Урок русского языка в 9 классе. Тема "Понятие о сложном предложении"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Урок направлен на формирование языковой и лингвистической компетенций. Учитель отрабатывает умения правописного типа. Урок включает работу по нравственно-эстетическому самоопределению учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernikova_valentina_mihaylovna.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Черникова Валентина Михайловна,
учитель ГОУ гимназии №399
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Урок русского языка в 9 классе
Понятие о сложном предложении
Цели урока:
- Формировать умение разграничивать простые и сложные предложения;
ввести понятие сложного предложения как самостоятельной цельной синтаксической единицы высшего уровня языковой системы;
познакомить со знаками препинания в сложном предложении;
познакомить с выдающимся ученым-лингвистом Д.Н. Овсянико-Куликовским и его работами, тем самым способствуя формированию лингвистической компетенции.
- В области языковой компетенции развивать внимание к слову и его лексическому значению;
формировать умение пользоваться разнообразными синтаксическими конструкциями.
- Обеспечить формирование умений правописного типа посредством работы с изученными орфограммами и пунктограммами.
- Отрабатывать коммуникативную компетенцию, анализируя текст стихотворения в прозе В.М. Гаршина с учетом темы и авторской позиции.
- Формировать общечеловеческие нравственные ценности (ценность жизни, понятие о красоте).
Развивать операции логического мышления учащихся.
Ход урока:
- Организационный момент. Постановка целей. Слово учителя.
Основная тема курса русского языка в 9 классе – сложное предложение.
В каких разделах языкознания изучается эта языковая единица?
(Строение предложения изучается в разделе «Синтаксис», постановка знаков препинания – в разделе «Пунктуация»).
Сегодня на уроке мы знакомимся с понятием о сложном предложении.
Наши цели:
закрепить умение разграничивать простые и сложные предложения;
сформировать понятие о сложном предложении как о синтаксической единице высшего уровня языковой системы;
познакомится со знаками препинания в сложном предложении.
- Актуализация опорных знаний.
Особенности любого предложения ярче всего проявляются в тексте. Обратимся к нему.
Перед вами текст стихотворения в прозе замечательного писателя конца XIX века В.М. Гаршина.
«Юноша спросил у святого мудреца Джиафара:
- Учитель, что такое жизнь?
Хаджи молча отвернул грязный рукав своего рубища и показал ему отвратительную язву, разъедавшую его руку.
А в это время гремели соловьи и вся Севилья была наполнена благоуханием роз.»
(В.М. Гаршин)
---------------------------------------------------
Хаджи – почетный титул мусульманина, совершившего паломничество в Мекку. (Советский энциклопедический словарь, 1985 год).
Рубище – ветхая, рваная одежда. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)
Из первого предложения выпишите слова с безударными гласными, проверяемыми ударением.
Из второго предложения выпишите слово с чередованием оро II ра.
В третьем предложении найдите слово, правописание суффикса которого определяется тем, в какой форме – полной или краткой – стоит слово.
Обратите внимание на слова которые могут быть непонятны.
О чем этот текст? Какова его тема?
Какие микротемы в тексте вы можете выделить? Чем интересен каждый абзац?
Дайте синтаксическую характеристику предложениям.
Итак, в первом предложении автор ставит перед читателем философский вопрос:
что такое жизнь?
Два следующих предложения содержат ответ на этот вопрос.
Обдумав каждое предложение, назовите имена существительные, в которых содержится ответ.
Жизнь – это
Мудрец | Севилья |
страдания | гармония |
нищета | красота |
грязь | радость |
уродство | восторг |
терпение | добро |
Гаршин предлагает читателю выбрать, с кем и чем он в большей мере согласен: с мудрецом Джиафаром или с благоуханием роз Севильи.
Авторская же позиция прочитывается в порядке и синтаксическом строе предложений.
Какое предложение рисует вам окружающий мир? Каков синтаксический строй этого предложения?
Запишите его. Подчеркните грамматические основы. Выполните задание после текста.
В.М. Гаршин использовал в своем стихотворении в прозе предложения разных синтаксических конструкций. Последнее предложение сложное, именно оно помогает определить авторскую точку зрения.
Что вы уже знаете о сложном предложении?
(Состоит из нескольких частей, имеет несколько грамматических основ, в сложном предложении могут быть употреблены союзы или союзные слова, через которые передаются отношения между частями предложения).
- Усвоение новых знаний.
Работа с учебником, чтение первой части параграфа № 5.
Какую новую информацию вы получили, прочитав параграф?
(Части сложного предложения называются предикативными, в отличие от простых предложений они не имеют интонационной завершённости. Сложное предложение представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.)
Самостоятельное чтение второй части параграфа.
Какие знаки препинания встречаются в сложном предложении?
- Проверка и обобщение изученного материала.
Объяснительный диктант.
О пользе знаков препинания
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили — в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал — так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
Какова основная мысль данного текста?
Составьте сложное предложение, являющееся ответом на данный вопрос.
(Работа в паре).
- Презентация «Д. Н. Овсянико-Куликовский».
(Реализация индивидуального задания).
«Синтаксис русского языка» – одна из значительных работ русского лингвиста Д. Н. Овсянико-Куликовского.
Материал об этом ученом вы прочитаете в тексте домашнего упражнения.
(Домашнее задание: §5, упражнение 46).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения"
На этом уроке применяю информационные, игровые технологии....
урок русского языка по теме "Простое и сложное предложение"
Цели и задачи данной презентации помогут учителю русского языка повторить ранее пройденный материал по синтаксису, изучить новый материал и отработать его при выполнении интересных упражнений ,которые...
Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"
Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....
План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
Урок-объяснение нового материала....
Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"
Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...
Презентация к уроку русского языка по теме "Простые и сложные предложения" 5 класс
Данный урок поможет:Вспомнить основные изученные термины по разделу «Синтаксис»;Выяснить, в чем же разница между сложным и простым предложениями;Уметь отличать на письме сложное предложени...
Конспект урока русского языка на тему «Простые и сложные предложения» 5 класс
Тип урока: применение и совершенствование знаний....