Урок русского языка в 5 классе " Синонимы"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе " Синонимы" с использованием слайдовой презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy..doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока
Синонимы
Цели урока.
Образовательные:
напомнить, что такое синонимы, их роль в речи;
учить употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения;
познакомить со словарями синонимов.
Развивающие:
развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
развивать умение работать в группах;
развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
Воспитательные:
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Ход урока:
I. Мотивация.
Сегодня у нас необычный урок.
Мы отправимся в путешествие. (Слайд №1)
II. Цели учебной деятельности.
Сегодня мы вспомним, что такое синонимы, систематизируем знания по этой теме. Будем учиться употреблять их в речи. Познакомимся со словарями синонимов.
III. Актуализация знаний
Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза.
Слайд №2
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его “завести”. А поскольку урок у нас сказочный, то и “завести” корабль можно только сказочным путём. Корабль начнет свой путь только тогда, когда вы расскажете всё, что знаете о лексике.
- Ребята, что такое лексика?
Правильно. Совокупность всех слов языка составляет его лексику (словарный состав языка, лексический состав). (Слайд 3)
- Большинство слов имеет лексическое значение. Что это такое?
Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово.
- Ребята, сколько лексических значений может иметь слово?
- Как называются слова, имеющие одно лексическое значение? (Однозначные).
- А когда слово имеет два или более лексических значений как оно называется? (Многозначное).
Молодцы! Отправляемся в страну Лексика! (Слайд 4)
Зеленый и таинственный
Средь моря остров спит.
И надо нам единственный
Путь выбрать, что лежит
Через моря Познания
На горы Мастерства,
Минуя очень топкие
Опасные места.
В стране далекой Лексике ищите те пути,
Которые вас к знаниям помогут привести. (Слайд 5)
Сегодня мы продолжим изучать лексику и поговорим о синонимах.
IV. Новая тема.
- Слово учителя.
В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же явление, действие.
(Слайд №7)
Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской (употреблением в речи), или и тем и другим.
Нужно помнить, что тождественных слов в языке почти не существует. Называя одно и то же, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по-разному. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда.
Внимание на экран. (Слайд №8)
- Бегемот - гиппопотам. Слова, практически совпадающие по значению и употреблению (первый из них чаще употребляется в разговорной речи, второй - в научных произведениях).
Теперь попробуйте сами. (Слайд №9)
Ответы детей
- Бежать - мчаться. Синонимы, различающиеся оттенками значения (наблюдается усиление действия).
- Очи (устар., поэт.) - глаза (нейтральное слово), гляделки (просторечное). Синонимы, совпадающие по значению, но различающиеся принадлежностью к различным стилям речи, степенью употребительности.
В русском языке много синонимов. Существуют специальные словари синонимов. В толковых словарях при разъяснении значений некоторых слов также приводятся синонимы.
Познакомимся со словарем синонимов З.Е. Александровой. (Слайд №10)
В алфавитном порядке даны слова и приведены синонимы к ним.
Демонстрируется «Словарь синонимов русского языка».
Теперь мы знаем, что такое синонимы, и можем смело отправляться в царство синонимов.
Но для того, чтобы нам ориентироваться в стране Лексика, нам нужна карта. Вот она. (Слайд 10)
А вот и царство синонимов. (Слайд 11)
Смотрите - вот и первый житель острова Синонимов - Иван - царевич. (Слайд 12)
Почему же он такой грустный? Ребята, давайте спросим у него, что случилось.
В царстве синонимов беда - утащил Кощей Бессмертный Василису Прекрасную и заточил в башне. Башня высокая, даже выглянуть страшно! Но Василиса надеется, что Иван-царевич придет за ней, не выходить же замуж за постылого Кощея!
Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу. (Слайд 13)
Иван - царевич показывает карту. Путь на ней начинается от царского замка и заканчивается башней Кощея. На пути встречаются различные препятствия.
Вот избушка Бабы-Яги. (Слайд 14)
Вышла она и говорит: «Дам я тебе царевич клубок, он дорогу укажет - но с условием! Придумай мне 3 синонима к слову «храбрый».
Ребята, поможем Ивану-царевичу (отважный, бесстрашный, смелый).
Синонимы нужно записать в тетрадь и на доске. Один из учеников выходит к доске (сейчас он исполняет роль Иванушки) и записывает синонимы.
«Что ж, - вздохнула Баба - Яга,- молодец, справился с заданием. Придется тебе дать волшебный клубок. Иди за ним, милок, никуда не сворачивай!»
Вот идет Иван-царевич за клубком, а навстречу ему из дупла как выпрыгнет мохнатый Леший! (Слайд 15)
«Здравствуй, Иван-царевич, Баба - Яга мне по телефону звонила, о тебе говорила, что большой ты мастер синонимы придумывать. Вот я и решил: пропущу тебя дальше, если ты мне подберешь 4 синонима к слову «мохнатый». (лохматый, косматый, покрытый шерстью, заросший).
Идет Иван-царевич дальше, а навстречу ему медведь: (Слайд 16)
«Съем тебя, царевич, голодный я с утра!» «Не ешь меня, мишка, я тебе синонимы придумаю». «Ладно, придумай мне 5 синонимов к слову «большой»». (огромный, громадный, гигантский, большущий, необъятный).
Отправился Иван-царевич дальше - в поисках своей ненаглядной Василисы. Вдруг на его пути - озеро. Как быть?
Видит - на лодке заяц плывет. (Слайд 17)
Просит Иван-царевич: «Перевези меня, заинька, на другой берег, ищу я невесту свою, ее Кощей похитил». «Помогу тебе, только ты мне подбери 5 синонимов к слову «маленький» (крохотный, малюсенький, лилипутский, крошечный, мизерный).
Перевез зайчик царевича на другой берег. Замок Кощеев вроде и близко, да вот беда - окружен топким болотом. Сидит в болоте Кикимора, (Слайд 18)
усмехается: «Не пройти тебе, Иван-царевич, через болото. Засосет, затянет». «Не губи меня, Кикиморушка, помоги Василису из плена спасти». «Тогда женись на мне, говорит, Кикимора!» «Да женился бы, да другой обещал». Огорчилась Кикимора, а потом и говорит: «Ладно, подбери мне 5 синонимов к слову «идти», тогда проведу тебя через болото». (передвигаться, направляться, путь держать, ковылять, шлепать).
Добрался Иван-царевич до замка, к нему сам Кощей выходит (Слайд 19)
и говорит: «За Василисой пришел? Выкуп плати! Придумай мне 4 синонима к слову «страшный», тогда отдам тебе невесту твою (ужасный, пугающий, кошмарный, жуткий).
Придумал Иванушка синоним, а Кощей хохочет: «Обманул я тебя, так просто не отдам Василису. Теперь она моя невеста».
Услышала этот разговор Василиса и подослала к Ивану-царевичу заколдованную муху. Подлетела муха к Ивану и жужжит в самое ухо: «Подбери 4 синонима к слову «злой», тогда чары Кощея рассеются и Василиса освободится».
Так и случилось. Подобрал Иванушка синонимы (злобный, сердитый, злодейский, недобрый), чары рассеялись.
Вышла к нему Василиса и говорит: «Спасибо тебе, Иван-царевич. Очень ты хороший, добрый, смелый. Спас ты меня от злого Кощея. Но выйду я за тебя замуж только в том случае, если ты придумаешь 4 синонима к слову красивая (прекрасная, восхитительная, прелестная, великолепная).
Постарался Иван-царевич, подобрал синонимы и женился на Василисе. Стали они жить - поживать и добра наживать.
Тут и сказке конец, а кто помогал синонимы подбирать - молодец!
Ивану - царевичу мы помогли, можем возвращаться домой. (Слайд №21)
V. Итог урока.
Вам понравился урок? Что нового вы узнали?
- Ребята, что такое синонимы?
- Для чего нам нужны синонимы?
Для того чтобы избежать неоправданных повторений, чтобы сделать нашу речь красивей и богаче.
Также мы должны знать, какое слово, когда можно употребить.
VI. Домашнее задание.
Сочинить небольшую сказку с использованием синонимов.
Нечаева Вера Александровна
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Синонимы". Урок для 6 класса.
Урок русского языка для 6 класса по теме Синонимы....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Урок русского языка 5 класс "Синонимы"
В технологической карте урока прослеживается деятельность учителя и обучающихся на всем протяжении урока. Обучающиеся с опорой на ранее полученные знания изучают тему " Синонимы", а затем закреп...
Урок русского языка 5 класс "Синонимы"
Презентация к уроку даёт детям чёткое определение синонимов; знать о различии синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; о роли синонимов в с...
Урок русского языка 5 класс "Синонимы"
Данный урок будет незаменимым при изучении раздела "Лексика",5 класс....
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...