Элективный курс по русскому языку "Секреты русской орфографии", 5 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме

Коростелева Оксана Юрьевна

Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является развитие орфографической зоркости и отработка навыков грамотного письма. Курс рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ МО г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа № 13»

«Утверждаю»                                                                                                    «Согласовано»

руководитель МО                                                                                         зам. директора по УВР

______________________                                                                                     ______________________    

«___»__________20_ г.                                                                                     «___»__________20_ г.

Календарно – тематический план работы преподавателя

на 2011- 2012  учебный год

Наименование предмета Элективный курс «Секреты русской орфографии»

Класс 5

Преподаватель Коростелёва Оксана Юрьевна

Общее количество часов на предмет по учебному плану  часов 34

Тематическое планирование

Образовательная область ФИЛОЛОГИЯ

Курс РУССКИЙ ЯЗЫК

Учебник (автор, название, год издания)Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык. 5 класс. 2010.

 Программа (название, автор, год издания) Программа для образовательных учреждений по русскому языку под ред. М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской, И.И.Кулибабы.2009.

Дополнительные методические пособия для учителя Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.;  Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков. // РЯШ. – 1993. - №3. ;Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. - М., 1999. . Граник Г.Г. Секреты орфографии.- М., 1991. ; Волина В.В. Я познаю мир. Русский язык. – Москва: АСТ-ЛТД, 1997. ;Пономарева Л.Д. «Рождается внезапная строка». //РЯШ. - 2004. - №3. ;Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6

Пояснительная записка

Настоящий курс предназначен для более подробного изучения орфографии русского языка учащимися 5 класса в игровой и творческой форме, что существенным образом отличается от традиционного подхода.            

Цель занятий - совершенствование практических умений и навыков по орфографии. Особое внимание уделяется формированию орфографической зоркости, умению видеть морфемный состав слова и выстраивать логическую цепочку рассуждений.

Обучение грамотному письму основывается на запоминании конкретных правил, на изучении грамматических признаков слов разных частей речи, на понимание закономерностей развития языка. Большое количество орфограмм, требующих применения на письме правила, приводит учащихся в состояние неуверенности в правильном выборе буквы, создает ситуацию, при которой учащийся затрудняется «вызвать» из своей памяти нужное правило в течение короткого времени. На сегодняшний день пока ещё самой эффективной формой проверки грамотности обучающегося является диктант. При такой форме проверки решать «орфографическую задачу» следует моментально, чтобы успеть записать правильно текст под диктовку. Но как показывает практика, в момент написания слов диктанта многие учащиеся не только не успевают вспомнить правило, но и не могут правильно соотнести, отчего зависит написание орфограммы. Возникает противоречие: учащийся знает правило, если его спросить вне ситуации диктанта. Во время написания диктанта это правило «не всплывает» в памяти. Другая форма проверки орфографической грамотности - тестирование. При такой форме время на то, чтобы вспомнить правило, сокращается. Рамки времени ограничены. Психологически настроиться на правильный выбор ещё труднее.

Курс преследует следующие цели:

  1. Повышение интереса учащихся к изучению русского языка в школе.
  2. Преодоления психологического барьера при изучении орфографии.

Задачи курса:

1.   Научить выстраивать самую короткую логическую цепочку для решения орфографической задачи.

2.   Сформировать навыки вычленения морфемы, в которой скрыта орфограмма

Данное тематическое планирование обеспечивает в процессе изучения русского языка  формирование и  совершенствование  общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих  развитие речемыслительных способностей:

  1. воспитание коммуникативной культуры школьников;
  2. выявление и поддержка одаренных учащихся;
  3. поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
  4. развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
  5. закрепление и углубление знаний учащихся по русскому языку;
  6. развитие устной и письменной связной речи учащихся;
  7. формирование орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;
  8. пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка;
  9. развитие индивидуальных способностей учащихся.

Тема

Виды деятельности

Кол-во часов

Планируемый результат

1

Можно ли писать без букв? Когда возникла письменность?

Составление стилизованных писем и карт

1

Умение творчески мыслить. Самостоятельное создание лингвистических проектов.

2

Как они пишутся? (Знакомство с орфографическими словарями)

Работа со словарями. Мини- сочинения «Здравствуйте, я – опасное слово!».

1

Уметь работать со словарями и словарной статьёй. Уметь составлять текст научного стиля.

3

В путь за главным правилом. «Ошибкоопасные» места.

Составление опорных схем

1

Уметь создавать опорные карты и схемы.

4

Опасные согласные

Решение ребусов и лингвистических задач

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать.

5

На сцене гласные

Решение ребусов и лингвистических задач

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

6

«Фонемные» и «нефонемные» правила

Составление опорных схем

1

Уметь создавать опорные карты и схемы.

7

Наш знакомый - Ь

Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование

1

Самостоятельное создание лингвистических проектов.

8

«АУ! Непроизносимые согласные»

Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование

1

Самостоятельное создание лингвистических проектов.

9-10

Строительная работа морфем

Тренировочные упражнения

2

Закрепление навыка вычленения морфем

11

Приставки- труженицы

Практикум.

Работа с карточками - морфемами Нахождение орфограммы приставки.

1

Безошибочное нахождение среди многих морфем морфемы-приставки.

12

Для разных приставок – разные правила.

Решение лингвистических задач. Нахождение орфограммы приставки

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

13

С этими приставками никаких хлопот

Решение лингвистических задач. Нахождение орфограммы приставки

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

14

Приставки-нарушители!

Решение лингвистических задач. Нахождение орфограммы приставки

1

Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать

15

Внимание! Самые трудные!

Решение лингвистических задач. Нахождение орфограммы приставки

Тестирование

1

Сформирование умения выбирать правильный вариант (при тестировании).

16-17

Смотри в корень! Слова-родственики.

Решение лингвистических задач. Нахождение корней в слове и орфограммы в корнях.

2

Без затруднения находить корень слова

18

Сколько бывает родственных слов?

Решение лингвистических задач. Составление опорных схем и словообразовательных цепочек.

1

Создание творческих продуктов на лингвистическую тему.

19

Кто командует корнями? (полногласие)

Решение лингвистических задач. Составление опорных схем

1

Создание творческих продуктов на лингвистическую тему.

20

Кто командует корнями? (сочетание -ир-а-)

Решение лингвистических задач. Составление опорных схем

1

Создание творческих продуктов на лингвистическую тему.

21

Кто командует корнями? (ударение)

Решение лингвистических задач. Составление опорных схем

1

Создание творческих продуктов на лингвистическую тему.

22

Кто командует корнями? (согласные звуки)

Составление опорных схем. Тестирование

1

Создание творческих продуктов на лингвистическую тему.

23

Кто командует корнями? (смысл)

Составление опорных схем. Тестирование.

1

Создание творческих продуктов на лингвистическую тему.

24-28

Приведём все знания в порядок . Речевые игры.

Решение речевых упражнений различного типа. Составление собственных речевых заданий.

5

Самостоятельное создание лингвистических проектов

29-30

«Рождается внезапная строка» (Речетворческий тренинг. «Бином фантазии»)

Практикум (составление алгоритмов применения правил, тестирование, работа со словарём, письменные и устные упражнения)

2

Самостоятельное создание лингвистических проектов

31-32

«Не лезьте за словом в карман!». Или вам поможет орфография.

Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование

2

Самостоятельное создание лингвистических проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации

Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации...

Элективный курс по литературе "Современная русская литература. Обзор жанров, идейных и тематических направлений»

Программа элективного курса "Современная русская литература. Обзор жанров и идейных и тематических направлений" представляет собой цикл занятий,  посвященных творчеству современных авторов, и опи...

Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нея...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"

Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...

Программа элективного курса на билингвальной основе «Русская и немецкая фразеология» для 9 класса

Знание фразеологии – это обязательное условие глубокого владения любым языком. Цель работы по фразеологии предполагает формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основами зна...

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса...

Рабочая программа элективный курс по русскому языку «Русское речевое общение» 10 класс

   Программа элективного курса «Культура русского речевого общения» составлена на основе авторской программы В.М. Шаталовой Культура русского речевого общения. М.: Изд-во ...