Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Употребление этикетных слов"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Данный материал представляет собой конспект урока по русскому языку для учащихся 5 классов на тему "Этикет". Предполагается рассмотрение таких понятий, как речевой этикет, речевая ситуация; расширяется словарный запас этикетных слов. Подобран интересный материал, способствующий воспитанию у обучающихся хороших манер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка в 5 классе "Употребление в речи этикетных слов" | 338.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением английского языка» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока по русскому языку
(5 класс)
Употребление в речи этикетных слов
Учитель:
русского языка и литературы
Головина Вера Александровна
Нижнекамск, 2021
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме
«Употребление в речи этикетных слов».
Класс: 5
Тема урока: Употребление в речи этикетных слов.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок первый.
Цель урока: познакомить обучающихся с речевым этикетом и ввести понятие речевой ситуации.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: введение новых понятий (речевой этикет; этикетные слова; речевая ситуация), умение находить в тексте этикетные слова и объяснять их значение, употребление разнообразных формул речевого этикета в зависимости от ситуации общения.
Метапредметные:
- познавательные – овладение приемами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной на уроке.
Личностные: воспитывать любовь к родному языку, давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного «знания» и «незнания».
Оборудование и ресурсы: доска, карточки, ноутбук, проектор.
Методы и приемы на уроке: беседа, словарная работа, самостоятельная работа, выполнение творческих заданий, самоконтроль, взаимопроверка и взаимоооценка.
Форма организации взаимодействия: фронтальный опрос, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.
Предварительная работа: разучивание инсценировок за несколько дней до урока.
Этап урока | Деятельность учителя |
1. Мотивация. Целеполагание. | Здравствуйте. Ребята, у нас сегодня очень интересная тема урока. Перед вами занимательная головоломка. Как она называется, кто помнит? (ребус)
- Отгадав ребус, вы узнаете тему сегодняшнего урока. - Как вы понимаете значение слова этикет. И для чего люди изобрели этикетные слова? Нужны ли нам этикетные слова? (на экране информация из Википедии) - Назовите известные вам этикетные слова, когда вы встречаетесь, прощаетесь, выражаете свою признательность, отказываете в чем-либо, утешаете. (учащиеся друг другу кидают мячик, называя по одному слову). - Сформулируйте цель нашего урока и что мы должны сделать для ее осуществления? (Вспомнить уже известные этикетные слова и узнать новые; выяснить, что такое речевая ситуация, правильно употреблять формулы речевого этикета в зависимости от ситуации общения) |
2.Актуализация знаний | Запишите слово «этикет» в тетрадь. Какая орфограмма нам встретилась? (Непроверяемая гласная в корне слова). Назовите еще слова с данной орфограммой. Выполните разбор слова по составу. Объясните, от какого слова образовано прилагательное «этикетные», каков способ образования данного слова? (Образовано от слова «этикет» при помощи суффикса –н-, способ образования – суффиксальный). Работа в парах. Проверь правильность выполнения у своего соседа по парте. Вспомним, что такое морфема, виды морфем, назначение морфемы (Морфема — это минимальная значимая неделимая часть слова). |
3. Выявление места и причины затруднения. | Объясните, что такое речевая ситуация, речевой этикет, этикетные слова? Это одно и то же? Речевая ситуация – ситуация, в которой осуществляется речевое взаимодействие между собеседниками. Речевой этикет – правила речевого поведения. Этикетные слова – группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательные отношения. Посмотрите внимательно сценку «Разговор на перемене» (подготовленные учащиеся разыгрывают сценку). - Наташка, ты русский сделала? - Сделала, Вова. - Дай-ка мне списать! - Извини, не дам. Тетрадь мне нужна, я правило повторяю. - Заучка! (вырывает тетрадь из рук). - Разберём ситуацию. Попадали вы в подобные ситуации? Как чувствуют себя собеседники после такого разговора? Кто не прав? Что вы можете сказать об участниках диалога? Какие ошибки допущены? |
4. Построение выхода из проблемной ситуации. | Что мы должны сделать, чтобы ответить на последний вопрос? Вспомнить правила речевого этикета, применить их к речевой ситуации, использовать нужные этикетные слова. А еще мы должны разработать модель речевых ситуаций. |
5. Практическая деятельность. | 1. Учащиеся исправляют ошибки в сценке «Разговор на перемене». Ошибки, допущенные участником диалога - Вовой: 1) нет слов просьбы, благодарности; 2) без разрешения вырывает тетрадь; 3) невежливое обращение к однокласснице, оскорбление. Исправление ошибок. 2. Прочитайте вредный совет Г. Остера и объясните, что в нем неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данной ситуации? Если ты пришёл к знакомым – – Согласны вы с этим советом? Почему? - Имеет ли значение возраст собеседников для использования форм речевого этикета, например, при встрече? Приведите примеры. - Назовите нейтральные формы приветствия и прощания (здравствуйте, до свидания). - Как вы думаете, чем различаются выражения “до скорого свидания” и “прощай”? (они противоположны по значению). В каких ситуациях вы используете эти словосочетания. - Какие есть слова благодарности кроме слова «спасибо»? 3. Определите, может ли при наличии определенного интонационного оформления значение этикетных слов измениться? Например: “Здравствуй, здравствуй, тебя только нам и не хватало!”. 4. Игра «Кто больше?». Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения. Напишите вежливые слова и выражения, время выполнения задания 2 минуты (пожалуйста, прошу вас (тебя), будьте добры, будьте так добры, будь другом.., если вам (тебе) не трудно.., не могли бы Вы (ты)..). |
6. Физкультминутка. | Видео «Новая физкультминутка для уроков» |
7. Практическая деятельность. | Посмотрите еще одну сценку (подготовленные учащиеся разыгрывают сценку). Пятиклассник Валера входит в автобус и видит знакомую бабушку. В транспорте очень тесно. -Здорово, бабуля! – кричит Валера знакомой бабушке. -Здравствуй, сынок! – отвечает бабушка. Валера достал из кармана деньги и пытается передать их водителю, чтобы оплатить проезд. -Будь другом! Передай деньги за проезд!- обращается он к бабушке. -Извини, сынок, я не могу подняться. -Сделай одолжение, передай деньги! – обращается он к незнакомому мужчине. -Мне очень жаль, но я не могу тебе помочь. -Эй, передай деньги! -Еще чего! Ребята, кто из пассажиров правильно использовал этикетные слова, а кто неправильно?(Бабушка правильно, Валера неправильно) - Какие этикетные слова Валера употребил неуместно? Выпишите эти слова. Объясните устно почему. (все реплики Валеры) - Чем вызвано поведение Валеры? - В какой речевой ситуации слова Валеры были бы уместны? - Исправьте ошибки Валеры. (читают парами) - Сделаем же вывод, от чего зависит наша речь (от обстановки, речевой ситуации, от того, где и с кем мы говорим). - Попробуйте создать модель речевых ситуаций ( работа в группах): Кто – кому – с какой целью – при каких обстоятельствах – что говорить. |
8. Рефлексия. | Продолжите предложения: 1. Этикетные слова помогают нам……..( установить доброжелательный контакт с собеседником). 2. Использование в речи этикетных слов зависит от ….(речевой ситуации). 3. Использование в речи этикетных слов является показателем ……(культуры человека). В жизни мы встречаемся с разными ситуациями, когда нужно не только выбрать форму приветствия или прощания, но и уметь поблагодарить, отказать, попросить, утешить, сделать комплимент. Комментированное выставление оценок. Домашнее задание. Творческое. Поразмышляйте над одной из пословиц. Объем 10- 15 предложений. 1. Сердечное слово до сердца доходит. 2. Малое слово большую обиду творит. Дополнительное задание для желающих: «Как связаны между собой слова «этикет» и «этикетка»?* |
*Словарь иностранных слов указывает, что оба слова произошли от одного и того же французского etiquette. Так что же появилось раньше, etiquette – «правила поведения» или etiquette – «товарный ярлык»?
Обратившись к словарям, находим следующее. Слово этикет голландское, в переводе означает «колышек, шпенёк». Первоначально обозначало колышек-ценник, воткнутый в товар (примерно как у бабушек, торгующих семечками и прочими сыпучими радостями), к которому привязывалась бумажка с названием товара, позднее – и сама такая бумажка с надписью. В таком виде этикет-ценник-ярлык в XVII веке заимствовали французы, сразу же найдя ему двойное применение.
Во-первых, на свежезасеянных лужайках молодого Версальского парка разместили таблички вроде «По газонам не ходить», ибо беспечные дворяне не слишком заботились о сохранности насаждений. Понятно, что таблички назвали этикетками, а царствующий в то время Людовик XIV ещё и издал специальный указ, напоминающий о том, что не следует пренебрегать надписями, и призывающий соблюдать правила поведения.
Во-вторых, во время обедов короля, чтобы не нарушать строгость церемонии, на стулья гостей клали таблички-этикетки с именами, чтобы каждый знал, где ему сидеть.
Таким образом, etiquette получил второе значение: «поведение, соответствующее установленному порядку, церемониал», то есть собственно этикет. Как видим, развитие значения слова etiquette шло следующим образом: ярлык, табличка, надпись, этикетка –> записка с обозначением неких правил –> обозначение должности и обязанностей в придворном церемониале –> условный кодекс правил поведения, этикет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Этикетные слова"
К данному уроку собрано огромное количество дополнительного материала: используйте его по своему усмотрению, пусть он поможет вам реализовать свои идеи по данной теме....
Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)
Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....
Интегрированный урок французского и русского языка на тему «Этикетные слова, или секреты речевого общения»
урок в 5 классе...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
конспект урока русского языка на тему "Состав слова" 6 класс (по учебнику Л.М.Рыбченковой)
конспект рассчитан на 2 урока, которые проводятся в 1 день...
Конспект урока русского языка по теме "Вводные слова - смысловые отрезки"
Данный урок построен с использованием технологий личностно ориентированного обучения: дифференцированная технология, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, элементы игровых технологий.Применя...
Конспект урока русского языка по теме «Ключевые слова»
Цели: учить находить в тексте ключевые слова; показать их значение в тексте; развивать творческие способности, навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки....