Информационная переработка текста. Способы сокращения текста. (Урок русского языка в 6 классе)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема: Информационная переработка текста. Способы сокращения текста.
Планируемые результаты: Личностные:– выражать положительное отношение к процессу познания:
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность;.
Предметные: развивать умение сокращать текст, используя приемы сжатия текста.
Метапредметные: Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_6_klass.russkiy_yazyk._razvitie_rechi._priyomy_szhatiya_teksta.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 19 русского языка в 6 классе. ______________
Тема: Информационная переработка текста. Способы сокращения текста.
Планируемые результаты: Личностные:– выражать положительное отношение к процессу познания:
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность;. Предметные: развивать умение сокращать текст, используя приемы сжатия текста.
Метапредметные: Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
“Кратко да ясно, оттого и прекрасно”
(пословица)
Ход урока:
1. Организационный момент. (1 мин.)
2. Актуализация опорных знаний.( 3 мин.)
1.Проверка домашнего задания . упр 120 –пересказ текста.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы и планируемых результатов урока. (5 мин.)
-Для чего нужно уметь сокращать текст? (для того ,чтобы быстрее передать свою мысль)
Часто в жизни нам необходимо передать информацию. Но не в первозданном виде, а в сжатом. Что необходимо суметь сделать при этом? (сжать текст, сократить его)
(Формулируют тему, планируемые результатыурока.Записывают дату, тему урока.)
4. Восприятие учащимися учебного материала. (10 мин.)
- Ребята, в известном афоризме говорится: важно вместе с водой из ванны не выплеснуть и ребенка. Как вы понимаете это выражение?
( В Англии в давние времена глава семьи мылся в ванне первым, затем шли взрослые члены семьи, и последними купались дети. К тому времени вода была настолько грязной, что в ней в самом деле можно было кого- нибудь потерять. Отсюда и происходит эта пословица.
В настоящее время используется как напоминание о том, что всегда есть опасность за деталями забыть о главном. Иными словами, отбрасывая детали, потерять суть чего – либо).
- Как его можно применить к теме нашего урока?
( При сжатии текста, убирая второстепенную информацию, трансформируя предложения, важно помнить о сохранении основной мысли автора, последовательности и логике изложения).
- Правильно. Сжатие текста– это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, стиль и тип речи оригинала.
-Какие приемы сжатия текста вы знаете? (упрощение, обобщение, исключение) (слайд)
Сначала потренируемся выбирать емкие, краткие фразы и слова для выражения мысли:
– нельзя сказать, чтоб стар, однако ж, и не так, чтоб слишком молод – средних лет;
– озаренные тощим освещением – тускло освещенные;
– говорил с заметною скромностью – говорил скромно;
– избегал много говорить – говорил мало;
– отправился делать визиты – посетил
– сказал что-то очень лестное – польстил;
– сделал ему приглашение – пригласил;
– просил убедительно сделать ему честь своим приездом – убедительно приглашал
Учитель:
- Как можно назвать такой способ сжатия? ( Замена выражения словом или словосочетанием, обобщение).
5.Физминутка. (2 мин.)
Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаемИ работать продолжаем.
6.Первичная проверка понимания усвоенного. ( 17 мин.). работа с текстом «Имя- добрый человек»
-Что мы должны сделать, прежде чем начать работу над сжатием текста? (прочитать сам текст).
Выразительное чтение вслух текста учителем.
- Определим тему, основную мысль.
- Сколько в тексте микротем. (4) Как вы их выделили? Попробуйте обозначить их в виде плана.
1. На автобусной остановке.
2. Необычный пассажир.
3. Услышанный рассказ.
4. Добрый человек.
Словарная работа
Морось, в даль улицы, неунывающий, сгрудились, радушие, ненавязчиво неуютно непривычно, возвеличить
- Объясните орфограммы в словах, записанных на доске.
- Найдите их и проговорите в словосочетании, так, как они звучат в тексте.
- Мы уже знаем с вами три вида сжатия текста. Напомните их, пожалуйста (упрощение, исключение, обобщение).
- Итак, работаем с І абзацем миниатюры. Вид сжатия? (объединение)
- ІІ абзац. Вид сжатия? (объединение)
- Можно ли заменить прямую речь? (да, косвенной речью)
- Что это даст нам на письме? (мы сожмём прямую речь и оформим её в виде сложноподчинённого предложения)
- Попробуйте это сделать. Что у вас получилось? Вид сжатия? (объединение и замена) (несколько примеров)
- Над последними абзацами вы работаете самостоятельно. Но о чём вы не должны забывать? (что все они составляют одну микротему)
- Зачитайте последний абзац вашего изложения. Вид сжатия? (объединение, удаление)
- Ещё раз прочитаем текст в авторской редакции.
- А теперь в сжатом виде.
- Несомненно, вы заметили, что при сжатии текста художественного произведения теряется эмоциональность, авторская индивидуальность, выразительность. Но мы должны научиться сжимать тексты разных стилей и типов речи.
7. Итоги урока. ( 2 мин.)
- Итак, ребята подведем итоги нашего урока.
- Что такое сжатие текста? (Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности)
- Какие приемы сжатия текста вы сможете использовать? (исключение, обобщение, упрощение)
- Сегодня мы с вами повторили все приемы сжатия текста, попытались применить, имеющиеся у нас умения и навыки, работая с текстами.
8 .Рефлексия. (3 мин.)
-Известны ли вам другие фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, в которых утверждается ценность краткой и ясной речи?
“Краткость – сестра таланта” (Чехов)
“Кратко да ясно, оттого и прекрасно” (пословица)
“ В правдивой речи хороша и гладкость, но как прекрасна слов правдивых краткость” (Навои).
Закончите фразу:
-Сегодня на уроке Я…. -Узнал, открыл для себя…
-Как вы думаете, где нам понадобятся эти знания и навыки?(при сдаче экзамена, написании изложения)
- Кто доволен своей работой на уроке?
9. Домашнее задание .( 2мин.) упр 122 – записать сжатый текст. (4-5 предложений)
Русский язык. 6 класс ______________
Тема: Информационная переработка текста. Способы сокращения текста.
Текст ИМЯ – ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК
Октябрь. Дождевая морось. Хлябь. Люди, навьюченные пухлыми сумками и пакетами, кучкуются на остановке в ожидании редкого по осени пригородного или дачного автобуса. Как стаи гусей, всегда сидящих против ветра, лица их обращены в одну сторону – в даль улицы, откуда должен появиться желанный транспорт. Но часто сновали лишь городские, как бы испытывая нас на молчаливое терпение. Терпения хватало всем. Никто ни разу не чертыхнулся, не помянул всуе ни власть, ни апостолов. И в конце пути я, кажется, догадался, почему…
В самом центре нашей толпы возвышался могучий усатый мужчина с лёгкой хозяйственной сумкой в руке. Он неунывающим взглядом озирал угрюмые лица людей, чему-то загадочно улыбался. Глядя на него нельзя было не потеплеть душой. А когда, наконец, появился наш рейсовый автобус и все сгрудились у передней двери, чтобы «обилетиться», мужчина добродушно пропустил в автобус всех женщин и только потом втиснулся сам.
Нас почти сразу прижали друг к другу. Но его природного радушия вполне хватило на общий уют. Обменялись краткими дорожными вопросами, ответами, выяснили, кому выходить раньше. Оказалось, что ему ехать до первых дач, что у объездной дороги.
- Вчера ездил на машине – а там событие: приблудная собака ощенилась. Голодные, бедолаги, скулят, - услышал от него. - Вчера у меня с собой толком ничего и не было. Завтра выходные. Кто-нибудь подкормит… А сегодня им туго придётся. Попросил жену собрать куски–косточки и еду… Машину не стал брать… С ней по такой хляби одна морока. Да в автобусе и веселей, - озорно заключил он, окинув взглядом соседей…
А мне подумалось: нет, добрая душа, не в одной машинной мороке дело. Просто тебе хочется «потолкаться» среди людей. Ненавязчиво одарить их своим приятием и в который раз возвеличить мудрость народную, отлитую в поговорке – «в тесноте, да не в обиде»… Неуютно, непривычно добру в одиночестве и бездействии… - оно как бы теряет самоё себя…
Мы не представились друг другу. Да имя его ведомо всякому – Добрый Человек.
Моя остановка прервала нашу беседу. Но главное уже сказано и ощутимо. День, насупленный, как безнадёжно усталый человек, вдруг солнечно улыбнулся.(342 слова (По В. П. Деткову 1998г.)
Русский язык. 6 класс ______________
Тема: Информационная переработка текста. Способы сокращения текста.
Текст ИМЯ – ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК
Октябрь. Дождевая морось. Хлябь. Люди, навьюченные пухлыми сумками и пакетами, кучкуются на остановке в ожидании редкого по осени пригородного или дачного автобуса. Как стаи гусей, всегда сидящих против ветра, лица их обращены в одну сторону – в даль улицы, откуда должен появиться желанный транспорт. Но часто сновали лишь городские, как бы испытывая нас на молчаливое терпение. Терпения хватало всем. Никто ни разу не чертыхнулся, не помянул всуе ни власть, ни апостолов. И в конце пути я, кажется, догадался, почему…
В самом центре нашей толпы возвышался могучий усатый мужчина с лёгкой хозяйственной сумкой в руке. Он неунывающим взглядом озирал угрюмые лица людей, чему-то загадочно улыбался. Глядя на него нельзя было не потеплеть душой. А когда, наконец, появился наш рейсовый автобус и все сгрудились у передней двери, чтобы «обилетиться», мужчина добродушно пропустил в автобус всех женщин и только потом втиснулся сам.
Нас почти сразу прижали друг к другу. Но его природного радушия вполне хватило на общий уют. Обменялись краткими дорожными вопросами, ответами, выяснили, кому выходить раньше. Оказалось, что ему ехать до первых дач, что у объездной дороги.
- Вчера ездил на машине – а там событие: приблудная собака ощенилась. Голодные, бедолаги, скулят, - услышал от него. - Вчера у меня с собой толком ничего и не было. Завтра выходные. Кто-нибудь подкормит… А сегодня им туго придётся. Попросил жену собрать куски–косточки и еду… Машину не стал брать… С ней по такой хляби одна морока. Да в автобусе и веселей, - озорно заключил он, окинув взглядом соседей…
А мне подумалось: нет, добрая душа, не в одной машинной мороке дело. Просто тебе хочется «потолкаться» среди людей. Ненавязчиво одарить их своим приятием и в который раз возвеличить мудрость народную, отлитую в поговорке – «в тесноте, да не в обиде»… Неуютно, непривычно добру в одиночестве и бездействии… - оно как бы теряет самоё себя…
Мы не представились друг другу. Да имя его ведомо всякому – Добрый Человек.
Моя остановка прервала нашу беседу. Но главное уже сказано и ощутимо. День, насупленный, как безнадёжно усталый человек, вдруг солнечно улыбнулся.(342 слова (По В. П. Деткову 1998г.)
Сжатый текст ИМЯ - ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК
Октябрь. Дождевая морось. Люди ждут дачный или пригородный автобус. Лица ожидающих обращены в даль улицы. Но часто снуют только городские, испытывая людей на терпение. Его хватает всем. Никто ни разу не чертыхнулся, не помянул всуе ни власть, ни апостолов. Потом стало понятно, почему.
В самом центре толпы возвышался могучий усатый мужчина с хозяйственной сумкой, он, неунывающим взглядом озирая людей, загадочно чему-то улыбался. Глядя на него, тоже хотелось улыбнуться. Подошёл наш автобус. Когда все сгрудились у двери «обилетиться», мужчина пропустил в автобус всех женщин и только потом втиснулся сам.
В автобусе было тесно, но радушия этого человека хватило на всех. Мы краткими вопросами выяснили, кому и где выходить. Оказалось, что собрав кусочки еды, косточки, он едет до первых дач на объездной дороге, чтобы накормить собаку, у которой недавно появились щенки. Нежелание ехать на машине он объяснил просто: только морока одна, да и в автобусе среди людей веселей будет.
Но, скорее всего, не в машинной мороке было дело, а просто хотелось ему потолкаться среди людей, одарить их ненавязчиво своим приятием, тем самым возвеличить народную поговорку: «В тесноте - да не в обиде». Мы не представились друг другу. Но это было не важно, ведь имя его знает каждый – Добрый Человек.(193 слова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы сжатия текста. Урок русского языка в 9 классе
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Способы сжатия текста"...
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка 7 классе. Проектирование уроков по развитию речи на примере анализа текстов газетной публицистики.Презентация.
Презентация составлена на основе моей научной работы по соответствующей теме....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".
Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....
Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»
Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
Методическая разработка "Способы организации «квазиисследовательской» деятельности на уроках русского языка в классах развивающего обучения (5-9 классы)"
Методическая разработка по преподаваемому предмету, имеющая положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществеСпособы организации «квазиисследовательской» деятельно...