Открытый урок по русскому языку 7 класс Производные и непроизводные предлоги
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок построен с основными требованиями, предъявляемыми ФГОС.К конспекту прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_7_klass.docx | 24.84 КБ |
proizvodnye_i_naproizvodnye_predlogi.pptx | 81.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4
Открытый урок
по русскому языку
в 7 б классе.
Тема: "Производные и непроизводные предлоги"
Подготовила и провела:
Кощеева А. Г.,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
Урок русского языка в 7 классе «Производные и непроизводные предлоги»
Тема урока: «Производные и непроизводные предлоги»
Тип урока: Изучение нового материала
Форма организации учебной деятельности: комбинированная, групповая, парная, индивидуальная.
Планируемые результаты:
- Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской культуры, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
- Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и формулировать выводы; умение работать в группе; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
- Предметные: знать о признаках непроизводных и производных предлогов; уметь отличать производные предлоги от других омонимичных частей речи; учиться правильно писать производные предлоги и омонимичные им другие части речи.
Развитие УУД:
- Личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию.
- Коммуникативные УУД: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.
- Познавательные УУД: опознавание и анализ производных предлогов, уместное употребление их адекватно ситуации речевого общения.
- Регулятивные УУД: планировать последовательность действий, формулировать выводы, оценивать себя и одноклассников.
Необходимые ресурсы и оборудование: компьютер, проектор, экран.
Этапы | Содержание урока |
1. Организационный момент 2. Актуализация знаний а). Телеграмма б). "Блиц - опрос" в). Лингвистическая справка 3. Словарная работа (самостоятельная работа и взаимопроверка ) 4. Тема урока 5. Постановка целей урока 6. Работа по теме а). Запись в тетради для правил информации по теме б). Работа по учебнику 2 учащихся у доски; одноклассники обмениваются тетрадями, осуществляется взаимопроверка 7. Физминутка 8. Закрепление изученного а). "Орфографический шифр" (работа в группах) б). "Шуточные вопросы - загадки" 9. Рефлексия 10 Домашнее задание | - Ребята, здравствуйте! Рада вас видеть! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу - тем самым, пожелайте себе и одноклассникам хорошего настроения. Садитесь! НА ДОСКЕ: ПОСТУПИЛ МГУ ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ ПРИЕЗЖАЮ ЛАДОЖСКИЙ ВОКЗАЛ ПОНЕДЕЛЬНИК ВОСЕМЬ УТРА. - Прочитайте текст телеграммы. какие слова пропущены? (предлоги) - А вот что мы уже знаем о предлогах сейчас проверим. Я вас попрошу провести "БЛИЦ - ОПРОС". Каждый называет вопрос, касающийся темы "Предлог". Тот, кто ответит правильно, получает право задать следующий вопрос. (ребята задают вопросы ) - Очень хорошо! А теперь, я хочу вас познакомить с интересной информацией, касающейся употребления предлогов в речи. Послушайте! В переводе с греческого "предлог" - перед словом. В русском языке примерно 200 слов - предлогов. По частоте употребления предлог занимает 4 место после существительного, глагола, местоимения. Самый употребительный предлог - "В". Он встречается 42854 раза на 1 млн. употреблений. В русском языке предлоги располагаются ПЕРЕД существительным, местоимением, прилагательным. Любопытно, что, например, в английском языке они могут быть И В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.: The doctor has been sent for? (Послали за доктором? - переводят дети) В английском языке предлоги, стоящие после глагола, помогают образовать ФРАЗОВЫЙ ГЛАГОЛ. - Посмотрите, перед вами лежат карточки. На них записаны 3 предложения. Перепишите их к себе в тетрадь, найдите предлоги и выделите их. КАРТОЧКА:
- Проверяем, у кого, что получилось. У кого получилось по - другому? Где возникли или могли возникнуть трудности? Почему? Как определить предлог среди самостоятельных частей речи? Укажите в третьем предложении все части речи. БЛАГОДАРЯ - что обозначает? на какой вопрос отвечает? каким членом предложения является? это самостоятельная часть речи? Делаем вывод: ЭТО ПРЕДЛОГ. - От какой части речи он произведен (образован)?(от деепричастия) - Если он произведен (образован) от другой, самостоятельной, части речи , как его можно назвать? (производный) - А предлоги, которые не образуются от других частей речи, называются...? (непроизводные) - Назовите, пожалуйста, тему нашего урока. (Производные и непроизводные предлоги) СЛАЙД 1 "Производные и непроизводные предлоги" - Какие же цели урока вы можете определить? (ответы учащихся) - Давайте их сравним с моими - СЛАЙД 2.
- Что не назвали? ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ ДЛЯ ПРАВИЛ: СЛАЙД 3 Предлоги: непроизводные и производные. Непроизводные - не образуются от самостоятельных частей речи. Бывают: однофонемные (в, к, о, у), односложные (до за из), двусложные (между). Производные - образованы с помощью перехода самостоятельной части речи в служебную. Бывают: отымённые (в течение, в продолжение), наречные (близ, вдоль), отглагольные (благодаря, включая, спустя, несмотря на). - Выполняем упр. 337 (по вариантам) 1 вариант (непроизводные предлоги): через, на, от, на, в, к, из, в, с, с, с. 2 вариант (производные предлоги): позади, поверх, благодаря, ввиду, около, вдоль, наперекор, напротив, поперёк, вблизи, посреди, в целях. - Проверяем. Кто не ошибся? Кто допустил 1 - 2 ошибки? Кто больше? -А теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть, но с пользой для дела. Я произношу слова. Если это слово - ПРЕДМЕТ - поднимаем руки вверх, если ПРЕДЛОГ - делаем хлопок. Солнце, на, ветер, под, из - под, благодаря, кошка, вопреки, ученики, без, книга, по, над, школа, для, в течение, класс. - Молодцы! - Предлагаю вам задание "ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ШИФР" (задание выполняется в группах). - Перед вами листы с записанными предложениями. Нужно найти предложения, в которых есть производные предлоги. Записать через запятую номера этих предложений. Должен получиться некий шифр.
-Давайте проверим, что у вас получилось. СЛАЙД 4: 1), 4), 5), 8), 9). - Попробуйте назвать отношения этих предлогов (временное, временное. объектное, пространственное, причинное, соответственно). - А теперь задание - не очень серьезное, шуточное. "Шуточные вопросы - загадки". (по мере того, как учащиеся называют ответы, на слайде они показываются) СЛАЙД 5
( ПРОВЕРКА) Молодцы! - Оцените свою деятельность на уроке, но не просто так, а используя производные предлоги: БЛАГОДАРЯ, В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, ИЗ - ЗА СЛАЙД 6 (учащиеся оценивают свою работу) Дома составьте 5 словосочетаний с производными предлогами, 5 словосочетаний, где эти слова использованы как самостоятельные части речи. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: познакомиться с понятиями производного и непроизводного предлога; научиться определять их в предложении; отличать производный предлог от самостоятельной части речи.
Предлоги по образованию
Орфографический шифр 1, 4, 5, 8, 9
Шуточные вопросы - загадки С-о-с-на К –от К- о-за На-с-о - с На - с
Рефлексия Благодаря… В течение… В продолжение… Из – за…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве". (Повторение по теме Служебные части речи Предлоги и союзы)
Представляется методическая разработка урока русского языка по теме: «Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве» (Повтор...
Открытый урок по русскому языку "Употрбление предлогов" в 7 классе
Данный урок разработан для конкурса "Учитель года-2016"...
Урок для 7 класса. Производные и непроизводные предлоги
Урок для 7 класса. Производные и непроизводные предлоги...
Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме "Предлоги простые и составные"
Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме "Предлоги простые и составные" в рамках ФГОС (по УМК Л. М. Рыбченковой)...
Презентация к уроку в 7 классе "Производные и непроизводные предлоги"
Презентация к уроку в 7 классе "Производные и непроизводные предлоги"...
Конспект урока в 7 классе "Производные и непроизводные предлоги"
Цель: знакомство с производными и непроизводными предлогами.; способствовать формированию умения различать производные и непроизводные предлоги...
Конспект урока по русскому языку 7 класс "Производные и непроизводные предлоги"
Конспект урока по русскому языку 7 класс "Производные и непроизводные предлоги"Подробный материал по изучению нового материала...