Проект. «Употребление этикетных форм речи в общении».
проект (9 класс)
Проект. «Употребление этикетных форм речи в общении».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upotreblenie_etiketnyh_form_rechi_v_obshchenii.docx | 48.84 КБ |
buklet.docx | 685.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
Тема проекта
«Употребление этикетных форм речи в общении»
Работа ученика 9 «Б» класса
Назаровой Светланы Сергеевны
Руководитель проекта
Грудинина Ю.В.
Работа допущена к защите «___»______________2020 г.
Подпись руководителя проекта ___________(Грудинина Ю.В.)
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение___________________________________________________3стр.
- Основная часть. Речевой этикет – что это такое?__________________5стр.
- Правила речевого этикета и нормы его употребления _____________7стр.
- Формулы речевого этикета учащихся МОУ СОШ №5_____________9 стр.
- Заключение _______________________________________________11 стр.
- Используемые источники информации ________________________12стр.
- Приложение ______________________________________________13 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению и употреблению этикетных форм речи в общении. К сожалению, в наше время (особенно в молодежной среде) наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебить друга в разговоре. Поэтому, я считаю, что данная тема на сегодняшний день достаточно актуальна, особенно среди подростков.
Мы можем многое узнать о человеке через его речь. Соблюдение речевого этикета в любой ситуации характеризует каждого из нас как цивилизованную и культурную личность. С помощью этикета незнакомые люди имеют возможность общаться на языке, понятном каждому и приходить к общей цели или решению. Но современная молодежь мало использует в своей речи этикетную форму, а если и старается употребить ее, то часто делает это с ошибками. Все это актуализирует проблему изучения форм речевого этикета, поэтому возникает необходимость напомнить подрастающему поколению о ряде правилах речевого этикета в различных речевых ситуациях.
Гипотеза: мы предполагаем, что умение уважительно общаться, то есть пользоваться речевым этикетом, позволяет каждому из нас комфортно себя чувствовать при общении с людьми. В противном случае мы рискуем прослыть невежами и грубиянами, не способными правильно войти в контакт. Владение нормами речевого этикета является показателем внутренней культуры учащихся. Из этого следует, что школьникам необходимо поближе познакомиться с понятием речевого этикета, узнать о его формах и значении в жизни.
Объектом исследования является устная речь учащихся 8-11 классов МОУ СОШ №5 г. Лыткарино.
Предметом исследования в речи обучающихся стали этикетные формы, проявляющиеся в процессе общения.
Цель нашей работы: углубить представления о формулах речевого этикета и об осознанном их использовании на практике.
Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач:
- изучить литературу, объясняющую, зачем нам нужен речевой этикет;
- познакомиться с правилами речевого этикета и нормами их употребления;
- провести анкетирование с целью определения частности употребления слов вежливости в речи подростков;
- подготовить памятку-брошюру с рекомендациями по употреблению слов речевого этикета в речи учащихся.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование.
Материалом для исследования послужили результаты анкетирования школьников.
Конечным продуктом данного исследования является создание памятки-буклета «О правилах речевого этикета».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Речевой этикет – что это такое?
Речевой этикет – это собрание правил и рекомендаций о грамотном речевом поведении, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в общении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, и манерах. По тому, как человек знает этикет, судят о нем самом, его воспитании, деловых качествах. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, создает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета и их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий.
Слово «этикет» пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Но образовалось оно на основе греческого ethos –«обычай», «характер».
Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь выдает нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте. Поэтому очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета. Так еще в древности в «Поучении» Владимира Мономаха мы читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Я считаю, что каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.
Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому- нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова - слова речевого этикета.
Различают этикет неречевой и речевой.
Неречевой этикет – это очень разнообразная система знаков: похлопывание по плечу, помахивание рукой (в знак приветствия или прощания), способы размещения людей в соответствии с правилами первенства (за столом, например), преподнесение подарков и т.д.
Также есть речевой этикет, но как бы мы, ни определили это понятие, бесспорно одно: он сопровождает человека всю земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».
Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.
Правила речевого этикета и нормы его употребления
Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.
Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для разных стадий разговора. Например:
- Применение «ты» и «вы». На «ты» принято обращаться к членам семьи,
друзьям, близким родственникам и некоторым знакомым. К собеседнику, который младше вас по возрасту, также приемлемо такое обращение. «Вы» считается вежливым обращением к незнакомцу, человеку, который имеет более высокую должность, к старшему поколению. Нарушение границ между «ты» и «вы» принято считать фамильярным и грубым.
- Некрасивым и неуважительным при общении с человеком считается
зевание, проявление скуки, постоянное перебивание.
- При обращении к человеку важно учитывать пол, социальный статус, и
возраст собеседника. Фразы и слова, которые можно сказать другу, могут быть неприемлемы для незнакомого человека.
Существуют также различные ситуации, в которых необходимо применять в своей речи этикетную форму:
- Приветствие: В данном случае формулы этикета направлены на установление
контакта с собеседником. Самым часто употребляемым выступает слово «Здравствуйте». У данного слова имеется множество синонимов: от простого «Привет» при близких отношениях до стандартного вежливого «Доброго времени суток» и «Мое почтение». Употребление синонимов приветствия определяется множеством факторов – степенью знакомства, возрастом, сферой работы.
- Завершение контакта. Этот этап важен тем, что по нему собеседник составит о
вас окончательное впечатление. При прощании можно использовать стандартные фразы: «До встречи», «До свидания», «Всего доброго». При более продолжительном знакомстве можно употребить неформальное прощание в виде слова «Пока».
- Для выражения благодарности используется достаточно большое количество
речевых формул. Сюда можно отнести фразы «Спасибо», «Благодарю», «Весьма признателен» и прочее.
- Просьба – это вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что -либо, этикет предлагает следующие формулы:
- Сделайте одолжение…
- Если вас не затруднит…
- Могу ли я вас попросить…
- Убедительно прошу вас…
- При общении также важно учитывать такие факторы как: интонация, тембр - звуковая окраска голоса, темп-скорость произнесения речевых элементов речи, и ее интенсивность (громкость).
Речевой этикет делает нашу речь более красивой и образной. Но каждый случай
употребления того или иного слова должен быть обоснован.
- Завершение общения. Этот этап важен тем, что по нему собеседник составит о вас окончательное впечатление. При прощании можно использовать стандартные фразы: «До встречи», «До свидания», «Всего доброго». При более продолжительном знакомстве можно употребить неформальное прощание в виде слова «Пока».
Формулы речевого этикета учащихся МОУ СОШ №5
Соблюдается ли речевой этикет в общении подростков? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели опрос учащихся 8-11 классов. В анкете ребятам было предложено ответить на 5 вопросов:
1.Что такое речевой этикет?
2.Какими словами вы обычно приветствуете друга?
3.Какими словами вы обычно прощаетесь?
4.Какими словами вы обычно благодарите друга?
5.Напишите слова, которыми бы вы попросили у друга какую-нибудь вещь.
Результаты анкетирования среди 8-11 классов Муниципального общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы №5 оказались следующими. (См. Приложение)
О том, что такое речевой этикет имеют общее представление 50% опрошенных, 25% не знают что это такое и, наконец, хотели бы узнать о нем подробнее 26% опрошенных.
Многие (75%) в качестве приветствия назвали такие слова, как: привет, здорово, салам, хай. Большая часть этих форм не соответствует речевому этикету. Есть в речи учащихся и слова, относящиеся к лексики иноязычного происхождения (8%): хеллоу, бонжур, дороу, Whats up, или имеющие отношение к молодежному сленгу (9%): ку, приветик, до связи, приветствую. А вот такие слова, как: здравствуй, доброе утро, добрый день, которые имеют прямое отношение к речевым формулам, используются крайне редко (7 %).
56% опрошенных среди учащихся считают, что при прощании необходимо говорить: пока, до свидания, до встречи. до завтра, давай – что соответствует формулам речевого этикета. 19 % ребят также достаточно часто используют при прощании: прощай, бай, покеда, ариведерчи, бб, до побачення, досвидос, на созвоне, ave maria, deus vult, гг не будет, досвидули,- что говорит о большом влиянии на речь молодежи сети интернет.
54% опрошенных используют в целях благодарности слова: спасибо, благодарю. И это, с точки зрения речевого этикета, правильно. Но, к сожалению, немалая часть учащихся все же предпочитает использовать сленговые выражения: Thanks, Спс, Мерси, Благодарствую, Дякую 46 %.
Дай/можно, пожалуйста; одолжи мне – так многие ребята на словах выражают свои просьбы 52 %. Почти такое же количество (48 %) учащихся в такой ситуации используют фразы: дай по-братски; дай, плиз; соизволите дать.
На основе проведенного нами анкетирования мы делаем вывод, что тема проекта достаточно актуальна в наши дни, так как подростки, не зная правил речевого этикета, допускают ошибки в общении с окружающими. Ребятам необходимо совершенствовать свои речевые навыки и умения, так как проблема речевого этикета широкомасштабна. Это не только «засорение русского языка иностранными словами, сленгом и жаргоном, это потеря самобытности русского языка и самобытности нации».
Чтобы избежать в дальнейшем ошибок в употреблении форм речевого этикета,
для учеников начальной школы были созданы брошюры, в которых отобразились основные правила речевого этикета. Я считаю, что всем людям надо постигать правила речевого этикета с любовью и прилежанием, это научит нас жить в гармонии с окружающими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над темой «Употребление этикетных форм речи в общении», мы достигли поставленной перед собой цели: углубили представления о формах речевого этикета и об осознанном их использовании на практике. Для этого были решены следующие задачи: мы изучили литературу, объясняющую, зачем нам нужен речевой этикет; познакомились с правилами речевого этикета и нормами их употребления; провели анкетирование в 8-11 классах с целью определения частности употребления слов вежливости в речи подростков; подготовили памятку-брошюру с рекомендациями по употреблению слов речевого этикета в речи учащихся начальной школы.
Мы убедились, что речевой этикет делает нашу речь более красивой и образной. Но каждый случай употребления того или иного слова должен быть обоснован. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.
В процессе выполнения работы об особенностях употребления формул речевого этикета, мы пришли к выводу, что их в языке чрезвычайно много. Основными приметами их являются:
- Начало разговора.
- Основная его часть.
- Заключения.
Также, проведенное нами анкетирование среди учащихся 8-11 классов показало, что подростки, не зная правил речевого этикета, допускают ошибки в общении с окружающими, поэтому изучение формул речевого общения требует более глубокого изучения и активного применения на практике.
В перспективе мы хотим обратиться к исследованию невербальных способов общения, которые соответствуют формам речевого этикета. Это частично нашло отражение в брошюрах, составленных нами для учащихся 1-4 классов.
И в заключении, конечно, хочется добавить, что красивый русский язык не нужно забывать, и как можно чаще использовать его в нашей повседневной жизни.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- Ирина Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат, фирма «Человек, 1991г.
- А. Гольдникова. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Перевод с польского, Москва, Молодая гвардия, 1979 г.
- Энциклопедия для детей. Я познаю мир, Москва, 2000 г.
- Большой справочник школьника 5-11 классы. – М.: «Дрофа», 2002 г. – 255с
- « Русская речь » Е.И. Никитина
- « Русский язык » А.И.Власенков и Л.М. Рыбченкова
- Бабайцева В.В «Русский язык»1994 г.
- Воронцова В. «Симфония разума»1977г.
- Шанский Н.М. «Занимательный русский язык» 2000 г.
- Золотарёва И.В. «В помощь школьнику» 2005 г.
- «Речь и этикет» В.Е. Гольдин 1983 г.
- «Поговорим об этикете» В. Трофименко, А. Волгин 1991 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Результаты анкетирования среди 8-11 классов Муниципального общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы №5:
Приветствие
Привет – 53 человека
Здорово – 21 человек
Хай – 11 человек
Салам – 14 человек
Здравствуй – 7 человек
Ку – 6 человека
Хеллоу – 5 человек
Бонжур, Приветик – 3 человека
Дороу, Доброе утро, Добрый день, До связи – 2 человека
Whats up, Приветствую – 1 человек
Прощание:
Пока – 55 человек
До свидания, До встречи – 11 человек
До завтра, Давай – 8 человек
Прощай – 7 человек
Бай – 6 человек
Покеда – 5 человек
Ариведерчи, Бб – 4 человека
До побачення, Удачи – 2 человека
Досвидос, На созвоне, ave maria, deus vult, гг не будет, Досвидули – 1 человек
Благодарность:
Спасибо – 49 человек
Благодарю – 22 человека
Thanks - 11 человек
Спс – 8 человек
Мерси, Благодарствую – 7 человек
Спасибо большое – 6 человек
От души – 4 человека
Крайне благодарен, Дякую – 1 человек
Просьба:
Дай/можно, пожалуйста – 59 человек
Одолжи мне – 9 человек
Дай по-братски, Дай, плиз – 3 человека
Соизволите дать – 2 человека
Не против если я, Могу ли я взять, Будь другом – 1
Предварительный просмотр:
ПРИВЕТСТВИЕ: Здравствуйте! Добрый день! Очень рад! Моё почтение! ПРОЩАНИЕ: До свидания! Всего хорошего! До скорой встречи! БЛАГОДАРНОСТЬ: Спасибо большое! Благодарю! Спасибо зав внимание! Всегда рад! | ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ! 1.Придя в школу, здоровайся со всеми учителями и другими работниками школы, даже если ты их не знаешь. 2.Не опаздывай, приходи в класс за 10 минут до начала первого урока, чтобы успеть приготовиться к занятию. 3.Будь аккуратен, содержи все учебные принадлежности, а также свою форму в чистоте. 4. Береги школьное имущество (парты, стулья и т. д.). 5.Твое рабочее место в классе, а также твой шкафчик должны быть в порядке. 6.Будь примерным учеником, всегда выполняй домашнее задание. 7.Внимательно собирай портфель дома, чтобы не забыть ничего, что потребуется на уроках. | На уроке:
|
ПОЗДРАВЛЕНИЕ: Разрешите вас поздравить… Примите наши поздравления… От всей души поздравляю… СОВЕТ: Позвольте вам дать совет… Разрешите предложить вам… Вам лучше поступить… Я бы хотел предложить вам… Я посоветовал бы вам… КОМПЛИМЕНТ: Вы прекрасно выглядите! Вы так сообразительны! Вы прекрасный собеседник! Вы отличные друзья! | ЖЕЛАЕМ УСПЕХА! | О правилах речевого этикета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Употребление этикетных слов
Урок развития речи в 5 классе...
Употребление одних форм наклонений глагола в значении других
Представлено 10 предложений из художественной литературы, в которых одни наклонения употребляются в значении других....
Инновационный проект "Язык и речь. Культура общения"
«Нравственность человека видна в его отношении к слову», - говорил Л.Н.Толстой. Каждый человек мечтает жить и находиться там, где царит высокая культура. Именно здесь человек чувствует себя уютн...
Текст. Различные сферы употребления устной публичной речи. Культура речи. Критерии культуры речи.
Лекция по разделу "Развитию речи"...
Педагогическая этика и этикетные особенности речи учителя
Дя каждого учителя очень важно уметь риторически выстроить свою речь в каждой ситуации учебного занятия. Так как только овладев этим навыком, педагог сможет организовать общение с учащимися так, что о...
Обобщение изученного в теме «Правописание наречий». Употребление наречий в речи. Стилистическая окраска наречий. Предупреждение ошибок, связанных с употреблением наречий.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Употребление этикетных слов"
Данный материал представляет собой конспект урока по русскому языку для учащихся 5 классов на тему "Этикет". Предполагается рассмотрение таких понятий, как речевой этикет, речевая ситу...