Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Токарева Татьяна Анатольевна

Данный материал отражает опыт внедрения в практику работы учителя УМК нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_5_klass.docx78.87 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Рассказовского района

«Утверждаю»

Директор школы__________И. А. Бузанов

Приказ № 219 от «5» сентября  2011г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Платоновская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена на заседании экспертного

совета и рекомендована к утверждению

Протокол №1 от «5» сентября 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Русский язык»

для 5 «б» класса

на 2011-2012 учебный год

срок реализации: 1 год

составитель: учитель

 русского языка и литературы

Токарева Т. А.

                                                                   

с. Платоновка

2011 год

                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Цели обучения

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуника-тивных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

Программа по русскому языку создана на основе :

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»
  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и  примерных учебных планов  для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «об утверждении федеральных перечней учебников , рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию», издаваемый ежегодно
  5. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03. 04 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»
  6. Закон Тамбовской области от 29.12. 1999 г. № 93-З «Об образовании в Тамбовской Области»
  7. Закон Тамбовской области от04. 07. 2007 г. № 212-3 «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в Тамбовской области»

Сведения о программе.

   Рабочая программа создана на основе примерной программы  2005 года .

       

       Обоснование выбора программы.        

Примерная программа по русскому языку послужила основой для создания данной рабочей программы, так как она призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Структура примерных программ полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по русскому языку и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень тестов, контрольных диктантов, проверочных диктантов, изложений, сочинений.

 Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

             Задачи обучения школьников родному языку  определяется, прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни и каждого человека, являясь важнейшим средством познания окружающего мира, общения людей и взаимовлияния их друг на друга. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

              Конкретные задачи обучению русскому языку в 5 классе разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

Ученик должен:

- знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

- к концу пятого класса учащийся должен овладеть следующими умениями и навыками:

- разбивать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения синтаксически (с двумя главными членами). Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии: находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации: находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложения в соответствии с изученными правилами.

По связной речи: определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания

Место и роль учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся

Содержание курса русского языка представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческий способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция- овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально- культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Направленность курса на речевое и интеллектуальное развитие создает условие и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предлагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие учебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение работать с текстом, извлекать информацию из различных источников), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

                                                                           

Информация о количестве учебных часов

        Рабочая программа в 5 классе рассчитана на 204 часа и соответствует учебному плану МОУ Платоновской  СОШ, а также годовому календарному графику. В программе предусмотрены контрольные работы и диктанты в объеме 7 часов, изложения в объёме   8 часов, сочинения в объёме 12 часов.

               

         Формы организации учебного процесса.

         Рабочая программа позволяет организовать фронтальную работу обучающихся, при которой  они для достижения общей цели одновременно выполняют общее задание; групповую работу, которая заключается в выполнении учебной задачи определённой группой обучающихся; коллективную работу, основанную на общении в динамических парах и парах сменного состава.

Урок-лекция -  это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

Урок-семинар характеризуется, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности.

Урок-практикум помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть не только тесным образом связаны с изученным материалом, но и способствовать прочному, неформальному его усвоению.

Комбинированные (интегрированные) уроки, имеющие, как правило, не менее двух дидактических целей.

Обобщающие уроки, помогающие  систематизации понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

Урок проверки и коррекции знаний и умений – это урок проверки знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры.

Урок-зачет, основная цель которого состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения.

                             

         Технологии обучения.

        Рабочая программа предусматривает использование в процессе изучения курса традиционной классно – урочной технологии, которая является основной, а также информационной коммуникационной технологии обучения.

           Механизмы формирования ключевых компетенций.

Механизмы формирования ключевых компетенций заключаются в реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов.

       В ходе преподавания русского языка, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт в интеллектуальной и практической деятельности; овладении знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Учащиеся должны овладеть умениями, основанными на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры, делать выводы.

Виды и формы контроля:

Контрольные диктанты, проверочные диктанты, изложения, сочинения, тесты.

           Примерное количество слов для словарных диктантов в 5 классе:30-35 слов.

          Примерное количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: 80-100 слов, изложений: 110-140 , сочинений-100 слов.

         

                                   Информация об используемых учебниках.

       Для изучения курса «Русский язык» используется учебник С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык» для 5 класса.  

                                                 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

учебного курса «русский язык»

для 5 «б» класса

(204 ч)

  1. Ваш учебник. Лингвистика – наука о языке.
  2. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Морфемика. Лексикология.  Орфография. Морфология. Культура речи.
  3. Синтаксис. Пунктуация. Текстоведение.
  4. Словообразование.
  5. Лексикология и фразеология.
  6. Морфология.
  7. Повторение изученного в 5 классе.

Лингвистика – наука о языке (1 ч)

Требования к уровню подготовки  обучающихся:

Учащиеся должны знать: 

-какую роль играет язык в жизни человека, общества;

-чем отличается письменное общение от устного;

-единицы языка.

Учащиеся должны уметь:

-устно воспроизводить лингвистический текст;

-излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Морфемика. Лексикология.  Орфография. Морфология. Культура речи  (55 ч)

 Звуки и буквы. Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Буквы и, у, а после шипящих. Правописание непроверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.  Разделительные ъ и ь.. Раздельное написание предлогов с другими словами. Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Части речи. Глагол. –Тся и - ться в глаголах. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение.

Требования к уровню подготовки  обучающихся: 

Учащиеся должны знать: 

- самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.

-имя прилагательное: род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

-местоимения 1, 2, 3-го лица.

-глагол: лицо, время, число, род; правописание гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2-го лица. Правописание –тся и –ться .Не с глаголами.

Учащиеся должны уметь:

-выделять в слове морфемы, находить орфограммы-согласные и орфограммы-гласные

-правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих;

- находить в словах разделительные ъ и ь;

.разграничивать предлоги и приставки.

Перечень контрольных мероприятий:

Изложение. Контрольный диктант.

Синтаксис. Пунктуация.  Текстоведение  (44 ч) 

Словосочетание. Разбор словосочетания.  Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространенные и распространенные  предложения . Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Предложения с однородными членами Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Предложения с обращениями. Письмо. Синтаксический разбор просто предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. Прямая речь. Диалог.

Требования к уровню подготовки  обучающихся: 

 Учащиеся должны знать:

-словосочетание, предложение виды простых предложений;

-грамматическую основу предложений;

-главные и второстепенные члены предложения;

-нераспространенные и распространенные члены предложения;

-синтаксический разбор предложений;

-знаки препинания при прямой речи и диалоге.

Учащиеся должны уметь: 

-выделять словосочетание из предложения;

-находить грамматическую основу предложения;

-определять вид предложения;

-составлять схемы предложений;

-владеть терминами «сложносочиненное» и « сложноподчиненное» предложения;

-уметь ставит знаки препинания при прямой речи и диалоге

Перечень контрольных мероприятий:

Сжатое изложение, контрольный диктант,  письмо, сочинение по картине, сочинение.

Словообразование (19 ч)

Морфема- наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Окончание Основа слова. Корень слова. Суффикс. Приставка.. Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы о-а в корнях –лаг- -лож-. Буквы з-с на конце приставок. Буквы о-а в корнях –раст- -рос-. Буквы е-о после шипящих  в корне. Буквы и-ы после ц.

Требования к уровню подготовки  обучающихся: 

Учащиеся должны уметь:

- выделять  в слове морфемы;

-опознавать чередования гласных и согласных;

- опознавать слова с беглыми гласными;

-производить морфемный разбор (устный и письменный)

-находить и правильно писать слова с изученными орфограммами

Перечень контрольных мероприятий:

Выборочное изложение.. Контрольный диктант. Тестирование. Сочинение по картине.

Лексикология и фразеология (16 ч)

Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Исконно русские и заимствованные слова. Лексика ограниченного употребления. Устаревшие слова. Фразеология.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры однозначных и многозначных слов, исконно русских и заимствованных слов;

- подбирать синонимы, антонимы, омонимы к словам;

- объяснять значения фразеологизмов и подбирать к ним синонимы;

- пользоваться словарями: толковым, словарями синонимов, антонимов, омонимов и фразеологическим словарем.

Морфология (69 ч)

Имя существительное(24 ч)

Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Морфологический разбор имени существительного.  Род имен существительных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Множественное число имен существительных. Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Требования к уровню подготовки  обучающихся: 

Учащиеся должны уметь:

- распознавать слово как часть речи;

- рассказать об имени существительном  в форме научного описания;

-  распознавать одушевленные и неодушевленные существительные, собственные и нарицательные;

-определять склонение существительных;

- находить существительное с изучаемой орфограммой.

Перечень контрольных мероприятий:

Сочинение –рассуждение, сжатое изложение, устное описание картины, изложение, контрольный диктант.

Имя прилагательное (19 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.  Прилагательные полные и краткие. Морфологический разбор имени прилагательного

Требования к уровню подготовки  обучающихся: 

Учащиеся должны уметь:

- распознавать слово как часть речи;

- рассказать об имени прилагательном  в форме научного описания;

- обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное;

- правильно писать гласные в падежных окончаниях прилагательных;

- производить морфологический разбор имени прилагательного (устный и письменный);

- уметь определять синтаксическую роль имени прилагательного в предложении.

Глагол (26 ч) 

Глагол как часть речи. Не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Правописание тся- и ться- в глаголах. Виды глагола. Буквы е-и в корнях с чередованием. Время глагола.     Прошедшее время. Настоящее время. Будущее время.

Спряжение глаголов.  Морфологический разбор глагола. Мягкий знак после шипящих во 2 лице ед. ч. Употребление времен глагола.

Требования к уровню подготовки  обучающихся: 

Учащиеся должны уметь:

- распознавать слово как часть речи;

- рассказать об имени прилагательном  в форме научного описания;

- правильно писать глаголы с не;

- правильно писать  в неопределенной форме ь после ч;

- правильно произносить глаголы с –ться и –тся и правильно их писать;

- пользоваться приемом распознавания видов глаголов по вопросам;

- правильно писать слова с чередованием е-и;

- определять времена глаголов;

- определять спряжение глаголов;

- производить морфологический разбор глагола;

- употреблять глаголы в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами.

Перечень контрольных мероприятий:

 Контрольный диктант, сжатое изложение, рассказ, тесты.

 Повторение изученного в 5 классе (12 ч)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебного курса «Русский язык»

для 5 «б» класса

Тема, раздел

Количество часов

Контрольные работы

Развитие речи

1.

Ваш учебник. Лингвистика – наука о языке.

2

-

-

2.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Морфемика. Лексикология.  Орфография. Морфология. Культура речи.

54

7

9

3.

Синтаксис и пунктуация. Текстоведение.

48

4

7

4.

Словообразование.

17

1

5

5.

Лексикология и фразеология.

16

1

2

6.

Морфология.

56

4

2

7.

Повторение изученного в 5 классе.

11

1

-

Итого:

204

18

25

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

I. Основная учебная литература:

  1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 3-х ч. Учебник  для общеобразовательных учреждений/ С.И.Львова, В.В.Львов. - М.: Мнемозина, 2011г 

II. Дополнительная учебная литература:

  1. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 5 класс: пособие для учащихся/ Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2008. (Лингвистический тренажер)
  2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе.: Книга для учителя. – 3-е издание. – М.: Просвещение, 1999

  1. Васильевых В. Н. Уроки русского языка. 5 класс. Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010
  2. Прохватилина Л. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5 класс.: Книга для учителя. –  Под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2008

III. Перечень средств обучения и дидактических материалов:

  1. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 5 класс: пособие для учащихся/ С. И. Львова. – М.: Просвещение, 2007 (Лингвистический тренажер)
  2. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.  
  3. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 5 КЛАССА

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  1. роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  2. смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  3. основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  4. особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  5. признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  6. основные единицы языка, их признаки;
  7. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  1. различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  2. определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  4. объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

           аудирование и чтение

  1. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  2. читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  3. извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  1. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  2. создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  3. осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  4. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  5. свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  6. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  7. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  8. соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  9. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  2. развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  3. удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  4. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  5. использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Приложение к рабочей программе

курса «           русский язык           »

для 5 «б» класса  на 2011-2012 год

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Дата

проведения

урока

Корректи-ровка

Содержание учебного материала

кол-во часов

Виды, формы контроля

Лингвистика – наука о языке

2

-

1 

Знакомство с учебником. Богатство и выразительность русского языка

1

2

Лингвистика – наука о языке и речи

1

Введение в лингвистику (вводный курс)

102

16

Фонетика

6

2 (с)

3

Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки.

1

4

Фонетическая транскрипция.

1

5

Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте

1

6, 7 РР

Сочинение по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

2

сочинение

8

Слог. Ударение.

1

Орфоэпия

5

-

9

Орфоэпия как раздел лингвистики. Произношение гласных звуков.

1

10

Изменение звуков в речевом потоке Изменение качества гласного звука в безударной позиции.

1

11

Произношение согласных звуков.

1

12

Правильное произношение некоторых групп согласных.

1

13

Повторение и обобщение по разделам «Орфоэпия» и «Фонетика»

1

Графика

7

1 (д)

14

Графика как раздел лингвистики.

1

15

Алфавит и его использование.

1

16

Звуки и буквы.

1

17

Элементарные сведения из истории происхождения письменности и русского алфавита.

1

18

Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я.

1

19

Контрольная работа (диктант с языковым анализом).

1

диктант

20

Анализ контрольной работы.

1

Морфемика

5

-

21

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Словарь значения морфем: его предназначение, строение, содержание словарной статьи.

1

22

Корень, приставка, суффикс и окончание – морфемы, передающие информацию о слове.

1

23

Морфемы словообразующие и формообразующие. Морфемная модель как схема морфемного построения слов определенной части речи.

1

24

Чередование гласных и согласных в морфемах.

1

25

Варианты морфем. Исторические изменения в структуре слова. Этимологический словарь.

1

Лексикология

5

-

26

Лексикология как раздел лингвистики. Способы объяснения лексического значения. Толковый словарь, словари синонимов и антонимов: их назначение, структура, содержание словарных статей.

1

27

Слова нейтральные и стилистически окрашенные.

1

28

Тематические группы слов.

1

29

Слова, обозначающие родовые и видовые понятия.

1

30

РР

Подготовка к сочинению по картине А. А. Рылова «Полевая рябинка»

1

Орфография

16

1 (д)

31

Орфография как раздел лингвистики. Разделы русской орфографии

1

32

Орфограмма. Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных и согласных звуков.

1

33

Обнаружение орфограмм в корнях и окончаниях слов.

1

34

Правописание корней.

1

35

Группировка слов по видам орфограмм корня.

1

36

Подбор однокоренного проверочного слова на основе словообразовательного толкования слова.

1

37

Понятие об омофонах и особенностях их значения, произношения и написания.

1

38

Виды орфограмм в окончании.

1

39

Правописание окончаний.

1

40

Грамматический анализ слова как основа выбора правильного написания окончания имен существительных и глаголов.

1

41

Правописание окончаний имен существительных.

1

42

Правописание слов с ь и ъ Употребления Ь для обозначения мягкости согласных.

1

43

Написание Ь после шипящих Разделительные Ъ и Ь.

1

44

-Тся- и -ться в глаголах.

1

45

Слитные, дефисные и раздельные написания

1

46

Контрольный диктант по разделу «Орфография»

1

диктант

Морфология как раздел лингвистики

5

-

47

Морфология как раздел лингвистики. Самостоятельные и служебные части речи.

1

48

Выразительные возможности самостоятельных частей речи. Морфологические признаки существительных и прилагательных.

1

49

Морфологические признаки глагола. Наречие как часть речи. Служебные слова.

1

50-51

Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание.

2

Культура речи

5

1 (с/р)

52

Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка.

1

53-54-55

Употребление в речи этикетных слов. Понятие  о речевой ситуации.

3

56

Словари грамматических трудностей русского языка. Самостоятельная работа «Культура речи»

1

самостоят.

работа

Синтаксис

29

7(с+и+с/р+д+к/р)

57-58

Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание как единица синтаксиса.

2

59-60

РР

Сочинение по картине И. И. Фирсова «Юный живописец»

2

сочинение

61

Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения. Основные элементы интонации.

1

62-63

Главные и второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Способы выражения грамматической основы.

2

64

Второстепенные члены предложения и основные способы их выражения.

1

65

Роль определения в речи. Дополнение.

1

66

Обстоятельство.

1

67-68

РР

Сжатое изложение-миниатюра (упр. 386)

2

изложение

69-70

Виды предложений по цели высказывания. Основные интонационные конструкции.

2

71

Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).

1

72

Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые)

1

73-74

Виды предложений по количеству грамматических основ (простые и сложные) Самостоятельная  работа по теме «Словосочетание и простое предложение»   

2

самостоят. работа

75-76

Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами.

2

77-78

Простое осложнённое предложение. Предложения с обращениями.

2

79

Простое осложнённое предложение. Предложения с вводными словами.

1

80

Простое осложнённое предложение. Предложения со сравнительными оборотами.

1

81-82

Предложения с прямой речью. Диалог.

2

83

Диктант «Проверяю себя» по разделу «Синтаксис»

1

диктант

84

Повторение и обобщение по разделу «Синтаксис». Синтаксический разбор предложения.

1

85

Зачёт по разделу «Синтаксис».

1

контрольн работа

Пунктуация

7

1 (д)

86

Понятие о пунктуации. Зачем нужны знаки препинания.

1

87

Основные разделы пунктуации. Знаки препинания в конце предложения.

1

88

Знаки препинания внутри простого  предложения

1

89

Знаки препинания между частями сложного предложения

1

90

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

91

Контрольная работа № 3 (диктант с языковым анализом по разделам «Синтаксис» и «Пунктуация»)

1

диктант

92

Анализ контрольных работ

1

Текстоведение

12

3 (с+и)

93-94

Текстоведение как раздел лингвистики. Понятие о тексте. Основные признаки текста.

2

95

Типы речи. Повествование.

1

96

Типы речи. Описание.

1

97

РР

Подготовка к сочинению по картине В. Д. Поленова

«Московский дворик»

1

сочинение

98

Типы речи. Рассуждение. Способы развития основной мысли.

1

99

Типы речи. Обобщение.

1

100

План текста.

1

101-102

РР

Изложение теста с использованием разных типов речи (упр. 554)

2

изложение

103

Основные нормы построения текста.

1

104

Обобщение по разделу «Текстоведение». Редактирование текстов.

1

Основные разделы лингвистики

 (систематический курс)

100

16

Словообразование

17

6(с+и+т)

105

Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы образования слов в русском языке.

1

106

Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка

1

107

Правописание букв а-о в корнях с чередованием.

1

108

Буквы о-ё после шипящих в корнях слов.

1

109-110

РР

Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

 (упр. 598)

2

сочинение

111

Словообразование имён существительных

1

112

Словообразование имён прилагательных

1

113

Словообразование глаголов.

1

114-115

РР

Изложение «Символ России» (упр. 617)

2

изложение

116

Правописание приставок. Группы приставок в зависимости от написания.

1

117

Правописание неизменяемых на письме приставок. Право-писание приставок на з/с.

1

118-119

Образование слова и его морфемное строение. Словообразовательный словарь.

2

120

Контрольная работа по разделу

«Словообразование»

1

тест

121

РР

Подготовка к сочинению по картине Н. М. Ромадина «Вербы в половодье»

1

сочинение

Лексикология и фразеология

16

3 (с+к/р)

122

Лексикология как раздел лингвистики. Деление лексики русского языка на группы. Слова однозначные и многозначные.

1

123

Переносное значение слова.

1

124

Роль тропов в художествен-ном тексте. Лексический разбор.

1

125

Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами.

1

126

Синонимы. Антонимы.

1

127

Омонимы. Разные виды омонимов.              

1

128-129

РР

Сочинение по картине А. И. Куинджи «Берёзовая роща».

2

сочинение

130

Исконно русские и заимствованные слова.

1

131

Написание букв ы-и после ц

1

132

Лексика ограниченного употребления.

1

133

Деление лексики в зависи-мости от употребления в разные исторические эпохи.

1

134

Устаревшие слова.

1

135

Фразеология как раздел лингвистики.

1

136

Повторение и обобщение по разделу «Лексикология и фразеология»

1

137

Зачёт по разделу «Лексиколо-гия и фразеология»

1

контрольн работа

Морфология

56

6

138-139

Морфология как раздел лингвистики. Слово как часть речи.

2

Имя существительное

16

1 (д)

140

Общее значение имён существительных и их

употребление в речи.

1

141

Правописание суффиксов

-чик-, -щик-

1

142

Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-)

1

143

Постоянные морфологические признаки имени существи-тельного. Собственные и нарицательные имена

существительные.

1

144

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

145

Род имён существительных.

1

146

Склонение имён существительных.

1

147

Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

1

148

Непостоянные морфологические признаки имён существительных.

1

149

Безударные окончания  и  в именах существительных

1

150-151

Синтаксическая роль имён существительных. Имя существительное как член предложения.

2

152

Культура речи. Правильное употребление имён

существительных в речи: правильное произношение имён существительных, грамматические и лексические нормы употребления имён существительных.

1

153

Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

1

154

Диктант по теме «Имя существительное»

1

диктант

155

Анализ диктантов.

1

Имя прилагательное

13

1 (к/р)

156

Имя прилагательное как часть речи. Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи.

1

157-158

РР

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Алёнушка» (упр. 832)

2

159-160-161

Морфологические признаки имени прилагательного. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.

3

162

Непостоянные морфологи-ческие признаки имён прилагательных. Степени сравнения прилагательных.

1

163

Полные и краткие имена прилагательные.

1

164

Склонение имён прилагательных.

1

165

Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

1

166

Синтаксическая роль имени прилагательного. Имя прилагательное как член предложения.

1

167

Культура речи. Правильное употребление имён прила-гательных в речи (орфоэпии-ческие, грамматические и лексические нормы)

1

168

Зачёт по теме «Имя прилагательное»

1

контрольнработа

Глагол

25

4 (к/р+и+д)

169

Общее значение глагола и его употребление в речи.

1

170

Инфинитив.

1

171

Постоянные морфологические признаки глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

1

172

Переходные и непереходные глаголы.

1

173

Возвратные и невозвратные глаголы.

1

174

Правописание корней с чередующимися гласными е-и

1

175

Изменение глаголов по наклонениям.

1

176

Условное наклонение.

1

177

Повелительное наклонение. Значение, образование, изменение форм повелительного наклонения глагола.

1

178

Орфограммы в формах повелительного наклонения глагола.

1

179

Изъявительное наклонение. Изменение глаголов в изъявительном наклонении по временам.

1

180

Изменение глаголов в прошедшем времени по числам и родам.

1

181-182

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)

2

183

Повторение и обобщение по теме «Непостоянные морфологические признаки глагола»

1

184

Зачёт по теме «Постоянные и непостоянные  морфологи-ческие признаки глагола»

1

контрольн работа

185

Безличные глаголы.

1

186-187

Изложение текста-повествования «Любопытные» (упр. 981)

2

изложение

188

Синтаксическая роль глагола.

Глагол как член предложения.

1

189-190

Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи.

2

191

Повторение по теме «Глагол»

1

192

Контрольный диктант с языковым анализом текста по теме «Глагол»

1

диктант

193

Анализ контрольных работ по теме «Глагол»

1

Повторение изученного в 5 классе

11

1 (д)

194

Предмет изучения лингвис-тики. Разделы лингвистики. Правописание морфем.

1

195

Орфограммы глагола.

1

196-197

Простое осложнённое предложение. Сложные предложения. Предложения с прямой речью.

2

198-199

Пунктуационный анализ текста.

2

200-201

Языковой анализ текста

2

201

Контрольный диктант с языковым анализом текста по итогам года.

1

диктант

203

Анализ контрольных диктантов.

1

204

Подведение итогов

учебного года.

1

Итого:

204

23

Рассмотрена на заседании экспертного

совета и рекомендована к утверждению

Протокол №1 от «5» сентября 2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________________Л. И. Трофимова

Календарно-тематический план

Приложение к рабочей программе

курса «Русский язык» для 5 «б» класса

на 2011-2012 учебный год

2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....