Урок русского языка "Првописание суффиксов -чик- -щик- в существительных
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

На данном уроке учащиеся знакомятся с условием выбора букв ч и щ в суффиксах существительных с использованием электронных образовательных ресурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  

Тема: Буквы ч и  щ  в суффиксах –  чик - ( -щик-)

Цель урока: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; расширение и систематизацию знаний о языке; освоение базовых понятий лингвистики.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. усвоить орфограмму «правописание суффиксов чик, щик в существительных»;
  2. сформировать навыки правописания суффиксов чик, щик в существительных;
  3. сформировать навык обозначения изученной орфограммы и условий её выбора;
  4. научить применять алгоритм изучаемого правила на основе незнакомого текста.
  1. Развивающие:
  1. развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать  учебное  сотрудничество с педагогами и сверстниками;
  2. развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений;  
  3. развивать связную речь учащихся (устную и письменную), память, внимание, творческое воображение;
  1. Воспитательные:
  1. сформировать  мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  2. воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе;
  3. воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе;
  4. формировать познавательный интерес к русскому языку.

 

Оборудование: 

                             1.карточки с индивидуальными заданиями

                             2.материалы «Единой коллекции ЦОРов»

                             3. ПК, оборудованный мультимедийным проектором и выходом в      

                                Интернет.            

                                               

 Ход урока

1 стадия урока – Вызов.

    Учитель приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.  

2 стадия урока – Осмысление изученного

Слово учителя.

 Сегодня мы продолжим изучение темы «Имя существительное», но сначала повторим предыдущий урок. Вспомним правописание не с существительными, используя таблицу.

 

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/75c57298-3361-40a7-aebc-07179f099c62/[IS-TA_05-11_02]_[IA_13-AT].sw 

А теперь, ребята, закрепим наши знания на практике, выполнив тест

     

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/460e7ea7-6cfa-4653-bc71-12c38b63fe7f/index_listing.html

3 стадия урока- Открытие нового знания.

         Слово учителя.

Давайте запишем в транскрипции два слова: возчик и банщик [ вощ'ик],[бан'щ'ик].

Вопрос к классу:  как произносятся эти слова?

Ученик:  в обоих случаях слышится одинаково [ щик], а пишется по – разному.

 Постановка проблемного вопроса урока: « После каких согласных у существительных  пишутся суффиксы – чик- и- щик»

Учитель: чтобы не путать в словах суффиксы – чик и – щик. прочитайте правило и рассуждение на стр.102 и составьте алгоритм написания данных  суффиксов (орф. 33)

Ученики читают параграф  и составляют алгоритм.

Ученик:  у меня получилась такая схема:

                   д – т-

                   з – с-] –чик      в остальных случаях – щик

                      ж -

    4 стадия урока -    Физкультминутка

5 стадия урока - Рефлексия

Учитель:  выполним упр243, комментируя написание суффиксов.

Учащиеся выполняют упр.

Учитель:  выборочный диктант.

Ученики записывают слова в 2 столбика слова:

                           -чик            -щик

                                                                                                                                                                                                                                    Переводчик, пильщик, носильщик, переплетчик, смазчик, летчик, точильщик, каменщик.

Учитель: сейчас, ребята, вы напишите текст. найдите слова на изученную тему, обозначьте  орфограмму.

                            Объяснительный диктант.

В старину над книгой работали переписчики, художники, переплетчики. В основу переплета клали доску. Ее обтягивали кожей, тканью, иногда парчой или бархатом. Особенно ценные книги украшались жемчугом, серебром, золотом.

.

     Ученики  пишут диктант, объясняя и обозначая суффиксы – чик и  - щик, попутно комментируя написание других орфограмм.

Учитель: отработаем еще раз навык правильного написания суффиксов на электронном тренажере

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ffa69795-2463-4adc-8151-da941edc97bd/index_listing.html 

6 стадия урока -  Подведение итога урока

Учитель: в начале урока прозвучал проблемный вопрос -

Когда в именах существительных пишутся  суффиксы – чик и – щик?

Ученики отвечают на вопрос учителя, приводят свои примеры.

7 стадия - Домашнее задание:  

        - выучить  теоретический материал параграфа

        - выполнить упр. 245, 246 на выбор

        - творческое задание: выписать  из хрестоматии по литературе 6 класса слова с суффиксами –чик , -щик и составить с ними 6 предложений.                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Урок русского языка в 5 классе. Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-).

Урок русского языка в 5 классе.  Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-).  Учебник под ред. А.Д.Шмелева.  ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка "Суффикс"

5 классТип и форма урока: Урок введения нового знанияТема и номер урока в теме: «Суффикс (общее понятие)» (1 урок)Базовый учебник: Русский язык 5 класс. Автор: Л. Д. РыбченковаЦе...

Урок русского языка "Суффикс", 5 класс

Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Суффикс". Урок построен по ТРКМЧП....

Урок русского языка для 5 класса ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ .МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. дистанционное обучение

Урок русского  языка для 5 класса ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ .МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. дистанционное обучение...

Урок русского языка по теме : " Правописание в существительных суффиксов - ЧИК//- ЩИК", 5 класс

Аннотация:    урок русского языка  построен в рамках системно-деятельностного подхода с учетом принципов здоровьесбережения. Индивидуальная, парная , коллективная формы работы позволяют...