Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное. Повторение изученного"
материал по русскому языку по теме

Мероприятие для недели руского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znatoki_russkogo_yazyka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знатоки русского языка (5 – 7 классы)

Цель:  

  1. развивать интерес учащихся к предмету;
  2. проверять знания;
  3. развивать сообразительность, мышление учащихся.

Ход мероприятия

Уч-ль. Добрый день, дорогие ребята. Я рада вас приветствовать на нашем празднике. А кто знает, что за примечательный день сегодня?

Реакция зала.

     Ну как же? Сегодня великий день Незнаек и Почемучек. А кто-нибудь знает этих героев?

Реакция зала.

     Так вот сегодня мы проведём игру, в конце которой выясним, кто же из вас самый любопытный, кто же из вас Почемучка, кто интересуется всем, часто задаёт себе и другим вопрос «Почему?». И посмотрим, кто является знатоком русского языка. Я вам буду читать задания. За каждое задание вы будете получать по 1 баллу.

    Итак, я когда-то хотела стать поэтом, но как ни старалась, не умела подбирать рифмы.  Итак, моё первое задание называется «Подбери рифму».

Задание 1. «Подбери рифму».

     К словам «ложка», «лампа», «кресло», «пенал» подберите рифму. Потом сочините двустишия. У кого получится правильно, остроумно и интересно одновременно.

Ответы детей. За задание по одному баллу.

Задание 2. «Пазлы».

     Наверное, каждый из вас знает увлекательную игру, суть которой состоит в том, чтобы из разрозненных кусочков бумаги (паззлов) собрать рисунок, картину. Но собирать можно и тексты, а в роли паззлов выступают разрозненные его части – слова.

      Попробуйте восстановить стихотворные тексты, сложив слова  в нужном порядке.

Раздаются карточки.

Корни, под, под, выспалась глаза, Свинья, наелась, рылом, наевшись, и, желудей, потом, продравши, встала, вековым, до отвала, подрывать, ним, у, досыта, Дуба, Дубом, стала.

(ответы детей)

(Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала,

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.)

За задание по одному баллу.

Задание 3. «Допиши четверостишие».

     Ваша задача, ребята, состоит в том, чтобы завершить работу, с которой не справился начинающий поэт, и придумать последние строчки в четверостишиях. А первые строчки звучат так:

  1. Буратино и Алиса

      В магазин сходить решили…

  1. Как-то Шрек с Фионой вместе

На рыбалку собрались…

  1. Вини-Пух сказал однажды:

«Больше мёд не буду есть»…

  1. Леопольд на мышек злится,

Говорит: «Не будет дружбы!»…

  1. Карлсон в гости к малышу

      Прилетел под вечер…

Ребята придумывают четверостишия и читают получившиеся строки. За задание по одному баллу.

Задание 4. «А если по-другому».

     Ребята, как вы думаете, любую фразу в русском языке можно сказать по-другому?

Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл следующих фраз:

  1. Картину знают все.
  2. На столе лежит учебник.
  3. Бьют часы 12 раз.
  4. Птица вьёт себе гнездо.
  5. Наш отряд пошёл купаться.

Ответы детей.

     Для того, чтобы перейти к следующему конкурсу, давайте ответим на вопрос, что такое буриме?

Ответы детей.

     Это игра, которой уже много-много лет. Играющий в неё должен сочинить стихотворение на заданные рифмы. Хотите поиграть в буриме?

Задание 5. «Буриме».

     Вам предстоит сочинить четверостишие, строчки которого заканчиваются такими словами:

  1. КОШКА, ЛОЖКА. ОКОШКО. НЕМНОЖКО.
  2. СТАКАН, БАНАН, КАРМАН, ОБМАН.
  3. КРУЖКА, ПОДРУЖКА. ЛЯГУШКА, ЧАСТУШКА.
  4. КОНЬ, ГАРМОНЬ, ОГОНЬ, ЛАДОНЬ.

Ответы детей. За задание по одному баллу.

Задание 6. «Спрятавшиеся ноты».

     Сейчас я прочитаю предложение, а вы что-то должны заметить. Итак, слушайте внимательно: «Я и мой ДОг ДОбирались ДО  ДОма под проливным ДОждём». Что вы заметили?

Ответы детей.

     Правильно в этом предложении встретилось 5 раз название ноты «до». В каких словах она встретилась?

Задание: попробуйте составить предложения, в котором спрятались бы следующие ноты: ля, ре, фа, си, но чтобы в каждом предложении название ноты встретилось 5 раз.

Учащиеся выполняют задание, а затем читают получившиеся предложения.

Задание 7. «А если все с одной буквы?»

     Предлагаю вам попробовать сочинить короткий рассказ, в котором все слова начинались бы на одну букву, а именно: К, М,О.

Задание 8. «Найди синоним».

     Более ста лет И. С. Тургенев высказал мысль о том, что русский язык богат и могуч. Почему же? Если задуматься, то можно обнаружить целый ряд причин. Например, в нашем языке много синонимов. А что такое синоним?

Ответы детей.

     Почти каждому глаголу можно найти десяток синонимов. Так вместо «глядеть» можно сказать «смотреть», «распахнуть глаза», выпучить зенки», «сверлить взглядом»…

     Попробуйте найти не менее десяти синонимов к глаголам: «учить», «говорить», «отдыхать», «идти».

Задание 9. «Акростих».

     Ребята, вы, наверно, знаете, что такое акростих?

Ответы детей.

     Акростих – это стихотворение, в котором начальные буквы составляют какое-либо слово. Вот, например, так выглядит акростих, в котором зашифровано слово «зима»:

                             Земли не видно – снег кругом,

                             И спит медведь в берлоге,

                             Мороз сковал все речки льдом.

                             Ах, как замёрзли ноги!

     Как вы уже поняли, следующее задание состоит в том, чтобы составить акростих, в котором были бы зашифрованы слова: «клад», «пляж».

Учащиеся выполняют задание, а затем читают получившееся.

Задание 10. «Перестановка».

    Вам предстоит переставить буквы в словах, чтобы получилось новое слово.

  1. Урок  (укор)                                                                  
  2. Вобла  (обвал)
  1. Уклон  (кулон)                                                                
  2. Волос  (слово)
  3. Колун  (уклон)                                                                  
  4. Вход  (вдох)
  5. Уборка  (кобура)                                                              
  6. Вес  (сев)
  7. Угар  (рагу)                                                                      
  8. Грива  (враги)
  9. Улан  (луна)                                                                      
  10. Подвода (водопад)
  11. Ушат  (туша)                                                                    
  12. Сачок  (часок)

Учащиеся выполняют задание, а затем читают получившееся.

Подведение итогов.

После чего определяется учащийся, который набрал большее количество баллов.

Награждение победителя.

     Спасибо, ребята, за чудесную игру, вы потрудились на славу. Учите грамматику, дружите с русским языком, ведь человеку никак нельзя быть безграмотным и не знать СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"

Урок русского языка в 5 классе. "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"....

План-конспект урока русского языка (6 классVIIIвида) Тема: «Состав слова. Повторение»

Цели: повторить и закрепить изученный ранее материал; отработать навык разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь; развивать логическое мышление...

Конспект урока русского языка "Путешествие в княжество Имени Существительного

Данный конспект предназначен для обобщения материала по теме "Имя существительное". Урок разработан в игровой форме....

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...