Употребление этикетных слов
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок развития речи в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upotreblenie_etiketnyh_slov_v_razlichnyh_rechevyh_situaciyah.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Употребление этикетных слов в различных речевых ситуациях
Цель: создание условий содействия изучению понятий «вежливость», «вежливые слова», «невежа», «невежливый» и умению применять вежливые слова в различных речевых ситуациях.
Задачи:
1) закрепить навыки вежливого человека на примере любимых книг из литературы;
2) способствовать развитию коммуникативных навыков, расширению читательского кругозора, формированию таких нравственных качеств как: достоинство, уважение
друг к другу, к старшим, младшим.
3)способствовать развитию выразительности речи, умению вести диалог, беседу.
Ход урока:
Чтение учителем стихотворения В.Солоухина:
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто здравствуйте, больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Наш разговор сегодня состоится о вежливости, о вежливых словах, о вежливом человеке.
Что же такое вежливость? Давайте обратимся к толковому словарю:
Вежливый - соблюдающий правила приличия, учтивый.
Невежа - грубый, невоспитанный человек.
Невежливый - нарушающий правила вежливости, приличия.
А вот определение вежливости, с точки зрения Ларошфуко: «Вежливость – это желание, желание всегда встречать вежливое обращение и слыть обходительным человеком»
Для того чтобы проверить, насколько вы умеете применять вежливые слова в различных речевых ситуациях, мы обратимся к вашим друзьям – любимым книгам (представление выставки из книг Г.Остера, Б.Заходера, А.Барто)
Я знаю очень вежливого индюка, который выучил все вежливые слова, но ему это не помогло стать вежливым. Послушаем его историю.
Чтение учеником:
Объявился в доме вдруг Очень Вежливый Индюк.
Раз по тридцать в день, не реже, он кричал:
- Эй вы, невежи! Заходите, что ли в гости -
Поучиться Вежливости!
Я и сам,- кричал Индюк,- Доктор Вежливых Наук,
И жена моя – пример замечательных манер:
Даже, когда спит она, видно, что воспитанна!
Не стесняйся ты, Осел! Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба? Говори: «Приду, спасибо!»
Ты не будь свиньей, Свинья,- ждет тебя моя семья!
Только раньше бы умыла ты свое свиное рыло!
Как ни бился он, однако так никто и не пришел-
Ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осел!
Посинел Индюк от злости: Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды! Все они-балды - балды!
И добавил с высоты своего величия: «Не усвоили, скоты, правила приличия!»
Какие вежливые слова знал индюк? В чем ошибка индюка? Предлагаю индюку дать советы. Посоветуем, как сделаться вежливым человеком. В этом нам поможет книга Г.Остера «Вредные советы».
- Чтение учителем вступления к книге для непослушных детей.
- Разбор речевой ситуации «В гостях» (инсценирование стихотворения «Если руки за обедом…»).
- Разбор речевой ситуации «За столом» (инсценирование стихотворения «Если руки за обедом…»
- Чтение учителем отрывка из книги «Правила хорошего тона»: «При Петре 1 трижды издавали книжку для юношества «Юности честное зерцало, Или Показания к житейскому обхождению»»: «Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже».
- Разбор речевой ситуации «Отношение к девочкам» (инсценирование стихотворения «Девчонок надо никогда нигде не замечать…»
- Чтение учителем отрывка из книги «Правила хорошего тона»: «Кавалер наших дней, молодой человек видит в женщине и девушке своего товарища, который хоть и может сам постоять за себя, однако, несмотря на это, нуждается в участии и дружеской поддержке со стороны мужчины».
- Разбор речевой ситуации «В магазине» (инсценирование стихотворения «Если мама в магазине вам купила…»
- Разбор речевой ситуации «В драке» (инсценирование стихотворения «Решил подраться – выбирай того, кто послабей…».
Итак, чему вы сегодня научились? Что значит быть воспитанным человеком?
- Чтение учителем стихотворения А.Барто «Я была в стране Суоми…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Учимся употреблять в речи этикетные слова"
Методические материалы к уроку включают конспект урока, памятку, презентацию. На уроке учащиеся 5 класса учатся употреблять в речи этикетные слова, самостоятельно составляют диалоги с этикетными выраж...
Конспект урока "Употребление в речи этикетных слов". 5-й класс
Конспект урока Тема урока: "Употребление в речи этикетных слов". 5-й класс...
Проект. «Употребление этикетных форм речи в общении».
Проект. «Употребление этикетных форм речи в общении»....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Употребление этикетных слов"
Данный материал представляет собой конспект урока по русскому языку для учащихся 5 классов на тему "Этикет". Предполагается рассмотрение таких понятий, как речевой этикет, речевая ситу...
Разработка урока «Употребление в речи этикетных слов»
Цели урока: формировать представление о речевой ситуации; тренировать обучающихся в уместном использовании этикетных слов в различных речевых ситуациях.Задачи урока:Образовательная – познакомить...
Исследовательская работа по русскому языку "Употребление в речи этикетных слов"
Актуальность исследования обусловлена рядом причин: правильное применение этикетных формул в разговоре; преодоление языковых барьеров в межличностном и межнациональном общении. Почему эта тема так акт...