Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в системе ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для выполнения заданий части С
Задания части С должны отразить коммуникативные знания учащихся. Работе над заданиями части С необходимо уделять самое серьезное внимание, используя для упражнений время не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы, когда это целесообразно.
Современный человек должен уметь работать со все возрастающим количеством самой разнообразной устной и письменной информации, грамотно выражать собственные мысли и адекватно воспринимать чужую речь.
Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11 классе последнее задание теста, небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, предназначено как для проверки подготовленности выпускников по русскому языку, так и общей их культуры.
Подготовкой к заданию части С необходимо заниматься параллельно с подготовкой к частям А и Б. Задание части С можно и нужно давать в качестве домашней работы.
Следует обратить внимание на то, что задание С с 2007 года значительно изменилось, формулировка его на сегодняшний день такова:
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста(избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт(учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Часть С предполагает наличие связного анализа исходного текста по определенной схеме.
Баллы начисляются в зависимости от того, соблюдены или нет формальные требования: сформулирована ли проблема исходного текста, прокомментирована ли, понята ли позиция автора, выражено ли свое отношение к проблеме, приведены ли аргументы.
Рецензия – критический отзыв о каком-либо произведении, о его особенностях, достоинствах и недостатках. Какова его тема, насколько она актуальна, важна; какую проблему и насколько интересно ставит автор произведения, глубоко ли видит ее суть; достоверны ли созданные им образы; что можно сказать о позиции автора, его мыслях, убедительны ли они; каковы эстетические особенности произведения – таков в целом перечень проблем, которые должны найти отражение в рецензии.
Текст должен иметь строгую композицию
1 Определение проблемы
Это краткое и точное изложение сути сложного или спорного вопроса, поднимаемого в тексте.
Чтобы определить проблему, поднятую в тексте, прежде всего нужно понять, о чем этот текст, какова его тема. Обычно проблема подсказана темой, «вытекает» из нее, но далеко не всегда четко формулируется самим автором. Нужно учитывать, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, необходимо выбрать для комментария только одну и с ней работать. Поначалу полезно устное обсуждение проблематики, выявление и формулирование проблем, затем – переход к письменному оформлению работы.
Проблема может быть сформулирована как в виде повествовательного предложения, так и в виде вопросительного предложения.
Речевые клише:
- В этом тексте поднимается проблема….
- В этом тексте затрагивается проблема…
- На первый план выдвигается проблема…
- Нет сомнения в том, что главные усилия автора направлены…
- В современном мире проблема…представляет особую актуальность…
- Автор ставит(освещает, рассматривает) проблему…
- Автор касается следующих вопросов…
- Чрезвычайно актуальна в последние годы проблема…
Проблема: важная, актуальная, серьезная, спорная, животрепещущая.
Характер проблемы: философская, нравственная, психологическая, общественно-политическая, социальная, экологическая.
1)Обучение тому, как правильно сформулировать проблему исходного текста, начинаем с задания:
Соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах. Обратите внимание на то, что к одной теме может относиться несколько проблем. Это задание помогает учащимся разобраться в понятиях «тема» и «проблема».
Темы Проблемы
1 Война 1 Проблема нравственного воспитания
2 Музей 2 Проблема отношения человека к природе
3 Природа 3 Проблема патриотизма
4 Роль книги 4 Проблема сохранения человеческого достоинства
5 Честь и достоинство 5 Проблема экологии языка
6 Человек, любящий свою Родину 6 Экологическая проблема
7 Спор, дискуссия 7 Проблема общения
8 Язык 8 Проблема исторической памяти
9 Проблема сохранения духовного наследия
10 Проблема бережного отношения к языку
11 Проблема мужества
12 Проблема сохранения чести и достоинства
13 Проблема этики, хороших манер
( образец выполнения в форме таблицы прилагается)
2) Задание такое: найди верно сформулированную основную проблему прочитанного текста в следующем перечне.
3) Проблема текста может быть сформулирована как в виде повествовательного предложения, так и в виде вопроса. Например:
Проблема истинного патриотизма Что такое истинный патриотизм?
Проблема взаимоотношения Чем является природа для человека?
человека и природы
Проблема чего? (родительный падеж): добра и зла, экологии, воспитания, взаимоотношений с родителями, сверстниками и т.д.
4) В тексте может быть не одна проблема, но нужно сформулировать только одну и работать по ней. Помочь сформулировать вопрос поможет задание А-29.
2 Комментарий к проблеме
Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть работы, которая демонстрирует умения экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста. Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно ученик понял проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Что не должно быть в комментарии:
1 Пересказа текста
2 Комментариев о действиях героев текста
3 Рассуждений по поводу всех проблем текста
Речевые клише: считает, доказывает, приводит пример, утверждает, характеризует, подчеркивает, объясняет, аргументирует, приходит к следующему, обращает внимание
Учитель объясняет учащимся, что они должны уметь отличать комментарий от пересказа, а для этого нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, говорим об авторской позиции.
Начиная комментировать проблему, можно указать:
- насколько она злободневна;
- что ее делает злободневной;
- традиционна ли эта проблема или нова;
- если традиционна, то какие точки зрения есть по ее поводу;
- если нова, то что стало причиной ее появления;
- как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме;
- разные точки зрения на проблему
Комментарий должен содержать рассуждение, пояснительные замечания, толкование проблемы.
Авторская позиция
Это авторское отношение к той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста.
Речевые клише:
- Авторскую позицию нельзя не увидеть в …
- Автор всерьез обеспокоен…
- Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что…
- Автор убежден….
- Автор заставляет задуматься…
- Автор считает, что…
- По мнению автора…
Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. По значимости разграничивается основная и дополнительная информация. По способу выражения информация может быть прямой и скрытой (подтекстовой). Прямая информация представляет собой сведения, мысли, суждения и оценки, которые прямо и явно выражаются автором текста. Скрытая (подтекстовая) информация содержится в подтексте и должна быть выведена читателем самостоятельно. В текстах официально-делового, научного и публицистического стилей идея текста и позиция автора, как правило, выражаются прямо. В текстах художественного и художественно-публицистического стилей соответствующие содержательные категории, как правило, выражаются косвенно, т.е. в подтексте.
Позиция автора должна четко соотноситься с формулировкой данной проблемы.
Сравните формулировки позиции автора по разным проблемам одного текста:
Проблема уважения старших (частная проблема) – автор считает, что уважение старших – обязательное качество воспитанного и культурного человека.
Проблема взаимоотношения людей (общая проблема) – автор убежден, что характер взаимоотношений между людьми определяется прежде всего их морально-нравственными качествами. Грубость в обращении, по мнению автора, свидетельствует о «черствости и черноте души» человека.
Выражаем свое отношение к проблеме.
Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос. Даже соглашаясь с автором, сформулируйте еще раз свою позицию иными фразами.
Аргументы
Аргумент – это довод, доказательство какого-либо положения или утверждения. Аргументы могут быть сжатыми, представляя собой отдельные предложения, и развернутыми, состоящими из нескольких или даже многих предложений.
Аргументов должно быть два:
- аргументы, основанные на жизненном опыте, предполагают обращение автора сочинения к фактам из реальной жизни (в том числе собственной), можно использовать интересные факты общественной жизни, истории, политики, искусства, биографии известных людей.
- аргументы, основанные на читательском опыте, предполагают использование сведений, почерпнутых из художественной литературы.
Составные части аргумента: тезис, доказательство, вывод
Речевые клише:
- Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых…Во-вторых…В-третьих
- В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства…
- Доказательством этой мысли может служить тот факт…
Свою точку зрения нужно излагать не только аргументировано, но и этически корректно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Проектная работа «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Зачем нужны вводные слова?» (в рамках подготовки ГИА).
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Зачем нужны вводные слова?...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»
Разработка открытого урока по русскому языку в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию сочинения-рассуждени...
Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)»
Открытый урок развития речи в 9 классе по теме: "Что такое человечность"...
Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)
Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...