Урок русского языка по теме : " Правописание в существительных суффиксов - ЧИК//- ЩИК", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Аннотация: урок русского языка построен в рамках системно-деятельностного подхода с учетом принципов здоровьесбережения. Индивидуальная, парная , коллективная формы работы позволяют организовать познавательную деятельность учащихся и осуществить контроль и оценку их знаний разными способами.
Актуальность: одной из актуальных проблем современной школы является постоянный рост числа учащихся, испытывающих различного рода трудности в процессе обучения грамотности. Данная разработка урока поможет ребятам запомнить и применить на практике изученное правило, так как материал урока дан в простой и доступной форме с применением игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chik-shchik.docx | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе.
Живалковская Светлана Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ « СШ № 62 имени Героя Советского Союза В.Ф. Маргелова»
Тема урока: Правописание существительных с суффиксом –чик // -щик.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов ЧИК и ЩИК.
Задачи:
Образовательные:
отработать умение правильно выбирать способ для верного написания суффиксов ЧИК // ЩИК;
обратить внимание учащихся на функцию этих суффиксов;
устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв Ч и Щ в суффиксах
Развивающие:
развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
Воспитательные: Воспитывать интерес к словарному запасу русского языка.
Оборудование: учебник, карточки, мультимедийное сопровождение.
Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 2 / А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Л.О. Савчук, Е. Я. Шмелёва; под ред. А.Д. Шмелёва.-М.: Вентана- Граф, 2020.
Технологии: личностно - ориентированная технология, ИКТ, игровая, технология проблемного обучения
Планируемые результаты:
Предметные :
- изучить правило написания суффиксов чик – щик, уметь графически обозначать условия выбора суффикса, применять изученное правило на практике; научить определять значение суффиксов чик – щик;
- уметь писать правильно слова с суффиксами на –чик – щик.
Метапредметные:
- уметь определять и формулировать тему урока;
-уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в парах, группах, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД)
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Личностные :
- развивать интерес к русскому языку;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Аннотация: урок русского языка построен в рамках системно-деятельностного подхода с учетом принципов здоровьесбережения. Индивидуальная, парная , коллективная формы работы позволяют организовать познавательную деятельность учащихся и осуществить контроль и оценку их знаний разными способами.
Актуальность: одной из актуальных проблем современной школы является постоянный рост числа учащихся, испытывающих различного рода трудности в процессе обучения грамотности. Данная разработка урока поможет ребятам запомнить и применить на практике изученное правило, так как материал урока дан в простой и доступной форме с применением игровых технологий.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с удивительным миром суффиксов, но сначала обратимся к предыдущему уроку и повторим правописание гласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных.
Учащиеся записывают под диктовку словосочетания с последующим комментированием орфограмм. Один ученик пишет у доски. Словосочетания приводятся ниже:
Ловкий медвежонок, кормить птенцов, порос камышом, отправился за добычей, грозовой тучей, маленький мышонок, голодный волчонок, небольшая книжечка, хорошего товарища, большого выдум…ика.
Учащиеся делают выводы, что в суффиксах и окончаниях существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О , без ударения пишется Е.
I. Целеполагание и мотивация.
Учитель: Ребята, мы вспомнили правописание гласных О и Е после шипящих и Ц. Подумайте, какая еще морфема, кроме приставки, помогает образовывать новые слова? Конечно, суффикс. Он не только помогает образовать новые слова, но и может обладать определённым значением. Посмотрите на нашу запись в тетради. Нам встретилось слово : ВЫДУМ…ИК. На слайде мы видим слово РЕЗ…ИК. Дайте лексическое толкование этим словам.
Учитель: Ребята, какой суффикс можно выделить в каждом из этих слов? О каком суффиксе мы будем говорить?
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.
Учитель: Можно ли, ориентируясь только на произношение слова, точно определить, какую букву надо писать?
Учащиеся формулируют выводы.
Учитель: Какую орфографическую проблему мы обнаружили?
Учащиеся приходят к выводу, что произношение слов не соответствует их написанию.
Учитель: Над решением какой проблемы будем работать?
Ученики делают вывод, как правильно написать суффиксы - ЧИК и - ЩИК в существительных.
II. Актуализация и первичное усвоение нового материала.
Приводятся следующие задания:
Для отработки правописания суффиксов –ЧИК, - ЩИК учитель приводит на доске следующие словосочетания:
1) Человек, управляющий самолётом.
2) Рабочий, обслуживающий кран.
3) Рабочий, занимающийся приемом чего-либо.
4) Человек, принимающий верхнюю одежду в гардеробе.
5) Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике.
6) Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание.
Учащиеся делят страницу пополам на 2 колонки и записывают слова с суффиксами - ЧИК и - ЩИК. Учитель читает лексическое значение слова. Учащиеся записывают слова и сверяются с доской.
Осуществляется проверка записи на слайде.
ЧИК ЩИК
Лётчик Крановщик
Разведчик Приёмщик
Подписчик Гардеробщик
В результате учащиеся делают вывод, что у полученных слов есть общие суффиксы: -ЧИК, - ЩИК.
Учитель: что обозначают суффиксы ЧИК, ЩИК?
Учащиеся самостоятельно формулируют вывод, что суффиксы образуют существительные со значением лица, людей какой- либо профессии.
Учитель: ребята, как узнать, когда нужно писать ЧИК, а когда ЩИК? Заметили ли вы определённую закономерность?
После предполагаемых ответов учеников учитель обобщает выводы и демонстрирует таблицу на слайде.
ЧИК – после букв Д , Т, З , С , Ж | ЩИК – в остальных случаях |
ПерепиСчик | камеНщик |
Опознавательный признак - стечение согласных. |
Учитель возвращается к началу урока и предлагает учащимся объяснить написание слов РЕЗЧИК и ВЫДУМЩИК.
III. Закрепление изученного материала.
1. Проводится работа с учебником. Параграф 17 стр. 167. Повторное чтение правила.
2. Выполнение упражнения № 112.
3. Проведение упражнения в игровой форме «Подними руку». Учащиеся поднимают правую руку, когда пишется суффикс -ЧИК, левую - ЩИК (устно с проговариванием и объяснением орфограммы).
Слова для игры:
Извозчик, перебежчик, барабанщик, пулеметчик, фонарщик, смазчик, рассказчик, летчик, застройщик, носильщик, арматурщик, балкончик
3. Работа со словарными словами. Объяснение толкования слова ФОНАРЩИК и АРМАТУРЩИК с использованием Толкового словаря С.И. Ожегова:
Фонарщик –а,м. Рабочий, зажигавший фонари и наблюдавший за исправностью их.
Арматурщик – а,м. Строительный рабочий, специалист по сооружению арматуры ( железная основа железобетонных сооружений).
Учитель: Ребята, какое слово не подчинилось правилу? Почему? Какое ещё значение может иметь суффикс ЧИК? (уменьшительное)
Учитель делает вывод: надо различать суффиксы со значением лица - ЧИК и - ЩИК и уменьшительное значение суффикса - ЧИК
IV. Контроль и коррекция знаний.
1. Учитель диктует ученикам слова с пропущенными буквами со слайда. Ученики записывают слова и обмениваются тетрадями. Осуществляется взаимопроверка и выставление оценок.
Слова для проверки:
Комплектов…ик, мой…ик, перепис…ик, перебеж…ик, навод…ик, диван…ик, заказ…ик, колоколь…ик, компьютер…ик, портфель…ик, уголь…ик, лимон…ик.
Критерии:
«5»- нет ошибок
«4»- 1-3 ошибки
«3»- 4- 6 ошибок
«2»- 7 и больше.
IV. Информация о домашнем задании.
Учитель предлагает выполнить ученикам дифференцированное задание (на выбор):
а) Изучение параграфа 17 и упражнение №114 стр. 168
б) Составление сказки о суффиксах ЧИК/ЩИК.
V. Итоги урока. Рефлексия.
Учитель предлагает ученикам поразмышлять над следующими вопросами:
Над какой орфографической проблемой работали на уроке?
Как мы её решили?
Какое значение имеют суффиксы ЧИК и ЩИК?
Какую роль в языке играют суффиксы?
Учитель благодарит учеников за урок.
Список использованной литературы:
Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 2 / А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Л.О. Савчук, Е. Я. Шмелёва; под ред. А.Д. Шмелёва.- М.: Вентана- Граф, 2020.
Толковый словарь русского языка:Ок.100.000слов, терминов и фраз. выражений/ С.И. Ожегов; Под ред проф. Л.И. Скворцова.-26 изд., испр. и доп.-М.: ООО « Издательство Оникс»: ООО « Издательство « Мир и образование», 2009.
Матер - класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВНы / Авт.-сост. Павликовская Н.И. – М.: Издательство « Глобус»,2009»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс
Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....
Урок русского языка по теме:" Правописание приставок пре- и при-".6 класс.
По программе Рузумовской....
Урок русского языка по теме «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-», 6 класс (УМК под ред. М.М.Разумовской)
Урок разработан с позиции деятельностного подхода. В конспекте представлены комментарии учителя к каждому этапу урока.Тип урока: урок "открытия" нового знания.Деятельностная цель: формирование у учащи...
урок русского языка по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-", 6 класс, УМК под ред. Е.А. Быстровой.
Урок открытия новых знаний....
Открытый урок русского языка , по теме склонение имён существительных множественного числа» 4 класс
Знакомство учащихся с именами существительными в форме множественного числа, знакомство со склонением имён существительных во множественном числе....
Урок русского языка по теме "Правописание корней кас-кос" для 6 класса
Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание корней кас-кос"...
Технологическая карта урока русского языка по теме" Правописание приставок пре- и при-" 6 класс
Методическая разработка урока русского языка по теме " Правописание приставок пре- и при-". УМК Т.А. Ладыженской 6 кл....