован предлог за? (он непроизводный)
Вчера в тетрадях по теории мы записали схему и оставили один пункт незаконченным, давайте допишем туда эту характеристику предлогов. СЛАЙД Предлоги бывают производными (образованны от самостоятельных частей речи, вокруг, в продолжение и т.д.) и непроизводными (над, для, об)
Чтобы проверить производный или непроизводный сначала посмотрите на какую часть речи он похож, затем подберите предложение, где этот предлог будет выступать в роли самостоятельной части речи
Давайте попробуем, перед вами несколько словосочетаний, выпишите в 2 столбика предлоги: производные или непроизводные и в скобках напишите пример, где производный предлог будет выступать в роли самостоятельной части речи СЛАЙД
Достать учебник из-под подушки, выйти из строя вследствие перегрева, не спать в течение суток, узнать насчёт желанного подарка, в связи с неожиданным приказом.
производные | непроизводные |
Вследствие (тупик в следствии) | из-под |
В течение (в течении реки) | из |
Насчёт (внес деньги на счет) | |
В связи с (я был в связи с ним) |
Посмотрите на доску СЛАЙД, вам нужно будет списать предложения, найти предлоги, задать к ним вопрос и дать им характеристику (простой/составной, однозначный/многозначный, производный/непроизводный).
- Чтобы определить однозначный перед вами предлог или нет, попробуйте употребить его со словами разных падежей,
- что нужно сделать, чтобы определить простой/составной предлог перед вами? На что обратить внимание? (количество слов)
- что нужно сделать, чтобы определить производный/непроизводный перед вами? (сначала посмотрите на какую часть речи он похож, затем подберите предложение, где этот предлог будет выступать в роли самостоятельной части речи) в скобках указать пример
- и объяснить свой ответ. То есть, если перед вами простой предлог как вы это объясните? (одно слово) Если производный? (примером) Если однозначный/многозначный? (падеж/-и)
по примеру первого предложения. Пример переписывать не нужно.
10 минут на это задание потом проверяем
1) Сговорившись насчёт завтрашнего дня, они распростились. (насчет чего? О чем?) простой, однозначный (р.п.), производный (внес деньги на счет)
2) Вместо меня на семинар отправился мой коллега. (вместо кого?)
3) В течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие. (наблюдалось где?)
4) У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой. (на подобие чего?)
5) Он частенько отправлялся в место, чрезвычайно опасное. (куда?)
6) Занятия отменили ввиду плохой погоды. (ввиду чего? Из-за чего?)
7) Мы шли навстречу с одноклассниками. (навстречу с кем?)
8) Чтобы вовремя приехать на встречу, мы вышли пораньше. (куда?) Когда навстречу гостям вышел старик, я сразу узнал его. (навстречу к кому?)
9) в продолжение дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь. (в продолжение какого времени?)
10) Вследствие аварии лифт не работал (вследствие чего? из-за чего?) в течение недели. (в течение какого времени?)
Проверяем по цепочке с 3-го ряда.
- Домашнее задание
д/з упр. 351
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Производные и непроизводные предлоги" 7 класс
Урок позволяет проверить знания по теме "Предлог"....
Урок по теме "Производные и непроизводные предлоги" по ФГОС 7 класс
Цели урока: обучающие: - актуализировать знания учащихся о предлоге как части речи;- познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами.развивающие:- научить различать производные пр...
Открытый урок по русскому языку 7 класс Производные и непроизводные предлоги
Урок построен с основными требованиями, предъявляемыми ФГОС.К конспекту прилагается презентация....
Презентация к уроку в 7 классе "Производные и непроизводные предлоги"
Презентация к уроку в 7 классе "Производные и непроизводные предлоги"...
Конспект урока в 7 классе "Производные и непроизводные предлоги"
Цель: знакомство с производными и непроизводными предлогами.; способствовать формированию умения различать производные и непроизводные предлоги...
Конспект урока по русскому языку 7 класс "Производные и непроизводные предлоги"
Конспект урока по русскому языку 7 класс "Производные и непроизводные предлоги"Подробный материал по изучению нового материала...
Урок русского языка в 7 классе «Производные и непроизводные предлоги» с презентацией
Тема урока: «Производные и непроизводные предлоги»Тип урока: Изучение нового материалаФорма организации учебной деятельности: комбинированная, парная, индивидуальная.Планируемые ...