Обобщающий урок по теме "Фонетика" в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Это урок-путешествие по сказочному городу. Урок состоит из заданий, связанных с правилами, изучаемыми в разделе "Фонетика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщающий урок по теме "Фонетика" | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА»
Цели: повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Фонетика»;
закрепление правописания безударных гласных, сомнительных согласных,
ь и ъ разделительных знаков;
развитие познавательной активности учащихся, творческого мышления,
внимания;
развитие умения использовать полученные знания на практике;
расширение словарного запаса учащихся;
воспитание любви к русскому языку, к слову, культуры речи.
Оборудование: карта путешествия, плакат с кроссвордом, магнитофон.
Ход урока.
I Орг. момент
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная
работа.
II Словарная работа.
На доске кроссворд, разгадываем его, слова записываем в тетрадь,
проговариваем написание.
1
8
6
7
5
4
3
2
- Спортивная игра, в которой игроки ударом ноги загоняют мяч в ворота соперников (футбол)
- Главное здание железнодорожной станции (вокзал)
- Самая низкая школьная отметка (единица)
- Человек, совершающий подвиги (герой)
- Человек, который занимается спортом (спортсмен)
- Волшебное слово, выражение благодарности (спасибо)
- Командная игра на льду на коньках, в которой шайбу надо забросить в ворота соперников (хоккей)
- Ребята, посмотрите, какое слово получилось в выделенном столбике (фонетика)
- А что такое фонетика? (раздел науки о языке, изучающий звуки речи)
- Зачем нужно изучать фонетику?
III Сообщение цели урока.
Тема нашего урока – повторение изученного по теме «Фонетика». Сегодня мы с вами вспомним, что мы изучали в этом разделе, проверим себя, чему научились.
- Запишите тему нашего урока (учитель пишет на доске)
IV Знакомство с картой.
- Ребята, но урок наш пройдет в форме путешествия по сказочному городу ,
Который называется ФОНОГРАД.( открывается карта путешествия)
1)Рассказ о городе.
Далеко – далеко на самом краю Земли (там, где небо сливается с линией горизонта), раскинулась волшебная страна. Высокие горы и теплые моря защищают её от северных ветров. Благодатный край. Все бы хорошо, но появился в этом городе злой колдун, которому не нравилось, что все жители дружны, веселы, а главное грамотны.И решил он своей злой силой разрушить счастливую жизнь жителей.
- Ребята, посмотрите, какой красивый город, разве мы с вами можем допустить, чтобы этот город превратился из цветущего сада в выжженную пустыню, а люди стали бы злыми, гадкими и необразованными?
- Я предлагаю вам помочь жителям избавиться от злого колдуна,который сидит в замке, а для этого мы должны будем выполнять разные задания.Согласны? Тогда начинаем.
V Выполнение заданий.
1 этап- открыть ворота города. Мы сможем это сделать, если выполним следующее задание:
нужно расположить буквы по порядку их следования в алфавите русского языка, полученные слова также записать в алфавитном порядке .
- Но прежде ответьте: что такое алфавит?Н
- Что значит расположить по алфавиту?
- Назовите буквы по алфавиту.
-Выполняйте работу
на доске ТГАНЕ, ТИСА, ТИБН, ЩОБР, НЕТО.
(АГЕНТ, АИСТ, БИНТ, БОРЩ, ЕНОТ)
- Проверим.
- Молодцы, вы правильно выполнили это задание. Итак, мы вошли в ворота.
Идем дальше.На пути у нас 2 этап - злая собака колдуна. С ней мы сможем справиться, если выполним следующее задание:
Даны слова, их надо распределить в две колонки. В 1-ю записать слова с ь разделительным знаком, а во 2-ю – съразделительным.
-Но сначала вспомним, когда пишется в словах Ь, а когда Ъ (повторение правила)
На доске слова: РУЖ..Ё, С..ЁЖИЛСЯ, РАЗ..ЕЗД, СТАЛ..НЫЕ, РЕЧ..КА, БЕЛ..Ё, С..ЁМКА,ПРОЛ..ЁТ, ПРЕД..ЮБИЛЕЙНЫЙ, ДОБ..ЕМСЯ, РАЗ..ЯСНИТЬ, С..ЭКОНОМИТЬ.
-Проверим. Молодцы, и это задание выполнили. Посмотрите, собака стала доброй. Идем дальше.
-3 этап – на пути шлагбаум. Выполнив задание, мы сможем свами еще приблизиться к замку.
Задание: у вас на партах лежит текст, в нем пропущены буквы. Ваша задача- грамотно списать этот текст, вставить правильно буквы.
-Прочитайте .
-Ребята, докажите, что это текст.
- О ком он?
- Что это за произведение?
-Скажите, на какие правила пропущены буквы? (на правописание безударных гласных и сомнительных согласных)
- Ребята, а как проверить безударную гласную в корне слова? А сомнительную согласную? Не забудьте выделить орфограммы.
(выполнение работы)
ТЕКСТ:
Каштанка бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари.Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков…
Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.
-Проверим, какие буквы вы вставили и почему?( уч-ся объясняют)
1)Найдите и подчеркните 2 слова, в которых букв меньше, чем звуков.
Почему так получилось?
2)Теперь подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему?
3) Подчеркните 2 слова, которые произносятся не так, как пишутся. Какое явление
мы здесь наблюдаем?
4) фонетический разбор слова у доски.( )
-Молодцы, дорога перед нами открыта, путь свободен. Давайте немного отдохнем, а чтобы нам победить коварного колдуна, выполним зарядку для нашего мозга, ведь ум и сообразительность нам еще понадобятся.А кто-то, может быть, отведать успеет и сказочного мороженого.
ФИЗМИНУТКА.
4 этап- проход по мосту. Он выдержит нас если мы правильно выполним следующее задание: нужно списать слова правильно расставив ударение и разделив слова на слоги для переноса.
- А что такое ударение? Какое ударение в русском языке?
- Как переносим слова? Как нельзя переносить?
(выполнение задание)
БАЛОВАТЬ, ДОБЫЧА, ДОГОВОР, ПОРТФЕЛЬ, САНТИМЕТР, КАТАЛОГ, СТАТУЯ, ФАРФОР, ЗВОНЯТ
(проверка на доске)
-Молодцы мост выдержал и мы у самого дворца.Сейчас нам предстоит самое сложное, но мы справимся .
5этап- чтобы выыгнать злого волшебника и разрушить его чары, каждый постарается выполнить тест
Если вы согласны с формулировкой, ставите +, если не согласны –
ТЕСТ
1)В русском алфавите 33буквы (+)
2) В русском языке 10 гласных звуков(-)
3)В русском языке 6 гласных звуков (+)
4)В русском языке 10 гласных букв(+)
5) Не имеют мягкой пары звуки Ж,Ш,Ц (+)
6)Имеют глухую пару звуки Л,М,Н,Р,Й (-)
7)буквы е, ё, ю,я в начале слова обозначают 2звука(+)
8) Ь обозначает только мягкость согласного звука (-)
9) звукиЧ,Щ,Й, ИМЕЮТ ТВЕРДУЮ ПАРУ (-)
10) в русском языке согласные звуки образуют 6 пар по звонкости – глухости (+)
-Самопроверка(результаты)
Молодцы, вы справились с этим заданием.Злой колдун изгнан из Фонограда.Жители могут спокойно жить , работать и учиться
Ну что ж, ребята, а нас с вами ждут другие путешествия.
VI Итог: В чем мы сегодня управлялись ?
Все ли довольны своим результатом?
VII Д/з
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.
Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....
Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"
Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...
Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе
На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».
Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник: Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С. Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...
классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)
Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...
Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс
Цель: повторить и обобщить знания по теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить полученные знания...
Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс
Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....