Программа элективного курса "Особенности функциональных стилей"
элективный курс (русский язык, 10 класс) по теме
Цели и задачи курса:
- формировать стилистические умения обучающихся;
а) определять стиль готового текста на основе его синтетического восприятия и на основе анализа его признаков;
б) производить стилистический анализ готового текста, т.е. выделять те языковые средства, которые характерны для данного стиля и содействуют решению коммуникативной задачи;
в) совершенствовать стиль данного текста;
г) строить текст заданного стиля, соответствующего ситуации и коммуникативной задаче;
- изучить изобразительные средства языка;
- познакомить обучающихся с особенностями индивидуальных стилей русских писателей;
- дать обучающимся рекомендации в области использования синонимических средств языка, колеблющихся, неустоявшихся форм, в соответствии с требованиями культуры речи, с коммуникативной целесообразностью.
Эти задачи решаются в процессе усвоения теоретических сведений по стилистике практическим путем посредством работы над текстами и в упражнениях по обнаружению и анализу стилистических средств лексики, грамматики, фразеологии, стилистических фигур в художественном или ином тексте, выяснению целесообразности их использования, сопоставлению оборотов речи, оптимальных с точки зрения решения коммуникативных задач, использованию средств языка, обладающих стилистическими свойствами, в собственной речи обучающихся, составлению собственного текста в том или ином стилистическом ключе.
Изучение курса поможет обучающимся избежать стилистических ошибок, состоящих в употреблении слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике всего текста, успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также пробудить интерес и любовь к русскому языку и овладеть его богатствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv10.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Особенности функциональных стилей»
Пояснительная записка.
Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если человек уверен в своей абсолютной грамотности и хорошо владеет литературным языком всегда полезно задуматься о том, как сделать свой текст богаче, выразительнее.
Этому учит стилистика – раздел языкознания, в котором исследуется функционирование языковых единиц и категорий в рамках литературного языка в соответствии с его функциональным расслоением в различных условиях языкового общения.
Цели и задачи курса « Особенности функциональных стилей»:
- формировать стилистические умения обучающихся;
- определять стиль готового текста на основе его синтетического восприятия и на основе анализа его признаков;
- производить стилистический анализ готового текста, т.е. выделять те языковые средства, которые характерны для данного стиля и содействуют решению коммуникативной задачи;
- совершенствовать стиль данного текста;
- строить текст заданного стиля, соответствующего ситуации и коммуникативной задаче;
- изучить изобразительные средства языка;
- познакомить обучающихся с особенностями индивидуальных стилей русских писателей;
- дать обучающимся рекомендации в области использования синонимических средств языка, колеблющихся, неустоявшихся форм, в соответствии с требованиями культуры речи, с коммуникативной целесообразностью.
Эти задачи решаются в процессе усвоения теоретических сведений по стилистике практическим путем посредством работы над текстами и в упражнениях по обнаружению и анализу стилистических средств лексики, грамматики, фразеологии, стилистических фигур в художественном или ином тексте, выяснению целесообразности их использования, сопоставлению оборотов речи, оптимальных с точки зрения решения коммуникативных задач, использованию средств языка, обладающих стилистическими свойствами, в собственной речи обучающихся, составлению собственного текста в том или ином стилистическом ключе.
Изучение курса поможет обучающимся избежать стилистических ошибок, состоящих в употреблении слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике всего текста, успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также пробудить интерес и любовь к русскому языку и овладеть его богатствами.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Введение. Понятие стилистики. предмет и задачи функциональной стилистики. | 1 | 8.09 | |
Стили языка. Понятие о функциональных стилях. Официально-деловой стиль. | 1 | 15.09 | |
Научный стиль. | 1 | 22.09 | |
Публицистический стиль. | 1 | 29.09 | |
Стили художественной литературы. Разговорный стиль. | 1 | 13.10 | |
Лексическая стилистика. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. | 1 | 20.10 | |
Стилистическое использование многозначности слова. | 1 | 27.10 | |
Стилистическое использование омонимов. | 1 | 03.11 | |
Стилистическое разграничение паронимов. | 1 | 10.11 | |
Стилистические функции синонимов | 1 | 24.11 | |
Стилистическое использование антонимов. | 1 | 01.12 | |
Стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка. Стилистические функции архаизмов и историзмов. | 1 | 08.12 | |
Стилистическая роль неологизмов | 1 | 15.12 | |
Стилистическое использование слов иноязычного происхождения. | 1 | 22.12 | |
Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления. Роль диалектизмов в произведениях художественной литературы. | 1 | 29.12 | |
Стилистическое использование профессионально-технической и терминологической лексики. Сфера использования канцеляризмов. | 1 | 12.01 | |
Стилистические свойства слов, связанные с их экспрессивной окраской. Употребление экспрессивной лексики в разных речевых стилях. | 1 | 19.01 | |
Стилистическое использование фразеологических единиц. | 1 | 26.01 | |
Практическая работа №1 по теме: «Лексическая стилистика» | 1 | 02.02 | |
Стилистические ресурсы словообразования. Стилистические функции приставок и суффиксов. | 1 | 09.02 | |
Грамматическая стилистика. Стилистическое использование форм частей речи. Употребление форм имен существительных. | 1 | 16.02 | |
Синонимы окончаний родительного падежа единственного числа существительных мужского рода. | 1 | 01.03 | |
Употребление единственного числа в значении множественного. Стилистические варианты суффиксов имен существительных. | 1 | 07.03 | |
Употребление форм имен прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных в роли синонимов. Употребление притяжательных прилагательных. | 1 | 15.03 | |
Употребление имен числительных. Варианты сочетаний числительных с существительными. | 1 | 22.03 | |
Употребление местоимений. Стилистическое использование личных местоимений. | 1 | 29.03 | |
Употребление возвратных и притяжательных местоимений | 1 | 05.04 | |
Синонимия определительных и неопределенных местоимений. | 1 | 19.04 | |
Употребление форм глагола. Особенности образования некоторых личных форм глагола. | 1 | 26.04 | |
Синонимия времен. Синонимия наклонений. Варианты видовых форм. | 1 | 03.05 | |
Синонимия возвратных и невозвратных глаголов. | 1 | 10.05 | |
Варианты форм причастий. Варианты форм деепричастий. | 1 | 17.05 | |
Итоговое занятие. Практическая работа №2 | 1 | 24.05 |
Список использованной литературы.
- Ахманова О.С. О стилистической дифференциации слов. М.; Высшая школа, 1972.
- Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.; Высшая школа, 1968.
- Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.; Высшая школа, 1989.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М.; Просвещение, 1988.
- Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. М.; Просвещение, 1984.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.; Высшая школа, 1974.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. . М.; Просвещение, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Функциональные стили речи» (изучение с использованием Интернет-ресурсов).
Цельданного элективного курса – обобщение, систематизация и углубление полученных знаний по культуре речи и стилистике за курс 5 – 8-х классов, а также знаний, полученных в 9-м...
Программа элективного предмета "Функциональная грамматика"
Элективный предмет «Функциональная грамматика» является универсальным и рассчитан на учащихся старших классов любого профиля обучения. Прогр...
Элективный курс "Функциональные стили современного русского языка"
Элективный курс для предпрофильного обучения....
Методическая разработка урока "Функциональные стили речи русскогоязыка.Разговорный стиль"
Цели: обобщение и углубление знаний о разговорном стиле, об особенностях речевых жанров (письмо, SMS).Обучающие:Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повтори...
Рабочая программа элективного курса _Функциональная грамотность_ 5-9 классы
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов ко...
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 6 класса...