Повторение по теме "Наречие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
После изучения темы "Наречие" идут уроки повторения, на которых закрепляются знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках. Цель таких уроков:
1) повторить и систематизировать знания по наречию;
2) работать над развитием речи и учиться правильно употреблять наречие в собственных высказываниях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_narechie.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Историческая справка
(сообщение ученика)
Наречие – старое слово. Оно уже было в словаре древнерусского языка Срезневского, где отмечено его значение как части речи.
В составе этого слова можно выделить корень реч-. Слово же «речь» в древнерусском языке имело гораздо больше значений, чем в современном русском языке (слово, язык, наречие, решение, вопрос, спор, способ, вещь, глагол и др.).
Итак, речью назывался и глагол. Это значение и заключено в корне -реч- , входящем в слово «наречие». Но причем же здесь глагол?
Связь между наречием и глаголом проявляется в том, что наречия поясняют глаголы. Отсюда становится понятным, почему древние римляне назвали эту часть речи adverbium. Слово verbum значит «глагол», а приставка - ad - - -при- , т.е. буквальный перевод слова adverbium звучал как бы «приглаголие».
И термин «наречие», если его перевести на современный лад, будет соответствовать слову «наглаголие». Следовательно, древние ученые главное содержание наречия видели в том, что оно должно «накладываться» на глагол. Так оно и есть.
Имя существительное определяется прилагательным, которое сообщает ему четкость, выразительность, экспрессивность. Функцию прилагательного при глаголе выполняет наречие, которое живописует глагол. Например:
красивое письмо – красиво пишет.
Наречие может пояснять и прилагательное, обозначая при этом степень качества: чрезвычайно интересная книга.
7 кл., 2006-2007 уч.г.
ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЕ» .
У нас сегодня урок – повторение. Перед нами стоят сложные задачи: 1)повторить и систематизировать знания по наречию; 2) работать над развитием речи и учиться правильно употреблять наречие в собственных высказываниях.
- Дать определение наречию как части речи.
1. Словарно-орфографическая разминка.
Задание: ученик и класс выполняют буквенный диктант, записывая только суффиксы наречий; второй ученик вставляет в записанные на доске наречия суффиксы.
1. скоро 2. издавна 3. заново 4. досуха 5. дотемна 6. справа 7. запросто
8. задолго 9. изредка 10. досыта.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
о а о а а а о о а а
- С какой орфограммой связано написание данных наречий?
2. Выборочно – распределительное письмо.
С начала сентября воздух (по)немногу начинает холодеть. Утром вы замечаете, что трава (чуть)чуть побелела. (По)осеннему мелкие дожди совсем не похожи на летние: они идут беспреста(н,нн)о. Деревья начина.т (кое)где желтеть. Лужи сплош… засыпаны опавшими листьями. Свеж… и сладко пахнет прелой травой. А в полях озимые (не)удержимо тянутся к солнцу.
Задание: 1) прочитайте текст выразительно и докажите, что перед нами
текст; 2) определите стиль текста; 3) выпишите из текста словосочетания «глагол + наречие с пропущенной орфограммой», но не любое, а по заданию своего варианта.
1 в. – Ь-знак на конце наречий;
2 в. - Н-НН в суффиксах наречий;
3 в. – О-Е после шипящих на конце наречий;
4 в. – дефис в наречиях;
5 в. – Не- с наречиями;
6 в. – правописание приставок с наречиями.
( 4 ученика получают индивидуальные карточки. Карточка № 1.
Задание : 1. Закончи предложение.
А) На конце наречий после шипящих пишется –о… ;
Б) В наречиях на –о(е) пишется столько же –н, … .
2. Образуй наречия и обозначь графически данные орфограммы.
Блестящий - …, певучий - … , горячий - … , увере(н,нн)ый - … , нечая(н,нн)ый - … , отчая(н,нн)ый - … , испуга(н,нн)ый - … , беше(н,нн)ый - … , взбеше(н,нн)ый - … , ветре(н,нн)ый - … , безветре(н,нн)ый - … .
3. Работа с предложением.
Лось ( ) постоял на поляне, отдохнул и, собрав остатки сил, ( )
побрел в лес.
Задание: Запишите предложение, заполнив пропуски подходящими по смыслу наречиями (нервно, немного, низко, тяжело) ; расставьте недостающие знаки препинания; выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор наречия.
-Как изменяется смысл предложения, когда в нем появляется наречие?
(наречие придает действию меткость, точность, выразительность, характеризует действие, полнее его раскрывает).
- Каким еще членом предложения может быть наречие?
(определением: Он живет в доме напротив;
подлежащим: Наше завтра прекрасно).
4. Различай части речи (тест).
1. В каких предложениях выделенное слово – наречие?
А) Оратор говорил убежденно.
Б) Собрание удивлено.
В) Лица у всех сосредоточенны.
Г) Малыш рассеянно смотрел по сторонам.
Д) Солнце светит по-весеннему.
Е) По весеннему небу плывут облака.
2. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия.
А) Он слушал на уроке более внимательно.
Б) Ты сделал работу лучше всех.
В) Я стараюсь писать более красивее.
Г) Мой брат рисует хуже меня.
3. Совтавьте предложения так, чтобы в одном случае слово писалось слитно, в другом – раздельно.
Сначала - с начала (1 вариант).
Навстречу - на встречу (2 вариант).
(1 ученик – за компьютером, карточка № 2
Задание: Вставьте одно или два –н-, укажите части речи данных слов.
Прошептать сдавле…о – кольцо сдавле…о рукой, действовать безнаказа…о – преступление наказа…о, вести себя сдержа…о – победа одержа…а, его действия преднамере…ы – они намере…ы действовать, забытый незаслуже…о - обида незаслуже…а, сделка соверше…а – музыка соверше…а, слушать рассея…о – поле засея…о.
Итак, мы поработали с наречием как частью речи. Какова его роль в тексте? (Наречие дорисовывает действие, характеризует его; делает речь богаче и выразительнее). А вот как о красоте и силе слова говори поэт Н.Заболоцкий:
Откройся, мысль!
Стань музыкою, слово…
А теперь попробуем свои мысли выразить ярко, образно, эмоционально.
5. Творческая работа ( работа по группам).
1 группа: описать иллюстрацию, используя наречия.
2 группа: сочинение-миниатюра на одну из тем
1. Неожиданная встреча.
2. Узоры на стекле.
3. Первый снег.
3 группа : восстановить авторский текст, вставив на месте пропусков наречия.
Наш язык и скромен, и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово высоко произнеси -
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело» -
И увидишь зимнее село;
Если скажешь ароматно ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты красиво,
Пред тобою – сразу вся Россия!
Э.Куклина.
Заключение : страничка из истории наречия.
Оценки, домашнее задание: выписать из сказок М.Салтыкова – Щедрина 8-10 предложений с наречиями, указать их синтаксическую роль; заметка о сегодняшнем уроке.-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.
Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс" направлен не только на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...
Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"
Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...
Подготовка к ЕГЭ. Повторение художественно-изобразительных средств и стилистических фигур речи.Повторение пунктуации в СПП.
Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания №24 ЕГЭ по русскому языку; развитие ключевых компетенций...
Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»
Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...
Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различных исходных положений. Повторение техники нижней прямой и верхней прямой подач».
Данная методическая разработка предназначена для подготовки преподавателя по дисциплине «Физическая культура» по теме: «Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различн...
Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение верхней и нижней передачи в прыжке. Повторение прямого нападающего удара в прыжке"
Задачи урока: совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху и снизу, развивать быстроту, ловкость и прыгучесть, воспитать смелость, настойчивость, волю, трудолюбие и товарищескую взаимопомощь...
Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.
Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...