элективный курс по русскому языку в 9 классе "секреты русского словообразования"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С. И. Львова).- М:Мнемозина, 2009г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        

город Курганинск Краснодарского края

________________________________________________________________

(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)

                       

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 города Курганинска

________________________________________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения)

                                                                                                         Утверждено

                                                                                                        решение педсовета протокол №1

                                                                                                         от « 30 » августа 2011 года

                                                                                                         Председатель педсовета

                                                                                           Директор школы_______Шорохова Е.В.

 

                     

                      РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

                                     

                         Элективного  курса  по  русскому языку                                

                         «  Секреты русского словообразования»                      

                                                        указать предмет, курс, модуль

Ступень обучения (класс)_ основное  общее образование, 9  класс

                                                      начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов

Количество часов_17___                                       Уровень  базовый________

базовый,профильный

Учитель :  Ерёменко Елена _Кадыровна

Программа разработана на основе

Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С. И. Львова).- М:Мнемозина, 2009г.                            

указать государственную программу/ программы, издательство,  год издания


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Рабочая  программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования»  для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С. И. Львова).- М:Мнемозина, 2009г.  учителем русского языка Ерёменко  Еленой Кадыровной и рассчитана на 1 час в неделю, в год — 34 часа.

       Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в общеобразовательной школе.  Необходимость сконцентрировать  авторскую программу  возникла в связи с тем, что программа элективного курса «Секреты русского словообразования»  для 9 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, что не соответствует  учебному плану МБОУ СОШ №2, где  на изучение элективного курса по русскому языку в 9 классе отведено 17 часов  в год. По причине вносимых в программу изменений уменьшено  количество часов на изучение следующих разделов:

«Исторические изменения в структуре слова» до 8 часов;

«Изобразительные возможности русского словообразования» до 9 часов.  

 Курс посвящен одному из самых интересных лингвистики русскому словообразованию. В процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения новой жизни в языке — слова, оказываются вне поля зрения школьников. Данный курс в какой-то мере поможет  удовлетворить естественное желание ребенка разгадать тайну появления слова  в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова.

               Курс послужит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить  важнейшую информацию о слове, его свойствах (грамматических, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.

              В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявленной  в названии темы и обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе и орфографических. Так, использование этимологического анализа помогает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов группы:

                              

                                                     И   Т.П.

            Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа предусматривает знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной  системы и с приемами их использования в художественных текстах.

                 Планирование соответствует базисному учебному плану на базовом уровне обучения.

Тематическое распределение часов

                Разделы, темы

                      

                Количество часов

Программа С. И. Львовой

Рабочая программа по классам

9 класс

I

Исторические изменения в структуре слова

17

8

            Исторические изменения в структуре слова (появление новых  морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).

5

2

            Использование иноязычных элементов при образовании слов.  Словообразовательные и семантические кальки

3

2

           Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Этимологический анализ слова и его написание

6

3

Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними.

3

1

II

                       Изобразительные возможности русского словообразования

17

9

           Словообразовательный повтор как стилистическое средство.

4

2

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием.

2

1

Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова.

3

1

          Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах

1

1

Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем

4

2

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.

1

1

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка

2

1

Итого:

34

17

2.         Содержание обучения

                                 Исторические изменения в структуре слова (8 ч)

            Исторические изменения в структуре слова (появление новых  морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).

            Использование иноязычных элементов при образовании слов.  Словообразовательные и семантические кальки.

           Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Этимологический анализ слова и его написание.

           Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними.

                       Изобразительные возможности русского словообразования (9 ч)

           Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление.

           Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов  в художественных произведениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей.

          Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в тексте; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смысловое сопоставление производного и производящего слова и др.

          Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах.

          Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.

           Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.

           Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.

           Наблюдение за использованием указанных приемов в произведениях художественной литературы.

3. Требования к подготовке учащихся

         

Требования к подготовке учащихся ( стр. 143-145) в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету 

4.            ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся

Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. — М., 2000.

Беднарская Л. Д. Грамотный человек. — Тула, 2003.

Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В. И. и др. — М., 2002, 2003—2004

Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.

Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.

Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.

Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.

Словари

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно. (Опыт словаря-справочника). — 2-е изд. — М., 2001.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.

Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. — М.. 2002.

Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для  учащихся средней школы (любое издание)

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.

Для учителя

Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.

Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000

Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.

Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов на-Дону, 2005.

Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.

Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии Пособие для учителя. — М., 2000.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста» 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста 10—11 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.

Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.

Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.

Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М.,1996.

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

(подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи)

Протокол заседания методического

объединения учителей русского языка и литературы

от _____________ № _________

___________________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________________

(Расшифровка подписи. Дата )

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Дата фактическая

I.

Исторические изменения в структуре слова

8

1-2

            Исторические изменения в структуре слова (появление новых  морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).

3

            Использование иноязычных элементов при образовании слов.  

4

Словообразовательные и семантические кальки

5

           Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов.

6-7

Этимологический анализ слова и его написание

8

Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними.

II.

                       Изобразительные возможности русского словообразования

9ч.

9-10

           Словообразовательный повтор как стилистическое средство.

11

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием.

12

Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова.

13

          Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах

14-15

Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем

16

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.

17

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка

Итого:

17ч.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...

Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...

Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»

Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЭлективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназн...

Элективный курс по русскому языку "Основные вопросы русского языка"

Элективный курс предназначен для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» (10 КЛАСС)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Практикум по русскому языку» разработана для 10 классов на основе программы по русскому языку 10-11 класс под редакцией Н.Г.Гольцовой (М.: «Русск...