Некоторые приемы работы с текстом при подготовке к итоговой аттестации.
материал по литературе по теме
Приемы работы с текстом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_priemy_raboty_s_tekstom.docx | 223.19 КБ |
rabota_s_tekstom.pptx | 133.95 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время на уроках русского языка и литературы все чаще становится востребованной работа с текстом. Это связано с подготовкой обучающихся к государственной итоговой аттестации, единому государственному экзамену. Научить учеников грамотно анализировать, интерпретировать текст – одна из важнейших задач учителя словесника. Третья часть экзаменационной работы как раз и проверяет практические речевые умения, навыки, дает представление о том, владеют ли ученики монологической речью, умеют ли отстаивать свою точку зрения, грамотно ли ее излагают. Поэтому на уроках стараюсь целенаправленно развивать речь учеников, умение рассуждать на заданную тему, приводить всевозможные способы аргументации, делать выводы.
Для развития речевых умений на уроках русского языка и литературы большую роль играет выбор текста: текст выбираю интересный и злободневный, чтобы при анализе этого текста плавно перейти к обсуждению социальных, нравственных и других важных вопросов. Требую, чтобы при таком обсуждении ученик умело оперировал доказательствами. Такая форма работы учит ребенка соотносить форму и содержание текста и использовать языковые явления текста в своей речи.
Работать с текстом начинаем с 5 класса. В 5 классе дети нарабатывают навыки работы, определяют тему, основную мысль, тип и стиль речи, признаки художественного стиля.
Например, такое задание: докажите, что предложенные группы предложений – тексты, определите их тип и стиль речи. Предлагаю им самим составить формулировку текста и доказать свою точку зрения.
Организую исследовательскую деятельность детей с помощью вопросов и заданий. Например,
1) Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?
2) Как его можно озаглавить? (на карточках названия текста нет).
Сравните свое название с авторским. Какое точнее, удачнее? Почему?
3) Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.
4) Сравните два предложения:
Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.
Вот еще – лесная мышь!
- В каком предложении содержание передано сжато, энергично? Какими средствами?
- Где решительно и резко опровергается суждение, высказанное собеседником?
- В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего к предмету разговора и к собеседнику?
Или такое задание: создать собственный текст на заданную тему. Доказать, что это текст, назвать основную мысль, тему( в 5 классе дети очень часто путают тему и идею текста или вообще не могут сформулировать) . Сл№1,2
В 6,7,8 классах расширяем представление о типах речи, стилях, жанрах литературных и публицистических, о средствах и способах связи предложений в тексте. Пробуем создавать более серьезные тексты как прозаические , так и поэтические разных жанров и типов.
Например, такое задание: восстановите порядок следования предложений, докажите, что получился текст, определите средства и способы связи в нем и, следуя логике развития мысли продолжите текст несколькими предложениями.
Другое подобное задание: составьте текст инструкции «Как правильно пользоваться кипятильником», «Как правильно работать с лобзиком». (чтобы детям интересно было создавать тексты, они должны быть связаны непосредственно с их жизнью, чтобы они знали, где они могут применить свои знания )
В 9 классе делаем упор на отработке навыков сжатия текста, умения создавать свой текст, отвечающий определенным требованиям, уместно использовать тип, стиль и жанр речи. В старших классах совершенствуем навыки и умения работы с текстом, пишем сочинения-рассуждения по поставленной проблеме.
Навыки работы с текстом в жизни пригодятся в любой ситуации: написать автобиографию, составить резюме, пройти собеседование, подготовиться к семинару, написать письмо. Часто на уроках использую такой прием эпистолярного жанра, как письмо литературному герою от собственного лица или от другого персонажа.
(показать несколько работ)
Такие работы помогают избегать шаблонности мышления, ученику не приходится обращаться за помощью к Интернету. Те дети, которые не любят писать сочинения-рассуждения по литературе, с интересом берутся за такие задания.
Какие приемы мне помогают на уроках при работе с текстом?
Сейчас наиболее современным методом при работе с текстом считается метод кластера, хотя все мы использовали такой метод и раньше, но называли его иначе, кто схемой, кто мозговым штурмом. Этот метод помогает графически собрать весь текст.
Например в тетради посередине листа пишем ключевое слово( если текст небольшой , пишем тезис текста), это центр текста, вокруг этого центра располагаем те слова или выражения, в которых заключена идея, важные образы, подходящие для темы. Эти слова соединяем линиями с ключевым понятием. У каждого понятия в свою очередь может появиться еще одна логическая цепочка. В итоге получается такая структура, которая схематически показывает текст.
Главное научить детей не бояться записывать все, что приходит на ум, постараться записать как можно больше таких связей, не следовать какому-то определенному плану. Чаще мы пользуемся таким методом на уроках литературы на первом уроке анализа произведения. Здесь такой метод срабатывает как мозговой штурм. Один мудрый человек сказал: "Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю". Когда ребенок использует кластер, он лучше понимает себя и то, что изучает.
Не секрет, что дети с трудом берутся за чтение классики. Но когда они отходят от шаблонов, у них появляется мотив, они по-своему интерпретируют содержание текста, им интересней читать и анализировать текст.
Сл №4,5,6 (примеры кластера).
Еще один прием «Двойной дневник», этот прием используем тогда, когда дома самостоятельно читают большой текст. С левой стороны записывается эпизод текста, который произвел впечатление, вызвал какие-то ассоциации с эпизодами из собственной жизни, или тот эпизод, который вызвал протест. С правой стороны – записываем свой комментарий: что меня заставило записать именно этот эпизод, какие мысли или вопросы возникли.
(показать сл №7)
Нравится детям такой прием: в течение некоторого времени прочитать текст , во время чтения карандашом подчеркнуть суть содержания(ключевые слова), поменяться с соседом по парте, посмотреть, что он выделил в качестве сути(ключевых слов).
Такие приемы помогают разобраться в авторской позиции, помогают увидеть проблему, идею текста. На уроках анализируем не только прозаические тексты, но и поэтические. В таких текстах легче увидеть изобразительно-выразительные средства языка. Часто использую «поэтические разминки», например:
-Вставьте пропущенные слова-рифмы. Назовите автора и название стихотворения. Кто вспомнил и расскажет его наизусть
-Прочитайте четверостишие об осени, зиме…дожде, солнце…
- Какие эпитеты пропущены? Восстановите авторский текст.
Такой прием активизирует мысль, оживляет урок, учит узнавать поэта по его слову, и увидеть, как автор или лирический герой выражает свое отношение к изображаемому, с помощью каких средств.
В 5-6 классах пробуем создать верлибр по заданному алгоритму с опорной лексикой.
( показать пример)
В старших классах пробуем более серьезный анализ поэтического текста интерпретацию поэтического текста.
(показать несколько работ)
В 10 классе на уроках литературы начинаем использовать такую схему-фиксацию:
произведение | проблемы | Позиция автора | Найти аргументы автора |
«Война и мир» | Семьи Истинный и ложный патриотизм Проблема личности | в семье закладываются те духовные устои людей, которые определяют нравственный облик народа. Родители и дети здесь – единое целое. Это единство помогло выжить в трудных условиях, стать полезными обществу, Родине. | Цель обеда есть питание и цель супружества — семья. Толстой |
Составление таких схем помогает подготовиться к ЕГЭ, (так как в части С один аргумент должен быть из литературы .)
Положительные результаты приносит взаимопроверка сочинений – рассуждений детей в соответствии с критериями оценки ЕГЭ части С. Она позволяет увидеть сильные стороны и недостатки работ и нацелить учеников на правильные установки при выполнении подобного задания.
Чужие ошибки в построении текста сочинения дети видят, и постараются не допускать подобные ошибки сами.
Таким образом, подготовка к сочинению части С представляет собой комплексный анализ текста: и лингвистический, и речеведческий, и стилистический. Работая с текстом, мы закладываем основы для успешной сдачи экзамена по всем школьным предметам гуманитарного цикла. Закончить хочу словами известного американского писателя, корреспондента: «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться»
Приложение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
( 1) К_питан Клюквин отнесся к моей игре с большим вн_манием . (2)Звуки г_тары его потр_сли . (3)Он даже бросил петь и только изр_дка восх_щенно цокал.(4)Но скоро он переш_л в наступление. (5)Как только я брал гитару Клюквин нач_нал св_стеть , ст_раясь меня заглушить. (6)Я злился и швырял в клеста пустыми шишками или заг_нял его в клетку а клетку накрывал п_джаком . (7)Но и оттуда дон_силось зл_вещее цыканье Капитана. (8)Когда я выучил этюд и стал играть его получше Клюквин усп_коился . (9)Он пел теперь тише, прин_равливаясь к г_таре . (Юрий Коваль. «Капитан Клюквин») Сформулируйте основную мысль текста. Определите тип речи текста. Определите стиль речи текста. Укажите номера предложений с однородными сказуемыми. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения. Укажите их номера. Найдите слово, которое имеет значение "производить очень сильное впечатление, сильно волновать".
Восьмилетнего мальчика просто забыли у заправки на автостраде! Субботним утром восьмилетний Дирк был найден на автостраде Дармштадт - Франкфурт. Родители не заметили отсутствия сына и уехали без него. Прочитайте 3 текста. Лишь одна история произошла на самом деле. Какая? Объясните свой выбор. 1. Дирк выехал с родителями и сестрой в 12 часов ночи из Штутгарта. Он устал и уснул на заднем сидении. Через некоторое время Дирк проснулся. Автомобиль припаркован, а родителей в машине нет. Рядом с парковкой было кафе. Дирк вышел из машины и пошёл к нему. Когда он вернулся, машина уже уехала. 2. Дирк с отцом выехали в 12 часов дня из Штутгарта. Мальчик сидел на заднем сидении и слушал музыку. Потом отец остановился у парковки и пошёл в сторону кафе. Было темно, и Дирку стало страшно одному в машине. Он вышел из автомобиля и пошёл искать отца, но не нашёл его. Когда Дирк вернулся, машина уже уехала. 3. Дирк с отцом и сестрой выехали в 12 часов ночи из Лондона. Сначала дети играли, но потом Дирк уснул на заднем сидении. Через некоторое время мальчик проснулся проснулся , но отца рядом не было. Рядом с парковкой было кафе. Дирк вышел из автомобиля и пошёл искать отца, но не нашёл его. Когда он вернулся, машина уже уехала.
класс Заголовок текста Определение основной мысли Определение темы текста (фрагмента текста) Формулировка проблем текста Авторская позиция Изобразительно-выразительные средства Составление плана текста или кластера комментарий 6 а кл (18уч) 88,8% 61,1% 94,4% 33,3% 77,7% 50% 88,8% Путают формулировки идеи текста и темы текста 7 а кл 20уч.(поменялся состав) 90% 75% 95% 45% 75% 65% 80% 1)Не все видят проблемы текста! 2)Усилить работу над нахождением метафор, сравнений, эпитетов в контексте 8 а кл 19 уч 94% 89% 94% 73% 89% 63% 94% Усилить комплексную работу с текстом!
Чацкий Вот он на цыпочках и не богат словами Шумите вы? И только? Как суетится! Что за прыть! Кто служит делу, а не лицам! Дома новы, но предрассудки стары Что хуже в них, душа или язык? Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы? Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных.
Чацкий Гордится собой Разоблачает нравы обличает Относится к службе негодует иронизирует отступает Что я Молчалина глупее? Вон из Москвы, сюда я больше не ездок… Что нынче так же, как издревле хлопочут набирать учителей полки, числом поболее , ценою подешевле Служить бы рад, прислуживаться тошно Молчалины блаженствуют на свете! А судьи кто? Что я Молчалина глупее? Ведь нынче любят бессловесных Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век? Разочаровыва-ется
Алена Дмитриевна Степан Калашников Кирибеевич Кулачный бой Казнит Его опричник Порочит имя Алены Иван Грозный
Выдели фразы, которые нашли отклик в твоей душе Прокомментируй свой выбор. Из дневников Льва Николаевича Толстого. 25 мая 1867г. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать… А спокойствие – душевная подлость ». ---------------------------------------------------- 7 марта1877г. «Человеческой природе свойственно делать то, что лучше… в человеке живет божественный свет, сошедший с неба, и этот свет есть разум ». 14 января 1951.« Читаю «Войну и мир» - не читаю, а пью. Интересно бы знать, как это читает теперь молодежь … в чем же сила Толстого?» Дневник М.Пришвина . Изучение биографии Л.Н.Толстого
? (Общие) ? (Частные) Дайте 3 объяснения, почему...? Кто? Объясните, почему...? Что? Почему Вы думаете...? Когда? Почему Вы считаете...? Может...? В чем различие...? Будет...? Предположите, что будет, если...? Могли...? Что, если...? Как звать? Согласны ли Вы? Было ли? Верно ли? Обучающимся предлагается составить наибольшее количество общих и частных вопросов проблемного характера по тексту. Таблица «Общих» и «Частных» вопросов может составляться как на стадии знакомства с текстом, так и на этапе его осмысления, причем в первом случае — это вопросы для дальнейшего изучения темы; на стадии осмысления — способ осознания и понимания прочитанного. По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке — вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Как правило, это проблемные вопросы, т.е. такие, которые не имеют однозначного ответа.
Общие: Частные Почему поэма названа МЮ.Лермонтовым песней? Кто автор «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? В чем характер Алены Дмитриевны близок к народному идеалу женщины? Из скольких частей состоит «Песня..» ? Согласны ли Вы, что образ Ивана Грозного в поэме сложен? Какое чувство осталось после первого прочтения поэмы? Предположите, что будет, если Степан Калашников объяснит Ивану Грозному, почему он вызвал на кулачный бой Кирибеевича ? Где « сходилися - собиралися » молодые бойцы московские на кулачный бой? В чем различие Кирибеевича и Степана Калашникова? Кто такой Малюта Скуратов? Как казнили Степана Калашникова? Назовите главных героев «Песни» Сформулируйте идею «Песни» Составление кластера
Проблема Название произведения Позиция автора Аргументы НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА. И. С. Тургенев . «Муму». Судьбу немого крепостного Герасима, Татьяны решает барыня. У человека нет прав. Что может быть ужаснее? Л. Н. Толстой «После бала». Показана разделённость России на две части, богатую и бедную. Социальный мир устроен несправедливо по отношению к слабым. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» . Несмотря на страшные детали лагерной жизни и несправедливое устройство общества, произведения Солженицына оптимистично по духу. Писатель доказал, что и в последней степени унижения возможно сохранить в себе человека.
Комплексная работа с текстом – надежное средство подготовки к итоговой аттестации 1) Подготовить к выразительному чтению текста; 2) Определить тему, основную мысль текста. Выписать ключевые слова (словосочетания); 3) Озаглавить текст; 4) Определить стиль текста; 5) Доказать, что это текст; 6) Определить тип текста; 7) Определить средства связи между предложениями в тексте; 8) Объяснить значение выделенных слов; 9) Подобрать к выделенным словам синонимы и антонимы; 10) Найти многозначные слова; 11) Найти в тексте синонимы и антонимы, слова употребленные в переносном значении, стилистически окрашенные; 12) Найти заимствованные слова. Объяснить их значение; 13) Составить план текста. Подготовиться к пересказу (устному или письменному); 14) Произвести на материале текста разные виды разбора; 15) Проанализировать орфографию и пунктуацию текста.
Текст 2 Задание: найти ключевые слова, построить смысловые ряды, определить доминанту текста. Однажды я представил, что земля наша, этот сказочный цветущий сад вселенной со всеми его закатами, восходами, свежими утрами и звездными ночами, студеным холодом и жарким солнцем, со всем его светом, прохладой тенью, июльской радугой, летними и осенними туманами, дождями, белым снегом,- представил, что наша земля непоправимо осиротела. Вообразите: на ней более нет человека – и глухая пустота шуршит в каменных коридорах городов, в траве диких полей, и безмолвие не нарушается ни звуком голоса, ни смехом, ни криком отчаяния. В этом полном безлюдье, в ледяной тишине прекрасная земля наша сразу же потеряла бы свой высочайший смысл быть кораблем человека в мировом пространстве, вмиг утратилась, исчезла бы ее красота. Ибо нет человека – и красота не может отразиться в нем , в его сознании, и быть оцененной им. Для кого она? Для чего она? Красота не может познать самое себя, как это может сделать изощренная мысль, утонченный разум. Красота в красоте и для красоты бессмысленна, нелепа, мертва, так же, как, в сущности, и разум для разума. Красоте необходимо зеркало , нужен мудрый ценитель , добрый или восхищенный созерцатель. Ведь ощущение красоты – это ощущение жизни, любви, надежды, мнимая вера в бессмертие, так как прекрасное всегда вызывает у нас желание жить. Красота связана с жизнью, жизнь – с любовью, любовь – с человеком . Как только прерываются эти связи, погибает вместе с человеком и красота в природе (По Ю. Бондареву). Смысловые рады: цветущий сад – ледяная тишина, безлюдье. красота только для красоты – бессмысленна;
Составьте предложения из слов, данных вразбивку. Замените выделенную форму по образцу. Составьте из двух предложений одно простое. Прочтите заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
Упражнения на свёртывание текста: Найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие информацию. Расположите предложения абзаца по степени важности информации. Сократите предложения, абзацы, отдельные фрагменты текста за счёт исключения несущественной информации. Упражнения на реконструкцию текста: Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу. Расположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой схемой. Составьте сокращённый вариант текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20. Упражнения на обобщения материала: Сделайте итоговый вывод или резюме по содержанию текста. На ПОСЛЕТЕКСТОВОМ этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста. Упражнения на выявление темы текста: Выявите слова, выражающие тему в абзаце, в связке абзацев, в тексте. Найдите обобщающие слова и сформулируйте тему. Сформулируйте тему самостоятельно. Упражнения на передачу сюжета: Оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета. Определите наиболее значительные события и/или эпизоды в тексте. Упражнения на составление характеристики персонажей: Выделите авторские характеристики. Ответьте на вопросы к фрагментам текста. Поставьте вопросы к фрагментам текста. Прокомментируйте авторскую характеристику героев. Дайте свою характеристику героям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые приемы работы с текстом при подготовке к итоговой аттестации.
Приемы работы с текстом....
Система работы учителя математики по подготовке к итоговой аттестации
Система работы учителя математики по подготовке к итоговой аттестации ( из опыта работы учителя малокомплектной школы)...
Система работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации.
Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя -словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший ж...
Использование сайта uztest.ru в работе учителя математики при подготовке к итоговой аттестации.
Работа с сайтом uztest.ru....
Статья "Некоторые приемы работы с текстами на уроках информатики"
В статье рассматриваются некоторые приемы формирования навыка смыслового чтения на уроках информатики, в том числе с использованием информационных технологий....
Работа с текстом при подготовке к итоговой аттестации
Работа с текстом при подготовке к итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) по предметам история и обществознание...
Приемы работы с текстом при подготовке к устному собеседованию
В презентации показаны приемы работы с текстом, которые могут быть использованы при подготовке к устному собеседованию как учителями так и учащимися....