Проект. «Употребление этикетных форм речи в общении».
проект (9 класс)
Проект. «Употребление этикетных форм речи в общении».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upotreblenie_etiketnyh_form_rechi_v_obshchenii.docx | 48.84 КБ |
buklet.docx | 685.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
Тема проекта
«Употребление этикетных форм речи в общении»
Работа ученика 9 «Б» класса
Назаровой Светланы Сергеевны
Руководитель проекта
Грудинина Ю.В.
Работа допущена к защите «___»______________2020 г.
Подпись руководителя проекта ___________(Грудинина Ю.В.)
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение___________________________________________________3стр.
- Основная часть. Речевой этикет – что это такое?__________________5стр.
- Правила речевого этикета и нормы его употребления _____________7стр.
- Формулы речевого этикета учащихся МОУ СОШ №5_____________9 стр.
- Заключение _______________________________________________11 стр.
- Используемые источники информации ________________________12стр.
- Приложение ______________________________________________13 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению и употреблению этикетных форм речи в общении. К сожалению, в наше время (особенно в молодежной среде) наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебить друга в разговоре. Поэтому, я считаю, что данная тема на сегодняшний день достаточно актуальна, особенно среди подростков.
Мы можем многое узнать о человеке через его речь. Соблюдение речевого этикета в любой ситуации характеризует каждого из нас как цивилизованную и культурную личность. С помощью этикета незнакомые люди имеют возможность общаться на языке, понятном каждому и приходить к общей цели или решению. Но современная молодежь мало использует в своей речи этикетную форму, а если и старается употребить ее, то часто делает это с ошибками. Все это актуализирует проблему изучения форм речевого этикета, поэтому возникает необходимость напомнить подрастающему поколению о ряде правилах речевого этикета в различных речевых ситуациях.
Гипотеза: мы предполагаем, что умение уважительно общаться, то есть пользоваться речевым этикетом, позволяет каждому из нас комфортно себя чувствовать при общении с людьми. В противном случае мы рискуем прослыть невежами и грубиянами, не способными правильно войти в контакт. Владение нормами речевого этикета является показателем внутренней культуры учащихся. Из этого следует, что школьникам необходимо поближе познакомиться с понятием речевого этикета, узнать о его формах и значении в жизни.
Объектом исследования является устная речь учащихся 8-11 классов МОУ СОШ №5 г. Лыткарино.
Предметом исследования в речи обучающихся стали этикетные формы, проявляющиеся в процессе общения.
Цель нашей работы: углубить представления о формулах речевого этикета и об осознанном их использовании на практике.
Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач:
- изучить литературу, объясняющую, зачем нам нужен речевой этикет;
- познакомиться с правилами речевого этикета и нормами их употребления;
- провести анкетирование с целью определения частности употребления слов вежливости в речи подростков;
- подготовить памятку-брошюру с рекомендациями по употреблению слов речевого этикета в речи учащихся.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование.
Материалом для исследования послужили результаты анкетирования школьников.
Конечным продуктом данного исследования является создание памятки-буклета «О правилах речевого этикета».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Речевой этикет – что это такое?
Речевой этикет – это собрание правил и рекомендаций о грамотном речевом поведении, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в общении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, и манерах. По тому, как человек знает этикет, судят о нем самом, его воспитании, деловых качествах. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, создает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета и их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий.
Слово «этикет» пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Но образовалось оно на основе греческого ethos –«обычай», «характер».
Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь выдает нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте. Поэтому очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета. Так еще в древности в «Поучении» Владимира Мономаха мы читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Я считаю, что каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.
Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому- нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова - слова речевого этикета.
Различают этикет неречевой и речевой.
Неречевой этикет – это очень разнообразная система знаков: похлопывание по плечу, помахивание рукой (в знак приветствия или прощания), способы размещения людей в соответствии с правилами первенства (за столом, например), преподнесение подарков и т.д.
Также есть речевой этикет, но как бы мы, ни определили это понятие, бесспорно одно: он сопровождает человека всю земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».
Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.
Правила речевого этикета и нормы его употребления
Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.
Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для разных стадий разговора. Например:
- Применение «ты» и «вы». На «ты» принято обращаться к членам семьи,
друзьям, близким родственникам и некоторым знакомым. К собеседнику, который младше вас по возрасту, также приемлемо такое обращение. «Вы» считается вежливым обращением к незнакомцу, человеку, который имеет более высокую должность, к старшему поколению. Нарушение границ между «ты» и «вы» принято считать фамильярным и грубым.
- Некрасивым и неуважительным при общении с человеком считается
зевание, проявление скуки, постоянное перебивание.
- При обращении к человеку важно учитывать пол, социальный статус, и
возраст собеседника. Фразы и слова, которые можно сказать другу, могут быть неприемлемы для незнакомого человека.
Существуют также различные ситуации, в которых необходимо применять в своей речи этикетную форму:
- Приветствие: В данном случае формулы этикета направлены на установление
контакта с собеседником. Самым часто употребляемым выступает слово «Здравствуйте». У данного слова имеется множество синонимов: от простого «Привет» при близких отношениях до стандартного вежливого «Доброго времени суток» и «Мое почтение». Употребление синонимов приветствия определяется множеством факторов – степенью знакомства, возрастом, сферой работы.
- Завершение контакта. Этот этап важен тем, что по нему собеседник составит о
вас окончательное впечатление. При прощании можно использовать стандартные фразы: «До встречи», «До свидания», «Всего доброго». При более продолжительном знакомстве можно употребить неформальное прощание в виде слова «Пока».
- Для выражения благодарности используется достаточно большое количество
речевых формул. Сюда можно отнести фразы «Спасибо», «Благодарю», «Весьма признателен» и прочее.
- Просьба – это вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что -либо, этикет предлагает следующие формулы:
- Сделайте одолжение…
- Если вас не затруднит…
- Могу ли я вас попросить…
- Убедительно прошу вас…
- При общении также важно учитывать такие факторы как: интонация, тембр - звуковая окраска голоса, темп-скорость произнесения речевых элементов речи, и ее интенсивность (громкость).
Речевой этикет делает нашу речь более красивой и образной. Но каждый случай
употребления того или иного слова должен быть обоснован.
- Завершение общения. Этот этап важен тем, что по нему собеседник составит о вас окончательное впечатление. При прощании можно использовать стандартные фразы: «До встречи», «До свидания», «Всего доброго». При более продолжительном знакомстве можно употребить неформальное прощание в виде слова «Пока».
Формулы речевого этикета учащихся МОУ СОШ №5
Соблюдается ли речевой этикет в общении подростков? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели опрос учащихся 8-11 классов. В анкете ребятам было предложено ответить на 5 вопросов:
1.Что такое речевой этикет?
2.Какими словами вы обычно приветствуете друга?
3.Какими словами вы обычно прощаетесь?
4.Какими словами вы обычно благодарите друга?
5.Напишите слова, которыми бы вы попросили у друга какую-нибудь вещь.
Результаты анкетирования среди 8-11 классов Муниципального общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы №5 оказались следующими. (См. Приложение)
О том, что такое речевой этикет имеют общее представление 50% опрошенных, 25% не знают что это такое и, наконец, хотели бы узнать о нем подробнее 26% опрошенных.
Многие (75%) в качестве приветствия назвали такие слова, как: привет, здорово, салам, хай. Большая часть этих форм не соответствует речевому этикету. Есть в речи учащихся и слова, относящиеся к лексики иноязычного происхождения (8%): хеллоу, бонжур, дороу, Whats up, или имеющие отношение к молодежному сленгу (9%): ку, приветик, до связи, приветствую. А вот такие слова, как: здравствуй, доброе утро, добрый день, которые имеют прямое отношение к речевым формулам, используются крайне редко (7 %).
56% опрошенных среди учащихся считают, что при прощании необходимо говорить: пока, до свидания, до встречи. до завтра, давай – что соответствует формулам речевого этикета. 19 % ребят также достаточно часто используют при прощании: прощай, бай, покеда, ариведерчи, бб, до побачення, досвидос, на созвоне, ave maria, deus vult, гг не будет, досвидули,- что говорит о большом влиянии на речь молодежи сети интернет.
54% опрошенных используют в целях благодарности слова: спасибо, благодарю. И это, с точки зрения речевого этикета, правильно. Но, к сожалению, немалая часть учащихся все же предпочитает использовать сленговые выражения: Thanks, Спс, Мерси, Благодарствую, Дякую 46 %.
Дай/можно, пожалуйста; одолжи мне – так многие ребята на словах выражают свои просьбы 52 %. Почти такое же количество (48 %) учащихся в такой ситуации используют фразы: дай по-братски; дай, плиз; соизволите дать.
На основе проведенного нами анкетирования мы делаем вывод, что тема проекта достаточно актуальна в наши дни, так как подростки, не зная правил речевого этикета, допускают ошибки в общении с окружающими. Ребятам необходимо совершенствовать свои речевые навыки и умения, так как проблема речевого этикета широкомасштабна. Это не только «засорение русского языка иностранными словами, сленгом и жаргоном, это потеря самобытности русского языка и самобытности нации».
Чтобы избежать в дальнейшем ошибок в употреблении форм речевого этикета,
для учеников начальной школы были созданы брошюры, в которых отобразились основные правила речевого этикета. Я считаю, что всем людям надо постигать правила речевого этикета с любовью и прилежанием, это научит нас жить в гармонии с окружающими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над темой «Употребление этикетных форм речи в общении», мы достигли поставленной перед собой цели: углубили представления о формах речевого этикета и об осознанном их использовании на практике. Для этого были решены следующие задачи: мы изучили литературу, объясняющую, зачем нам нужен речевой этикет; познакомились с правилами речевого этикета и нормами их употребления; провели анкетирование в 8-11 классах с целью определения частности употребления слов вежливости в речи подростков; подготовили памятку-брошюру с рекомендациями по употреблению слов речевого этикета в речи учащихся начальной школы.
Мы убедились, что речевой этикет делает нашу речь более красивой и образной. Но каждый случай употребления того или иного слова должен быть обоснован. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.
В процессе выполнения работы об особенностях употребления формул речевого этикета, мы пришли к выводу, что их в языке чрезвычайно много. Основными приметами их являются:
- Начало разговора.
- Основная его часть.
- Заключения.
Также, проведенное нами анкетирование среди учащихся 8-11 классов показало, что подростки, не зная правил речевого этикета, допускают ошибки в общении с окружающими, поэтому изучение формул речевого общения требует более глубокого изучения и активного применения на практике.
В перспективе мы хотим обратиться к исследованию невербальных способов общения, которые соответствуют формам речевого этикета. Это частично нашло отражение в брошюрах, составленных нами для учащихся 1-4 классов.
И в заключении, конечно, хочется добавить, что красивый русский язык не нужно забывать, и как можно чаще использовать его в нашей повседневной жизни.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- Ирина Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат, фирма «Человек, 1991г.
- А. Гольдникова. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Перевод с польского, Москва, Молодая гвардия, 1979 г.
- Энциклопедия для детей. Я познаю мир, Москва, 2000 г.
- Большой справочник школьника 5-11 классы. – М.: «Дрофа», 2002 г. – 255с
- « Русская речь » Е.И. Никитина
- « Русский язык » А.И.Власенков и Л.М. Рыбченкова
- Бабайцева В.В «Русский язык»1994 г.
- Воронцова В. «Симфония разума»1977г.
- Шанский Н.М. «Занимательный русский язык» 2000 г.
- Золотарёва И.В. «В помощь школьнику» 2005 г.
- «Речь и этикет» В.Е. Гольдин 1983 г.
- «Поговорим об этикете» В. Трофименко, А. Волгин 1991 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Результаты анкетирования среди 8-11 классов Муниципального общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы №5:
Приветствие
Привет – 53 человека
Здорово – 21 человек
Хай – 11 человек
Салам – 14 человек
Здравствуй – 7 человек
Ку – 6 человека
Хеллоу – 5 человек
Бонжур, Приветик – 3 человека
Дороу, Доброе утро, Добрый день, До связи – 2 человека
Whats up, Приветствую – 1 человек
Прощание:
Пока – 55 человек
До свидания, До встречи – 11 человек
До завтра, Давай – 8 человек
Прощай – 7 человек
Бай – 6 человек
Покеда – 5 человек
Ариведерчи, Бб – 4 человека
До побачення, Удачи – 2 человека
Досвидос, На созвоне, ave maria, deus vult, гг не будет, Досвидули – 1 человек
Благодарность:
Спасибо – 49 человек
Благодарю – 22 человека
Thanks - 11 человек
Спс – 8 человек
Мерси, Благодарствую – 7 человек
Спасибо большое – 6 человек
От души – 4 человека
Крайне благодарен, Дякую – 1 человек
Просьба:
Дай/можно, пожалуйста – 59 человек
Одолжи мне – 9 человек
Дай по-братски, Дай, плиз – 3 человека
Соизволите дать – 2 человека
Не против если я, Могу ли я взять, Будь другом – 1
Предварительный просмотр:
ПРИВЕТСТВИЕ: Здравствуйте! Добрый день! Очень рад! Моё почтение! ПРОЩАНИЕ: До свидания! Всего хорошего! До скорой встречи! БЛАГОДАРНОСТЬ: Спасибо большое! Благодарю! Спасибо зав внимание! Всегда рад! | ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ! 1.Придя в школу, здоровайся со всеми учителями и другими работниками школы, даже если ты их не знаешь. 2.Не опаздывай, приходи в класс за 10 минут до начала первого урока, чтобы успеть приготовиться к занятию. 3.Будь аккуратен, содержи все учебные принадлежности, а также свою форму в чистоте. 4. Береги школьное имущество (парты, стулья и т. д.). 5.Твое рабочее место в классе, а также твой шкафчик должны быть в порядке. 6.Будь примерным учеником, всегда выполняй домашнее задание. 7.Внимательно собирай портфель дома, чтобы не забыть ничего, что потребуется на уроках. | На уроке:
|
ПОЗДРАВЛЕНИЕ: Разрешите вас поздравить… Примите наши поздравления… От всей души поздравляю… СОВЕТ: Позвольте вам дать совет… Разрешите предложить вам… Вам лучше поступить… Я бы хотел предложить вам… Я посоветовал бы вам… КОМПЛИМЕНТ: Вы прекрасно выглядите! Вы так сообразительны! Вы прекрасный собеседник! Вы отличные друзья! | ЖЕЛАЕМ УСПЕХА! | О правилах речевого этикета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Употребление этикетных слов
Урок развития речи в 5 классе...
Инновационный проект "Язык и речь. Культура общения"
«Нравственность человека видна в его отношении к слову», - говорил Л.Н.Толстой. Каждый человек мечтает жить и находиться там, где царит высокая культура. Именно здесь человек чувствует себя уютн...
Внеурочное занятие по русскому языку в 9 классе в форме деловой игры на тему "Культура речи - культура общения"
Задачи данного занятия заключаются в том, чтобы совершенствовать речевую культуру учащихся, формировать у них представление о необходимости соблюдения норм русского литературного языка, воспитыва...
Текст. Различные сферы употребления устной публичной речи. Культура речи. Критерии культуры речи.
Лекция по разделу "Развитию речи"...
Педагогическая этика и этикетные особенности речи учителя
Дя каждого учителя очень важно уметь риторически выстроить свою речь в каждой ситуации учебного занятия. Так как только овладев этим навыком, педагог сможет организовать общение с учащимися так, что о...
Обобщение изученного в теме «Правописание наречий». Употребление наречий в речи. Стилистическая окраска наречий. Предупреждение ошибок, связанных с употреблением наречий.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Употребление этикетных слов"
Данный материал представляет собой конспект урока по русскому языку для учащихся 5 классов на тему "Этикет". Предполагается рассмотрение таких понятий, как речевой этикет, речевая ситу...