Творческие работы традиционных и нетрадиционных жанров
методическая разработка по русскому языку по теме

В данном разделе представлен факультативный курс для основной школы по теме "Творческие работы традиционных и нетрадиционных жанров " для основгой школы, а также Пояснительная записка с расчасовкой и разработкой нескольких занятий и творческими работами учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty..doc32 КБ
Microsoft Office document icon programma_fakultativnogo_kursa.doc121 КБ
Microsoft Office document icon urok_na_temu.doc53.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_pisma.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие работы традиционных и нетрадиционных жанров. ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы Подмогильной Л.П. г Новошахтинск).

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования конкретизированы основные задачи преподавания русского языка как родного:

1)формирование лингвистической компетенции;

2)совершенствование языковой компетенции;

3)совершенствование коммуникативной  компетенции;

4)формирование культуроведческой компетенции.

Следует отметить особую важность формирования у учащихся коммуникативной компетенции. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» Правительства Российской Федерации в качестве одного из факторов, приобретающего особую важность, названы коммуникативные умения, способность к сотрудничеству. Школа призвана научить школьника реализовывать себя в динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Несомненно, что одной из характеристик  личности сегодня становится коммуникативность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных сферах применения языка.

Одним из главных направлений развития школьного образования является профилизация обучения. Основная задача предпрофильной подготовки - комплексная работа с учащимися по обоснованному выбору профиля дальнейшего образования. Реально оценить свои возможности школьникам должны помочь элективные курсы, факультативные занятия, уроки, которые создадут  базу для ориентации учащихся в мире профессий, ознакомят на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих той или иной профессии. Курс «Творческие работы традиционных и нетрадиционных жанров» призван помочь ученикам определить свои возможности при выборе гуманитарного профиля.

Содержание работы по развитию речи складывается из следующих аспектов:

1)обучение нормам литературного языка,

2)работа по обогащению словарного запаса,

3) развитие грамматического строя речи учащихся,

4)развитие их монологической связной речи.

Бесспорно, что расширение словарного запаса, пополнение актива грамматических конструкций, правильное словоупотребление являются важными для языкового развития  учащихся. Но если эта работа проводится как самодостаточная, не вписывается в обучение связным высказываниям, отдача от неё будет небольшой. И многократно повышается эффективность такой работы, если она проводится как один из этапов деятельности, вписывается в контекст общения, наполняется практическим смыслом. Языковая тренировка должна иметь значимую для ребёнка мотивацию, приобретать практический смысл.

Л.В.Щерба писал: «Упражняться можно только в чём- либо известном… Если же правила неизвестны, то и упражняться не в чем». Именно такими упражнениями без правил  и была работа по развитию речи до недавних пор.  Система обучения связной речи  в школе  основное внимание  уделяла  содержательной стороне высказывания( раскрыть тему, выразить основную мысль).

И совсем не давалась мотивация самого главного в речевом действии-зачем мы создаем данное высказывании, для чего оно предназначено и где, в какой ситуации будет востребовано. Другими словами, не предусмотрена ситуация общения. А речевое действие, не подключённое к деятельности общения, замыкается на самом себе, утрачивает реальный смысл, становится искусственным. Эта проблема может быть решена с помощью функциональной стилистики. Эти идеи впервые прозвучали в работах Л. Выготского и его школы, а в 80 –е годы нашли отражение в системе работы по развитию речи, предложенной авторским коллективом В.И.Капинос, Н.Н.Сергеевой, М.С.Соловейчик.

Таким образом, трактовка речи как деятельности, успешно разрабатываемая многими педагогами, явилась тем стимулом, который побудил меня выбрать эту проблему в качестве темы по самообразованию. А позже наработки по методической проблеме  я оформила в виде факультативного курса, который построен по модульному принципу, т.е. предлагаемые темы могут быть углублены или сокращены в зависимости от конкретных условий обучения.

.Функциональная стилистика помогает ввести учащихся в речевую ситуацию и вызвать у них «потребность в коммуникации». Это даёт возможность формировать речевые умения сознательным путём, на деятельностной основе. Коммуникативный подход к работе по развитию речи существенно меняет  и методы обучения. Наряду с традиционным для школы  прямым , имитационным методом усвоения речи(сочинение и изложение по образцу) большое значение приобретает метод моделирования речевого высказывания(сочинения нетрадиционных жанров).Выбор форм занятий( практикумы, групповая работа, лабораторные занятия) различные методы и приёмы работы позволят рационально организовать самостоятельно – творческую деятельность школьников, осуществить дифференцированный подход к ученикам с учётом их интеллектуального развития, уровня языковой подготовки, интересов и склонностей. Участие в различных творческих конкурсах  муниципального, областного, республиканского уровня могут стать накопительной оценкой  для портфолио учащихся.

В качестве методического подкрепления , дающего  представление о содержательной стороне занятий курса «Творческие работы традиционных нетрадиционных жанров», разработанного на  основе коммуникативно-ориентированной лингвистики, и используемых методах  предлагаю разработку 2 занятий по теме «Я к вам пишу…Эпистолярный жанр как труд душ» и «Речевая культура. Толерантность общения».  

К сожалению, в методической разработке нельзя передать дух творчества, сотрудничества, вдохновения, которое испытывают учащиеся, погружаясь в работу над словом. А ещё сложнее выразить  чувство удовлетворения, когда осознаёшь, что ученик не просто идёт за учителем, он его активный помощник, способный внести коррективы в урок, посмотреть на проблему под другим углом. А как приятно бывает узнать о победах своих учеников в творческих конкурсах !



Предварительный просмотр:

  ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ЖАНРОВ».

        

Цель курса:

-расширение и углубление знаний, которые учащиеся получают на уроках развития речи,

-совершенствование коммуникативной компетенции учащихся,

-пробуждение интереса к самостоятельному литературному творчеству,

 -обучение многоаспектному анализу языковых и речевых явлений;

-формирование индивидуального стиля речи;

-расширение лингвистического кругозора;

-воспитание языкового чутья и вкуса, способности интегрировать полученные знания на внутри- и межпредметном уровнях, в общественно- практической деятельности.

Курс предназначен для учащихся 8-9 классов.

34 учебных часа.

1-2. «В глубь текста».

       Содержательное, языковое и речевое единство текста. Тема, идея, объём и характер привлекаемого материала. Микротема. Название текста как первый шаг  к его пониманию.

Роль эпиграфа в раскрытии содержания и главной мысли текста. Ключевые слова.

Глобальное, детальное и критическое восприятие текста.

Практикум: Определение темы, идеи предложенных текстов, придумывание заглавий или объяснение заглавий,  выбранных автором.

Создание своего текста на основе любого варианта-заглавия.

3-4. «Архитектура текста».

 Композиционные особенности текста. Типы речи и их соответствие выбранной теме и жанру. Простой и сложный план. Тезисы и конспект. Культура оформления рукописи. Библиография. Аннотация. Цитаты, ссылки, их оформление. Литературные «заготовки»

Практикум: Типологический анализ предложенных текстов, создание структурных схем, подбор слов-«конструкторов», используемых в качестве средств связи в текстах определённого типа. «Сжимание» текста. Редактирование текста на предмет предупреждения логико- композиционных ошибок в сочинениях.

5-6. « Магия слов».

Языковое оформление сочинения. Основные средства связи предложений в тексте (лексические повторы, местоименная замена, синонимы, антонимы, местоимённые наречия, вводные слова, синтаксический параллелизм). Синтаксические конструкции и их роль в тексте. Звуковая организация текста. «Говорящие» морфемы. Тайны лексики. Изобразительно-выразительные средства языка («чувствительные» слова).

Практикум. Творческие задания, развивающие оригинальность мышления, нешаблонность речевого оформления.

Сочинения-этюды.

7. «В каком стиле писать изволите?»

Стилистика как наука, позволяющая выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами. Язык разговорный и литературный. Характерные особенности  разговорного, научного, официально-делового, публицистического стилей речи. Стиль художественной литературы.

Практикум: определение стилевой принадлежности текстов.

«Перевод» сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» в различные стилевые пласты.

8-12.Жанры разговорного стиля.

8.1. «Я к вам пишу…»  Эпистолярный жанр как труд души. Классификация писем. Переписка дружеская и деловая. Личная переписка. Основные компоненты письма. Искусство эпистолярия(стилевые особенности личных писем). Этикет личного письма.

Практикум. Учимся писать письма. Анализ опыта переписки.

8.2. «Загляни в себя…»  Личный дневник как многотрудный роман «о себе ежедневном». Специфика дневниковой записи.

Практикум. Анализ дневниковых записей писателей. Творческие задания. ( Продолжить текстовые фрагменты, сохраняя авторский стиль и т. д.).

8.3.Сочинение-дневниковая запись.

8.4. «Право быть другим». Бытовой рассказ. Тематические высказывания в кругу друзей.

Полемика. Толерантность общения.

Практикум. Решение речевых ситуативных задач по культуре общения.

8.5.Итоговое занятие.

13-16.Жанры официально-делового стиля.

 «Я говорю вам как лицо официальное!» Деловые бумаги.

13.1. Автобиография. Резюме.

13.2. Доверенность. Объявление. Заявление. Объяснительная записка. Реклама.

13.3. Официальная переписка. Этикет делового письма.

3.4. Практикум. Составление деловых бумаг, слоганов и текстов для рекламы.

17-24.Жанры публицистического стиля.

       «Работаем с массами».

17.1. «Я хочу, чтоб к штыку приравнялось перо…» Заметка в газету. Статья в газету. Особенности языка газеты. Авторская индивидуальность, оригинальный подход к изображаемым событиям.

!7.2.Практикум. «Выпускаем  стенгазету».

17.3.Отзыв и рецензия. Специфика жанров. Эссе и его стилевые особенности. Разновидности эссе(беллетристическое, литературно-критическое, историческое, философское и др.)  

17.4. «Мы едем, едем в далекие края…» Путевые заметки. Телепутешествия. Портретный очерк «Крупным планом».

Практикум. Анализ очерков В.Пескова и передач Д. Крылова «Непутевые заметки».

17.5.Создание собственного сценария передачи «Клуб кинопутешественников с (Ф.И. ученика)»

17. 5.Интервью и репортаж. Специфика жанров.

Практикум. Составление советов начинающему журналисту.

Рецензия на самостоятельно подобранные и проанализированные интервью и репортажи в периодической печати.

17.6. Публичное выступление. Оратор и его аудитория. Подготовка речи. Начало, развертывание и завершение речи. Способы словесного оформления  публичного выступления. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи. Техника речи. Внешний облик оратора.  Полемика. Приёмы её организации. Дейл Карнеги о публичных выступлениях.

17. 7. Итоговое занятие. Дебаты о проблемах молодёжи (тематика обсуждается и предлагается ребятами).

25-27. «Пообщаемся со Знайкой», или Научная речь.

25.1Сферы применения научной речи и её многочисленные жанры (статья, монография, учебник, патентное описание, реферат, документация, каталог, справочник, инструкция,  реклама, имеющая признаки и публицистического стиля).

25.2. Деловая игра « Мы на учёном совете». Научное рассуждение на лингвистическую, литературоведческую или искусствоведческую тему.

25.3.Практикум «Идеал научной прозы»: работа с неотредактированными образцами и со -поставление их с отредактированными вариантами.

28-33. Искусство образной речи.

28.1 Язык художественной литературы. Богатство и разнообразие словаря, вобравшего в себя средства всех других стилей. Неограниченность лексики. Художественно-образная речевая конкретизация. Индивидуальность авторской речи. Роль художественного стиля в литературном языке.

28.2. Рассказ с необычным построением. Рассказ в рассказе (кольцевая композиция). Рассказ с нарушением хронологии событий(смещённая композиция).

28.3. Деловая игра «Редакторские ножницы».Приобретаем опыт рецензента.

28.4.Природа юмора. Юмористический рассказ.

28.5. «А речь, как музыка, звучит!» Сочиняем стихи малых форм (хокку, рубаи).

28.6. Практикум. Пробуем перо. Стихотворный этюд.

34.Итоговый урок. Праздник «Как слово наше отзовется…»

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы  МОУ «СОШ№34» Подмогильной Л.П. по теме «Обучение связной речи на основе функциональной стилистики. Факультативный курс «Теория и практика сочинений традиционных и нетрадиционных жанров».

СОДЕРЖАНИЕ.

1.Условия возникновения, становления опыта.

2.Актуальность опыта.

3. Теоретическое обоснование опыта.

4.Ведущая педагогическая идея опыта.

5. Технология опыта.

6. Результативность опыта.

7.Библиографическй список.

1.Условия возникновения, становления опыта

 

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования конкретизированы основные задачи преподавания русского языка как родного:

1)формирование лингвистической компетенции;

2)совершенствование языковой компетенции;

3)совершенствование коммуникативной  компетенции;

4)формирование культуроведческой компетенции.

Следует отметить особую важность формирования у учащихся коммуникативной компетенции. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» Правительства Российской Федерации в качестве одного из факторов, приобретающего особую важность, названы коммуникативные умения, способность к сотрудничеству. Школа призвана научить школьника реализовывать себя в динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Несомненно, что одной из характеристик  личности сегодня становится коммуникативность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных сферах применения языка.

Одним из главных направлений развития школьного образования является профилизация обучения. Основная задача предпрофильной подготовки - комплексная работа с учащимися по обоснованному выбору профиля дальнейшего образования. Реально оценить свои возможности школьникам должны помочь элективные курсы, факультативные занятия, уроки, которые создадут  базу для ориентации учащихся в мире профессий, ознакомят на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих той или иной профессии. Курс «Творческие работы традиционных и нетрадиционных жанров» призван помочь ученикам определить свои возможности при выборе гуманитарного профиля.

2.Актуальность опыта.

Вопросы развития речи учащихся чрезвычайно актуальны в наше время. Современный человек должен свободно владеть родной речью, чтобы состояться как талантливый коммуникатор в многоликом и многоречевом  мире.

 К сожалению, уроки развития речи часто носят чисто прикладной характер, не дают простора для самовыражения. Но ещё Сухомлинский В. А. писал, что самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности следует считать тот момент, когда ребёнок « сказал своё слово», т.е. сделал шаг к творчеству, поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии. Возможность открытия, обнаружения какой-то закономерности, возможность творческой деятельности – это стимул и высший смысл учебного процесса, востребованный личностью обучающегося, соответствующий его интересам и потребностям. А язык – это прежде всего  средство понять и выразить самого себя. В школьные годы, в отрочестве, наступает период, который психологи называют «подростковым кризисом креативности». И в это время , как никогда ранее, востребованными являются уроки творчества, потому что создание творческой атмосферы предполагает активизацию всех  сфер человеческого характера: эмоциональной, волевой, интеллектуальной, интуитивной и т. д.

Роль данного курса вытекает из требований времени: изучение языка с функциональной точки зрения. В результате такого обучения родному языку школьники должны получить представление об использовании языка в изменяющихся ситуациях и условиях речи.

 Коммуникативные навыки выпускников будут различным при любых методиках обучения: не все овладеют искусством создавать безупречные и выразительные высказывания, однако поднять уровень филологической культуры учащихся, помочь осознать свои возможности и перспективы в этой области – задача осуществимая.

Решению этой задачи поможет  и предлагаемый мною подход к работе по развитию связной речи.

3. Теоретическое обоснование опыта.

Содержание работы по развитию речи складывается из следующих аспектов:

1)обучение нормам литературного языка,

2)работа по обогащению словарного запаса,

3) развитие грамматического строя речи учащихся,

4)развитие их монологической связной речи.

Бесспорно, что расширение словарного запаса, пополнение актива грамматических конструкций, правильное словоупотребление являются важными для языкового развития  учащихся. Но если эта работа проводится как самодостаточная, не вписывается в обучение связным высказываниям, отдача от неё будет небольшой. И многократно повышается эффективность такой работы, если она проводится как один из этапов деятельности, вписывается в контекст общения, наполняется практическим смыслом. Языковая тренировка должна иметь значимую для ребёнка мотивацию, приобретать практический смысл.

Л.В.Щерба писал: «Упражняться можно только в чём- либо известном… Если же правила неизвестны, то и упражняться не в чем». Именно такими упражнениями без правил  и была работа по развитию речи до недавних пор.  Система обучения связной речи  в школе  основное внимание  уделяла  содержательной стороне высказывания( раскрыть тему, выразить основную мысль).

И совсем не давалась мотивация самого главного в речевом действии-зачем мы создаем данное высказывании, для чего оно предназначено и где, в какой ситуации будет востребовано. Другими словами, не предусмотрена ситуация общения. А речевое действие, не подключённое к деятельности общения, замыкается на самом себе, утрачивает реальный смысл, становится искусственным. Эта проблема может быть решена с помощью функциональной стилистики. Эти идеи впервые прозвучали в работах Л. Выготского и его школы, а в 80 –е годы нашли отражение в системе работы по развитию речи, предложенной авторским коллективом В.И.Капинос, Н.Н.Сергеевой, М.С.Соловейчик.

Таким образом, трактовка речи как деятельности, успешно разрабатываемая многими педагогами, явилась тем стимулом, который побудил меня выбрать эту проблему в качестве темы по самообразованию. А позже наработки по методической проблеме  я оформила в виде факультативного курса, который построен по модульному принципу, т.е. предлагаемые темы могут быть углублены или сокращены в зависимости от конкретных условий обучения.

4.Ведущая педагогическая идея опыта.

.Функциональная стилистика помогает ввести учащихся в речевую ситуацию и вызвать у них «потребность в коммуникации». Это даёт возможность формировать речевые умения сознательным путём, на деятельностной основе. Коммуникативный подход к работе по развитию речи существенно меняет  и методы обучения. Наряду с традиционным для школы  прямым , имитационным методом усвоения речи(сочинение и изложение по образцу) большое значение приобретает метод моделирования речевого высказывания(сочинения нетрадиционных жанров).Выбор форм занятий( практикумы, групповая работа, лабораторные занятия) различные методы и приёмы работы позволят рационально организовать самостоятельно – творческую деятельность школьников, осуществить дифференцированный подход к ученикам с учётом их интеллектуального развития, уровня языковой подготовки, интересов и склонностей. Участие в различных творческих конкурсах  муниципального, областного, республиканского уровня могут стать накопительной оценкой  для портфолио учащихся.

5. Технология опыта.

Разбудить талант ребёнка, его собственное чувство слова, помочь становлению и развитию, направить в созидательное русло – вот перспективная и ближайшая задача каждого учебного занятия.

Не секрет, что сочинение в школе до последнего времени в глазах учеников было занятием малопривлекательным, но обязательным. Превратить сочинение из формальной обязанности в акт творчества можно, изменив традиционный подход к сочинению. На протяжении четверти века обучая детей методике написания творческих работ, я обратила внимание на то, что система обучения  по развитию речи строится стандартно и существенных изменений не претерпевает. В 5 классе работа по развитию связной речи начинается с введения понятия «текст». Далее идут сведения о типах речи, теме, идее. В 6 классе вводится понятие «стили речи», которое углубляется в 9, но в отрыве от понятия «жанры стиля», и только в 11классе понятие стиля и жанра выступают в единстве, хотя теоретическое обоснование  в полном объёме дано только для жанров публицистического стиля.. Для других стилей речи жанровые особенности введены через систему упражнений.  Другими словами, до 11класса никак не учитывается сфера  общения, т. е. область  речевой практики, в которой будет функционировать данный текст. Поэтому овладение навыками связной речи, на мой взгляд, идёт на несовершенном уровне, потому что сочинение – это прежде всего создание текста, закреплённого за той  или иной сферой  общения. Ученик должен чётко представлять цели и задачи своей работы(«Я учусь писать то-то, что пригодится мне в жизни тогда-то»). Многолетняя практика написания обезличенных в жанровом отношении сочинений мало способствует развитию авторства. На мой взгляд, жанр, определяя лексику, выразительные средства, строй речи, интонацию текста, развивает авторские умения, углубляет содержательную сторону текста сочинения, а  в контексте сферы общения – порождает мотивацию деятельности. Поэтому  свою работу по развитию речи, начиная с 5 класса, я строю как обучение опыту создания текстов определённого жанра, закреплённого за той или иной сферой общения.

Конечно, первые  занятия  я посвящаю работе над темой «Текст». Называю занятия образно: « В глубь текста» и «Архитектура текста». Ученики должны усвоить и освоить текст как сложное, разумное сплетение мыслей, выраженных точно подобранными языковыми средствами, познать его структурную и речевую форму. И лучше всего это сделать, погружая учащихся в ситуацию обязательных аналитических действий. Такие понятия, как «членимость текста»,  « смысловая цельность»,  «связность текста» в младших классах даю через образ. Приношу в класс вязаную куколку и показываю этапы работы над её изготовлением, а потом, оттолкнувшись от процесса изготовления игрушки, при помощи рисунков  и рифмовок разучиваем характеристики текста.

В руки нитку я возьму

И свяжу игрушку.

Что такое текст –пойму,

Глядя на девчушку.

_____________________              Вот нить- предложение.

                                                         Это не текст.

          _______________.             А два – уже мысли движение есть.

          _______________.

                                            А предложений побольше возьмёшь-

                                                    Ты заголовок  к нему подберёшь,              

                                                    Определишь, где начало, конец.

                                                    Главная мысль- это текста венец.

                                                    Рассмотрим игрушку вместе

                                                    И расскажем всё о тексте.

         

Таким образом , учащиеся усваивают, что текст состоит из  2 или нескольких предложений. Предмет речи-это тема высказывания. Цели высказывания- это главная мысль, которая может быть отражена в заголовке. Текст отличается смысловой цельностью, и хотя в нем (как в игрушке детали)  можно выделить подтемы (микротемы), это относительно автономное законченное высказывание. Правильно построенный текст имеет начало и конец.

   В 9 классе на устном экзамене по русском языку учащимся предлагается произвести все виды анализа текста, а одно  из заданий части А , часть В  и часть С (экзамена в форме ЕГЭ в11классе) проверяет, насколько у выпускников сформированы навыки работы с текстом. Поэтому воспитание чувства текста начинается  с работы над готовыми речевыми высказываниями.

Задания даю самые разнообразные:

-проанализировать текст по схеме;

-подобрать к тексту заглавия таким образом, чтобы в них отразилась только тема; только идея; и тема, и идея;

-объяснить заглавие, выбранное автором;

-безотносительно к тексту объяснить предложенные заглавия: указать, для какого типа речи и стиля данное заглавие подходит;

-составить текст по заданному типу или стилю речи,

-составить два текста одного стиля, но отличающиеся по типу речи( и наоборот)

Для практикума предлагаю написать начало и конец к сочинению по данной теме-заглавию

Дает хорошие результаты игра «Пазлы», направленная на  развитие логики построения текста. Предлагаю несколько текстов, разрезанных на части. Задача - определить систему расположения этих частей, собрать их, доказать свой выбор, опираясь на содержание, средства связи.

Понятие «типы речи» само по себе легко усваивается учащимися, но очень важно  показать, в каком  взаимодействии находятся понятия  «тип речи», «жанр» и «стиль». Это поможет учащимся «видеть» структуру текста, понимать его назначение, уметь его видоизменять при сжатом или выборочном пересказе, сохраняя в целом авторский вариант. Тем более будут важны эти знания при работе с текстами, в которых представлены различные типы речи.

Первоначальные знания о типах речи мои дети получают из сочиненной мною рифмовки:

Поможет описание предмет нам описать.

Задача повествования - что делает предмет узнать.

А высказать и доказать  мнение  постарается рассуждение.

Далее закрепление теоретических знаний идёт на зрительном уровне: предлагаю схемы и  слоганы.

Описание.

Начало, основная часть и заключение

Дают предметов определение.

Повествование.

Если вспомнишь ты  шапку Незнайки,

Все истории о нём расскажешь без утайки.

(Шапка Незнайки напоминает схему повествования: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка, эпилог).

Рассуждение.

Пешеходный переход – это рассуждение.

Смело ты иди вперёд: доказывай своё мнение.

Ну а если все типы речи смешать,

Художественные тексты можешь ты создавать.

И далее на примере художественных текстов рассматриваем, как  при помощи повествования идёт развитие сюжета,  описание помогает создать фоновые сведения(описать место, внешность героев, интерьер и т. д.), а рассуждение углубляет сюжетную линию. Реальное практическое значение такой работы в том,  что при написании изложения  ученик может зафиксировать  структуру текста  простейшей схемой:

1. П.

2. О.

3.О.

4. Р.

И потом её без затруднений воспроизвести, облекая в слова.

Используя тексты публицистического стиля ( в основном это статьи из детской газеты «Переменка»), учу детей, как можно вводить различные типы речи в статью и как они, взаимодействуя и дополняя друг друга, делают статью более яркой, эмоциональной.

Понятие жанра очень часто упускается учителями при работе над сочинениями, ставшими уже традиционными. А ведь уже в 5 классе работу над описанием можно успешно сочетать с освоением жанра очерка, репортажа. Например, сочинение- описание животных  «Я иду по зоопарку» мы построили как материал для экскурсии, задумав создать очерк или репортаж для газеты. И вдруг оказалось, что бесстрастно описывать животных в зоопарке нельзя. Целую бурю эмоций (от умиления до  боли) вызывает их вид. А дальше рождается раздумье, желание поднять и обсудить какие-то проблемы,  касающиеся жизни животных. А это уже публицистика чистейшей воды, настоящая проблемная статья! (Образец сочинения см. в приложениях).

Подобную методику можно использовать при описании памятника архитектуры в 8 классе. И, кстати, такое сочинение- прекрасный повод поразмышлять  о современной  архитектуре,  о проблемах градостроительства,  об отношении людей к тому, что является историческим  и культурным достоянием народа. Нельзя переоценить воспитательное значение таких сочинений  в формировании гражданской позиции подростков. ( См. приложения).

Описание внешности человека так и «просится» стать составной частью сценария  телепередачи « Крупным планом»

. Традиционное сочинение-рассуждение о  книге   легко связать с жанром рецензии, отзыва, критической статьи и т. п. В последнее время  перед сочинением , в котором поднимается  общественно-значимая проблема,  в старших классах  мы устраиваем ролевую игру «Молодёжные дебаты». Ребята получают возможность не только рассмотреть все аспекты поднятой проблемы, но и приобретают опыт публичных выступлений, учатся культуре полемики. Думаю, выпускникам легко будет справиться  с текстом, в творческой части которого предлагается высказать свою точку зрения по проблеме «Вытеснит ли компьютер  книгу?» Тематику дебатов ученики обычно выбирают сами, а методику их проведения я взяла из молодёжной передачи, которая выходила несколько лет назад « Акуна матата»( ведущий, гость, озвучивающий проблему, оппонент, вопросы из зала, две трибуны «за» и «против», свободное перемещение на которых к концу дебатов помогает выяснить мнении зала).И только после такой мощной подготовки  учащиеся выбирают жанр своей работы. Интересными оказались сочинения на тему  «Нужна ли человеку совесть?» ( см. приложение), которое потом ученица использовала на конкурсе ораторского искусства, заняв 1 место(см приложения).

 Четкое представление о типах речи и сфере употребления текста меняет не только логико- композиционную сторону сочинения, но и его содержание. Зная, что ораторское искусство  особые требования предъявляет к началу выступления, ученица, чтобы привлечь внимание аудитории, заинтриговать её, использует не прямое начало, а начало – парадокс и притчу о совести.

 Особо следует сказать и о выборе речевых средств при создании работ различных жанров. И вновь работа должна идти в контексте функциональной стилистики, практической стилистики, опираться на стилистику текста и фоностилистику.

Знакомство с наукой о стилях речи я начинаю с вводного урока, на который приношу  юмористические картинки. Вот дама в вечернем платье  бегает по стадиону, а парень  в спортивном костюме и девушка в шикарном туалете направляются в консерваторию на концерт. Вызывает смех у детей и такая картинка: парламентарий  в бейсболке  и футболке выступает на трибуне.

Спрашиваю у детей:

-В чём абсурдность этих картинок? Почему они кажутся смешными? ( приём несоответствия – несоответствие стиля  одежды и обстановки). Далее привожу тексты – несоответствия для иллюстрации ошибок в речевых ситуациях( Студент 1 курса вбегает к ректору и произносит приветствие: «Хелло! Сколько лет, сколько  зим!». Или пример заявления : « Уважаемый, любимый директор! Дайте мне отпуск! Совсем доконали ученики. К морю хочется.  Жду ответа, как ласточка лета. Учительница К. Иванова». Или зачитываю  текст телеграммы из рассказа В. Шукшина «Чудик»). Не упускаю возможности поговорить о природе смешного( наработка к уроку « Юмористический рассказ»).Интересен и пример, подсказанный Солгаником Г.Я.(кн.Русский язык. Стилистика. 10-11классы): «Робкая дева трепещет. Трусливая девка дрожит». Анализируя тексты, ученики приходят к выводу, что в зависимости от речевой ситуации об одном и том же можно сказать предельно просто, приземлено, а можно эту же мысль выразить велеречиво, почти поэтическим языком. И вот на этом этапе наблюдений будет уместна  «встреча» с чиновником, писателем, журналистом, учёным и школьником. Проводим лабораторную работу. Ребятам предлагается послушать, как будет выглядеть информация о разыгравшемся на днях буране в изложении разных людей, представителей 5 функциональных стилей.

Ученики получают возможность убедиться, что стили существуют реально, это не выдумка учёных, что со временем , выбрав профессию, они станут в своей профессиональной деятельности носителем определённого стиля речи. А пока ребята учатся распознавать их на слух, интуитивно: лёгкая, раскованная разговорная речь, суховатая, обезличенная официальная, точная научная, полная экспрессии публицистическая, образная художественная. На этом же занятии можно заложить фундамент будущих знаний, предложив оценить лексику, грамматику, синтаксис кажлого стиля.

 Дальше практикум: детям предлагается перевести известные русские сказки в плоскость 5 функциональных стилей. В старших классах работу усложняю: пусть ребята поработают «корректорами» и исправят стилевые несуразности типа «Мальчик, ты по какому поводу плачешь». В настоящее время  я работаю над созданием банка таких стилевых «ляпов».

Через деятельность учащиеся осознают, что у каждого стиля своя сфера применения, за каждым закреплён более или менее широкий круг тем. А жанры, характерные для данного стиля, помогут создать произведение для любой речевой ситуации. Ведь функциональный стиль – это своеобразный язык  в миниатюре: язык законов, науки, искусства, дипломатии… А все вместе они составляют то, что мы называем русским литературным языком. Именно функциональные стили обуславливают богатство и стилистическую гибкость русского языка.

Вот почему стилистику научной, художественной речи и т. д. надо изучать отдельными блоками и в тесной взаимосвязи с областью речевой практики.

 И ещё один важный аспект работы: нельзя забывать о том , что любой  правильно составленный текст может вызывать восхищение, если в нём использован весь арсенал изобразительных средств, характерных для  данного стиля и жанра. Работая с текстами художественного стиля речи, по крупицам  учу восхищаться волшебством мастера слова: из слова рождается образ! Но только тогда учащийся трогательно отнесётся к мастерству поэта, когда будет сделано самое трудное: разбужены талант в ребёнке и его собственное чувство слова. Помочь становлению и развитию, направить в созидательное русло- работа эта постоянная и осуществляется всегда: на уроках, на факультативе, коллективно и индивидуально. Факультатив позволяет выделить время для обсуждения творческих работ.

Темы сочинений – миниатюр различны: этюды о родной природе, бытовые зарисовки, по музыкальному фрагменту, сочинение – фантазия («Я и мои друзья в стране берендеев» или «В гостях у Ивана Грозного»), сочинение по стихотворной строчке («Быть как солнце!») Наиболее привлекательны философские темы о смысле жизни, о борьбе добра и зла. На занятиях факультатива была проведена игра «Кто я?», нужно было дать несколько ответов, не называя своего имени. Звучала лирическая музыка. все писали «поэму» о себе: «Я ручеёк, потому что он быстро бежит по жизни, преодолевая все препятствия. Ручеёк тоже сначала молодой. А потом превращается в большую реку». «Для мамы Я – лучик солнца в её нелёгкой жизни. И как бы ей ни было трудно, я всегда рядом,  и ей становится лучше».

Настоящим сюрпризом стали строки. написанные одним из моих учеников:

«Мама –солнышко моё,

Я подсолнышек её».

Вся эта работа не будет завершённой, если не придать значения оценке результатов обучения.

Учащимся позволено совершенствовать свою работу, здесь пределы не установлены, было бы желание. На любом этапе учебной деятельности учащиеся имеют определённую свободу выбора. Можно обменятся мнениями, вместе разрешить проблемы. Это  работа в группах (составить сценарий, распределить по сценарию роли, под руководством одноклассник – режиссёра приготовить инсценировку для своего класса), работа в парах (составить и решить кроссворд, анализ сочинения, отзыв на письменную работу учащегося, составить и задать вопросы по определённой теме). В ситуации делового общения и сотрудничества происходит самораскрытие и саморазвитие личности. Атмосферу заинтересованности, любования местами, дорогими для патриота нашего Отечества, создают заочные и очные экскурсии(Работа по теме «Путевые заметки»). Заочные экскурсии были совершены в Михайловское, Тарханы, Коктебель, в дом Марины Цветаевой в Трёхпрудном переулке. Экскурсию готовит экскурсовод по фотографиям, мемуарам, изданиям, связанным с литературными памятниками. По итогам экскурсии записываются путевые заметки, проводится конкурс заметок. Когда рассматривали чудные места Михайловского: уютный домик няни, Сороть в разливе, дуб уединённый, аллею А.П.Керн – все пожалели, что Михайловское так далеко от Донщины. Но главное всё-таки случилось: дети захотели увидеть своими глазами пушкинские места, прикоснуться к литературным святыням!

Большое впечатление произвели очные экскурсии по памятным местам нашего региона: станица Старочеркасская, Лукоморье, Аксай- места, связанные с пребыванием Пушкина на Дону, Домик  Чехова в Таганроге, Петровская твердыня –Азов. В планах: посещение мест, связанных с творчеством М. А. Шолохова, В. Закруткина. Эта работа тесно переплетается с направлением моей деятельности в плане самообразования по литературе «Реализация целей и задач регионального компонента литературного образования». Мною был разработан элективный курс «Дон в творчестве А.С.Пушкина и А.С. Пушкин  в творчестве донских писателей». Разработку курса и занятия «Поэт в краю необозримых» прилагаю.

В качестве методического подкрепления , дающего  представление о содержательной стороне занятий курса «Творческие работы традиционных нетрадиционных жанров», разработанного на  основе коммуникативно-ориентированной лингвистики, и используемых методах  предлагаю разработку 2 занятий по теме «Я к вам пишу…Эпистолярный жанр как труд душ» и «Речевая культура. Толерантность общения».  

К сожалению, в методической разработке нельзя передать дух творчества, сотрудничества, вдохновения, которое испытывают учащиеся, погружаясь в работу над словом. А ещё сложнее выразить  чувство удовлетворения, когда осознаёшь, что ученик не просто идёт за учителем, он его активный помощник, способный внести коррективы в урок, посмотреть на проблему под другим углом. А как приятно бывает узнать о победах своих учеников в творческих конкурсах !

                            7. Результативность опыта.

На протяжении многих лет мои ученики принимают участие во всех творческих конкурсах, которые проводит Министерство образования Ростовской области. Это конкурсы литературного творчества, фестивали. За последние три года мои учащиеся стали победителями конкурсов:

  1. Конкурс творческих работ «Славный сын донского края», посвященный столетию М. А. Шолохова (исследовательская  работа клуба «Родничок» «Система образов в прозе Шолохова») Работа Терентьевой Евгении «Образ Григория Мелехова в живописи» отмечена дипломом на областном конкурсе.
  2. Конкурс, посвященный творчеству Петра Лебеденко и Виталия Закруткина (Дробич Дарья, Попова Мария, Нарижная Екатерина- 2-3 места в различных номинациях)
  3. «Чтобы счастлива, сильна была любимая страна»( Попова Мария, диплом второй степени в областном конкурсе, Подмогильная Ксения первое место в городском конкурсе, коллективная работа 8 класса - второе место).
  4. Конкурс сочинений «Экология Дона»(Подмогильная Ксения работа «Я иду по зоопарку» внесена в сборник лучших работ учащихся Ростовской области).
  5. Конкурс сочинений «Будущее нашего города» (Ларкина Ирина – диплом первой степени, Федюк О – диплом третьей степени)

Ученица  Косенко Елена на протяжении трех лет (9,10,11 класс) была победительницей олимпиад по русскому языку. Из нынешних моих старшеклассников Нарижная Екатерина (9 класс) стала победительницей олимпиады по литературе ( 3 место).

6.В 2007 уч. году  буклет по избирательному праву, созданный учащимися 10 класса Волоцковой О., Иванченко Д,  Нарижной Е., был направлен на областной конкурс УМК по избирательному праву.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1. Ф.И.О. автора   Подмогильная Любовь Павловна________________________________

2. Город (село, станица)  Новошахтинск__________________________________________

3. Образовательное учреждение МОУ «СОШ №34№ г.Новошахтинск Ростовская область__________________

4. Занимаемая должность Учитель русского языка и литературы_____________

5. Педагогический стаж и

Квалификационная категория 25 лет, первая  категория____________________

6. Тема педагогического опыта Обучение связной речи на основе_функциональной стилистики. Теория и практика сочинений традиционных и нетрадиционных жанров.___________________________________

7. Уровень опыта по степени новизны в комбинации элементов известных методик, в совершенствовании отдельных сторон педагогического труда.

8.Данный  курс позволяет решить следующие задачи:

-расширение и углубление знаний, которые учащиеся получают на уроках развития речи,

-совершенствование коммуникативной компетенции учащихся,

-пробуждение интереса к самостоятельному литературному творчеству,

 -обучение многоаспектному анализу языковых и речевых явлений;

-формирование индивидуального стиля речи;

-расширение лингвистического кругозора;

-воспитание языкового чутья и вкуса, способности интегрировать полученные знания на внутри- и межпредметном уровнях, в общественно- практической деятельности.

9.Функциональная стилистика помогает ввести учащихся в речевую ситуацию и вызвать у них «потребность в коммуникации». Это даёт возможность формировать речевые умения сознательным путём, на деятельностной основе. Коммуникативный подход к работе по развитию речи существенно меняет  и методы обучения. Наряду с традиционным для школы  прямым , имитационным методом усвоения речи(сочинение и изложение по образцу) большое значение приобретает метод моделирования речевого высказывания(сочинения нетрадиционных жанров).Выбор форм занятий( практикумы, групповая работа, лабораторные занятия) различные методы и приёмы работы позволят рационально организовать самостоятельно – творческую деятельность школьников, осуществить дифференцированный подход к ученикам с учётом их интеллектуального развития, уровня языковой подготовки, интересов и склонностей. Участие в различных творческих конкурсах  муниципального, областного, республиканского уровня могут стать накопительной оценкой  для портфолио учащихся.

.

В опыте используют различные виды деятельности:

а) анализ художественного текста;

б) словесное рисование и набор красок по теме произведения;

в) элементы исследовательской работы ;

г) подбор музыкальных фрагментов по заданной теме;

д) создание собственных творческих работ;

ё) работа с фразеологизмами, с этимологией слова;

ж) инсценирование, заочные и очные экскурсии;

з) формы работы: работа в группах (составить сценарий, распределить по сценарию роли, под руководством одноклассника режиссёра, приготовить инсценировку для своего класса), работа в парах (составить и решить кроссворд, анализ сочинения, отзыв на письменную работу учащихся, составить и задать вопросы по определённой теме).

Для результатов обучения большое значение имеет моральная оценка товарищей, учителя. Учащимся позволено совершенствовать свою работу, здесь пределы не установлены. На любом этапе учебной деятельности ученики имеют определённую свободу выбора.

10. Эффективность опыта Курс формирует мировоззрение учащихся, готовит к коммуникативной деятельности и самореализации в многоречевом и многоликом мире, способствует формированию художественного вкуса учащихся и обогащению их речи. В классах, где ведётся факультативный курс, отмечена позитивная динамика уровня обученности учащихся русскому языку(100%), учащиеся принимают участие в школьных, районных, олимпиадах по русскому языку и литературе, учувствуют в городских и областных творческих конкурсах, показывая высокие результаты.

11. Экспертное заключение. Цели и задачи опыта соответствуют современным требованиям и содержанию образования. Опыт представляет практический интерес для учителей русского языка, литературы.

12. Последователи: учителя школьного методического объединения, городского методического объединения

13. Кто и когда изучал. Опыт изучался в школьном методическом объединении; выступала на школьном педагогическом совете, на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы, участвовала в теоретических семинарах, проводила практический семинар по проблеме для учителей города.

 14. Выводы, рекомендации. Представленный материал соответствует требованиям Положения «О внесение ППО в банк данных», рекомендован для изучения и применения учителям русского языка, литературы, истории.



Предварительный просмотр:

Урок на тему « Речевая культура. Толерантность общения».

Цель урока: ознакомить учащихся с понятием «толерантность общения», стимулировать в поисках собственного понимания толерантности, дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности при речевом общении, научить способам бесконфликтного общения.

     

Оформление: знак монады, иллюстрации, на которых изображены человеческие лица, картины современных художников- авангардистов, подходящие по тематике.

Эпиграф:                                    

                                                        Нам не дано предугадать,

                                                         Как слово наше отзовётся…

                                                                           Ф. И. Тютчев

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести…

                                                                             Вл. Шефнер

1.Вступительное слово учителя:

-Из уроков обществоведения вы уже знаете, что такое толерантность. Напомните, пожалуйста, его лексическое значение и проверьте себя по толковому словарю.

«Толерантность-терпимость к чужим мнениям, верованиям, идеям и поведению».

Наполните конкретным содержанием это понятие, приведите примеры.

Ответы учащихся:

-Толерантность- это такое качество, которое проявляется, когда общаются люди, отличающиеся взглядами, вкусами…

-Толерантным считается человек, который способен принять другого человека таким, как он есть.

-Стремление к взаимопониманию - это тоже толерантность.

-Толерантный человек всегда милосерден.

Учитель:

-Подберите антоним к слову «толерантность» ( нетерпимость, конфликтность, отчуждённость, враждебность…) Знакомство с понятием  «интолерантность».

Наверное, вам будет интересно узнать, что начиная с 2001 года , объявлено десятилетие толерантности и взаимопонимания.

- Почему, на ваш взгляд,  сегодня так важен этот  аспект бытия современного человека?  (Ответы учащихся).

Обобщение учителя:

Набирает обороты третье тысячелетие. Чудеса техники вошли в наш быт: компьютеры, сотовая связь, Интернет, цифровое телевидение…. Казалось бы, жизнь должна стать счастливее, спокойнее. Но мы всё чаще и чаще слышим о зонах конфликтов. Экстремизм, агрессия, насилие…-слова, ставшие обыденными в нашей жизни. Причём зоны конфликтов проходят не только через регионы, они входят в наши дома, разъедая души непониманием и злобой.

2.Сообщение ученика:

(показывает знак монады) Кто знает, что это за символ? Этот знак мы найдём на флаге и гербе  Южной Кореи. В нём воплощена  древняя восточная теория о двух силах, на которых покоится вся Вселенная. В мире нет юга без севера, верха без низа, тепла без холода…(продолжите этот ряд).

В человеке тоже уживаются рядом добро и зло, активность и пассивность…(продолжите этот ряд). Так вот, древние корейцы не знали, что такое толерантность, но они верили, что мир не ввергнут в хаос, потому что есть силы, которые сохраняют гармонию. И эти силы, если их постигнет человек, сделают счастливым не только конкретного человека, но и всё человечество.

3. Давайте обратимся к таблице, на которой мы найдём  название этих сил (работа со схемой  ТОЛЕРАНТНОСТЬ –сострадание, прощение, милосердие, уважение, взаимопонимание, сотрудничество. партнёрство).

А теперь поиграем. Поделитесь на три команды. Ваша задача: представьте названные категории в виде цветов и нарисуйте свой «Букет толерантности». Это соревнование. Жюри будет учитывать не только качество рисунка, но и скорость выполнения задания.

(Команды получают ватманы и коробки карандашей, но вся загвоздка заключается в том, что карандаши в коробке одноцветные,  у каждой команды свой цвет, таким образом, рисунки будут также  выполнены в одном цвете). Жюри ( а это ребята-помощники) критически оценивает рисунки, но победителей не называет: все команды проиграли, так как забыли главное правило успешной работы- привлекай людей к сотрудничеству, учись взаимодействовать с окружающими. Если бы группы обменялись карандашами, то получились бы яркие букеты, символизирующие многоцветие и пестроту нашей жизни. И ещё к одному выводу нужно подвести ребят:

- В 70-е годы была очень популярна песенка «Оранжевый мир», где были такие строчки:

Оранжевое солнце,

Оранжевое небо,

Оранжевые дети,

Оранжево поют.

-Хотелось бы вам жить в мире, где всё одинаковое? (Ответы детей, затем зачитывается отрывок из  романа Е.Замятина «Мы», в котором воплощена идея нивелирования личности в тоталитарном государстве).

-Хорошо или плохо, что мы разные?

-Как жить в обществе, где столько разных людей?

Вывод: различия дополняют и обогащают людей. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решать проблемы и задачи на основе сотрудничества. И главный помощник  нам в этом - толерантность общения.

4. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Оно позволило людям достичь высот цивилизации, познать себя, передать накопленное своим детям. Овладение искусством общения необходимо для каждого. Наверное, нельзя представить себе человека, который не хотел бы держаться раскованно, свободно в любом обществе и компании. Каждый мечтает нравится и привлекать к себе внимание окружающих манерами, внешностью, умением чувствовать себя защищённо и уверенно в самой сложной ситуации. Как добиться этого и в то же время сохранить гармонию в отношениях  с окружающим? Что такое дар общения?

Прежде всего, на мой взгляд, это чуткое сердце, способность понять и воспринять состояние другого человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить его горе или радость.

Я предлагаю вам ещё одну игру, которая называется «Белая ворона». Суть её в следующем: ведущий выходит за дверь, ребята распределяют роли – 5-6 чёрных и 1 белая ворона. Они должны изобразить стаю, оправдывая поговорку « Чувствовать себя белой вороной». Ведущий по поведению «стаи» должен определить, какая из ворон белая.

Обсуждение:

(вопрос ведущему) – По каким признакам ты опознал белую ворону?

(вопрос «стае») – Что вы почувствовали, когда  к вам в стаю попала белая ворона?

(вопрос белой вороне) – Какие чувства пережила ты, когда оказалась в роли белой вороны?

Рефлексия: попробуем (по цепочке) составить монолог белой вороны.

Вывод: учись ставить себя на место других. Относись к другим так, как  ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Введение термина «эмпатия»-умение видеть мир глазами других, понимать его так же , как другие.

Практикум . Теперь это правило попробуем применить на практике. В Англии есть выражение « примерить башмаки другого». Я вам предлагаю «походить в обуви» вашей мамы, когда вы задерживаетесь и забываете ей позвонить. Представьте и опишите её переживания. А теперь  смоделируйте свой ответ, если она вас встретит упрёком.(Ответы ребят)

Вывод.

Оказалось, что и обида куда-то ушла, и интонация стала мягче. Запомните совет: если назревает конфликтная ситуация с близкими тебе людьми, «походи в их ботинках» и только потом отвечай на упрёки. Это позволит  тебе взглянуть на ситуацию под другим углом и оценить, насколько ты в этой ситуации прав.

5. А дальше мы с вами поговорим ещё об одном ведущем принципе коммуникации, который называется принцип вежливости. В американских школах есть предмет- «public rejationshih» -построение взаимоотношений. Даже дети знают основы бесконфликтных взаимоотношений с другими людьми. Попробуем и мы освоить эти правила.

Работа идёт в группах. Каждая группа получает карточку, в которой записаны возможные попутчики по купе, с которыми  предстоит совершить длительное путешествие. Например: 1) цыганка, 2) неаккуратно одетая женщина с маленьким ребёнком, 3) подросток, похожий на панка (варианты для каждой группы подбираются разные).

Опрос:

-Что вы почувствовали, когда представили своих попутчиков?

-Как вы думаете, а испытали ли радость люди, глядя на вас? Кого бы предпочёл в попутчики каждый из них?

Вывод: людям приходится так же терпеть вас, как и вам их, поэтому лучший способ- проявить дружелюбие.

6. Проведём ещё один эксперимент. Повернитесь друг к другу. Пусть каждый из вас представит, что по вашей руке ползёт чёрный мохнатый паук. Какое выражение лица было у вашего партнёра? Теперь другая картинка: вам дарят вещь, о которой вы давно мечтали? ( Ребята описывают выражение лица своих партнёров по эксперименту). Оказывается, хотим мы или нет, но на нашем лице отражаются наши чувства и мысли, т. е. общение начинается на невербальном уровне. Что же это такое?

Сообщение ученика. Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний используют жестикулярно – мимическую речь. Язык мимики и жестов позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает. Насколько участники диалога владеют собой, как они действительно относятся друг к другу. Главным показателем чувств говорящего  является выражение его лица,  его мимика.

А теперь вспомните свою мимику. когда  вы мысленно представляли  своих попутчиков.

Оцените, удачен ли был ваш первый шаг в налаживании отношений?

Вывод: необходимо знать, насколько выразительна ваша мимика и учиться ею владеть.

Практикум:1.Определите чувства, которые испытывает собеседник, если у него брови приподняты, глаза широко открыты, кончики губ опушены вниз (удивление);

2.Попробуйте изобразить гнев, печаль.

В «Кратком руководстве к риторике» М.В.Ломоносова вы найдете описание многих жестов, которые использует русский человек (жесты иностранцев существенно отличаются). А как вы думаете, какую мимику лучше всего было использовать, входя в вагон? (Улыбка). Улыбка подобна золотому ключику, который открывает дверцы человеческих душ. Улыбнитесь, закрепите это состояние и не забывайте начинать общение именно с улыбки. Помните всегда притчу о том, как поспорили солнце и ветер, кто из них быстрее разденет путника. Сколько ни дул ветер, нагоняя грозовые тучи, сколько ни срывал одежду с человека, тот упорно запахивал плащ и шёл вперёд. Но стоило солнышку озарить путника теплом и светом, как он снял плащ и улыбнулся солнцу в ответ. Дружелюбие и доброжелательность всегда сильнее напора и ярости.

7.Приветствие – это следующий шаг в налаживании контактов. Раздаются карточки с заданием объяснить, в какой речевой ситуации уместен выбор той или иной формы приветствия:

Здравствуйте. Добрый день. Здорово, народ! Всем привет! Моё почтение. Наше вам с кисточкой! Хелло! Ба, какие люди!

С каким приветствием лучше всего обратиться к незнакомым людям? Какой эффект может вызвать другое приветствие?

 Настало время познакомить вас с книгой известного американского учёного, преподавателя и публициста Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». В ней вы найдёте советы, как расположить к себе людей  и оказывать на них влияние. Один из способов понравиться людям звучит так: «Помните, что в любом языке нет для человека звука значительнее и приятнее , чем звук собственного имени».Знакомясь с людьми, старайтесь запомнить имя и отчество каждого. Обращаясь к собеседнику, называйте его так, как он вам позволит.

8. О чем разговаривать с человеком малознакомым, когда взаимное молчание становится неудобным? Вы правильно догадались - о погоде. Это тема, интересующая каждого, вполне безопасная и бесконфликтная. Неинтересная? Это верно. Но ведь говорить о ней вы будете не всю дорогу. Это своеобразный трамплин для дальнейшего общения.

О чем можно говорить еще? (Учащиеся предлагают темы : о телевидении,  газетных новостях, спорте, политике) .В конечном итоге обязательно найдется вопрос, способный увлечь обоих собеседников. Но будьте готовы и к тому, что в разговоре выяснится, что у вас разные представления о предмете, ставшем темой обсуждения. Вот тогда вы можете оказаться втянутыми в дискуссию. А умение ее вести- целое искусство. (Об этом мы будем говорить более подробно на следующем уроке). Запомните для начала несколько несложных правил:

- В споре всегда следует исходить из уважения к своим собеседникам.

- Нельзя употреблять аргументы типа «тугодум», «эгоист», «циник», « ты не прав».

- Защищай свою точку зрения, а не критически оценивай позицию противника.

-Начинай говорить только тогда, когда собеседник замолчал.

- Если собеседник начал горячиться, повышать голос, то спор лучше прекратить.

- Такт и корректность не должны перерасти во взаимные оскорбления.

А теперь подведём итог нашей теме. Продолжите мою фразу: «Сегодня мы учились…», «Важным для меня стало…», «По этой теме я обязательно прочту…».

9.Творческая работа. Можно провести в классе в качестве творческого задания сочинение слоганов по теме. Образцы работ детей:

Я – это я,

А ты-это ты.

Мы разные,

 словно деревья, цветы.

Мир многоцветный мы сохраним,

Если любовью всех окружим.

В споре можешь победить,

Но врагов себе нажить.

Чтобы мама не сердилась

На сыночка своего,

Ты «надень её ботинки»,

А потом иди в кино.

Толерантным чтобы быть,

Надо ближнего любить.

Думай больше о других

И найдёшь друзей своих.

Стань солнцем в мире людей,

Лучами любви всех обогрей.

А как вам тема сочинения, подсказанная ребятами, «Стань солнцем…» ?  По –моему, самое время начать философские размышления, чтобы продолжить их при изучении романов Ф.М. Достоевского.

Литература:

1.Шустова Л.П .Воспитание толерантности: приёмы индивидуальной и групповой работы. Научно-методический журнал «Классный руководитель» -2006г.

2.Л.А.Введенская, Л. Г.Павлова, Е. Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи. Ростов н\Д, «Феникс», 2004.

3.Т.Николаева, С.Илларионов. Этикет и мы. М., 1993.

4.Я.Камычек .Вежливость на каждый день. М., 1994.

5. Д. Карнеги. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. Екатеринбург., 2000.



Предварительный просмотр:

Урок письма

Цель урока:

  1. Создать условия для развития у учащихся потребности в освоении эпистолярного жанра.
  2.  Сконцентрировать внимание школьника на ценностях родного языка.
  3. Дать возможность учащимся  проявить свои способности в написании писем.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Любите ли вы писать письма? Больше, чем уверена, многие дадут отрицательный ответ. И причина кроется во многих факторах.

Некоторые ответят, что писать письма долго, необходимо, иметь, как минимум, час времени. Другие скажут, что в век сотовой связи и информационных технологий легче позвонить, послать СМС, связаться по электронной почте.

Да, конечно, во многом вы правы. Но чтобы истина стала очевидной, ответьте мне на такой вопрос:

А любите ли вы получать письма?

Ответ, конечно, утвердительный. Давайте разберёмся, почему? (выслушиваются ответы ребят).

Учитель: Да, ребята, вы правы. Телефонный разговор предполагает сообщение краткой информации. Письмо же всегда  раскрывает личность корреспондента, его духовный мир, у каждого письма возникает свой сюжет, в зависимости от характера отношений разных адресатов, сюжет со своим началом и концом. Это маленькое литературное произведение, написанное специально для вас. Оно материально: его можно подержать в руках, рассмотреть марку, оформление. Даже запах у всех писем разный: надушенный листочек у девушек, машинно-масляный у солдатского письма, антикварно-необычный – у писем пожилых людей. Да и разглядывая почерк, вы всегда можете понять, что чувствовал человек, когда писал: здесь размытые водяные пятнышки – это бабушка всплакнула; там – буквы «  убежали» со строчки – это очки «уползли» с её носа.

А в этом письме почерк стремительный, размашистый  или, наоборот, мелкий, скупой - видно, торопился с ответом человек.

Да и потом, существуют такие ситуации, когда воспользоваться другим видом связи просто невозможно. Как связаться с солдатом, с бабушкой, живущей в глухой деревне и не признающих никаких мобильных телефонов? А письма до  востребования, знакомства по переписке.

Значит, уметь писать письма – это важно, необходимо.

А знаете ли вы правила, которые диктует современный этикет, когда вы выполняете переписку.

Этому мы сегодня с вами и будем учиться.  У нас в гостях знаменитый почтальон Печкин, который  ответит  на все ваши вопросы и научит  правильно писать письма.

2.. Страничка историческая.

Почтальон Печкин Знаете ли вы, ребята, что письма – древний и всегда современный род человеческого общения? Появление письменности у людей связано прежде всего с потребностью передать информацию .Первые письма были порой очень странными: это пластушка камня с высеченным рисунком, кусок бересты с нацарапанными значками, бычья кожа и т. д.

Наверное, каждый из вас вспомнит оригинальное письмо, которое послала финка лапландке, чтобы та помогла Герде добраться до чертогов Снежной Королевы. (На мороженой рыбе) Но это в сказке. А как было на самом деле? Первые письмена появились 3 тысячи лет назад в Ассирии. Они были написаны клинописью на глиняной табличке. Письмо обжигали, а потом его укладывали в глиняную оболочку, писали адрес и снова обжигали. Дело за маркой. Но тут придётся подождать: марку изобретут ещё очень не скоро. Тот, кому предназначалось письмо, осторожно разбивал конверт. Представляете, какой была ноша первых почтальонов? Да их ещё могли посадить на кол, если принесённая весть была плоха. Наверное, вам будет интересно узнать, что почта в России появилась во времена царя Алексея Михайловича благодаря боярину Ордин-Нащёкину. Об этом и многом другом из истории письма вы можете узнать вот из этой книги (достаёт  из сумки книгу Г.Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий».

А теперь, ребята, поиграем. Представьте, что вы первобытный человек и вам необходимо передать такую информацию: «У горячего ключа пасётся стадо бизонов. Нужно подкрепление – 10 воинов с копьями».

(Обсуждение писем)

Учитель. С возникновением письменности люди получили возможность писать чаще, расширялась география их общения. Правда, грамота была доступна только царям, знатным боярам и церковнослужителям.

Вот как начиналось письмо протопопа Аввакума, жившего в 17 веке.

«Списокъ з грамотки страдальца Христова Аввакума отца. Дътямъ моим благословение и дому моему миръ»

И в заключение:

«Писано в темницъ лучинкою кое-как, майя въ 30 день».

- Скажите, чем отличается построение современного письма от того, что я вам прочла?

- С чего оно обычно начинается? Какавы его компоненты?

(Да, конечно,  с обращения. Необходимым компонентом начала письма  является дата и место ).

Послушайте отрывок из рассказа А. Алексина:

«Я почти никогда еще не получал писем по почте. Вернее сказать, я не получал «личных» писем, где бы на конвертах было написано: «Севе Котлову». А так-то вообще мне писали: и дедушка (мамин папа), и бабушка (папина мама), и сами мама с папой, кода они в доме отдыха бывали. Письма бабушки и дедушки всегда были адресованы маме, и только внутри конверта один из листков начинался словами: «Дорогой Всеволод!» (так писал дедушка) или «Родненький мой внучек» (так писала бабушка).

- О чем говорят обращения, которые использовали по отношению к внуку дедушка и бабушка? А какие обращения приняты в вашей семье?

- А как надо оформить обращение в письме?

А теперь вновь конкурс.

Ну-ка, посоревнуемся, кто придумает как можно больше обращений, с которых можно начать письмо.

(Учитывается оригинальность) Письмо 18 века: милостивый государь, сударыня, голубушка, почтеннейший А. П. , уважаемый Н. В.и т. д.

Письмо 20 века:

Здравствуй, доченька, сыночек.

Солнышко мое, внученька.

Дорогие бабушка, дедушка.

(Дополнительный вопрос) -А как заканчивали письма наши предки? (Искренне ваш…Совершенно преданный вам… и.т.д.)

Практикум. Ребятам раздаются письма А.П.Чехова, А Блока, А.М. Горького, Л.Н.Толстого, Ф.М. Достоевского. Задание: определить, какие средства языка характерны для дружеской переписки (обращения, глаголы в повелительном наклонении, которые создают ощущение диалога, вопросительные предложения, неполные и эллептические предложения и т.д.)

3.. Страничка литературная.

Учитель. А знаете ли вы, почему так хорошо писали Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н. А. Некрасов? Мне кажется, все дело в том, что они тренировали свой стиль, когда писали письма. Д. С.Лихачёв даже придумал систему, следуя которой можно хорошо научиться писать: «Во-первых, чтобы язык мой был богатым, я читал книги, с моей точки зрения, хорошо написанные, написанные хорошей прозой, и делал из них выписки…

Во-вторых, я решил писать каждый день особым образом - «без отрыва пера от бумаги», т. е. не останавливаясь. Я решил ( и решил правильно), что главный источник богатой письменной речи- речь устная .Поэтому я старался записывать свою собственную внутреннюю устную речь, старался пером догнать внутренний монолог, обращённый к конкретному читателю, адресату письма или просто читателю. И как-то быстро стало получаться».

Учитель демонстрирует тома переписки писателей-классиков

Наверное,  потому форма письма стала литературным приемом, которым пользовались многие крупнейшие писатели. Вспомним «Новую Элоизу» Руссо или «Евгения Онегина» А. Пушкина, «Бедных людей» Ф. М. Достоевского или  «Двух капитанов»  В. Каверина.

Эпистолярный жанр-это произведение, написанное в форме письма.

Почтальон Печкин. А знаете ли вы, что все письма по своему назначению делятся на личные и официально-деловые. И если вы не любите писать личные письма, то деловые вы должны уметь оформлять. От этого будет зависеть ваша успешность на работе, имидж делового человека. Разновидностей деловых писем много: письма-запросы, письма-предложения, письма-презентации (рекламации, письма-ответы. И чтобы правильно написать такое  письмо, необходимо знать правила их оформления, языковые модели.

Почтальон Печкин демонстрирует книгу под редакцией Л.А.Введенской «Русский язык и культура речи», где ребята могут найти не только образцы заполнения официальных писем, но и почерпнуть много полезной информации по культуре общения.

Раздает бланки писем, и ребята пробуют оформить письмо-приглашение ветерану войны на урок Мужества.

4. Страничка театральная.

. Но какое бы вы письмо ни написали, каждому надо помнить правила,  которые необходимо знать каждому культурному человеку.

Почтальон Печкин предлагает для просмотра  фрагмента известного мультфильма «Зима в Простоквашино» (по сценарию Э.Успенского), где кот Матроскин и Шарик ведут между собой переписку.

 Обсуждение.

Почему послания, которыми обменивались Матроскин и Шарик, не помогли им помириться? ( Они оскорбляют друг друга, а письмо должно быть выдержано в дружеском тоне).

Почему Печкин не принимает такое послание: «Поздравляю тебя, Шарик! Шарик, ты балбес!»(Взаимоисключающие речевые акты).

Учитель: Поссориться легко, а вот помириться трудно. И порой людям при общении бывает из-за сильных эмоций очень трудно добиться понимания. Я знаю женщину, которая после ссоры с дочерью  ночью писала ей письма, а утром клала их спящей девочке на подушку. Письма явились для неё спасением, не давшим разрушить дружбу.

А ещё есть письма…к себе.

5.Страничка психологическая.  В наш очень напряжённый и стремительный век   человек часто попадает в очень непростые ситуации, оказывается в состоянии стресса, очень сильной обиды, тревоги. Психологи советуют:

Возьмите 5 разноцветных страничек.

На белой вы описываете ситуацию формально, как протокол.

На коричневой вы выражаете все негативные эмоции по поводу случившегося.

На жёлтой вы излагаете  весь позитив.

На зелёной  вы творчески осмысливаете произошедшее( стихотворение, рассказ, рисунок)

На синей вы играете роль мудреца, который делает выводы и даёт советы. Он-и есть решение вашей проблемы. Все остальные помогли взглянуть на проблему со стороны.

Важно! Письмо не должно быть для вас тяжёлой повинностью. Пишите от души, иначе терапевтического эффекта не будет.

6.Страничка эстетическая. Почтальон Печкин показывает образцы писем и просит сформулировать правила для пишущего.

  1. Письмо неряхи (помятый, грязный лист, небрежный почерк)

    Правило №1  Любое письмо должно быть написано чисто и аккуратно.

  1. Письмо необязательного человека

    Правило№2 Ответ на любое письмо должен быть дан в течение недели.

  1. Письмо невыдержанного человека

     Правило№3  Никогда не следует писать письма в гневе, который скоро проходит, а упреки и оскорбления остаются.

  1. Письмо анонимщика

    Правило№4 Анонимные письма - явление отвратительное и не имеющие себе оправдания.

Почтальон Печкин.  И еще об одном запрете я хотел бы вам напомнить- о тайне переписки. Как вы понимаете это выражение?

Вывод: воспитанный человек никогда не интересуется чужими письмами и не дает адресованных ему писем для прочтения другим людям.

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и ещё-

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

В. Высоцкий.

Читать чужие письма нельзя.

Поэтому и хранить их нужно в специальной коробке, предназначенной для этих целей.

Учащиеся записывают правила, комментируя орфограммы.

7.. Страничка поэтическая.

Письма тесно связаны с человеческими чувствами, переживаниями. Любовь, дружба, память, дом, детство, отец, мать, Родина … Тематика писем может быть бесконечной. Сейчас  эти письма «заговорят» с вами.

Демонстрируются обожженное письмо и читается стихотворение ТютчеваФ. И.

«Она сидела на полу и груды писем разбирала…»

Письма - это память. Во многих семьях хранятся необычные письма, ставшие семейными реликвиями. Демонстрируется письмо - солдатский треугольник.

Ученик читает стихотворение  Ю. Друниной «Зинка». (Можно предложить для прослушивания стихотворения-письма С. Есенина  и т. д.).

8.. Страничка творческая.

Старая мудрость гласит: много говорить и много сказать - не одно и то же.

«Когда человек не знает, до какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека)

Главное в письмах – знать, что ты хочешь написать, и уметь сказать это эмоционально, просто, лаконично.  Золотое правило пишущего:

«Писать надо так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно».

Я предлагаю вам несколько тем для писем:

«Письмо человечеству, или Поговорим об экологии».

«Прости меня, мама».

«Письмо себе».

«Письмо фаната».

К последней теме комментарий:

- Какой подход  в письме вы будете использовать? ( « Я-подход» или «Мы- подход»)

В чём их отличие?

Как вы выразите своё уважение к адресату?( Через обращение, местоимение Вы, общий уважительный тон письма).

Подумайте, о чём будет ваше письмо? Помните, что известные люди очень заняты. Ваше письмо должно быть оригинальным и интересным, чтобы вам захотелось ответить.

Это Д/З.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные и нетрадиционные приемы в работе с детьми с речевыми нарушениями

Разнообразие методов  в работе логопеда способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, стабилизируют внимание, сглаживают неврологическую симптоматику, создают  базу...

Традиционные и нетрадиционные методы работы музыкального руководителя

в данной статье рассматриваются вопросы традиционных и нетрадиционных методов в работе музыкадбного руководителя...

Творческие работы нетрадиционных жанров

Исследование «морфологии» текста, особенностей его содержания, строения и речевого оформления, развивать умение речевой импровизации, употребления незапланированных индивидуальных языковых...

Традиционные и нетрадиционные формы работы на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Описан опыт рвботы на уроках математики в условиях реализации ФГОС...

Творческая работа "Традиционная культура - живопись шерстью"

На Юго-Западе России, в предгорьях Северного Кавказа находится загадочная и удивительная республика — Карачаево-Черкесия. Гостям этого волшебного края может показаться, что они попали в сказку ...