Сценарий урока русского языка по теме «Лаборатория слова. Описание природы»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Сценарий урока русского языка по теме «Лаборатория слова. Описание природы» 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.doc | 32 КБ |
Приложение к сценарию урока | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Лаборатория слова. Описание природы»
1.Организационный момент.
Здравствуйте. Сегодня наш кабинет будет лабораторией. Я старший сотрудник, вы мои помощники в разных направлениях (теоретики, литературоведы , практики) .
- Чем же мы будем заниматься в нашей лаборатории?
(придумывать , совершенствовать свою речь, вспоминать ,учиться чему-нибудь).
- Да, мы будем работать не только со словом, а со всеми единицами языка. Назовите их.
2 этап урока
-Итак, начинаем. По загадке узнайте наш 1 объект.
Я белым одеялом всю землю укрываю, в лёд реки убираю, белю поля, дома, а зовут меня ...! Предлагаю сыграть в ассоциации. К нашему слову назвать поочерёдно по 3 существительных, имеющих отношение к зиме, и бросить снежок в направлении доски.
-А теперь подумайте, зачем нам нужно это « холодное » слово.
( за окном – зима; полюбоваться ею; описать зимнюю природу).
2. Посмотрите на великолепные творения, которые дарит нам каждая зима ( см слайды). Назовите это одним словом.
Что называется пейзажем?
-Какие чувства вызывают эти пейзажи? Зачем нам эта снежная галерея? Какую задачу мы должны выполнить на уроке?
Наш конечный результат – создание собственных зарисовок, в которых покажем красоту и величие зимней природы. Поэтому внимательность, организованность, сообразительность берём с собой!
3 этап. Работа в группах.
Чтобы получить объект второй,
Работать будем в группах.
Поделимся информацией нужной
И закончим фразу так.
Опишите зимнюю природу, используя …
1 группа
Теоретики
Что такое прилагательное?
Какова роль прилагательных?
Какой постоянный признак?
Что могут иметь качественные прилагательные? ( образуйте это от слов красивый, лёгкий)
К существительным подберите по возможности прилагательные- эпитеты разных разрядов.
Природа ( красивая, восхитительная
Лес ( загадочный, таинственный, великолепный, задумчивый)
Сказка ( зимняя, удивительная, прекрасная
Снежинки ( пушистые, лёгкие, серебристые,
Морозы ( январские, лютые, крепкие
Красота ( воздушная, мимолётная,
Следы ( заячьи, лисьи
2 группа
Литературоведы
Поэты о зиме.
Какие строки понравились? Почему?
Выписать средства выразительности. Какое преобладает? Почему?
Для чего поэты включают в свои произведения описание природы?
3 группа
Практики
1.Составить синквейн. ( зима!!). Образец
2.Продолжить предложения.
Я люблю это время года…
Я не люблю зиму…
1Зима.
2 Снежная, очаровательная.
3 Радоваться, восхищаться, любить.
4 Зима - волшебница!
5 Красота.
4 этап. Обмен информацией.
( досказать фразу и поместить на доску наши круги)
-У нас получается образ?
-Дорисуем остальные части.
Итак, мы получили 2 объект и нужную информацию.
5 этап
Физминутка.
6 этап.
Творческий эксперимент.
-Безусловно, зима вызывает восторг и радостные чувства не только у творческих людей, но и нас очаровывает своим волшебством, ведь от её прикосновения всё преображается, как будто ювелир растерял жемчуга, алмазы, бриллианты.
-Теперь всем вам нужно стать практиками и коллективно или индивидуально описать зимний лес , сад по личным наблюдениям (3 объект ) .
-Возьмём руководство к действию.
Композицию описания ( см слайд), советы от каждой группы, фантазию, индивидуальность.
7 этап.
(чтение работ)
-Какое описание было лучшим? Что не удалось другим?
Мы не волшебники, мы только учимся!!
8 этап.
Домашнее задание.
1.написать мини- сочинение на тему «Зима за моим окном», «Узоры на окне». 2.составить 7 словосочетаний на эти темы и определите разряд прилагательных.
9 этап.
Рефлексия.
Я научился…
Теперь я могу…
Мне было трудно…
Мне захотелось…
Своей работой…
Оцените свою работу на уроке количеством снежинок (1-3-5)
Предварительный просмотр:
1 группа
Теоретики
-Что такое прилагательное?
-Какова роль прилагательных?
-Какой постоянный признак имеет эта часть речи?
-Что отличает качественные прилагательные от других разрядов? (образуйте это от слов красивый, лёгкий)
-К существительным подберите по возможности прилагательные - эпитеты разных разрядов.
Природа
Лес
Сказка
Снежинки
Морозы
Красота
Следы
1 группа
Теоретики
-Что такое прилагательное?
-Какова роль прилагательных?
-Какой постоянный признак имеет эта часть речи?
-Что отличает качественные прилагательные от других разрядов? (образуйте это от слов красивый, лёгкий)
-К существительным подберите по возможности прилагательные - эпитеты разных разрядов.
Природа
Лес
Сказка
Снежинки
Морозы
Красота
Следы
2 группа
Литературоведы
Поэты о зиме.
Федор Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
31 декабря 1852
Н. Заболоцкий «Начало зимы»
Заковывая холодом природу,
Зима идет и руки тянет в воду.
Река дрожит и, чуя смертный час,
Уже открыть не может томных глаз,
И все ее беспомощное тело
Вдруг страшно вытянулось и оцепенело
И, еле двигая свинцовою волной,
Теперь лежит и бьется головой.
А.С.Пушкин
***
Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
***
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Татьяна Шатских
Ах ты, зимушка-зима,
Ты пришла с морозами,
Нам сугробы намела
Ледяными косами.
Пробежала босиком
По дорожкам весело,
Кружевами нам потом
Окна занавесила.
Т. Растяпина
Зима – королева холодных ветров,
Одержит победу однажды,
Расстелет повсюду свой снежный покров
И властвовать будет. Неважно,
Что ледяная ее красота,
Ведь в этом величье царицы.
-Какие строки понравились? Почему?
-Выписать средства выразительности. Какое преобладает? Почему?
Федор Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
31 декабря 1852
Н. Заболоцкий «Начало зимы»
Заковывая холодом природу,
Зима идет и руки тянет в воду.
Река дрожит и, чуя смертный час,
Уже открыть не может томных глаз,
И все ее беспомощное тело
Вдруг страшно вытянулось и оцепенело
И, еле двигая свинцовою волной,
Теперь лежит и бьется головой.
А.С.Пушкин
***
Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
***
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Татьяна Шатских
Ах ты, зимушка-зима,
Ты пришла с морозами,
Нам сугробы намела
Ледяными косами.
Пробежала босиком
По дорожкам весело,
Кружевами нам потом
Окна занавесила.
Т. Растяпина
Зима – королева холодных ветров,
Одержит победу однажды,
Расстелет повсюду свой снежный покров
И властвовать будет. Неважно,
Что ледяная ее красота,
Ведь в этом величье царицы.
-Какие строки понравились? Почему?
-Выписать средства выразительности. Какое преобладает? Почему?
3 группа
Практики
Составить синквейн( пятистишье)
1. Ключевое слово. Существительное. (Зима или природа. )
2. 2 прилагательных.
3. 3 глагола.
4. Предложение.
5. Вывод, одно слово. Существительное.
Продолжить предложения.
Я люблю это время года...
Я не люблю зиму...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.
В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....
Презентация к уроку русского языка на тему "Вводные слова"
Данная презентация поможет учителю доступно и интересно познакомить учеников 8 класса с новой темой, покажет особенности расстановки энаков препинания при вводных словах....
Конспект урока русского языка по теме "Этикетные слова"
К данному уроку собрано огромное количество дополнительного материала: используйте его по своему усмотрению, пусть он поможет вам реализовать свои идеи по данной теме....
Урок русского языка по теме Порядок слов в предолжении
Представлен конспект урока с презентацией...
План - конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение "Описание природы.Зима"
План – конспект урока содержит описание разных видов работ на уроке развития речи. В плане предложена грамматическая, стилистическая, орфографическая работа в рамках урока развития речи, а так же рабо...
Презентация к уроку русского языка на тему Зачем нужно охранять природу 6 класс
Презентация к уроку русского языка на тему Зачем нужно охранять природу 6 класс...
Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»
Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»...