Урок русского языка в 9 классе "Написание сжатого изложения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Силкина Анна Николаевна

Сжатое изложение

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_silkina.docx25.94 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_silkina.ppt151 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку 9 класс

Выполнила: Силкина А.Н.

МБОУ «Петрушинская СОШ»

Тема:  «Написание сжатого изложения».

Цели урока:

1.Познавательные:

а) повторить изученные речеведческие понятия (тема, основная мысль, заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах);

б) закрепить новые понятия: приёмы компрессии текста.

2. Практические:

а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому изложению в публицистическом стиле;

б) формировать умение анализировать текст, умение отделять основную информацию от второстепенной.

3. Общепредметные:

а) воспитывать :

-интерес к предмету с помощью содержания текста;

б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста;

в) развивать разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);

г) формировать умение самостоятельно пополнять  знания (во время написания изложения пользоваться орфографическим словарём и справочниками).

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя. 

Здравствуйте, дети. Сегодня нам предстоит очень плодотворная работа на уроке.

На экране выведены три слова:

Сокращение         

Свёртывание

Уменьшение

-Как мы можем назвать данные слова? (синонимы). Почему?

- Попробуем дополнить этот ряд лингвистическим термином (сжатие)

Следовательно, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? (Сжатие текста)

- Почему мы обращаемся к этой теме? (подготовка к ГИА)

3. Работа учащихся с памяткой по написанию изложения.

2.  Работа над названием текста

Этап работы над развитием логического мышления во время анализа смысла названия текста

- О чём говорит нам название текста «Под куполом цирка»?

  1. Чтение текста учителем.

                                    «Под куполом цирка»
Погас свет,  заиграла одинокая скрипка, темноту прорезал голубой луч прожектора, и перед глазами Игоря ожил плакат, виденный им на заборе. Под куполом на металлической площадке стоял человек. Он не взмахивал руками и не кланялся зрителям, чтобы вызвать аплодисменты. Он стоял, скрестив руки на груди и задумчиво опустив голову; и это как – то подходило к льющейся из темноты тихой музыке. Потом он снял с себя яркий халат и отбросил его, не глядя. Халат медленно падал, трепыхаясь, как на ветру; за ним следовал луч прожектора, и все увидели, что внизу нет сетки. А когда халат со слабым шелестом коснулся опилок на арене, Игорю сделалось холодно, по спине побежали мурашки.

 Совсем тихо стало в цирке. Замолчала скрипка. Не меняя позы – голова опущена, руки скрещены, - человек ступил на канат и пошёл по нему медленными обыкновенными шагами, как ходят у себя по комнате. Вот он дошёл до середины каната и остановился. Неужели будет делать сальто? Ведь внизу нет сетки и к его поясу не пристёгнута верёвка! Игорь съёжился и напрягся, будто он сам стоял на канате.  

Гимнаст не стал кувыркаться и испытывать нервы зрителей. Вместо этого он снял подвешенную через плечо маленькую гармонику и заиграл. Неожиданно нежная и певучая музыка полилась из – под его пальцев. В луче прожектора горела осыпанная блёстками гармоника, и так же, казалось, переливалась, журчала мелодия, замирая под тёмным куполом цирка.

 И Игорь вдруг забыл, - да, наверно, и все в цирке забыли, что под ногами музыканта – тонкий зыбкий трос, а глубоко внизу на опилках лежит халат.  

Уже ударили барабаны, уже зажёгся свет, а Игорь даже не заметил, как музыкант спустился на арену. Он стоял в двух шагах от барьера, такой простой – в руке халат, через плечо гармоника – и кланялся.

(По Э.Офину)

  1. Беседа по тексту для выявления его особенностей.      

План содержания (тема, материал, основная мысль).

- Каковы ваши первые впечатления от текста?

- В чём основное намерение автора? (Рассказать о трудностях цирковых работников)

- Какова тема текста? (Тема текста о бесстрашии гимнаста)

- Какими словами выражена основная мысль? (В предложении: «Человек ступил на канат и пошёл по нему медленными обыкновенными шагами, как ходят у себя по комнате …)

- В каком стиле написан отрывок?  

-Какой заголовок можно придумать к этому отрывку? (Гимнаст на канате)

План выражения (построение текста, тип речи, микротемы)

- На сколько частей можно разделить текст? (На пять частей.  Надо опираться на логику построения текста)

- О чём идет речь в первой  части? (О человеке, стоящем под куполом)

-  О чём рассказывает автор дальше? (Во второй части автор рассказывает нам о том, как человек ступил на канат)

- О чём пишет автор - рассказчик в 3 абзаце?  (О гармонике в руках гимнаста и о её неожиданной певчей музыке))

- Каково дальнейшее содержания текста?

( Автор текста рассказывает о том, как гимнаст прошёл по канату без страховки, играя на гармонике, не боясь упасть)

О чём говорится в конце текста?

( О том, что никто не заметил, как гимнаст спустился на арену)

-  Итак, мы определили микротемы, количество абзацев, составим план.

План.

  1. Под куполом на металлической площадке .
  2. Человек идёт по канату.
  3. Неожиданная музыка.
  4. Гимнаст спускается на арену

- Когда  план составлен, надо выяснить, где в тексте базовая, основная информация, а где второстепенная?

-Помните, что для сжатия теста вы должны использовать известные вам приёмы компрессии (исключение, обобщение, упрощение).

6. Самостоятельная работа учащихся по написанию сжатого изложения.

Вариант сжатого изложения.

Погас свет, заиграла одинокая скрипка, темноту прорезал голубой луч прожектора, и перед глазами Игоря ожил плакат. Под куполом на металлической площадке стоял человек.

Вот он дошёл до середины каната и остановился. Неужели будет делать сальто? Ведь внизу нет сетки и к его поясу не пристёгнута верёвка. Гимнаст не стал кувыркаться, а снял с плеча гармонику и заиграл. Неожиданно нежная и певучая музыка полилась из – под его пальцев

Все в цирке забыли, что под ногами музыканта – тонкий зыбкий трос, а глубоко внизу на опилках лежит халат.

Уже ударили барабаны, уже зажёгся свет, а многие зрители даже не заметили, как музыкант спустился на арену.

7. Итог урока. Итак, текст сжатого изложения написан. Познакомьтесь с критериями оценки этой работы.

Критерии         оценивания изложения

ИК1  –  точная   передача  основного содержания   прослушанного    текста, отражение   всех   важных   микротем  исходного    текста;

ИК2  –  использование  приемов  сжатия текста;

ИК3  –  смысловая   цельность,  речевая связность,   логичность   и последовательность   изложения,   наличие абзацного    членения.

  1. Заключение.

Путём тренировочных упражнений с текстами формирую у учащихся 9-х классов необходимые умения и навыки для написания сжатого изложения.

Начинаю работу с умения отделять главную информацию от второстепенной. Затем  в прочитанном учителем тексте на слух учимся определять микротемы. Учащиеся делят текст на части, выделяют абзацы, определяют микротемы. В работе над текстом составляется план и пишется вариант сжатого изложения.

На первых уроках по написанию сжатого изложения разбираются приёмы сжатия текста и приёмы языковой компрессии (исключение, обобщения, слияния). На заключительном уроке закрепляются все полученные навыки: выделение микротем и абзацев, составление плана, опорного конспекта, исключение второстепенной информации, запись сжатого изложения. Путём тренировочных упражнений с текстами формирую у учащихся 9-х классов необходимые умения и навыки для написания сжатого изложения.

           

Памятка № 1

Как писать сжатое изложение

на основе прослушанного или прочитанного текста

  1. Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно изложить в кратком виде.
  2. Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая – второстепенной.
  3. Определите значение непонятных слов (по словарю).
  4.  Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста. Затем составьте план.
  5. Продумайте ещё раз, какие основные способы сжатия текста вы можете применить при кратком изложении содержания каждой части текста: смысловые способы сжатия содержания текста (исключение, обобщение), языковые способы упрощения конструкций (замена, сокращение, слияние).
  6. Пользуясь своими записями, составленными планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения.
  7. Отредактируйте черновик, особое внимание уделяя:
  1. точности передачи сюжета, фактов, логике развёртывания темы, связи между предложениями и микротемами текста;
  2. соблюдению требования сжатия текста при передаче его содержания;
  3. соответствию изложения типу и стилю речи исходного текста;
  4. соблюдению лексических и грамматических норм;
  5. орфографическому и пунктуационному оформлению текста.
  1. Перепишите текст в чистовик, затем внимательно проверьте его.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Написание сжатого изложения Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Петрушинской СОШ» Силкина Анна Николаевна

Слайд 2

Цели и задачи урока. 1.Познавательные : а) повторить изученные речеведческие понятия (тема, основная мысль, заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах); б) закрепить новые понятия: приёмы компрессии текста. 2. Практические: а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому изложению в публицистическом стиле; б) формировать умение анализировать текст, умение отделять основную информацию от второстепенной. 3. Общепредметные: а) воспитывать : -интерес к предмету с помощью содержания текста; б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста; в) развивать разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо); г) формировать умение самостоятельно пополнять знания (во время написания изложения пользоваться орфографическим словарём и справочниками).

Слайд 3

Сокращение Свёртывание Уменьшение

Слайд 4

Памятка № 1 Как писать сжатое изложение на основе прослушанного или прочитанного текста 1 . Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно изложить в кратком виде. 2 . Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая – второстепенной. 3. Определите значение непонятных слов (по словарю). 4 . Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста. Затем составьте план. 5 . Продумайте ещё раз, какие основные способы сжатия текста вы можете применить при кратком изложении содержания каждой части текста: смысловые способы сжатия содержания текста (исключение, обобщение), языковые способы упрощения конструкций (замена, сокращение, слияние). 6 . Пользуясь своими записями, составленными планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения. 7 . Отредактируйте черновик, особое внимание уделяя: а . точности передачи сюжета, фактов, логике развёртывания темы, связи между предложениями и микротемами текста; б . соблюдению требования сжатия текста при передаче его содержания; в . соответствию изложения типу и стилю речи исходного текста; г . соблюдению лексических и грамматических норм; д . орфографическому и пунктуационному оформлению текста. 8 . Перепишите текст в чистовик, затем внимательно проверьте его.

Слайд 5

« Под куполом цирка »

Слайд 6

Под куполом цирка Погас свет, заиграла одинокая скрипка, темноту прорезал голубой луч прожектора, и перед глазами Игоря ожил плакат, виденный им на заборе. Под куполом на металлической площадке стоял человек. Он не взмахивал руками и не кланялся зрителям, чтобы вызвать аплодисменты. Он стоял, скрестив руки на груди и задумчиво опустив голову; и это как – то подходило к льющейся из темноты тихой музыке. Потом он снял с себя яркий халат и отбросил его. Не глядя. Халат медленно падал, трепыхаясь, как на ветру; за ним следовал луч прожектора, и все увидели, что внизу нет сетки. А когда халат со слабым шелестом коснулся опилок на арене, Игорю сделалось холодно, по спине побежали мурашки. Совсем тихо стало в цирке. Замолчала скрипка. Не меняя позы – голова опущена, руки скрещены, - человек ступил на канат и пошёл по нему медленными обыкновенными шагами, как ходят у себя по комнате. Вот он дошёл до середины каната и остановился. Неужели будет делать сальто? Ведь внизу нет сетки и к его поясу не пристёгнута верёвка! Игорь съёжился и напрягся, будто он сам стоял на канате. Гимнаст не стал кувыркаться и испытывать нервы зрителей. Вместо этого он снял подвешенную через плечо маленькую гармонику и заиграл. Неожиданно нежная и певучая музыка полилась из – под его пальцев. В луче прожектора горела осыпанная блёстками гармоника, и так же, казалось, переливалась, журчала мелодия, замирая под тёмным куполом цирка. И Игорь вдруг забыл, - да, наверно, и все в цирке забыли, что под ногами музыканта – тонкий зыбкий трос, а глубоко внизу на опилках лежит халат. Уже ударили барабаны, уже зажёгся свет, а Игорь даже не заметил, как музыкант спустился на арену. Он стоял в двух шагах от барьера, такой простой – в руке халат, через плечо гармоника – и кланялся.

Слайд 7

Важно уметь определять стиль текста ( публицистический, художественный, научный), тип речи ( описание, повествование, но, в основном, рассуждение), количество микротем (текст-рассуждение состоит, в основном, из трех абзацев, соответствующих его структуре : тезис, доказательство с аргументами, вывод).

Слайд 8

Под куполом цирка 1 . Погас свет, заиграла одинокая скрипка, темноту прорезал голубой луч прожектора, и перед глазами Игоря ожил плакат, виденный им на заборе. Под куполом на металлической площадке стоял человек. Он не взмахивал руками и не кланялся зрителям, чтобы вызвать аплодисменты. Он стоял, скрестив руки на груди и задумчиво опустив голову; и это как – то подходило к льющейся из темноты тихой музыке. Потом он снял с себя яркий халат и отбросил его. Не глядя. Халат медленно падал, трепыхаясь, как на ветру; за ним следовал луч прожектора, и все увидели, что внизу нет сетки. А когда халат со слабым шелестом коснулся опилок на арене, Игорю сделалось холодно, по спине побежали мурашки. 2 . Совсем тихо стало в цирке. Замолчала скрипка. Не меняя позы – голова опущена, руки скрещены, - человек ступил на канат и пошёл по нему медленными обыкновенными шагами, как ходят у себя по комнате. Вот он дошёл до середины каната и остановился. Неужели будет делать сальто? Ведь внизу нет сетки и к его поясу не пристёгнута верёвка! Игорь съёжился и напрягся, будто он сам стоял на канате. 3. Гимнаст не стал кувыркаться и испытывать нервы зрителей. Вместо этого он снял подвешенную через плечо маленькую гармонику и заиграл. Неожиданно нежная и певучая музыка полилась из – под его пальцев. В луче прожектора горела осыпанная блёстками гармоника, и так же, казалось, переливалась, журчала мелодия, замирая под тёмным куполом цирка. 4. И Игорь вдруг забыл, - да, наверно, и все в цирке забыли, что под ногами музыканта – тонкий зыбкий трос, а глубоко внизу на опилках лежит халат. 5. Уже ударили барабаны, уже зажёгся свет, а Игорь даже не заметил, как музыкант спустился на арену. Он стоял в двух шагах от барьера, такой простой – в руке халат, через плечо гармоника – и кланялся.

Слайд 9

План текста: 1. Под куполом на металлической площадке 2. Человек идёт по канату 3. Неожиданная музыка 4. Гимнаст спускается на арену

Слайд 10

Вариант сжатого изложения . Погас свет, заиграла одинокая скрипка, темноту прорезал голубой луч прожектора, и перед глазами Игоря ожил плакат. Под куполом на металлической площадке стоял человек. Вот он дошёл до середины каната и остановился. Неужели будет делать сальто? Ведь внизу нет сетки и к его поясу не пристёгнута верёвка. Гимнаст не стал кувыркаться, а снял с плеча гармонику и заиграл. Неожиданно нежная и певучая музыка полилась из – под его пальцев Все в цирке забыли, что под ногами музыканта – тонкий зыбкий трос, а глубоко внизу на опилках лежит халат. Уже ударили барабаны, уже зажёгся свет, а многие зрители даже не заметили, как музыкант спустился на арену.

Слайд 11

Критерии оценивания изложения ИК1 – точная передача основного содержания прослушанного текста, отражение всех важных микротем исходного текста; ИК2 – использование приемов сжатия текста; ИК3 – смысловая цельность, речевая связность, логичность и последовательность изложения, наличие абзацного членения.

Слайд 12

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 5 класс.Сжатое изложение.

На уроке дети учатся писать сжатое изложения по всем требованиям ГИА. Используя приёмы упрощения, обобщения......

ГИА по русскому языку алгоритм написания сжатого изложения

В презентации изложены критерии оценивания сжатого изложения, приемы сжатия текста, разобран текст из демо-версии....

Открытый урок по русскому языку. Обучение написанию сжатого изложения по тексту В. Ю. Драгунского «Друг детства»

Познакомить учащихся со способами сжатия текста на этапе подготовки к написанию сжатого изложения.Предметные цели: освоение и совершенствование знаний о тексте, его структуре, проблематике, особенност...

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Как написать сжатое изложение.

В материале представлены способы сокращения предложенного текста для написания сжатого изложения, дан образец выполненной работы....

ОГЭ по русскому языку. Учимся писать сжатое изложение (+ практическая часть)

Алгоритм написания сжатого изложения. Практические задания на отработку навыков по сжатию текста....

Конспект урока русского языка «Как писать сжатое изложение».

Цель урока - научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия исходного текста....