Статья "Некоторые приемы работы с текстами на уроках информатики"
статья по информатике и икт на тему
В статье рассматриваются некоторые приемы формирования навыка смыслового чтения на уроках информатики, в том числе с использованием информационных технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шоленкова С.П., к.п.н., доцент
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМИ ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5», Курская область, г. Курск,kursk5@yandex.ru
Sholenkova S. P., Ph. D., associate Professor
SOME METHODS OF WORK WITH EDUCATIONAL TEXTS ON SCIENCE LESSONS
Kursk Municipal Budget Educational Organization “Secondary School #5”, kursk5@yandex.ru
Аннотация. В статье автор рассматривает некоторые приемы формирования навыка смыслового чтения на уроках информатики, в том числе с использованием информационных технологий.
Annotation. In the article, the author considers the methods of forming the close reading skills in IT lessons, including information technologies.
Ключевые слова: смысловое чтение, понимание текста, обучение информатике.
Key words: close reading, understanding text, teaching information technologies.
ФГОС ООО включает в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения.
Под смысловым чтением понимается:
- осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,
- извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров,
- определение основной и второстепенной информации,
- свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей,
- понимание и адекватная оценка языка СМИ.
Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления.»[1]
Извлечь необходимую информацию из прочитанного текста, определить основную и второстепенную информацию и т.д. можно лишь в том случае, если читающий понимает текст. Понимание текста – сложный, многогранный процесс, изучению которого посвящено множество научных трудов психологов, педагогов, лингвистов, философов. Психологические исследования показывают, что умение понимать текст не возникает спонтанно, это умение нужно целенаправленно формировать и развивать. В качестве теоретической основы приемов работы с учебными текстами, рассматриваемыми в данной статье, взяты положения, сформулированные в работе М.А. Кучеренко «Стратегии смыслового чтения учебного текста по физике». Кратко изложим эти положения.
- Понимание. «Понимание в психологии определяется как процесс и (или) результат познания связей между объектами и явлениями, смысла, значения чего-либо. Процесс понимания рассматривается как поисковая деятельность, начало которой – поиск общей мысли в выказывании, а далее перемещение на лексико-фонетический (установление значения отдельных слов) и синтаксический (расшифровка отдельных фраз) уровни. Понимание определено как непременное сотворчество автора и читателя.» [3].
- Этапы работы с текстом: предварительное чтение (обдумывание заголовка и эпиграфа), общение и мысленный диалог с автором, осмысление прочитанного.
- Уровни понимания. С точки зрения психологии в структуре процесса понимания выделяют три уровня: понимание фактического содержания, т.е. того, о чем говорится в тексте; понимание мысли, прямо не выраженной в тексте, т.е. того, что говорится в тексте; понимание мотива, раскрытие обобщенного смысла, морали, подтекста. В соответствии с этим выделяются три ступени понимания: первая ступень включает только первый уровень; вторая ступень – первый и второй уровни; третья ступень включает все три уровня понимания.
- Условия, необходимые для понимания текстов: грамматическое владение текстом, т.е. умение отличать грамматически правильные элементы от неправильных; логическое владение текстом, что позволяет отличать логически верные суждения от неверных; выявление семантически значимых структурных единиц и решение вопроса об их общем семантическом значении, что означает умение выделять наиболее существенное в содержании, обобщать отдельные смысловые текстовые элементы и содержание текста как целого; учет контекста употребления, т.е. умение использовать «фоновое знание», которое имеется в субъектном опыте и т.д.
Таким образом, для понимания текста читатель должен овладеть определенными мыслительными операциями. Рассмотрим некоторые приемы работы с текстами, которые, на наш взгляд, способствуют формированию у учащихся мыслительных операций, необходимых для текстовой деятельности.
Как известно, курс информатики включает практическую часть, и обучающиеся 5-х классов, которые начинают изучать информатику, знакомятся с таким видом учебной деятельности как практические работы на компьютере. Технология выполнения практической работы состоит из подготовительного этапа и этапа работы на компьютере. Подготовительный этап – это работа с инструкцией, т.е. с учебным текстом. Суть этого этапа состоит в том, чтобы, прочитав и поняв инструкцию, перейти к практическим действиям на компьютере. Можно сказать, что инструкция по выполнению практической работы – это технический текст, в котором точно и полно излагается порядок действий и обучающиеся должны неукоснительно следовать этому порядку. Задача учителя – научить пятиклассника работать с новым для него видом текста и в дальнейшем применять эти умения, т.е. самостоятельно выполнять практическую работу по инструкции.
Итак, выполнение практической работы начинается с чтения инструкции. Работа с текстом – это заочный диалог «автор-читатель», на первых порах этим диалогом управляет учитель.
Сначала проанализируем с учащимися структуру текста и знаки, которые будут использоваться авторами в инструкциях для практических работ. Обращаем их внимание и на оформление элементов текста, так как оформление несет определенную смысловую нагрузку, помогает нам понять текст. Важно также указать учащимся границы текста: инструкция начинается с заголовка, т.е. названия работы, и заканчивается выводом «Теперь мы умеем». Результаты проведенного анализа можно представить в таблице.
Таблица 1. Структура инструкции для практической работы и назначение ее элементов
Элемент текста | Назначение | Оформление |
Заголовок текста (название практической работы) | Заголовок «сообщает» нам, о чем в тексте (инструкции) пойдет речь, какими умениями мы должны овладеть, другими словами какова цель работы | Крупный полужирный шрифт |
Задание (работа может состоять из нескольких заданий) | Требование выполнить одно или несколько действий | Полужирный шрифт, нумерация |
пункты задания | Указание о том, какое действие нужно выполнить для выполнения задания в целом. | Нумерованный список |
Список «Теперь мы умеем» | Выводы о том, чему мы научились в ходе выполнения практической работы | Маркированный список |
Логотипы ОС | Указывают на то, для какой ОС написано задание |
Такую же структуру будут иметь все инструкции для практических работ. После анализа структуры инструкции начинается активная работа с текстом: выясняем, сколько заданий нам надо выполнить и переходим к чтению заданий. В процессе чтения отмечаем незнакомые и непонятные слова, узнаем и уточняем их смысл, пытаемся выразить во внешней речи содержание прочитанного текста, т.е. то, что нам предстоит сделать. Такая работа с текстом позволяет, на наш взгляд, достичь второй ступени понимания текста: о чем и что говорится в тексте. Для достижения третьей ступени понимания, т.е. осмысления назначения всего текста в целом, можно задать учащимся вопрос: «Какие умения вы приобретете, выполнив данную работу?»
Одним из приемов понимания учебного текста является конспектирование как процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. Различают несколько видов конспектов [3]:
- плановый, основу которого составляет предварительно составленный план;
- текстуальный – связанный набор прямых цитат текста;
- тематический, для составления которого читатель обращается к нескольким источникам;
- свободный, в котором могут быть как прямые цитаты, так и собственные формулировки читателя.
Прием составления конспекта может быть применен для изучения некоторых теоретических тем школьного курса информатики. Рассмотрим применение этого приема на примере темы «Модели объектов и их назначение», изучаемой в 6 классе по УМК Л.Л. Босовой.
Работу с текстом начинаем с заголовка. О чем пойдет речь в тексте? Что вам предстоит узнать? Какие понятия следует вспомнить, чтобы понять новую тему?
Для того чтобы нам было удобно работать с текстом, мы пронумеруем его абзацы.
Теперь мы читаем текст и разбиваем его на части. В результате обсуждения приходим к выводу, что в тексте можно выделить 5 смысловых частей:
1 часть – абзацы 1-3, 2 часть – абзацы 4-5, 3 часть – абзацы 6-10, 4 часть – абзацы 11-13, 5 часть – абзац 14.
Дадим каждой части текста подзаголовок, сформулируем и запишем основное положение каждой части текста.
1. Модель и моделирование
Модель – объект, который используется в качестве объекта-«заместителя» другого объекта с определенной целью.
Моделирование – процесс создания и использования моделей.
2. Назначение моделей
Модель – это инструмент познания реальных объектов, потому что изучение реальных объектов не всегда возможно.
3. Общие свойства моделей.
Модель отражает существенные признаки моделируемого объекта с точки зрения цели изучения объекта. Для одних и тех же объектов могут быть созданы разные модели.
4. Виды моделей.
По способу представления признаков оригинала различают натурные (материальные) и информационные модели.
5. Цели моделирования.
Модели используются человеком для представления материальных предметов, объяснения известных фактов, проверки гипотез и получения новых знаний прогнозирования, управления.
Работа над формулировкой понятия модель выполняется в парах. Каждая пара предлагает свой вариант определения. Могут быть рассмотрены не все варианты, т.к. дети и учитель могут остановиться на одном из вариантов, признав его правильным и не рассматривать остальные.
В тетради записываем:
Модель – это объект-«заместитель» объекта-оригинала, отражающий существенные с точки зрения целей моделирования признаки объекта-оригинала.
В процессе выполнения такой работы с текстом учащиеся выделяют наиболее существенное в содержании, обобщают отдельные смысловые текстовые элементы и содержание текста как целого, опираясь при этом на свои знания и жизненный опыт.
Как уже отмечалось, процесс понимания текста является многоуровневым. И.С.Алексеев выделяет несколько уровней, отражающих отношения между нерефлексивным и рефлексивным пониманием. На нижнем уровне находится нерефлексивное понимание как наделение понимаемого смыслом. Над этим уровнем надстраивается несколько уровней рефлексии: рефлексивного понимания своего прежнего понимания. Последнее, в свою очередь, может быть подвергнуто рефлексии второго порядка [2]. Таким образом, рефлексивное понимание представляет собой понимание самого себя, что выводит субъекта к более глубоким смыслам и более общим категориям.
Для формирования у обучающихся способности к более глубокому пониманию текстов в старших классах можно предложить задания на структурирование и оформление учебного текста. Например, при изучении в 11 классе темы «Что такое система?», с которой одиннадцатиклассники уже знакомы по курсу информатики основной школы, они выполняют задание в текстовом редакторе следующего содержания:
- Прочтите текст[1].
- Разбейте текст на абзацы.
- Выделите основные понятия, рассматриваемые в тексте, и их определения.
- Выпишите основные понятия в виде маркированного списка перед текстом после заголовка.
- Оформите текст:
заголовок – стилем Заголовок 1
шрифт – Times New Roman, 12
выравнивание – по ширине
абзацный отступ – 1,25
интервал – 1,5
поля: левое – 3, правое – 1,5, верхнее и нижнее – 2.
- В виде таблицы оформите систему основных понятий.
- Какие вопросы можно было бы задать по данному тексту, чтобы выяснить, понятен ли он ученику? Сформулируйте эти вопросы и добавьте их в конец текста в виде нумерованного списка.
- Сравните свой текст с текстом учебника. Отметьте и проанализируйте несовпадения.
- Какую оценку вы поставили бы себе за выполненную работу?
На наш взгляд, при выполнении такого рода заданий происходит переход от нерефлексивного уровня понимания (задания 3, 4, 6) к рефлексии (задания 7, 8, 9).
Чтение текстов является одним из основных способов получения информации и в процессе обучения, и в профессиональной деятельности, и в быту, а с другой стороны чтение есть средство и условие развития теоретического мышления. Ввиду того, что навык смыслового чтения носит метапредметный характер, его формированию необходимо уделять внимание на уроках по любым предметам.
Литература
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Алексеев И.С. Рефлексия и понимание в науке и философии // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев: КГУ, 1983.
- Кучеренко, М. А. Стратегии смыслового чтения учебного текста по физике : учеб.-метод. пособие / М. А. Кучеренко . — Оренбург : ОГУ, 2014 .— 248 с.
[1] Ученики получают в электронном виде текст параграфа учебника, но этот текст не структурирован и не форматирован.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы
Новые ФГОС декларируют как основной приоритет образования формирования у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...
Приемы работы с текстом на уроках русского языка
В статье представлены приемы работы с текстом на уроках русского языка....
Эффективные приемы работы с текстом на уроках лит-ры в 5-7 кл. в рамках ФГОС.
Создание условий для максимальной реализации ключевых компетенций учащихся....
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения
Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме. Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения
Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме. Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...
"Приемы работы с текстом на уроках биологии и географии"
В данной статье описаны приемы работы с текстом, необходимые при формировании УУД. В основе представленных приемов лежат технологии развития критического мышления с небольшими изменениями, позволяющим...
Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)
Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...