Сокращение текста (некоторые приемы)
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

Чернокова Валентина Леонидовна

В презентации рассматриваются некоторые приемы сокращения текста при подготовке обучающихся 9-х классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ГИА (сжатое изложение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sokrashchenie_teksta.ppt464.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сокращение текста (приемы работы) Чернокова Валентина Леонидовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Коневская СОШ», 2009 год

Слайд 2

Виды переработки, сокращения текста План Тезисы Конспект Реферат Аннотация

Слайд 3

Способы сокращения текста Исключить отдельные его части Сократить пересказ, изложение каждой части Заменить развернутые предложения более простыми

Слайд 4

Порядок сокращения текста Работу с текстом всегда начинайте с объяснения непонятных слов или выражений (не понимая их, можно упустить самое важное) Составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые можно сократить В каждой части выделите главное, которое необходимо оставить Сделайте более короткими предложения Важно, чтобы были сохранены ключевые слова.

Слайд 5

Начало обучения сжатым изложениям – сжатие с печатного текста. С.И.Львова

Слайд 6

Абзац Служит для выделения основной микротемы , для перехода от одной микротемы к другой Состоит из зачина и комментирующей части Абзацные зачины должны быть связаны между собой и составлять единое целое

Слайд 7

Виды заданий Задание №1 Определите по первому предложению первого абзаца текста: стиль речи, свойственный тексту, тип текста, тему текста. Сад разнообразно одевался… Домашнее чтение вслух очень сближает…

Слайд 8

Задание №2 Известное нам слово «цитата» происходит от латинского слова, которое означает «призывать в свидетели». Конечно, сейчас при цитировании никого в свидетели не призывают. Цитирование – это дословная выдержка из какого-либо произведения или чьей-либо речи. Это чужие слова, которые используются для подтверждения или пояснения своей собственной мысли. Это слова, которые не просто тебе понравились, но стали близкими, понятными, почти родными. Однако просто «присвоить» чужие мысли нельзя. При использовании цитаты необходимо указать автора слов, а сами слова заключить в кавычки. Внимательно прочитайте текст. Сколько в нем микротем? Озаглавьте каждую микротему.

Слайд 9

Задание №3 Уберите лишнюю информацию Автор балета «Спящая красавица» Петр Ильич Чайковский. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского «Евгения Онегина» подсказала Чайковскому русская певица Е.А.Лавровская. «Содружество» двух гениев дало миру прекрасное произведение.

Слайд 10

Задание №4 Сократите предложение, оставив только самую необходимую информацию: Альфред Нобель, известный шведский писатель и бизнесмен, был человеком контрастов: он был сыном банкрота, а стал одним из самых богатых людей в мире, он любил людей, но остался один на всю жизнь, был патриотом, но умер далеко от родины, в Италии , его изобретения были известны во всех странах мира, но сам он никогда не был известен лично.

Слайд 11

Задание 35 Передайте полученную информацию одним предложением: Великий художник и ученый Леонардо да Винчи говорил, что наступит время, когда все ученые будут художниками. Известно, что наука и искусство ставят перед собой разные цели. Но именно потому что они разные, у них есть основание объединиться для взаимной опоры. Ибо то, чего не хватает художнику, он может почерпнуть в науке, и, наоборот, исследователь восполняет недостающее общение с искусством.

Слайд 12

У науки и искусства есть основание объединиться для взаимной опоры, и об этом говорил великий художник и ученый Леонардо да Винчи.

Слайд 13

Задание №6 Самое короткое письмо Самое короткое письмо было написано писателем Виктором Гюго. Вместе с рукописью своей книги «Отверженные» он послал издателю письмо следующего содержания: -? Вскоре он получил не менее краткий ответ: -

Слайд 14

Рассуждение на лингвистическую тему № 254 – о роли интонации № 256 – что такое слово № 259 – синонимы, их сочетаемость № 213, 214, 216 – о сходстве и различии частей речи, 8 класс № 133 – значение суффикса ИН, 6 класс (УМК Бабайцевой В.В.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики.

Для овладения английским языком в объеме программы учащийся должен приобрести определенный запас слов и научиться свободно им пользоваться.Накопление запаса слов, необходимого для практического исполь...

Методика тренинга некоторых приемов игры на гитаре фламенко (на примере техники расгеадо).

Рассмотрена методика тренинга технического приема расгеадо....

Статья "Некоторые приемы работы с текстами на уроках информатики"

В статье рассматриваются некоторые приемы формирования навыка смыслового чтения на уроках информатики, в том числе с использованием информационных технологий....

"Некоторые приемы технологии лингвистического анализа поэтического текста на уроках литературы в аспекте преемственности в школьном образовании".

quot;Некоторые приемы технологии лингвистического анализа поэтического текста на уроках литературы в аспекте преемственности в школьном образовании"....