Секреты русского словообразования
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Элективный курс посвящен одному из самых интересных разделов лингвистики - русскому словообразованию. В процессе изучения русского языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения новой жизни в языке - слова, оказываются вне поля зрения школьников. Данный курс поможет удовлетворить   естественное желание ребенка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Секреты русского словообразования» (9 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс посвящен одному из самых интересных разделов линг вистики — русскому словообразованию. В процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секре ты зарождения новой жизни в языке — слова, оказываются вне поля зрения школьников. Данный курс в какой-то мере поможет удовлетворить естественное желание ребенка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грам матических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова.

Курс послужит достаточно сильным средством речевого раз вития школьника, так как морфемно-словообразовательный ана лиз опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чув ство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может опреде лить важнейшую информацию о слове, его свойствах (граммати ческих, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести [его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.

В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявлен ной в названии темы и обеспечивает развитие и совершенство вание разнообразных умений и навыков, в том числе и орфогра фических. Так, использование этимологического анализа помо гает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на историчес ки выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, спо собность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.

Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богат ства русского языка, программа предусматривает знакомство с изобразительными возможностями русской словообразователь ной системы и с приемами их использования в художественных текстах.

Режим занятий: занятия проводятся  раз  в неделю.

Категория слушателей: учащиеся 9 классов.

Цели обучения:

- обеспечить умение анализировать многие сложные явления языка (орфографические, лексические, грам матические, стилистические);

- послужить достаточно сильным средством речевого раз вития школьника;

- познакомить с изобразительными возможностями русской словообразователь ной системы и с приемами их использования в художественных текстах;

- обеспечить развитие и совершенство вание разнообразных умений и навыков, в том числе и орфогра фических.

Задачи обучения:

- создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;

-  отработать этапы формирования и развития речеведческих умений;

- использовать  эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.

Изложение программного материала определено аудиторными занятиями.

Формы обучения:

- лекции;

- практические занятия;

- работа с текстами;

- самостоятельная работа учащихся.

Критерии ожидаемых результатов:

  1. Повышение мотивации учащихся на учебную деятельность;
  2. Усвоение учащимися знаний норм языка, формирование умения правильной, точной, логичной, уместной и выразительной речи;
  3. Усвоение знаний должно способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся;
  4. Овладение учащимися способами исследовательской деятельности.

Содержание программы.

Как образуются слова в русском языке

Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка.

Морфемно-словообразовательная модель как источник попол нения словарного состава русского языка. Роль словообразо вательных аффиксов в построении этих моделей. Особенности детского словотворчества.

Механизм образования нового слова: добавление словообразу ющей морфемы к производящей основе.

Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Приставка и суффикс как словообразующие морфемы. Основные способы образования, в которых участвуют эти морфемы: приста вочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложе ние с суффиксацией.  Безаффиксный  (бессуффиксный) способ.

Сложение как продуктивный способ образования слов в XX ве ке. Типы сложных слов и их написание.

Сложносокращенные слова; нормы употребления их в речи. Справка о возникновении и истории наиболее употребительных аббревиатур.

Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре. Словообразовательная цепочка. Гнездо однокоренных слов. Лингвистические словари, построенные по гнездовому принципу.

Корень как значимая часть слова. Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов. Слова-паронимы; их сходство и различие. Разграничение омонимичных корней (горе гореть гора).

Связные корни. Вопрос об изменяемости корня. Историческая справка о происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов.

Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую, сращение сочетания слов в одно слово.

Активные процессы современного словопроизводства.

Разные типы морфемно-словообразовательных словарей; работа с ними.

Исторические изменения в структуре слова

(17 ч)

Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).

Использование иноязычных элементов при образовании слов. Словообразовательные и семантические кальки.

Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Этимологический анализ слова и его написание.

Этимологический словарь; орфографический словарь с этимо логическими комментариями; работа с ними.

Изобразительные возможности русского словообразования (17 ч)

Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оцен ки как изобразительный прием. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. Своеобразие использования умень шительно-ласкательных суффиксов в художественных произве дениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей.

Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в текс те; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смыс ловое сопоставление производного и производящего слова и др.

Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном тол ковании внутренней формы слова.

Словообразовательная модель как источник пополнения сло варного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.

Наблюдение за использованием указанных приемов в произ ведениях художественной литературы.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы контроля

Как образуются слова в русском языке

16 ч.

1

Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка. Морфемно-словообразовательня модель как источник пополнения словарного состава русского языка. Роль словообразовательных аффиксов в построении этих моделей. Особенности детского словотворчества.

3

2

1

с/р

2

Механизм образования нового слова: добавление словообразующей морфемы к производящей основе.

2

1

1

3

Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Приставка и суффикс как словообразующие морфемы. Основные способы образования, в которых участвуют эти морфемы: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение с суффиксацией. Безаффиксный способ.

3

1

2

тест

4

Сложение как продуктивный способ образования слов в 20 веке. Типы сложных слов и их написание. Сложносокращенные слова. Справка о возникновении и истории наиболее употребительных аббревиатур.

2

1

1

5

Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре. Словообразовательная цепочка. Гнездо однокоренных слов. Лингвистические словари, построенные по гнездовому принципу.

2

1

1

6

Корень как значимая часть слова. Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов. Слова-паронимы; их сходство и различие. Разграничение омонимичных корней.

3

1

2

тест

7

Связные корни. Вопрос об изменяемости корня. Историческая справка о происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов.

2

1

1

тест

8

Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую, сращение сочетания слов в одно слово. Активные процессы современного словопроизводства. Разные типы морфемно-словообразовательных словарей; работа с ними.

3

2

1

с/р

Исторические изменения в структуре слова.

5 ч.

9

Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).

2

1

1

Работа с текстом

10

Использование иноязычных элементов при образовании слов. Словообразовательные и семантические кальки.

1

1

11

Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Этимологический анализ слова и его написание. Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними.

2

1

1

с/р

Изобразительные возможности русского словообразования

8 ч.

12

Словообразовательный повтор как стилистическое средство.

1

0,5

0,5

13

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием.

1

0,5

0,5

Работа с текстом

14

Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова.

1

0,5

0,5

15

Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем.

1

1

16

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.

1

1

17

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.

1

0,5

0,5

18

Индивидуально-авторские образования и их стилистическая роль в художественном тексте.

2

1

1

Работа с текстом

19

Наблюдение за использованием указанных приемов в произведениях художественной литературы.

1

1

с/р

Итого

34

18

16

ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся

Аверьянова А. П. Как образуются слова. — М.; Л., 1966.

Вартанъян Э. А. Путешествие в слово. — М., 1986.

Вартаньян Э. А. Рождение слова. — М., 1970.

Голанова Е. И. Как возникают названия. — М., 1989.

Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьезном: практические задания

 для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.

Львова С. И. Морфемика и словообразование. Пособие для учащихся. — М., 1996.

Максимов В. И. К тайнам словообразования. — М., 1980.

Откупщиков Ю. В. К истокам слова: Рассказы о науке этимо логии. — М., 1986.

Сахарный Л. В. Как делаются слова. — М., 1978.

Феллер М. Д. Как рождаются и живут слова. — М., 1964.

Шанский Н. М. Занимательный русский язык. В 2 ч. — М., 1996.

Словари

Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. — М., 1984.

Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. — М., 1986.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологи ческими комментариями.

 — М., 2004.

Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школь ника. — М., 2004.

Панов В. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографи-ческий словарь русского

 языка. — М., 1991.

Потиха 3. А. Строение русского слова. Учебный словарь для зарубежных школ.

 — М., 1981.

Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского язы ка. — М., 1987.

Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского язы ка. — Т. 1, 2. — М., 1985.

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь рус ского языка. — 2-е изд.

М., 1991.

Успенский Л. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. — М., 1967.

Цыганенке Г. П. Словарь служебных морфем русского язы ка. — Киев, 1982.

Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка. — Киев, 1989.

   Шанский Н. М. В мире слов. — М., 1985.

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка:

 Происхождение слов (любое издание).

Для учителя

Вознюк Л. В. Изучение состава слова и словообразования в школе. — Киев, 1986.

Жуковская О. Н., Шаповалова Т. А. Изучение словообразова ния в восьмилетней школе.

— М., 1983.

   Земская Е. Н. Как делаются слова. — М., 1963.

Земская Е. Н. Современный русский язык. Словообразова ние. — М., 1973.

   Лопатин В. В. Рождение слова. — М., 1973.

   Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. — М., 1965.

Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания.

— М., 1977.

Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя.

— М., 2000.

Львова С. И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского

языка: Пособие для учителя. — М., 2000.

Львова С. И. Работа со словообразовательными моделями при обучении русскому

языку в 5—9 классах: книга для учителя. — М., 1996.

   Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 классы. — М., 1996.

Панов М. В. Изучение состава слова в национальной школе. — Махачкала, 1977.

Потиха 3. А. Современное русское словообразование. — М., 1970.

Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее

описания. — М., 1977.

   Чуковский К. И. От двух до пяти (любое издание).

Шехикачева М. Ш. и др. Модели и схемы словообразователь ных типов русского языка.

 — М., 1993.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективный курс по русскому языку в 9 классе "секреты русского словообразования"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: о...

Элективный курс по русскому языку "Секреты русской орфографии", 5 класс

Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является развитие орфографической зоркости и отработка навыков грамотного письма. Курс рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неде...

Элективный курс по русскому языку «Секреты русского словообразования»

 Рабочая  программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования»  для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа элективного курса "Секреты русского словообразования"

Рабочая программа элективного курса "Секреты русского словообразования" содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, перечень УМК....

Секреты русского словообразования

активизация ранее усвоенных знаний учащихся по теме "Словообразование"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Секреты русского словообразования» для 9 класса

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы Львовой С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов.Цель -  знакомство с изобразительными возможностями русско...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Секреты русского словообразования" 9 класс

Курс послужит достаточно сильным средством речевого раз­вития школьника, так как морфемно-словообразовательный ана­лиз опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чув­ство родного языка, помогае...