Статья "Некоторые приемы работы с текстами на уроках информатики"
статья по информатике и икт на тему

Шоленкова Светлана Павловна

В статье рассматриваются некоторые приемы формирования навыка смыслового чтения на уроках информатики, в том числе с использованием информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шоленкова С.П., к.п.н., доцент

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМИ ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5», Курская область, г. Курск,kursk5@yandex.ru

Sholenkova S. P., Ph. D., associate Professor

SOME METHODS OF WORK WITH EDUCATIONAL TEXTS ON SCIENCE LESSONS

Kursk Municipal Budget Educational Organization “Secondary School #5”, kursk5@yandex.ru

Аннотация. В статье автор рассматривает некоторые приемы формирования навыка смыслового чтения на уроках информатики, в том числе с использованием информационных технологий.

Annotation. In the article, the author considers the methods of forming the close reading skills in IT lessons, including information technologies.

Ключевые слова:  смысловое чтение, понимание текста, обучение информатике.

Key words: close reading, understanding text, teaching information technologies.

ФГОС ООО включает в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения.

Под смысловым чтением понимается:

  • осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,
  • извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров,
  • определение основной и второстепенной информации,
  • свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей,
  • понимание и адекватная оценка языка СМИ.

Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления.»[1]

Извлечь необходимую информацию из прочитанного текста, определить основную и второстепенную информацию и т.д. можно лишь в том случае, если читающий понимает текст. Понимание текста – сложный, многогранный процесс, изучению которого посвящено множество научных трудов психологов, педагогов, лингвистов, философов. Психологические исследования показывают, что умение понимать текст не возникает спонтанно, это умение нужно целенаправленно формировать и развивать. В качестве теоретической основы приемов работы с учебными текстами, рассматриваемыми в данной статье, взяты положения, сформулированные в работе М.А. Кучеренко «Стратегии смыслового чтения учебного текста по физике». Кратко изложим эти положения.

  • Понимание. «Понимание в психологии определяется как процесс и (или) результат познания связей между объектами и явлениями, смысла, значения чего-либо. Процесс понимания рассматривается как поисковая деятельность, начало которой – поиск общей мысли в выказывании, а далее перемещение на лексико-фонетический (установление значения отдельных слов) и синтаксический (расшифровка отдельных фраз) уровни. Понимание определено как непременное сотворчество автора и читателя.» [3].
  • Этапы работы с текстом: предварительное чтение (обдумывание заголовка и эпиграфа), общение и мысленный диалог с автором, осмысление прочитанного.
  • Уровни понимания. С точки зрения психологии в структуре процесса понимания выделяют три уровня: понимание фактического содержания, т.е. того, о чем говорится в тексте; понимание мысли, прямо не выраженной в тексте, т.е. того, что говорится в тексте; понимание мотива, раскрытие обобщенного смысла, морали, подтекста. В соответствии с этим выделяются три ступени понимания: первая ступень включает только первый уровень; вторая ступень – первый и второй уровни; третья ступень включает все три уровня понимания.
  • Условия, необходимые для понимания текстов: грамматическое владение текстом, т.е. умение отличать грамматически правильные элементы от неправильных; логическое владение текстом, что позволяет отличать логически верные суждения от неверных; выявление семантически значимых структурных единиц и решение вопроса об их общем семантическом значении, что означает умение выделять наиболее существенное в содержании, обобщать отдельные смысловые текстовые элементы и содержание текста как целого; учет контекста употребления, т.е. умение использовать «фоновое знание», которое имеется в субъектном опыте и т.д.

Таким образом, для понимания текста читатель должен овладеть определенными мыслительными операциями. Рассмотрим некоторые приемы работы с текстами, которые, на наш взгляд, способствуют формированию у учащихся мыслительных операций, необходимых для текстовой деятельности.  

Как известно, курс информатики включает практическую часть, и обучающиеся 5-х классов, которые начинают изучать информатику, знакомятся с таким видом учебной деятельности как практические работы на компьютере. Технология выполнения практической работы состоит из подготовительного этапа и  этапа работы на компьютере. Подготовительный этап – это работа с инструкцией, т.е. с учебным текстом. Суть этого этапа состоит в том, чтобы, прочитав и поняв инструкцию, перейти к практическим действиям на компьютере. Можно сказать, что инструкция по выполнению практической работы – это технический текст, в котором точно и полно излагается порядок действий и обучающиеся должны неукоснительно следовать этому порядку. Задача учителя – научить пятиклассника работать с новым для него видом текста и в дальнейшем применять эти умения, т.е. самостоятельно выполнять практическую работу по инструкции.

Итак, выполнение практической работы  начинается с чтения инструкции. Работа с текстом – это заочный диалог «автор-читатель», на первых порах этим диалогом управляет учитель.

Сначала проанализируем с учащимися структуру текста и знаки, которые будут использоваться авторами в инструкциях для практических работ. Обращаем их внимание и на оформление элементов текста, так как оформление несет определенную смысловую нагрузку, помогает нам понять текст. Важно также указать учащимся границы текста: инструкция начинается с заголовка, т.е. названия работы, и заканчивается выводом «Теперь мы умеем». Результаты проведенного анализа можно представить в таблице.

Таблица 1. Структура инструкции для практической работы и назначение ее элементов

Элемент текста

Назначение

Оформление

Заголовок текста (название практической работы)

Заголовок «сообщает» нам, о чем в тексте (инструкции) пойдет речь, какими умениями мы должны овладеть, другими словами какова цель работы

Крупный полужирный шрифт

Задание (работа может состоять из нескольких заданий)

Требование выполнить одно или несколько действий

Полужирный шрифт, нумерация

пункты задания

Указание о том, какое действие нужно выполнить для выполнения задания в целом.

Нумерованный список

Список «Теперь мы умеем»

Выводы о том, чему мы научились в ходе выполнения практической работы

Маркированный список

Логотипы ОС

Указывают на то, для какой ОС написано задание

Такую же структуру будут иметь все инструкции для практических работ. После анализа структуры инструкции начинается активная работа с текстом: выясняем, сколько заданий нам надо выполнить и переходим к чтению заданий. В процессе чтения отмечаем незнакомые и непонятные слова,  узнаем и уточняем их смысл, пытаемся выразить во внешней речи содержание прочитанного текста, т.е. то, что нам предстоит сделать. Такая работа с текстом позволяет, на наш взгляд, достичь второй ступени понимания текста: о чем и что говорится в тексте. Для достижения третьей ступени понимания, т.е. осмысления назначения всего текста в целом, можно задать учащимся вопрос: «Какие умения вы приобретете, выполнив данную работу?»

Одним из приемов понимания учебного текста является конспектирование как процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. Различают несколько видов конспектов [3]:

  • плановый, основу которого составляет предварительно составленный план;
  • текстуальный – связанный набор прямых цитат текста;
  • тематический, для составления которого читатель обращается к нескольким источникам;
  • свободный, в котором могут быть как прямые цитаты, так и собственные формулировки читателя.

Прием составления конспекта может быть применен для изучения некоторых теоретических тем школьного курса информатики. Рассмотрим применение этого приема на  примере темы «Модели объектов и их назначение», изучаемой в 6 классе по УМК Л.Л. Босовой.

Работу с текстом начинаем с заголовка. О чем пойдет речь в тексте? Что вам предстоит узнать? Какие понятия следует вспомнить, чтобы понять новую тему?

Для того чтобы нам было удобно работать с текстом, мы пронумеруем его абзацы.

Теперь мы читаем текст и разбиваем его на части. В результате обсуждения приходим к выводу, что в тексте можно выделить 5 смысловых частей:

1 часть – абзацы 1-3, 2 часть – абзацы 4-5, 3 часть – абзацы 6-10, 4 часть – абзацы 11-13, 5 часть – абзац 14.

Дадим каждой части текста подзаголовок, сформулируем и запишем основное положение каждой части текста.

1. Модель и моделирование

Модель – объект, который используется в качестве объекта-«заместителя» другого объекта с определенной целью.

Моделирование – процесс создания и использования моделей.

2. Назначение моделей

Модель – это инструмент познания реальных объектов, потому что изучение реальных объектов не всегда возможно.

3. Общие свойства моделей.

Модель отражает существенные признаки моделируемого объекта с точки зрения цели изучения объекта. Для одних и тех же объектов могут быть созданы разные модели.

4. Виды моделей.

По способу представления признаков оригинала различают натурные (материальные) и информационные модели.

5. Цели моделирования.

Модели используются человеком для представления материальных предметов, объяснения известных фактов, проверки гипотез и получения новых знаний прогнозирования, управления.

Работа над формулировкой понятия модель выполняется в парах. Каждая пара предлагает свой вариант определения. Могут быть рассмотрены не все варианты, т.к. дети и учитель могут остановиться на одном из вариантов, признав его правильным и не рассматривать остальные.

В тетради записываем:

Модель – это объект-«заместитель» объекта-оригинала, отражающий существенные с точки зрения целей моделирования признаки объекта-оригинала.

В процессе выполнения такой работы с текстом учащиеся выделяют наиболее существенное в содержании, обобщают отдельные смысловые текстовые элементы и содержание текста как целого, опираясь при этом на свои знания и жизненный опыт.

Как уже отмечалось, процесс понимания текста является многоуровневым. И.С.Алексеев выделяет несколько уровней, отражающих отношения между нерефлексивным и рефлексивным пониманием. На нижнем уровне находится нерефлексивное понимание как наделение понимаемого смыслом. Над этим уровнем надстраивается несколько уровней рефлексии: рефлексивного понимания своего прежнего понимания. Последнее, в свою очередь, может быть подвергнуто рефлексии второго порядка [2]. Таким образом, рефлексивное понимание представляет собой понимание самого себя, что выводит субъекта к более глубоким смыслам и более общим категориям.

Для формирования у обучающихся способности к более глубокому пониманию текстов в старших классах можно предложить задания на структурирование и оформление учебного текста. Например, при изучении в 11 классе темы «Что такое система?», с которой одиннадцатиклассники уже знакомы по курсу информатики основной школы, они выполняют задание в текстовом редакторе следующего содержания:

  1. Прочтите текст[1].
  2. Разбейте текст на абзацы.
  3. Выделите основные понятия, рассматриваемые в тексте, и их определения.
  4. Выпишите основные понятия в виде маркированного списка перед текстом после заголовка.
  5. Оформите текст:

заголовок – стилем  Заголовок 1

шрифт – Times New Roman, 12

выравнивание – по ширине

абзацный отступ – 1,25

интервал – 1,5

поля: левое – 3, правое – 1,5, верхнее и нижнее – 2.

  1. В виде таблицы оформите систему основных понятий.
  2. Какие вопросы можно было бы задать по данному тексту, чтобы выяснить, понятен ли он ученику? Сформулируйте эти вопросы и добавьте их в конец текста в виде нумерованного списка.
  3. Сравните свой текст с текстом учебника. Отметьте и проанализируйте несовпадения.
  4. Какую оценку вы поставили бы себе за выполненную работу?

На наш взгляд, при выполнении такого рода заданий происходит переход от нерефлексивного уровня понимания (задания 3, 4, 6) к рефлексии (задания 7, 8, 9).

Чтение текстов является одним из основных способов получения информации и в процессе обучения, и в профессиональной деятельности, и в быту, а с другой стороны чтение есть средство и условие развития теоретического мышления. Ввиду того, что навык смыслового чтения носит метапредметный характер,  его формированию необходимо уделять внимание на уроках по любым предметам.

Литература

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  2. Алексеев И.С. Рефлексия и понимание в науке и философии // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев: КГУ, 1983.
  3. Кучеренко, М. А. Стратегии смыслового чтения учебного текста по физике : учеб.-метод. пособие / М. А. Кучеренко . — Оренбург : ОГУ, 2014 .— 248 с.


[1] Ученики получают в электронном виде текст параграфа учебника, но этот текст не структурирован и не форматирован.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Новые ФГОС декларируют  как основной приоритет образования формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка

В статье представлены приемы работы с текстом на уроках русского языка....

Эффективные приемы работы с текстом на уроках лит-ры в 5-7 кл. в рамках ФГОС.

Создание условий для максимальной реализации ключевых компетенций учащихся....

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...

"Приемы работы с текстом на уроках биологии и географии"

В данной статье описаны приемы работы с текстом, необходимые при формировании УУД. В основе представленных приемов лежат технологии развития критического мышления с небольшими изменениями, позволяющим...

Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...