Доклад "Резервные возможности традиционных и нетрадиционных форм проведения уроков, а так же коллективных творческих дел"
материал по теме
Доклад учителя химии Пономаревой Т.В.
2012-2013 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Резервные возможности традиционных и нетрадиционных форм проведения уроков, а так же коллективных творческих дел.
Доклад учителя химии Пономаревой Т.В.
2012-2013 учебный год.
В обширной литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия "Урок", как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками времени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста уровня подготовки.
Для развития познавательных интересов у учащихся необходимо сочетать традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения это способствует росту их активности на уроках, качеству знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
- урок ознакомления с новым материалом;
- урок закрепления изученного;
- урок применения знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки и коррекции знаний и умений;
- комбинированный урок.
В процессе работы я чаще использую такой вид традиционного урока как урок ознакомления с новым материалом. Хорошо зарекомендовал себя на уроках химии такой вид урока, как комбинированный. Тип урока применения знаний и умений находит выражение в проведении практических работ, без которых невозможно полное осмысление некоторых знаний. Но для достижения эффективного результата возникает необходимость в использовании других типов урока. К примеру, невозможно полностью оценить объем полученных знаний и навыков, проверяя домашнее задание в рамках комбинированного урока. Тогда необходимо прибегнуть к дифференцированному контролю. Каждому учащемуся дается индивидуальное задание. Стимулируется самостоятельная работа.
Классно-урочная форма организации обучения является главной (основной). Параллельно ей в современной школе используются и другие формы, называемые нетрадиционными формами обучения. Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.
Форм нетрадиционных уроков много. Можно выделить следующие виды нетрадиционных уроков:
- уроки-экскурсии;
- уроки-игры (деловые, ролевые (как часть деловых ))
- уроки-дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции;
- бинарные уроки;
- уроки-исследования;
- уроки взаимообучения учащихся;
- уроки-соревнования (викторины, конкурсы);
- уроки-семинары.
Немаловажное значение имеет подготовка к открытым урокам. Независимо от формы его проведения учащиеся принимают активное участие в подготовке. В марте 2012 года был проведен открытый урок в 10 классе «тренинг по решению расчетных и экспериментальных задач», что потребовало серьезной подготовки. Был поставлен эксперимент «Проба Берштейна». Материалы этого урока не раз эффективно использовались и в дальнейшем.
Хорошим подспорьем в рамках применения умений и навыков по химии являются Республиканские тестирования . В марте 2010 тестировались 10 классы по химии. Подготовка к нему потребовала выполнения индивидуальных занятий, самостоятельных исследований, решение задач повышенной сложности в рамках урока зачастую принимало форму диспута.
Одной из резервных форм проведения урока становятся выступления учащихся с обзором своих достижений на различных конкурсах, химических конференциях и КВН. Команда Аты-Иды в мае 2011 участвовали в химическом КВН , который проводился КНИТУ со своей программой «Химическая сказка». В подготовке принимал участие весь класс, учитывались рекомендации каждого ученика.
Особое внимание хочется уделить подготовке и участию учеников в научно-практических конференциях. Хасанова Гузель участвовала в конкурсе «Нобелевские надежды», а Сагдиева Айгуль принимала участие в школьной конференции и выступала с докладом «Пушкинская стихохимия» .
Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Но при дозированном использования этих методов я стараюсь раскрыть резервные возможности своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка
В данной статье освещается методический материал по внедрению на уроках английского языка нетрадиционных форм обучения....
Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка
Данная статья поможет учителям реализовать свои навыки и умения при подготовке у урокам.Использовать нетрадиционные формы и методы...
«Использование нетрадиционных форм проведения уроков для активизации познавательной деятельности учащихся»
Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить многое в отношении детей и подростк...
Нетрадиционные формы проведения уроков.
Статья....
Нетрадиционные формы проведения уроков.
В статье предоставлен материал о различных видах нетрадиционных уроков....
Нетрадиционные формы проведения уроков информатики с применением игровых технологий
В традиционной методике существует триединство учебных целей: образовательная, развивающая и воспитательная. Часто бывает, что учителю не всегда ясна доминирующая направленность его взаимо...
Педагогический совет "Нетрадиционная форма проведения уроков как одна из основных форм инновационных технологий в обучении русскому языку"
Сценарий на педагогический совет...