Технология:"Дебаты"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
В данной методической разработке представлен один из видов новых педагогических технологий "Дебаты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_debaty.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Организация дебатов на уроке.
Обычно дебаты для учащихся старшего школьного возраста (9-11 классы) организуются следующим образом:
- В дебатах участвуют 2 команды, обсуждается заданная тема, при этом одна команда (утверждающая сторона – У1, У2, У3) подтверждает тезис, а другая (отрицающая сторона – О1, О2, О3) его опровергает.
- Обсуждение происходит в соответствии с регламентом игры, за соблюдением которого следит специально назначенный человек.
- Каждая команда для доказательства своей позиции создает систему аргументов, поддержек и доказательств, с помощью которых пытается убедить судью в своей правоте.
- Каждому участнику предоставляется возможность отвечать на перекрестные вопросы оппонента.
- Каждый раунд дебатов судит судейская коллегия, составляющая из нечетного числа судей. По ходу игры заполняется судейский протокол, в котором фиксируются все аргументы и контраргументы команд, а по окончании дебатов – победа одной из команд.
Считается, что дебаты наиболее уместны в преподавании истории и литературы.
Однако, по моему мнению, дебаты органичны и на уроках русского языка, причем не только по риторике или развитию речи. Они могут эффективно использоваться на любом этапе систематизации знаний. Поскольку дебаты – это групповая форма работы, распределение по командам может проводиться так же, как и распределение по группам.
2. Обучение дебатам в старших классах.
Урок 1-2
Тема: «Дебаты как речевой жанр».
Задачи: актуализировать знания учащихся об аргументации; познакомить с дебатами как речевым жанром, его жанрообразующими признаками; создать основу для выработки у учеников умения вести дебаты
Я пришел сюда спорить,
чтобы научиться мыслить.
А.Ф. Лосев
I. Актуализация темы
1. Беседа о жанре.
Вопросы | Примечания |
-Что вы знаете о дискуссии как речевом жанре? | Выписать из словаря ключевые термины: диспут, полемика, спор, дебаты, дискуссия, тема, аргумент, доказательство, протокол. Можно дать учащимся опережающее задание посмотреть из перечня телевизионных программ «Выборы – 2007г», программу «Времена» с ведущим В. Познером. |
-Знакомо ли вам слово дебаты? Что оно означает? | |
-Приведите примеры известных вам дебатов. | |
Приходилось ли вам принимать участие в дебатах? Если да, то на какую тему вы дебатировали? | |
-Составить «Словарик полемиста». |
Словарик полемиста.
Термины | Определение терминов |
Аргумент | - (довод, основание) – истинное суждение, приводимое для обоснования истинности или ложности высказанного положения (тезиса) |
Вопрос | - логическая форма, включающая информацию, а также указание на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа |
Дебаты | - обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры |
Дискуссия | -спор, обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати, в беседе; публичный спор с целью выяснения истины, нахождения правильности решения спорного вопроса |
Диспут | - публичный спор на научную и общественно важную тему |
Оппонент | - лицо, возражающее кому-либо в публичной беседе, диспуте; противник в споре |
Полемика | - спор в процессе обсуждения чего-нибудь; борьба противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента |
Полемист | - участник спора |
Предмет спора | - положения, суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различных точек зрения, сопоставления разных мнений |
Трения | - обсуждение, публичный спор по каким-либо вопросам |
Слово учителя. Из глубины веков дошел до нас замечательный афоризм: «Истина рождается в споре». Теория и практика публичного спора имеют богатую историю и давние традиции. Большое значение умению спорить, отстаивать свои позиции придавалось в Древней Греции. Диалектические беседы и софические споры четко разграничивали. Способ ведения диалога, заключавшийся в постановке вопросов собеседнику и показе ошибочности его ответов, стал использовать древнегреческий философ Сократ, имя которого пережило века.
Инсценирование.
Что такое справедливость?
(из диалога Сократа
с неким Другом).
Сократ. Послушай же: ведь у меня, так же как и у всех людей, есть правый и левый глаз?
Друг. Да.
Сократ. И правая и левая рука?
Друг. Несомненно.
Сократ. Значит, когда, говоря об одном и том же, ты одно у меня называешь правым, а другое – левым, то на мой вопрос, что именно ты так называешь, ты ведь можешь ответить: правое – то, что находится справа, а левое – слева?
Друг. Да могу.
Сократ. Далее, значит, и когда ты одно и то же именуешь то справедливым, то несправедливым, ты можешь ответить, что именно справедливо, а что – нет?
Друг. Итак, мне мнится, что справедливо все, делающееся должным образом и вовремя, то же, что не делается должным образом, несправедливо.
Сократ. Мнение твое превосходно. Значит, делающий все эти вещи должным образом и в должное время, поступает справедливо, а тот, кто не делает этого должным образом, несправедливо?
Друг. Да.
Сократ. Значит, справедлив тот, кто поступает справедливо, и несправедливо поступающий наоборот?
Друг. Это так.
Выводы:
- Философ Сократ постоянно мыслил и заставлял мыслить других; он сомневался сам и вызывал сомнение у своих собеседников;
- Философ требовал проверки и доказательства каждой мысли, каждого выдвинутого положения, заставлял своих собеседников задумываться над смыслом и содержанием употребляемых понятий.
В истории полемического искусства важное место занимают споры в России. Самые яркие страницы этого искусства связаны с именами выдающихся прогрессивных деятелей и передовых людей нашего Отечества – А.Н. Радищевым, Н.Г. Чернышевским, В.Г. Белинским, А.И. Герценом и др.
Выдающиеся ученые, великие мастера слова Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, И.Я. Сеченов, Д.И. Менделеев и др. превратили университетскую кафедру в трибуну прогрессивных идей. Московский и Петербургский университеты стали средоточием передовой общественной мысли. Предметом споров были проблемы государственного устройства, национального самосознания, вопросы философии, права, литературы и искусства, принципы нравственности, этические категории и т.д.
Приступая к дебатам, руководствуйтесь следующими требованиями к культуре спора.
Памятка полемиста.
- Не начинайте спорить, если вы плохо разбираетесь в предмете спора. Если о споре известно заранее, тщательно готовьтесь к нему, не жалейте времени для пополнения знаний о предмете спора.
- Не теряйте предмета спора в процессе его обсуждения.
- Готовясь к дебатам, выделите основные понятия, связанные с предметом спора.
- Учитесь правильно раскрывать содержание понятий, объяснять значение терминов. Применяйте различные способы толкования слов. Активно используйте с этой целью лингвистические и энциклопедические словари.
- Во время спора обращайте внимание на поведение своего оппонента. Попытайтесь понять мотивы его действий и высказываний, учитывайте индивидуальные особенности его характера, манеру спорить. Старайтесь правильно соизмерять свои способности и возможности с силами противника.
- Относитесь с уважением к взглядам и убеждениям своего оппонента. Если вы не согласны с его точкой зрения, корректно опровергайте ее, приводите убедительные аргументы в защиту своей позиции. Говорите в спокойном и дружеском тоне.
- Сохраняйте выдержку и самообладание.
- Во время спора полемисту необходимо уметь мыслить правильно, логично и последовательно строить свое выступление, давать аргументированные ответы, то есть опираться на логику, обладать высокой культурой мышления.
- Помните слова великого Саади, восточного мудреца и мыслителя:
Глупец с ученым в спор вступает
И даже побеждает иногда.
Бесценную жемчужину, бывает,
Булыжник разбивает без труда.
II. Риторический анализ.
Задание 1. Проанализируйте фрагмент вступительного слова В. Познера в программе «Времена» (20.02.2005г.), где обсуждалась тема «Можно ли воспитывать в человеке чувство патриотизма?» (Можно использовать видеозапись передачи).
- Какую проблему ставит для обсуждения В. Познер?
- Как он аргументирует решение данной проблемы?
Здравствуйте! Я Владимир Познер, в эфире программа «Времена». Одно событие произошло, которое достойно нашего внимания. С сегодняшнего дня начинает вещать в Москве телевизионный канал Министерства обороны «Звезда», главная задача которого, согласно концепции – воспитать у зрителей «чувство гордости за Отечество и национальное самосознание, а также создать позитивный образ Вооруженных сил». Этот канал создан в рамках патриотического воспитания граждан.
А в минувшую среду спикер СФ Сергей Миронов сказал, что «предмет «начальная военная подготовка» будет введен в средней школе как обязательный».
В ходе социологического исследования был задан вопрос: «Какие качества нужно прививать молодежи?» Только 18% из 1600 опрошенных ответили: «Патриотизм». Это с одной стороны. С другой – опрос фонда «Общественное мнение», показал, что 89% респондентов считают, что надо уделять больше внимания патриотическому воспитанию.
Вопрос к зрителям: «Как вы считаете, можно ли воспитать в человеке чувство патриотизма?»
Теперь я представляю вам наших гостей…
В дебатах можно выделить три основных этапа:
- Начало дебатов (ведущий раскрывает актуальность проблемы, заинтересовывает участников обсуждения; представляет участников дебатов; информирует о регламенте).
- Основная часть (участники высказывают разные точки зрения, обмениваются мнениями, дают оценку событию, предлагают возможные пути решения проблемы).
- Заключительная часть дебатов (ведущий подводит итоги, сообщает о разных точках зрения участников как результате проведения дебатов, благодарит за участие).
Задание 2. Представьте, что вы ведущий и вам необходимо провести дебаты на тему «Можно ли воспитать патриотизм?» Составьте вступление (3-4 минуты) на данную тему. В качестве инструкции используйте табличный материал.
Нам предстоит … | поговорить обменяться обсудить посоветоваться | с вами |
Мне хотелось бы … | ||
Я хотел бы … | ||
Я предлагаю … | вам |
Основная часть.
Задание 3. Вы ведущий. В ходе дебатов возникает необходимость прервать участника, т.к. он отклонился от темы. Составьте диалоги с партнером по парте и предложите несколько вариантов поведения ведущего в данной ситуации. Используйте речевые стереотипы, употребляемые В. Познером в речи при стимулировании и коррекции обсуждения.
Стимулирование | Коррекция обсуждения |
Продолжайте … Прошу Вас … Я вас слушаю … Я что вы можете сказать по этому поводу … Есть ли еще желающие высказаться … Посмотрим на этот вопрос с другой стороны … | Извините, я перебью вас … Я вынужден вас остановить … Не отвлекайтесь … Вернемся к нашей теме … |
Заключительная часть.
Таким образом … (Итак …)
Значит … (Одним словом …)
Можно сделать вывод … (Расставим все точки над и ….) Суммируйте то, что здесь сказали …
Подведем итоги (черту …)
?
Задание 4. Составьте варианты заключительного слова ведущего, используя данные речевые стереотипы. Обоснуйте свой вариант.
Задание 5. Характеристика ведущего дебатов. Распределите слова по группам:
а) характеризующие высокий уровень мастерства ведущего;
б) низкий уровень мастерства ведущего.
Способность сопереживать, заинтересо-ванный, тактичный
-
Бестактный, замкнутый, активный, вызывает недоверие, не владеет предметом речи.
Оптимист, внушаемый доварие, робкий, равнодушный, уступчивый, общительный,
Оптимист, внушает доверие, робкий, равнодушный, уступчивый, общительный, эрудированный
+
III. Подведение итогов.
Сегодня мы познакомились с признаками дебатов. Назовите их. (Коммуникативная задача – всесторонне обсудить проблему; наличие коммуникативного лидера – ведущего дебаты; регламентированность).
IV. Домашнее задание.
Подготовьтесь к проведению дебатов на тему: «Заимствованная лексика: за и против».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Проблема демографического взрыва в развивающихся странах.10 класс. Технология "Дебаты"
В 10 классе ученикам нужно давать возможность рассуждать, аргументировано доказывать свою точку зрения с применением их навыков исследовательской работы и с мультимедийными проектами. Техн...
Презентация " Технология "дебаты"
Данная презентация поможет классному руководителю изучить технологию дебатов и успешно применятьеё в воспитательной работе....
"The Internet: For and Against” (урок с применением технологии дебатов)
Урок разработан для учащихся 8-го класса Б (углублённое изучение языка, 4 часа в неделю)УМК “Английский язык” О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой для 8 класса общеобразовательных школ и...
Мастер-класс Дискуссионные формы обучения:технология дебатов
Цель данного мастер-класс: научить приемам организации и проведения дебатов в рамках уроков и внеклассных мероприятий гражданско-патриотической направленности в активной форме. В рамках мастер к...
Технология "Дебаты" на уроках английского языка
В данной работе расскрывается,с какой целью можно использовать такой вид проведения уроков.Какие бывают дебаты....
Использование новых технологий при обучении устной речи учащихся по иностранному языку в т.ч. технологии “Дебаты”.
Данная работа познакомит читателя с такими понятиями как социальная и стратегическая компетенция, тактика и стратегия общения, с тем, что из себя представляет монолог и диалог. Одна из новых педагогич...
Технология-модерационный семинар, Технология-Дебаты
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Ге...