Мастер-класс Дискуссионные формы обучения:технология дебатов
методическая разработка (обществознание , 11 класс) на тему
Цель данного мастер-класс: научить приемам организации и проведения дебатов в рамках уроков и внеклассных мероприятий гражданско-патриотической направленности в активной форме. В рамках мастер класса предложена разработка интегрированного урока по обществознанию и ОБЖ по технологии дебатов на тему: Какая армия необходима России: по призыву или по контракту?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_na_temu.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс на тему: дискуссионные формы обучения: технология дебатов. В рамках мастер класса разработка интегрированного урока по обществознанию, ОБЖ по технологии дебатов на тему: «Какая армия необходима России: по призыву или по контракту.
(Слайд №1)В Национальной образовательной инициативе"Наша новая школа" главными задачами современной школы определены - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире наделенного такими качествами личности инициативность, способность творчески мыслить . Успех в реализации этих задач зависит во многом и от внимания общества к гражданскому образованию. К предметам граждановедческого цикла, помимо традиционных истории, обществознания, права относят и предмет ОБЖ, также включающий в себя разделы посвященные гражданскому образованию. Именно в рамках их прежде всего формируются такие важные для личности гражданские компетенции: осознание своей гражданской идентичности, воспитание в духе уважения к закону и обществу, знание и понимание своих прав и свобод, способность ими пользоваться и применять их в социальной практике. Поэтому сегодня мы объединившись совместно с учителем ОБЖ предлагаем вашему вниманию мастер-класс на тему(слайд№2) : Дискуссионные формы организации обучения и воспитания : технология дебатов.
(Слайд№3,4)Цель нашего мастер класса: научить приёмам организации и проведения дебатов в рамках уроков или внеклассных мероприятий гражданско-патриотической направленности в активной форме.
(Слайд№5)Выбор данной темы мастер класса объясняется во-первых тем , что, на наш взгляд, именно такие формы организации обучения и воспитания являются востребованными сегодня, т.к. способствуют формированию активной гражданской позиции, позволяют приобретать позитивный социальный опыт, а с другой стороны эта технология может быть интересна и полезна для учителей- классных руководителей в проведении мероприятий
Дебаты относят к дискуссионным формам обучения, но есть принципиальное различие между этими понятиями.(слайд№6)
Дискуссия — свободное обсуждение какой-либо проблемы, спорного вопроса, цель ее прийти к единому мнению по обсуждаемой проблеме.
Дебаты это аргументированный спор, в котором стороны (как правило две) ставят задачу убедить кого-либо в чём либо. Т. е задача дебатов шире, это не просто обсуждение какой либо проблемы, а попытка убедить третью сторону встать на их позицию.(слайд№7,)
Ещё древние индийские мудрецы говорили, что мастер не учит, а создаёт ситуацию. Предлагаем сейчас совместно с вами в активном режиме смоделировать интегрированный урок по данной технологии на тему защита Отечества. Очень надеемся на вашу поддержку, активность и высокий темп работы.
На следующем слайде(слайд№8) представлен алгоритм нашей работы.
И так, I этап – выбор темы.
Как бы вы определили тему предстоящей дискуссии, из чего бы исходили?(диалог с аудиторией) В основе темы дебатов, лежит спорный тезис-утверждение или вариативное высказывание, объединяющее две точки зрения.
Конечно же из того, в первую очередь, что интересно ребятам, что их волнует и является актуальным на данном этапе. В разделе защита Отечества-что на ваш взгляд может заинтересовать ребят? Военная служба. Примерная тематика дебатов: Что значит служить России?Патриотизм: знак вопроса?Служить или не служить?, Какая армия необходима России: армия по призыву или по контракту?
IIэтап – выработка правил и алгоритма проведения дискуссии.(слайд№9)
(Слайд№8)3 этап-распределение ролей спикеров команд-законодателей, Службы социологической поддержки, общественные организации-Комитет Солдатских матерей, политики и военные.Секретарь-задача секретаря вести протокол дебатов,форма записей любая схема, таблица.колонка, эксперты-задача экспертов –оценить работу спикеров.Оставшаяся часть аудитории-представители СМИ,могут также участвовать в обсуждение проблемы, задавать вопросы. Задача спикеров убедить эту часть аудитории в их позиции.
4 этап-разработка кейс понятий аргументов, контраргументов(листки с материалом –нормативными актами, выдержки из выступлений известных политиков,данные социологического опроса. , На практике -кто должен отбирать содержание: педагог, ученик или совместно
(Слайд№10) 6 этап-вариант рекламы
(Слайд№8)-7 этап -проведение дебатов.
Разработка сценария дебатов на тему: Какая армия необходима России: по призыву или по контракту?
Ведущий1
-Армия во все времена находилась в центре внимания российского общества. Однако отношение к армейской службе в разные времена было полярным. В советское время было очень почетно служить в ней, и на того, кого туда не брали, смотрели как-то искоса. Теперь же перспектива “пройти такую школу жизни” не вызывает у молодежи особого желания и тем более уж удовольствия . Если это так, то в ближайшем будущем кто будет защищать нашу страну от внешних врагов?
Итак, тема сегодняшних дебатов звучит: Какая армия необходима России: армия по призыву или по контракту?
Ведущий2.
- Обсуждение данной темы предлагаем начать с рассмотрения 59 статьи Конст,т.к.именно, в ней содержатся ключевые положения, касающиеся участия гражданина в защите Отечества-Итак, внимание на слайд(Слайд№11), напомним ее содержание.
Определим ключевые фразы каждого пункта статьи.
1.Это долг и обязанность гражданина. Что значит долг, что значит обязанность? Причем, обязанность-это правовая норма поддерживается силой государства, т.к. уклонение от военной службы наказуемо, а долг это нравственная категория – означает ответственность человека перед своей совестью и одновременно его ответственность перед обществом. Т.е.в данном разделе статьи закреплены воедино правовой и нравственный аспект службы Отечеству .И еще ,хотелось бы обратить ваше внимание Защита Отечества в народе и в истории народа всегда считалась долгом священным , т.е. возвышенным, заветным, почетным, исключительным по важности и неуклонным по выполнению. И казалось бы для молодого здорового юноши, гражданина РФ вопрос служить или не служить ? в принципе не может стоять.
Ведущий1.
-Обратимся к следующему пункту
2.Военная служба в соответствии с федеральным законом.
В связи с этим возникает вопрос законодателям: Какие федеральные законы регулируют порядок службы в армии?
Правовые основы военной службы регламентированы соответствующим законодательством. К ним прежде всего относят: указ “О создании Вооруженных Сил Российской Федерации”; • закон “Об обороне”; • закон “О воинской обязанности и военной службе”; • закон “О статусе военнослужащих”;закон «Об альтернативной гражданской службе» воинские указы и т. д.
Чтобы лучше представить картину современного призыва определите особенности призыва, согласно сегодняшнему законодательству?
В соответсвие с законом о воинской службе 1998г был определен уход от массовой мобилизационной концепции к профессиональной армии, в 2002г был введен закон об альтернативной службе ,это и закреплено в Конституции РФ, в 2008 г.срок службы в армии сокращен до 1 года
Таким образом, судя по этим реформам, проводимым в нашей стране в течение 20 лет они были направлены на повышение авторитета армии,и ее привлекаемости для потенциальных призывников.
Ведущий1.Достигнуты ли эти цели? Обратимся к статистике, приглашаем к разговору группу социологической поддержки:
-Какие данные вы можете привести по призыву в армию?
(по данным начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерала армии Николай Макаров ) в России сейчас численность призывного контингента достигает 4 млн человек. Ежегодно призывается порядка 570 тыс. человек — это от 13 до 17 процентов от всей численности призывного контингента. Однако более 80 процентов из этого числа пользуются отсрочками от военной службы, их сейчас 27, (такого количества отсрочек) нет ни в одной стране. По информации Минобороны, при штатной численности Вооруженных сил 1 млн человек недокомплект составляет около 200 тыс. человек.
По официальным данным, в настоящее время в России около 200 тыс. уклонистов в возрасте от 18 до 27 лет, из них только 10 % годны по состоянию здоровья к службе. Власти постоянно придумывают способы борьбы с ними, но число уклоняющихся от службы не уменьшается.
В подтверждение сказанного хотелось бы показать диаграммы, -динамика состояния здоровья призывников в 94г до реформ и в 2005, (Работа с диаграммами по презентации)
-А теперь языком цифр представляем данные прошедшего весной призыва в армию по нашей республик(слайд№14)
ТОЛЬКО ЦИФРЫ:
Вызывалось на призывную комиссию – 28103 человека, из них:
Не явились – 303 человека
Отправлено служить – 6 400 человек (данные осеннего призыва12 тысяч человек). Причина такого резкого уменьшения – в демографической ситуации, отметил военный комиссар республики Анатолий Балтинский: «Мужчин, годных к службе в вооружённых силах, стало меньше»)
Предоставлена отсрочка – 10 700 человек
— 78% по образованию
— 19% по здоровью;
— 2% по семейному положению;
— 1% — проходят службу в МВД, ГУИН, ФСНК
Освобождены от призыва – 6 760 человек
— 95% ограниченно-годные;
— 4% не годные;
— 0,07% (5 человек) кандидаты и доктора наук;
— 0,05% (4 человека) имеющие в семье погибшего при исполнении обязанностей военной службы.
Выбрали альтернативную службу -2 человека
Привлечены к административной ответственности -4
Какие выводы можно сделать судя по данным цифр?
1)проблема недокомплекта в армии существует,2) все меньше ребят призываются в связи с демографической ситуацией,3) большой процент(каждый третий пользуется отсрочкой,4) преобладающее большинство призывников по состоянию здоровья ограниченно-годные к службе,5) альтернативную службу выбирают единицы,6) несколько сотен не являются на призывные пункты,а к ответственности привлекаются единицы.
-Так может ли переход на контрактную систему комплектования армии решить проблемы армии?
Приглашаем к разговору комитет солдатских матерей. Какие проблемы призывной армии вы можете назвать? Почему, на ваш взгляд, необходимо перейти на новую систему комплектования?
Мы считаем,да -служба в армии должна быть только на добровольной контрактной основе.
Российской армии нужен здоровый, сильный и мотивированный защитник. По нашему твердому убеждению, таковым может быть только человек, который сам решил пойти в армию Родину защищать, а не тот, кого туда гонят из-под палки.
Почему парни не хотят идти срочниками, пытаются «откосить»? Не всегда за это можно осуждать, ведь в современной армии очень много проблем, одна из которых дедовщина. Отказ от срочной военной службы в России связан со страхом перед издевательствами и унижениями в воинских частях (одно только громкое «дело» искалеченного солдата Сычева чего стоит), чтобы поднять престиж воинской службы, необходимо навести порядок в армейской структуре.
Еще одна причина отказа служить-и с нежеланием тратить жизнь на то, к чему у человека, как говорится, не лежит душа. Военные выступают за отмену отсрочек- музыкантам и танцорам, представителям творческих профессий.. Но во время службы, если, например пианист сломает палец, или танцор ногу - это будет означать конец его профессиональной карьере.
В армии должны служить только те, у кого это лучше получается…
Ведущий 1.А теперь интересно было бы заслушать мнение военных по данному вопросу.
Ведущий 2
И так, в завершение дебатов, хотелось провести экспресс-опрос аудитории по теме дебатов. Кто считает, что России необходима призывная армия, контрактная? Сравним итоги блиц.опроса с результатами опроса проведенного среди молодежи призывного возраста(слайд№15)
Ведущий1
Несмотря на выявившиеся в ходе дебатов разные позиции по вопросу комплектования армии, главный итог который думаем поддержат все собравшиеся пусть наша армия будет такой, чтобы мы могли ей гордиться, чтобы она дорожила легендарной славой своих дедов и отцов, продолжала их доблестные боевые традиции,
Ведущий2
- и чтобы матери не боялись за жизнь своих сыновей а сами юноши чтобы мечтали бы в ней служить.
Наш мастер- класс подошёл к концу, благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс. Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся
. Школа должна научить учится всю жизнь.Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать н...
«Мастер-класс как современная форма методической работы»
На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педа...
"Мастер-класс, как современная форма методической работы педагога дополнительного образования "
С целью обобщения и распространения педагогического опыта предлагаю познакомиться с программой по самообразованию....
«МАСТЕР – КЛАСС КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ»
Презентация педагогического опыта педагога-мастера, кратко характеризуются основные идеи технологии....
Проектная деятельность школьников как активная форма обучения технологии
о пректной деятельности обучающихся на уроках технологии...
Мастер - класс как эффективная форма повышения профессионального мастерства учителя - словесника
Одной из эффективных форм распространения собственного опыта является мастер - класс...
Выступление на РМО учителей технологии «Мастер-класс как эффективная форма обобщения, ретрансляции и диссеминации передового педагогического опыта»
Выступление на РМО учителей технологии «Мастер-класс как эффективная форма обобщения, ретрансляции и диссеминации передового педагогического опыта»...