Правописание приставок в русском языке
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Конспект   обобщающего урока в 5 классе по теме "Правописание приставко в русском языке", сопровождается презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_pristavok_v_russkom_yazyke.doc58.5 КБ
Файл pravopisanie_pristavok.pptx145.38 КБ

Предварительный просмотр:


Правописание приставок в русском языке

(урок-обобщение в 5  «А» классе)

Цели:

  1. Образовательная – систематизация и закрепление знаний по теме, подготовка  к диктанту;
  2. Развивающая – отработка и закрепление умения видеть орфограмму в приставке и навыка выделения орфограммы; развитие устной монологической речи;
  3. Воспитательная – воспитание любви к слову, родному языку.

Оформление:  проектор, экран, компьютер

Форма проведения урока: научно-практическая конференция, где экспертами по вопросам русского языка являются ученики, которые готовы ответить на все вопросы журналистов, гостей, любителей русского языка (остальные учащиеся, гости урока). Учитель играет роль председателя (ведущего)  конференции.

УМК: Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 4 издание. – испр. – М.: Мнемозина, 2008г.

Дата проведения – 15.02.2011

Учитель: Кочеткова О.А.

  1. К уроку прилагается презентация-сопровождение урока.

- (СЛАЙД № 1 – ЗАСТАВКА) Здравствуйте, уважаемые любители русского языка, представители печатных изданий, учащиеся, эксперты по вопросам русского языка, гости. Сегодня мы присутствуем на конференции, посвященной проблеме правописания приставок в русском языке. С помощью уважаемых экспертов __________________________________________________________________– мы приведем наши знания о правописании приставок в систему, зададим интересующие вопросы и обязательно получим ответы на них, отработаем умение видеть орфограмму в приставке и навык ее выделения. Я призываю всей присутствующих не быть пассивными, не стесняться задавать вопросы экспертам, активно участвовать в работе конференции.

(запись даты и темы в тетрадь)

- Пожалуйста, первый вопрос.

Член клуба любителей русского языка и литературы «Слово»_____________________: Для начала, я думаю, надо разобраться с терминологией. Поясните, пожалуйста, что понимается под орфограммой, приставкой? И подробнее расскажите о науке, которая занимается изучением и правописанием морфем.

Эксперт __________: Этот вопрос в моей компетенции. (СЛАЙД № 2)Я начну с того, что вся наука о языке называется ЛИНГВИСТИКОЙ (или языковедением,  языкознанием). В лингвистике выделяется несколько разделов науки о языке. Вспомним основные (слайд «№ 2). Приставки, которые нас сегодня интересуют, изучаются морфемикой. Итак, морфемика – это раздел науки о языке, который изучает части слова. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем или другой приставкой и служит для образования новых слов.

Учитель: Спасибо за разъяснения. Я думаю, мы в силах дополнить информацию. Наши уважаемые присутствующие, думаю, смогут ответить на вопрос:  какие другие части слова изучаются морфемикой наряду с приставками? (корень, суффикс, окончание) – СЛАЙД № 3

Какое общее название имеют части слова? (морфемы)

Как называется часть слова без окончания? (основа)

Эксперт: Кроме того, необходимо напомнить и термин «орфограмма». Это   такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу. А само слово означает «правильно писать» (СЛАЙД № 4)Итак, нас сегодня интересное правильное написание приставок.

Задание: Выделите все морфемы в слове УСТРЕМЛЯЕШЬ. (Работает ученик у доски)

  1. Устремляю, устремляем, устремляют
  2. Основа устремля-
  3. Подбираем однокоренные слова: стремление, стремиться, стремительный – корень   –стремл- (м//мл)
  4. Приставка у-, суффикс –я-

Какой процесс наблюдается в корне? (чередование)  (оценивание работы)

Возвращаемся к вопросу о приставках. Почему приставку называют значимой частью слова? (С помощью приставки можно образовать новое слово, слово с новым значением)

Докажем эту мысль. С помощью приставок образуйте новые слова от глагола «играть». Кто больше? (в течение минуты работают все)

- Сколько слов можно образовать? Называем слова по цепочке (поиграть, выиграть, сыграть, отыграть, разыграть, заиграть, обыграть, наиграть, проиграть, переиграть ит.д.)

Вопрос экспертам: Демина Валерия. Журнал «Копилка знаний». Нас интересует следующий вопрос: Как пишется большинство приставок в русском языке? И какие приставки подчиняются определенным правилам?

Эксперт ___________: Об этом расскажу я. Большинство приставок в русском языке пишется одинаково, независимо от произношения и условий употребления, или еще говорят, единообразно, традиционно (СЛАЙД № 5) Это приставки по-, вы-, с-, за, от-. на-, про-, об- и другие. Часть приставок подчиняется определенным правилам. Остановимся на приставках на З, С (СЛАЙД №6). Пиши «З», если за приставкой следует звонкий согласный, пиши «С», если за приставкой следует глухой согласный. Правило несложное, если четко различать глухие и звонкие согласные. А вы знаете способы различения глухих и звонких? (1. Запомни фразу: «Фока, хочешь поесть щец?». Здесь все согласные глухие. 2. Положи руку на горло, произнеси звук: если рука вибрирует, звук звонкий, если не вибрирует, звук глухой)

(ответ дает эксперт в случае, если не поступает ответа от учащихся)

Чтобы закрепить полученную информацию еще раз, я предлагаю выполнить след. задание: распределите слова в 2 столбика (с приставкой на З и с приставкой на С).

Взнос, разбираться, рассохлись, беспечный, беззаботный, безжалостный, растереть, воспеть, низвести, нисходить, изгибаться, иссечь, разжалобить

(слова даны на экране с пропущенными З,С в приставках, после выполнения следует проверка СЛАЙДЫ №7,8)

Доп. вопрос: Найдите слова, в которых встретились удвоенные буквы на стыке морфем.

Эксперт __________: Я хочу продолжить разговор о приставках на З, С, в частности о приставках раз-/рас-, роз-/рос-. В продолжение разговора об удвоенных буквах на стыке морфем запишите для начала пару слов: расчет – рассчитывать. Почему в первом слове одна С, во втором – СС? (в этих словах разные корни: -чет- и –счит-, этим и объясняется наличие С или СС в словах)

А теперь я хочу спросит вас: когда в приставках раз-/рас-, роз-/рос- пишется О, когда – А? (Под ударение пиши О, без ударения – А)

(ответ дает эксперт в случае, если не поступает ответа от учащихся)

Меня попросили подготовить для вас задание на эту тему: Предлагаю записать слово с ударной приставкой, которое назову я, а рядом – однокоренное слово с безударной приставкой, которое придумаете вы: роспись- (расписаться), розыск - (разыскать), розвальни – (развалиться),россыпь – (рассыпаться), розыгрыш - (разыграться), россказни – (рассказать), росчерк – (расчеркнуть) (проверка – слайд № 9)

Вопрос экспертам: Я представитель Московского издательства «Астрель» Баранкевич Екатерина (в руках книга). Мы готовим обновленное издание  детской энциклопедии «Я познаю мир», первая книга этой серии посвящена русскому языку. Разъясните, пожалуйста, какой процесс наблюдается в словах (слайд № 10):

игра – розЫгрыш

искать – розЫск

интерес – безЫнтерсный

история – предЫстория

инфаркт - предЫнфарктный

Эксперт ________________:  Эти слова действительно  представляют трудность в написании. В соответствии с произношением в этих словах после приставок на согласную пишется Ы вместо И. Исключением являются слова с приставками МЕЖ- и СВЕРХ- (слайд № 11), а также иностранные приставки. Кстати, а вы знаете иноязычные приставки? (ад-, суб-, пан-, транс-, ин-, кон- и проч).  Предлагаю записать данные на экране пары слов.

- Итак, подведем промежуточные итоги. Все приставки в русском языке можно разделить на 2 блока:

  1. пишущиеся независимо от произношения, традиционно, единообразно;
  2. подчиняющиеся определенным правилам, как например, приставки на З, С.

Вопрос экспертам: Федоров Анатолий. Журнал «Русский язык в школе».   Огромную проблему представляет правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Думается, что эти приставки надо выделить в третий блок. Не могли бы вы рассказать нам об этих приставках?

Эксперт _____________: Это вопрос ко мне. ПРИ- и ПРЕ- в безударном положении одинаково произносятся, поэтому и представляют большую трудность в написании. (СЛАЙД № 12). Эти приставки нужно различать по значению. Пиши ПРИ-, если слово означает:

  1. Приближение, присоединении, прикрепление (пришить, прибить, при ехать);
  2. Нахождение вблизи чего-либо (привокзальный);
  3. Неполноту действия (присел)

Пиши ПРЕ-, если значение приставки близко к ПЕРЕ- (преграда) или слову «очень» (премилый). Этот материал прекрасно изложен в учебнике (п. 43) на стр. 21

 Я пригласил с собой группу учащихся, которые   расскажут стихи о приставках ПРЕ- и ПРИ-

(Читают учащиеся):      Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

                                Космонавт прилетел из Вселенной.

                                Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет

                                Пишется ПРИ- несомненно.

                Винт привинтил, прикрутил колесо,                

                Приклеил, пришил умело –

                Помни, что ПРИ- говорят обо всем,

                Что добрые руки приделали.

                                На пригорке придорожном,

                                В пригороде приморском,

                                На пришкольном участке пригожем

                                Даже привередливому приволье.

                Язык прикусил – не совсем откусил,

                Пригорело – не значит горит,

                Помни, что сделано, но не совсем,

                Пишется с приставкой ПРИ-

                                Предлинный достанет до крыши рукой,

                                Прежадный не даст вам конфету,

                                Кто очень такой или очень сякой –

                                ПРЕ- мы напишем при этом.

Доп. Задание (если позволяет время): запишите по памяти понравившееся стихотворение.

Эксперт __________:  Я продолжу разговор о приставках ПРЕ- и ПРИ-. Есть слова, в которых очень трудно установить значение приставки. (СЛАЙД № 13). Написание таких слов надо запомнить. Не ленитесь проверять написание этих слов по орфографическому словарю. Давайте хором проговорим представленные здесь слова. И об этих словах вам расскажут стихотворения.

С детских лет, признаюсь вам,

Все привык я делать сам.

Каждый день трудился

И, скажи на милость,

В пятницу со мно        ю  чудо приключилось

                Причудливый, прискорбный – запомнить мы должны!

                Их пишем не по правилам, скорее вопреки!

Пренебрегать, преследовать, презренье –

Ты не найдешь им объясненья.

Пренебрегать, преследовать, презренье

Запомнить их – разумное решенье!

Вопрос экспертам: (СЛАЙД № 14)Гордеев Роман. «Литературная газета». В нашем приложении  «1сентября» мы готовим материалы по теме «Приставки ПРИ- и ПРЕ. Мы видим пары слов:

                        прибывать поездом – пребывать в неведении

                        призреть сироту – презреть кого-либо

                        притворить дверь – претворить в жизнь

Отчего зависит выбор приставке здесь?

Эксперт ___________: В этих словах приставка играет огромную роль. Она выполняет смыслоразличительную функцию. Призреть и презреть, претворить и притворить – это совершенно разные слова. Давайте запишем словосочетания и определим значения этих слов.

Для справки: Призреть – дать кому-то приют и пропитание. Дом призрения – приют, богадельня.

Презреть – пренебречь чем-то как недостойным внимания, незначащим. Презреть опасность.

Претворить – осуществить, воплотить. Претворить проект в жизнь.

Притворить – затворить, обычно неплотно, тихо, осторожно. Притворить за собой дверь.

Прибывать – прийти, приехать. Прибыть поездом.

Пребывать – 1. Находиться где-нибудь. Пребывать  в столице.

  1. Находиться или оставаться в каком-либо состоянии. Пребывать в неведении. (По С.И.Ожегову)

- Подведем итоги нашей подошедшей к концу конференции. Что такое приставка? Какой раздел науки о языке изучает части слова, в том числе и приставки? Какие орфограммы в приставках мы повторили?

- Поблагодарим многоуважаемых экспертов. Выскажите ваши впечатления по поводу конференции.

(Оценивание работы учащихся)

- На следующей встрече  нас ждет закрепление материала  по теме.

Домашнее задание: п. 43,упр. 628, повторять правила, заучивать трудные слова. (СЛАЙД № 15)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание приставок в русском языке Научно-практическая конференция СОШ № 21 Февраль 2011г.

Слайд 5

ПРИСТАВКИ, НЕ ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ НА ПИСЬМЕ В- (ВО-) с- (со-) на- над-(надо-) по- под- (подо-) к- о- об- (обо- ) от- про- за- вы- у-

Слайд 6

ПРИСТАВКИ НА з /с

Слайд 7

В..нос, ра .. бираться , ра .. сохлись , бе .. печный , бе .. заботный , бе ..жалостный, ра ..тереть, во..петь, ни..вести, ни..ходить, и.. гибаться , и..сечь, ра .. жалобить

Слайд 8

В з н ос ра з б ираться бе з з аботный бе з ж алостный ни з в ести и з г ибаться ра з ж алобить ра с с охлись бе с п ечный ра с т ереть во с п еть ни с х одить и с с ечь

Слайд 9

Роспись Розыск Розвальни Россыпь Розыгрыш Россказни Росчерк расписаться разыскать развалиться рассыпать разыграть рассказать расчеркнуть раз-/рас- роз- /рос-

Слайд 10

игра – роз Ы грыш искать – роз Ы ск интерес – без Ы нтерсный история – пред Ы стория инфаркт - пред Ы нфарктный

Слайд 11

МЕЖ- СВЕРХ- МЕЖИНСТИТУТСКИЙ СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ АД- КОНТР- СУБ- ИН- ПАН- ПОСТ- ТРАНС- КОН-

Слайд 12

НЕПОЛНОТА ДЕЙСТВИЯ ПРИКРЫТЬ

Слайд 13

при чуда при чудливый при хоть при хотливый при ключение при скорбный пре небрегать пре следовать пре пятствие пре зрение

Слайд 14

прибывать поездом – пребывать в неведении; призреть сироту – презреть кого-либо; притворить дверь – претворить в жизнь; приходящий человек – преходящее явление; придел к дому – (есть)предел всему

Слайд 15

Спасибо за участие! Д/З п . 43,упр. 628, повторять правила, заучивать трудные слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание -з и -с на конце приставок (урок русского языка в 5 классе)

У урока объяснения нового материала помимо трех основных целей, которые мы преследуем на каждом уроке, должна быть, на мой взгляд, и особая "миссия" - привлечение внимания учащихся к новому материалу,...

Модульный урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Правописание приставок».

Модульный  урок относится к современным педагогическим технологиям. Предствавленная технологическая карта отображает урок пр русскому языку в 5 классе по теме: "Правописание приставок". Работа ве...

Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок.

Открытое  коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок....

Урок русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"

Конспект  урока русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ" включает разнообразный материал. Учитывая возраст учащихся , предлагаются игровой  материал и занимательны...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Правописание предлогов. Урок русского языка в 7 классе.

Правописание предлогов. Урок русского языка в 7 классе....