Урок русского языка по теме : " Правописание в существительных суффиксов - ЧИК//- ЩИК", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Живалковская Светлана Сергеевна

Аннотация:    урок русского языка  построен в рамках системно-деятельностного подхода с учетом принципов здоровьесбережения. Индивидуальная, парная , коллективная формы работы позволяют организовать познавательную деятельность учащихся и осуществить контроль и оценку их знаний разными способами.

Актуальность: одной из актуальных проблем современной  школы является постоянный рост числа учащихся, испытывающих различного рода трудности в процессе обучения грамотности. Данная разработка урока поможет ребятам запомнить и применить на практике изученное правило, так как материал урока дан в простой и доступной форме с применением игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chik-shchik.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

             Методическая разработка урока русского языка в 5 классе.

                                                                            Живалковская Светлана Сергеевна,

                                                                      учитель русского языка и литературы

                                                                        первой квалификационной категории

                    МБОУ « СШ № 62 имени Героя Советского Союза В.Ф. Маргелова»

Тема урока: Правописание существительных с суффиксом –чик // -щик.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов ЧИК и ЩИК.

Задачи:

Образовательные: 

отработать умение правильно выбирать способ для верного  написания суффиксов ЧИК // ЩИК;

обратить внимание учащихся на функцию этих суффиксов;

устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв Ч и Щ в суффиксах

Развивающие:

развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

Воспитательные: Воспитывать интерес к словарному запасу русского языка.

Оборудование: учебник, карточки, мультимедийное сопровождение.

Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 2 / А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Л.О. Савчук, Е. Я. Шмелёва; под ред. А.Д. Шмелёва.-М.: Вентана- Граф, 2020.

Технологии: личностно - ориентированная технология, ИКТ, игровая, технология проблемного обучения

Планируемые результаты:

Предметные : 

-  изучить правило написания суффиксов чик – щик, уметь графически обозначать условия выбора суффикса, применять изученное правило на практике; научить определять значение суффиксов чик – щик;

-  уметь писать правильно слова с суффиксами на –чик – щик.

Метапредметные: 

- уметь определять и формулировать тему урока;

 -уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

 - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)

-  уметь оформлять свои мысли в устной форме;

 - слушать и понимать речь других;  

 - учиться работать в парах, группах, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД)

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

 Личностные : 

 - развивать  интерес к русскому языку;

 - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Аннотация:    урок русского языка  построен в рамках системно-деятельностного подхода с учетом принципов здоровьесбережения. Индивидуальная, парная , коллективная формы работы позволяют организовать познавательную деятельность учащихся и осуществить контроль и оценку их знаний разными способами.

Актуальность: одной из актуальных проблем современной  школы является постоянный рост числа учащихся, испытывающих различного рода трудности в процессе обучения грамотности. Данная разработка урока поможет ребятам запомнить и применить на практике изученное правило, так как материал урока дан в простой и доступной форме с применением игровых технологий.

Ход урока.

 Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с удивительным миром суффиксов, но сначала обратимся к предыдущему уроку и повторим  правописание гласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных.

Учащиеся записывают под диктовку словосочетания с последующим комментированием орфограмм. Один ученик пишет у доски. Словосочетания приводятся ниже:

Ловкий медвежонок, кормить птенцов, порос камышом, отправился за добычей, грозовой тучей, маленький мышонок, голодный волчонок, небольшая книжечка, хорошего  товарища, большого выдум…ика.

Учащиеся делают выводы, что в суффиксах и окончаниях существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О , без ударения  пишется Е.

I. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Ребята, мы вспомнили правописание гласных О и Е после шипящих и Ц. Подумайте, какая еще морфема, кроме приставки, помогает образовывать новые слова? Конечно, суффикс. Он не только помогает образовать новые слова, но и может обладать определённым значением. Посмотрите на нашу запись в тетради. Нам встретилось слово :  ВЫДУМ…ИК. На слайде мы видим слово РЕЗ…ИК. Дайте лексическое толкование этим словам.

 Учитель: Ребята, какой суффикс можно выделить  в каждом из этих слов?  О каком суффиксе мы будем говорить?

 Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.

Учитель: Можно ли, ориентируясь только на произношение слова, точно определить, какую букву надо писать?

Учащиеся формулируют выводы.

Учитель: Какую орфографическую проблему мы обнаружили?

Учащиеся приходят к выводу, что произношение слов не соответствует их написанию.

Учитель: Над решением  какой  проблемы   будем работать?

Ученики делают вывод, как правильно написать суффиксы  - ЧИК и  - ЩИК в существительных.

II. Актуализация и первичное усвоение нового материала.

Приводятся следующие задания:

Для отработки правописания суффиксов –ЧИК, - ЩИК учитель приводит на доске следующие словосочетания:

 1) Человек, управляющий самолётом.

 2) Рабочий, обслуживающий кран.

 3) Рабочий, занимающийся приемом чего-либо.

 4) Человек, принимающий верхнюю одежду в гардеробе.

 5) Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике.

 6) Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание.

Учащиеся  делят страницу пополам на 2 колонки и записывают слова с суффиксами  - ЧИК и  - ЩИК. Учитель читает лексическое значение слова. Учащиеся записывают слова и сверяются с доской.

Осуществляется проверка  записи на слайде.

              ЧИК                                                                      ЩИК

            Лётчик                                                                Крановщик

            Разведчик                                                           Приёмщик

            Подписчик                                                          Гардеробщик

В результате учащиеся делают вывод, что у полученных слов есть общие суффиксы: -ЧИК, - ЩИК.

Учитель: что обозначают суффиксы ЧИК, ЩИК?

Учащиеся самостоятельно формулируют вывод, что суффиксы образуют существительные со значением лица, людей какой- либо профессии.

Учитель: ребята, как узнать, когда нужно писать ЧИК, а когда ЩИК? Заметили ли вы  определённую закономерность?

После предполагаемых ответов учеников учитель обобщает выводы и демонстрирует таблицу на слайде.

 ЧИК – после букв Д , Т, З , С , Ж

ЩИК – в остальных случаях

ПерепиСчик

камеНщик

Опознавательный признак - стечение согласных.

 Учитель возвращается к началу урока и предлагает учащимся объяснить написание слов РЕЗЧИК и ВЫДУМЩИК. 

III.  Закрепление изученного материала.

1. Проводится работа с учебником. Параграф 17 стр. 167. Повторное чтение правила.

2. Выполнение упражнения № 112.

3. Проведение упражнения в игровой форме «Подними руку».  Учащиеся поднимают правую руку, когда пишется суффикс -ЧИК, левую - ЩИК (устно с проговариванием и объяснением орфограммы).

Слова для игры:

Извозчик, перебежчик, барабанщик, пулеметчик, фонарщик, смазчик, рассказчик, летчик, застройщик, носильщик, арматурщик, балкончик

3. Работа со словарными словами. Объяснение толкования слова ФОНАРЩИК и АРМАТУРЩИК с использованием Толкового словаря  С.И. Ожегова:

Фонарщик –а,м. Рабочий, зажигавший фонари и наблюдавший за исправностью их.

Арматурщик – а,м. Строительный рабочий, специалист по сооружению арматуры ( железная основа железобетонных сооружений).

Учитель: Ребята, какое слово не подчинилось правилу? Почему? Какое ещё значение может иметь суффикс ЧИК? (уменьшительное)

Учитель делает вывод: надо различать суффиксы со значением лица   - ЧИК и  - ЩИК и уменьшительное значение суффикса   - ЧИК

IV. Контроль и коррекция знаний.

1. Учитель диктует ученикам слова с пропущенными буквами со слайда. Ученики записывают слова и обмениваются тетрадями. Осуществляется взаимопроверка и выставление оценок.  

Слова для проверки:

Комплектов…ик, мой…ик, перепис…ик, перебеж…ик, навод…ик, диван…ик, заказ…ик, колоколь…ик, компьютер…ик, портфель…ик, уголь…ик, лимон…ик.

Критерии:        

«5»- нет ошибок

«4»- 1-3 ошибки

«3»- 4- 6 ошибок

«2»- 7 и больше.

IV. Информация о домашнем задании.

Учитель предлагает выполнить ученикам дифференцированное задание (на выбор):

а) Изучение параграфа  17  и упражнение №114 стр. 168

б) Составление сказки о суффиксах ЧИК/ЩИК.

V. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель предлагает ученикам поразмышлять над следующими вопросами:

Над какой орфографической проблемой работали на уроке?

Как мы её решили?

Какое значение имеют суффиксы ЧИК и ЩИК?

Какую роль в языке играют суффиксы?

Учитель благодарит учеников за урок.

Список  использованной литературы:

Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 2 / А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Л.О. Савчук, Е. Я. Шмелёва; под ред. А.Д. Шмелёва.- М.: Вентана- Граф, 2020.

Толковый словарь русского языка:Ок.100.000слов, терминов и фраз. выражений/ С.И. Ожегов; Под ред проф. Л.И. Скворцова.-26 изд., испр. и доп.-М.: ООО « Издательство Оникс»: ООО « Издательство « Мир и образование», 2009.

Матер - класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВНы / Авт.-сост. Павликовская Н.И. – М.: Издательство « Глобус»,2009»

 

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....

Урок русского языка по теме «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-», 6 класс (УМК под ред. М.М.Разумовской)

Урок разработан с позиции деятельностного подхода. В конспекте представлены комментарии учителя к каждому этапу урока.Тип урока: урок "открытия" нового знания.Деятельностная цель: формирование у учащи...

Открытый урок русского языка , по теме склонение имён существительных множественного числа» 4 класс

Знакомство учащихся с именами существительными в форме множественного  числа, знакомство со склонением имён существительных во множественном числе....

Урок русского языка по теме "Правописание корней кас-кос" для 6 класса

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание корней кас-кос"...

Технологическая карта урока русского языка по теме" Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Методическая разработка урока русского языка по теме " Правописание приставок пре- и при-". УМК Т.А. Ладыженской 6 кл....