Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Интегрированный урок русского языка и литературы , посвящённый творчеству А.С.Пушкина.
Цели урока:
1. Формирование умения учащихся видеть части СПП с несколькими придаточными и ставить знаки препинания.
2. Закрепление умения учащихся конструировать СПП и употреблять их в речи.
3. Закрепление умения комплексного анализа текста по плану.
4. Совершить «погружение» в творчество А.С.Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.
Цели урока:
1. Формирование умения учащихся видеть части СПП с несколькими придаточными и ставить знаки препинания.
2. Закрепление умения учащихся конструировать СПП и употреблять их в речи.
3. Закрепление умения комплексного анализа текста по плану.
4. Совершить «погружение» в творчество А.С.Пушкина.
На доске эпиграф.
Он был первым поэтом , который стал в глазах
всей русской публики на то высокое место ,
какое должен занимать в своей стране великий
писатель. ( Н.Чернышевский )
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Сообщение темы , цели урока.
II. Лингвистическая разминка. Работа с эпиграфом.
1. Выразительное чтение эпиграфа.
2. Учащимся предлагается выполнить задания:
-Как вы думаете, о ком эти слова Чернышевского?
-Передайте слова эпиграфа в форме прямой речи.
-А теперь высказывание Чернышевского передайте в форме косвенной речи.
-Каким по строению является предложение с косвенной речью ?
-Каким по строению является предложение эпиграфа ?
III.Актуализация знаний.
1. Слово учителя.
Урок мы начали со слов Н.Чернышевского , посвященных гению русской
Поэзии. Прошло более 170 лет со дня трагической гибели А.С.Пушкина.
Много воды утекло за эти долгие годы , многое в мире до неузнаваемости изменилось. Иной стала родная страна поэта , новые люди со своими радостями и печалями живут на её просторах. Родились новые поэты. Но имя Пушкина не только не потеряло своего обаяния и лучезарности , а стало ещё ближе и роднее каждому русскому человеку.
Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы продолжим урок по теме
«Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными» , опираясь
На прозу А.С.Пушкина. весь рабочий материал мы будем брать из его произведений. Поверьте , это богатый материал, и я надеюсь , что урок будет интересным.
2. Работа над текстом.
-Послушайте отрывок из повести «Метель».
Но едва Владимир выехал за околицу в поле , как поднялся ветер и сделалась такая метель , что он ничего не взвидел.В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой , сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу ; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб , то проваливалась в яму ; сану поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось , что уже прошло более получаса , а он не доезжал ещё до Жадринской рощи. Пошло ещё около десяти минут ; рощи всё было не видать. Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами. Метель не утихала ,небо не прояснилось.
-Что вы увидели, слушая текст? (Словесное рисование)
-А вот такой метель увидела я.
( Показ слайда. Использую мультимедийный проектор)
-Продолжим работу по плану. (План на экране)
1) Назовите вид связи предложений.
2) Укажите сложное предложение с бессоюзной связью.
3) Укажите предложение с причастным оборотом.
4) Работа по вариантам:
1-в Выписать СПП с придаточным определительным , составить схему.
2-в Выписать СПП с придаточным изъяснительным , составить схему.
3. Комплексный анализ текста.
- « Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют»- говорил Островский. Продолжаем восхищаться прозой А.С.Пушкина.
Работаем над отрывком из повести «Станционный смотритель». Проведём комплексный анализ текста.
( Текст на экране с пропущенными , по усмотрению учителя, орфограммами)
Бедный смотритель не понимал , каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром , как нашло на него ослепление и что тогда было с его разумом. Не прошло и получаса , как сердце его начало ныть, ныть,
и беспокойство овладело им до такой степени , что он не утерпел и пошёл сам к обедне. Подходя к церкви , увидел он , что народ уже расходился , но Дуни не было ни в ограде , ни на паперти. Он поспешно вошел в церковь: священник
выходил из алтаря; дьячок гасил свечи , две старушки молились ещё в углу; но Дуни в церкви не было… Смотритель пошёл домой ни жив ни мёртв. Одна оставалась ему надежда: Дуня по ветрености молодых лет вздумала , может быть, прокатиться до следующей станции, где жила её крёстная мать.
1) Вставьте пропущенные буквы.
2) Определите стиль речи и тип текста.
3)Укажите предложение с однородными членами .
4) Укажите предложение с вводным словом.
5) Укажите предложение с фразеологическим оборотом.
6) Укажите простое нераспространённое предложение.
7) Укажите СПП с придаточным обстоятельственным.
8) Укажите предложение с несколькими придаточными.
8) Укажите предложение , связанное с предыдущим личным местоимением.
9) Произведите синтаксический разбор первого предложения.
10) Сгруппируйте орфограммы , встречающиеся в тексте.
4. Конструирование предложения.
- Я взяла на себя смелость и разделила предложение , созданное Пушкиным, убрав союзы. Вам предстоит сконструировать СПП , а затем мы сравним с оригиналом.
( Мне приснился сон , которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое , когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни.)
5. Творческая работа учащихся.
Сочинение-миниатюра « В чём тайна бессмертия Пушкина»
(Несколько работ зачитать)
IV. Закрепление.
- В заключение урока проведём небольшую викторину по творчеству А.С.Пушкина.
1) Какой эпиграф выбрал Пушкин к повести «Капитанская дочка» ?
2) Назовите шесть произведений Пушкина , в которых имя главной героини Мария.
3) В каких произведениях Пушкин изобразил Пугачёва ?
4) О ком идёт речь ?
« Его богатство , знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях , где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям ; губернские чиновники трепетали при его имени».
«Девушка лет осьмнадцати , круглолицая , румяная , с светло-русыми волосами , гладко зачёсанными за уши , которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась.»
5) Кто из персонажей произведений Пушкина делал змея из географической карты ?
6) Укажите название города , который описан в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» , оказавшегося в гибельном положении из-за длительной осады пугачёвскими войсками.
V. Итог урока.
- Выскажите своё мнение по сегодняшнему уроку.
- Оцените мою работу.
- Оцените свою работу , аргументируйте.
VI. Домашнее задание.
Из произведений А.С.Пушкина выписать 4-5 СПП с несколькими придаточными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
Урок с использованием ЦОР по русскому языку....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."
Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....
Контроль знаний обучающихся по темам "Характеристика предложения" и "Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными", построенный на письмах Э. Асадова.
Предлагаемый материал содержит 4 варианта карточек с заданием А10 ЕГЭ и 3 варианта с заданием В6 ЕГЭ и В8 ГИА. Все предложения для анализа взяты из писем поэта Эдуарда Асадова читателям....
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.
конспект открытого урока русского языка в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными"...
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными
Тренировочные упражнения для закрепления темы....
Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися новых понятий: типы подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител...
Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:
План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...