Традиционные и нетрадиционные приемы в работе с детьми с речевыми нарушениями
статья по теме
Разнообразие методов в работе логопеда способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, стабилизируют внимание, сглаживают неврологическую симптоматику, создают базу для обеспечения сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsionnye_i_netraditsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_rechevymi_narusheniyami.doc | 818.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиционные и нетрадиционные приемы в работе с детьми с речевыми нарушениями.
Разделкина Н.О.
Учитель-дефектолог, логопед,
ГБОУ ЦПМСС «Родник»
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями.
Кроме нарушения звукопроизношения ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, алалией, дизартрией, заиканием и т.д.
Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто проявляется сильная привязанность к кому-либо. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности.
Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи, и т.д.
Задача педагогов, как логопедов, так и дефектологов, - на занятиях подобрать такие формы и методы обучения детей с речевыми нарушениями, которые целенаправленно будут стимулировать двигательную и речевую активность детей, влиять на коррекцию речевого развития, развивать активный словарь, положительно влиять на эмоционально-волевую сферу.
В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей все больше места занимают специальные техники, куда входят такие направления как: логопедические сказки, работа с природным материалом (вода, песок, камешки), работа с разными куклами работа с графическими схемами, как прием мнемотехники, многофункциональное использование дидактических пособий (например, кубики), как творческой деятельности. А также использование разнообразных игр для улучшения эмоционального настроения ребенка на занятии.
Значительный интерес в работе с детьми с нарушениями речи представляет работа с различными куклами (куклы на палочках, руковичковые, картонажные, бибабо). Куклы помогают разыгрывать различные ситуации из жизни и сказочные сюжеты. Для многих детей куклы-марионетки становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Кроме того, взрослые от имени куклы могут проводить различные развивающие занятия, игры. (Фото 1)
Фото 1. Кукла марионетка
Работа детей с куклами способствует совершенствованию моторных навыков, координации движений правой и левой рук, вращению кистями и пальцами, а также развитию связной речи, работе над мимической мускулатурой лица. Например: «Покажи, как кукла радуется, (сердится, злится, боится, удивляется)?». Проигрывание с куклой может сопровождаться работой с зеркалом: «А ты можешь сделать так же, как она? Покажи». Параллельно у детей развивается фантазия, относительно тех или иных ситуаций, эмоциональных состояний: «Давайте подумаем, чему радуется кукла, что произошло с ней забавного (и т.д.)».
Следующее направление – работа с природным материалом (песок, вода, камешки и др.).
Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние человека, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Ребенку предлагается «поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т.д.); «пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, и т.д. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для психомоторного развития ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат рассказывать о своих ощущениях. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д. Песок можно использовать как игровой момент в логопедической работе, например, над дифференциацией поставленных звуков в словах.
Для этого не обязательно использовать всю песочницу, можно пользоваться и емкостью размером с обувную коробку. Спрятав в песок карточки с нарисованными на них различными предметами на определенный звук, педагог просит ребенка найти карточку и назвать, что на ней нарисовано, уделяя внимание правильному звукопроизношению. Или же отложить только те, которые начинаются на заданный педагогом звук. Также можно использовать песок при работе по развитию лексико-грамматического строя по некоторым лексическим темам. Например, по теме «Овощи» можно «сажать» маленькие муляжи овощей в песочные «грядки», имитируя огород и т.д.
Менее часто используемый прием в логопедической работе – это использование воды. Вода известнейшее средство для снятия напряжения и усталости. Дети очень любят возиться в воде. Этот прием как своеобразную хитрость можно использовать в коррекционной работе. Всем известна игра «Буря в стакане» на развитие силы дыхания, когда в прозрачный стакан с водой кладется соломинка для коктейлей и ребенку предлагается подуть в соломинку, вызывая всплески и пузыри. Но можно также использовать воду для работы по автоматизации поставленных звуков, или обучению ребенка грамоте. В емкость с теплой водой (лучше всего пластмассовый тазик) кладутся буквы азбуки, ребенку предлагается вытащить (названную букву или) символ звука.
Так же в коррекционной работе можно использовать и другие природные материалы, например камешки и шишки. Своеобразный «пальчиковый бассейн» можно сделать очень просто: взять любую коробку, в нее набрать мелкие разноцветные камушки или шишки. «Купая» пальчики в таких «Бассейнах» ребенок тренирует двигательные мышцы пальцев рук,
Одно из направлений в коррекционно-развивающей работе это работа с графическими таблицами или мнемотехника.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Дидактический материал в виде мнемотаблиц, схем - моделей можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных и творческих рассказов.
И следующее направление - это логосказки.
Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (вниманию, памяти, мышления, воображения).
Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и дефектологи. Используя или куклы (бибабо, руковичковые, картонажные) или деревянные модели персонажей с декорациями, логопед, предварительно изучив с ребенком сказку, просит рассказать сказку самостоятельно, проговаривая реплики героев с «нужным голосом». Таким образом, логопед развивает у ребенка не только связную речь, но и работает над развитием высоты и тембром голоса. Прося ребенка «повыть» волком «у-у-у», или порычать медведем «ы-ы-ы», или угадать, кто из персонажей так говорит, логопед развивает речевой слух.
Также интересно как направление инноваций в логопедической практике многофункциональное использование дидактических пособий, например как кубики. Педагог подбирает серию кубиков разной величины, на гранях которых даны символы дидактических игр или упражнений. Оно многофункционально, вариативно. Каждый кубик может быть использован как самостоятельно, так и в сочетании с другими, по усмотрению педагога. Можно использовать в работе кубы «Настроение», «Артикуляционная гимнастика», «Ветерок» (для тренировки, сильной воздушной струи) и т.д. (Фото 2)
Фото 2. Работа с кубиками
Как было сказано ранее развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребенка.
Чем выше уровень сформированности тонкой моторики, тем легче формируется у ребенка правильное звукопроизношение, и усваиваются навыки письма и чтения в школе. Высокий уровень развития тонкой моторики косвенно воздействует на психоэмоциональную стабилизацию ребенка. Работа по коррекции нарушений тонкой моторики должна проводиться систематически, последовательно, кропотливо, но без лишней спешки, шаг за шагом продвигаясь вперед. Отрабатываемые упражнения должны быть, с одной стороны, динамичными и эмоционально приятными, с другой, - строго дозированными, не допускающими перегрузки, переутомления ребенка. Наряду с пальчиковой гимнастикой можно использовать такие игры как:
- Упражнение с волчком.
Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки.
- Упражнение с поролоновым мячиком (диаметр 3-4 см).
Упражнение выполняется сначала кистью одной, затем другой руки. Ладонь при этом плотно прижата к столу. Приподнимаются поочередно пальцы от мизинца к большому и надавливают на поролоновый мячик, плотно прижимая его к столу и удерживая прижатым к поверхности стола 5 - 10 секунд.
- Упражнение со шнурком.
Ребенок выкладывает шнурок по заранее нарисованным взрослым разнообразным линиям на листе бумаги формата А4 (прямым - вертикальным, горизонтальным, наклонным; кривым, ломаным - разомкнутым и замкнутым) и т.д. (Фото 3.)
Фото 3. Игры на развитие моторики пальцев рук.
Таким образом, разнообразие методов в работе логопеда способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, стабилизируют внимание, сглаживают неврологическую симптоматику, создают базу для обеспечения сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Обобщение и распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...
Консультация для педагогов «Использование традиционных и нетрадиционных форм здоровьесбережения при работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
В статье даны рекомнндации по традиционным и нетрадиционным формам здоровьесбережения....
«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».
laquo;Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями». Важной и неотъемл...
ТЕМА: "Использование инновационных речевых технологий в работе с детьми имеющими речевые нарушения,,
ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ РЕЧЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ...
Проект «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Проект«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы сдетьми с речевыми нарушениями»...
Презентация для ММО логопедов «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Обмен опытом с педагогами....
Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"
Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"...