подготовка к ГИА по русскому языку
тест по русскому языку (9 класс) по теме

тестовые задания (ГИА) для подготовки учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gia-1.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

ВАРИАНТ 1.

Прочитайте текст и выполните задания 1–12.

РАЗГОВОР ДЕРЕВЬЕВ

(1) Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля. (2) Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.

(3) Понюхаешь черемуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, черно-лаковыми. (4) Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

(5) Вечер теплый... (6) Но такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. (7) И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. (8) Если с нами сравнить – мы звуками перекликаемся, а у них – аромат.

(По М.Пришвину)

1) Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1. Рассказчик, очарованный красотой осеннего леса, любуется природой.

2. Рассказчик удивлен очарованием весеннего утра, такого не похожего на остальные утра.

3. Рассказчик испуган разговором деревьев.

4. Рассказчик представляет природу живой, одушевленной, поэтому сравнивает деревья с людьми.

2) Как характеризует рассказчика содержание прочитанного вами текста?

1. Рассказчик – человек нелюдимый, одинокий, не хочет разговаривать с людьми.

2. Рассказчик – человек с тонкой душой, любящий природу, понимающий окружающий мир.

3. Рассказчик – человек любопытный: он хочет знать, кто о чем говорит.

3) В каком значении употреблено слово шоколадные (предложение 1)?

1) Сделанный из шоколада;

2) цвета шоколада;

3) сладкий;

4) милый, любезный сердцу.

4) В какой паре предложений содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) 1–2;

2) 2–3;

3) 4–5;

5) 5–6.

5) Какое средство выразительности использовано во фрагменте предложения 7?

И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.

1) Сравнение;

2) синонимы;

3) однородные члены предложения;

4) олицетворение.

6) Из предложений 7–8 выпишите слово(а) с орфограммой «Буквы зс на конце приставок».

7) Из предложений 3–4 выпишите слово(а), правописание корня в котором(ых) определяется правилом: «В этих корнях пишется гласная е, если после корня нет суффикса -а, и гласная и, если после корня следует суффикс -а».

8) Замените словосочетание «смолой березы» синонимичным. Запишите это словосочетание.

9) Из предложения 5 выпишите грамматическую основу.

10) В приведенном ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятые между однородными членами предложения.

Возьмешь одну почку,1 разотрешь между пальцами,2 и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы,3 тополя или черемухи.

11) Выпишите номера сложных предложений, части которых соединены союзом и.

12) Укажите количество грамматических основ в предложении 6.

 

ВАРИАНТ 2.

Прочитайте текст и выполните задания 1–12.

 

СТАРЫЙ ДЕД

(1) У старого огромного пня я сел прямо на землю, пень внутри – совершенная труха. (2) Но эту труху держит твердая крайняя древесина. (3) А из трухи выросла березка и распустилась. (4) И множество цветущих трав поднимается с земли к этому огромному пню, как собираются внуки к любимому деду...

(5) На самом пне, на одном только светлом солнечном пятнышке, на горячем месте, я сосчитал десять кузнечиков, две ящерицы, шесть больших мух, две жужелицы. (6) Вокруг высокие папоротники собрались, как гости. (7) А когда в гостиную у старого пня ворвется самое нежное дыхание ветра, один папоротник наклонится к другому, шепнет что-то, и тот шепнет третьему, и все гости обменяются мыслями.

(8) И снова тишина...

(По М.Пришвину)

 

1) Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1. Рассказчик описывает своего старого деда, которого он все время вспоминает.

2. Рассказчик пересказывает рассказы своего старого деда о деревьях в лесу.

3. Рассказчик представляет природу живой, одушевленной, поэтому сравнивает старый пень с любимым внуками дедом.

4. Рассказчик испуган встречей с любимым дедом в лесу, потому что рассказчику не разрешали уходить из дому.

2) Как характеризует рассказчика содержание прочитанного вами текста?

1. Рассказчик очень любит своего деда и ни о ком другом не хочет говорить.

2. Рассказчик – человек нелюдимый: кроме своего деда, он не знает никого.

3. Рассказчик – человек с тонкой душой, любящий природу, понимающий окружающий мир.

3) В каком значении употреблено слово крайняя (предложение 2)?

1) Находящаяся на самом краю;

2) виноватая;

3) составляющая верхний слой.

4) последняя в очереди.

4) В какой паре предложений содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) 1–2;

2) 2–3;

3) 3–4;

4) 6–7.

5) Какое средство выразительности использовано во фрагменте предложения 6?

Вокруг высокие папоротники собрались, как гости.

1) Метафора;

2) синонимы;

3) однородные члены предложения;

4) олицетворение.

6) Из предложений 3–4 выпишите слово(а) с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова».

7) Из предложения 8 выпишите слово(а), правописание приставок в котором(ых) определяется правилом: «В этих приставках написание гласных букв постоянно».

8) Замените словосочетание «на солнечном пятнышке» синонимичным. Запишите это словосочетание.

9) Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.

10) В приведенном ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятые между однородными членами предложения.

А когда в гостиную у старого пня ворвется самое нежное дыхание ветра,1 один папоротник наклонится к другому,2 шепнет что-то,3 и тот шепнет третьему,4 и все гости обменяются мыслями.

11) Выпишите из текста номера сложных предложений.

12) Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

Среди содержательных приемов компрессии текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

1. Замены:

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

• замена предложения или его части указательным местоимением;

• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

• замена сложноподчиненного предложения простым.

2. Исключения:

• исключение повторов;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких синонимов.

3. Слияния:

• слияние нескольких предложений в одно.

Умение выразить информацию в краткой, логически стройной форме необходимо ученикам не только при написании сжатого изложения, но и при подготовке сообщений, аннотаций, составлении тезисов, конспектировании.

Предлагаем варианты упражнений по информационной переработке текста, которые могут быть использованы на уроках русского языка.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА

Чтение и понимание текста – это задача, которую можно решить, если уметь правильно читать. Стремясь понять содержащуюся в тексте проблему, мы должны учитывать то, как текст организован: его стиль и жанр, тип речи и строение абзацев, структуру предложений. Должны научиться разделять информацию главную и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное. Напоминаем ученикам: важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения.

 

Упражнение 1

Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию.

А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Запись должна выглядеть так:

Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

(Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются).

Таков может быть окончательный вариант сокращения:

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве. Обращаем внимание учеников на то, что наряду с содержательным приемом сокращения текста мы использовали и языковой прием: заменили сочетание чистый воздух местоимением, в первой части добавлена отрицательная частица не.

 

Упражнение 2

Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.

1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

Учитель может обратить внимание некоторых учащихся на 4-е предложение: сложноподчиненное, с последовательным соединением придаточных; предложить продумать вариант с использованием только одного придаточного.

Примеры выполнения работы учащимися:

1. 1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова)

Мы видим использование приема исключения информации, содержащейся в 3-м предложении исходного текста, приема слияния двух предложений – 2-го и 4-го, упрощение структуры этого предложения.

2. 1. Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта – это нечто другое. (23 слова)

В данном варианте исключается информация 3-го предложения исходного текста, фрагмент 1-го предложения (может показаться парадоксальным), контекстуальный синоним (просчитать), слиты 2 предложения.

3. 1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точна, достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (28 слов)

Используется прием исключения факультативной информации (3-е предложение, второстепенные члены в 4-м предложении исходного текста).

ЯЗЫКОВАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА

а) Трансформация словосочетаний

 

Упражнение 3

Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и емкие, «экономичные».

Дать подтверждение – подтвердить; привести доказательство – доказать; проводить исследование – …; совершать вращение – …; проявлять интерес – …; выдвинуть предположения – …

Процесс реакции – реакция; свойство упругости – …; месяц март – …

 

б) Трансформация предложений

 

Упражнение 4

Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить – для осуществления; для того чтобы получить – для получения; для того чтобы изменить – …; для того чтобы соединить – …; для того чтобы распределить – …; для того чтобы рассмотреть – …

В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели). (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели).

Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды).

 

Упражнение 5

Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом. (Напоминаем ученикам, что употребление деепричастного оборота считается ошибочным, если субъект действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают).

Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз. (Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз).

Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы).

Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма. (Принимая витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма).

Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением была высказана Ньютоном. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, потому что исследовали кристаллы с помощью рентгеновского метода. (Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, исследовав кристаллы с помощью рентгеновского метода. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке благодаря исследованиям кристаллов с помощью рентгеновского метода).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...