Секреты русского словообразования
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Элективный курс посвящен одному из самых интересных разделов лингвистики - русскому словообразованию. В процессе изучения русского языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения новой жизни в языке - слова, оказываются вне поля зрения школьников. Данный курс поможет удовлетворить естественное желание ребенка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
секреты русского словообразования | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Секреты русского словообразования» (9 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс посвящен одному из самых интересных разделов линг вистики — русскому словообразованию. В процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секре ты зарождения новой жизни в языке — слова, оказываются вне поля зрения школьников. Данный курс в какой-то мере поможет удовлетворить естественное желание ребенка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грам матических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова.
Курс послужит достаточно сильным средством речевого раз вития школьника, так как морфемно-словообразовательный ана лиз опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чув ство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может опреде лить важнейшую информацию о слове, его свойствах (граммати ческих, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести [его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.
В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявлен ной в названии темы и обеспечивает развитие и совершенство вание разнообразных умений и навыков, в том числе и орфогра фических. Так, использование этимологического анализа помо гает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на историчес ки выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, спо собность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.
Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богат ства русского языка, программа предусматривает знакомство с изобразительными возможностями русской словообразователь ной системы и с приемами их использования в художественных текстах.
Режим занятий: занятия проводятся раз в неделю.
Категория слушателей: учащиеся 9 классов.
Цели обучения:
- обеспечить умение анализировать многие сложные явления языка (орфографические, лексические, грам матические, стилистические);
- послужить достаточно сильным средством речевого раз вития школьника;
- познакомить с изобразительными возможностями русской словообразователь ной системы и с приемами их использования в художественных текстах;
- обеспечить развитие и совершенство вание разнообразных умений и навыков, в том числе и орфогра фических.
Задачи обучения:
- создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
- отработать этапы формирования и развития речеведческих умений;
- использовать эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.
Изложение программного материала определено аудиторными занятиями.
Формы обучения:
- лекции;
- практические занятия;
- работа с текстами;
- самостоятельная работа учащихся.
Критерии ожидаемых результатов:
- Повышение мотивации учащихся на учебную деятельность;
- Усвоение учащимися знаний норм языка, формирование умения правильной, точной, логичной, уместной и выразительной речи;
- Усвоение знаний должно способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся;
- Овладение учащимися способами исследовательской деятельности.
Содержание программы.
Как образуются слова в русском языке
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка.
Морфемно-словообразовательная модель как источник попол нения словарного состава русского языка. Роль словообразо вательных аффиксов в построении этих моделей. Особенности детского словотворчества.
Механизм образования нового слова: добавление словообразу ющей морфемы к производящей основе.
Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Приставка и суффикс как словообразующие морфемы. Основные способы образования, в которых участвуют эти морфемы: приста вочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложе ние с суффиксацией. Безаффиксный (бессуффиксный) способ.
Сложение как продуктивный способ образования слов в XX ве ке. Типы сложных слов и их написание.
Сложносокращенные слова; нормы употребления их в речи. Справка о возникновении и истории наиболее употребительных аббревиатур.
Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре. Словообразовательная цепочка. Гнездо однокоренных слов. Лингвистические словари, построенные по гнездовому принципу.
Корень как значимая часть слова. Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов. Слова-паронимы; их сходство и различие. Разграничение омонимичных корней (горе — гореть — гора).
Связные корни. Вопрос об изменяемости корня. Историческая справка о происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов.
Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую, сращение сочетания слов в одно слово.
Активные процессы современного словопроизводства.
Разные типы морфемно-словообразовательных словарей; работа с ними.
Исторические изменения в структуре слова
(17 ч)
Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).
Использование иноязычных элементов при образовании слов. Словообразовательные и семантические кальки.
Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Этимологический анализ слова и его написание.
Этимологический словарь; орфографический словарь с этимо логическими комментариями; работа с ними.
Изобразительные возможности русского словообразования (17 ч)
Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.
Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оцен ки как изобразительный прием. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. Своеобразие использования умень шительно-ласкательных суффиксов в художественных произве дениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей.
Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в текс те; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смыс ловое сопоставление производного и производящего слова и др.
Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.
Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном тол ковании внутренней формы слова.
Словообразовательная модель как источник пополнения сло варного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.
Наблюдение за использованием указанных приемов в произ ведениях художественной литературы.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов | Теория | Практика | Формы контроля |
Как образуются слова в русском языке | 16 ч. | ||||
1 | Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка. Морфемно-словообразовательня модель как источник пополнения словарного состава русского языка. Роль словообразовательных аффиксов в построении этих моделей. Особенности детского словотворчества. | 3 | 2 | 1 | с/р |
2 | Механизм образования нового слова: добавление словообразующей морфемы к производящей основе. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Приставка и суффикс как словообразующие морфемы. Основные способы образования, в которых участвуют эти морфемы: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение с суффиксацией. Безаффиксный способ. | 3 | 1 | 2 | тест |
4 | Сложение как продуктивный способ образования слов в 20 веке. Типы сложных слов и их написание. Сложносокращенные слова. Справка о возникновении и истории наиболее употребительных аббревиатур. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре. Словообразовательная цепочка. Гнездо однокоренных слов. Лингвистические словари, построенные по гнездовому принципу. | 2 | 1 | 1 | |
6 | Корень как значимая часть слова. Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов. Слова-паронимы; их сходство и различие. Разграничение омонимичных корней. | 3 | 1 | 2 | тест |
7 | Связные корни. Вопрос об изменяемости корня. Историческая справка о происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов. | 2 | 1 | 1 | тест |
8 | Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую, сращение сочетания слов в одно слово. Активные процессы современного словопроизводства. Разные типы морфемно-словообразовательных словарей; работа с ними. | 3 | 2 | 1 | с/р |
Исторические изменения в структуре слова. | 5 ч. | ||||
9 | Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем). | 2 | 1 | 1 | Работа с текстом |
10 | Использование иноязычных элементов при образовании слов. Словообразовательные и семантические кальки. | 1 | 1 | ||
11 | Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Этимологический анализ слова и его написание. Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними. | 2 | 1 | 1 | с/р |
Изобразительные возможности русского словообразования | 8 ч. | ||||
12 | Словообразовательный повтор как стилистическое средство. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с текстом |
14 | Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. | 1 | 1 | ||
16 | Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова. | 1 | 1 | ||
17 | Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | Индивидуально-авторские образования и их стилистическая роль в художественном тексте. | 2 | 1 | 1 | Работа с текстом |
19 | Наблюдение за использованием указанных приемов в произведениях художественной литературы. | 1 | 1 | с/р | |
Итого | 34 | 18 | 16 |
ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся
Аверьянова А. П. Как образуются слова. — М.; Л., 1966.
Вартанъян Э. А. Путешествие в слово. — М., 1986.
Вартаньян Э. А. Рождение слова. — М., 1970.
Голанова Е. И. Как возникают названия. — М., 1989.
Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьезном: практические задания
для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.
Львова С. И. Морфемика и словообразование. Пособие для учащихся. — М., 1996.
Максимов В. И. К тайнам словообразования. — М., 1980.
Откупщиков Ю. В. К истокам слова: Рассказы о науке этимо логии. — М., 1986.
Сахарный Л. В. Как делаются слова. — М., 1978.
Феллер М. Д. Как рождаются и живут слова. — М., 1964.
Шанский Н. М. Занимательный русский язык. В 2 ч. — М., 1996.
Словари
Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. — М., 1984.
Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. — М., 1986.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологи ческими комментариями.
— М., 2004.
Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школь ника. — М., 2004.
Панов В. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографи-ческий словарь русского
языка. — М., 1991.
Потиха 3. А. Строение русского слова. Учебный словарь для зарубежных школ.
— М., 1981.
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского язы ка. — М., 1987.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского язы ка. — Т. 1, 2. — М., 1985.
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь рус ского языка. — 2-е изд.
— М., 1991.
Успенский Л. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. — М., 1967.
Цыганенке Г. П. Словарь служебных морфем русского язы ка. — Киев, 1982.
Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка. — Киев, 1989.
Шанский Н. М. В мире слов. — М., 1985.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов (любое издание).
Для учителя
Вознюк Л. В. Изучение состава слова и словообразования в школе. — Киев, 1986.
Жуковская О. Н., Шаповалова Т. А. Изучение словообразова ния в восьмилетней школе.
— М., 1983.
Земская Е. Н. Как делаются слова. — М., 1963.
Земская Е. Н. Современный русский язык. Словообразова ние. — М., 1973.
Лопатин В. В. Рождение слова. — М., 1973.
Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. — М., 1965.
Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания.
— М., 1977.
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя.
— М., 2000.
Львова С. И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского
языка: Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С. И. Работа со словообразовательными моделями при обучении русскому
языку в 5—9 классах: книга для учителя. — М., 1996.
Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 классы. — М., 1996.
Панов М. В. Изучение состава слова в национальной школе. — Махачкала, 1977.
Потиха 3. А. Современное русское словообразование. — М., 1970.
Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее
описания. — М., 1977.
Чуковский К. И. От двух до пяти (любое издание).
Шехикачева М. Ш. и др. Модели и схемы словообразователь ных типов русского языка.
— М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
элективный курс по русскому языку в 9 классе "секреты русского словообразования"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: о...
Элективный курс по русскому языку "Секреты русской орфографии", 5 класс
Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является развитие орфографической зоркости и отработка навыков грамотного письма. Курс рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неде...
Элективный курс по русскому языку «Секреты русского словообразования»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа элективного курса "Секреты русского словообразования"
Рабочая программа элективного курса "Секреты русского словообразования" содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, перечень УМК....
Секреты русского словообразования
активизация ранее усвоенных знаний учащихся по теме "Словообразование"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Секреты русского словообразования» для 9 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Львовой С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов.Цель - знакомство с изобразительными возможностями русско...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Секреты русского словообразования" 9 класс
Курс послужит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чувство родного языка, помогае...