Конспект урока "Лингвистический анализ текста"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Романенко Татьяна Владимировна

Конспект урока "Лингвистичесикй анализ текста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 11В классе: «Лингвистический анализ теста очерка Б.Бондарева «Оружие»

Цель урока:

  •  организовать деятельность учащихся по систематизации знаний;
  •  создать условия для подготовки к ЕГЭ: проверить умения учащихся анализировать текст: находить изученные явления в тексте, давать их грамматическую характеристику, определять особенности их употребления в данном тексте, отрабатывать навыки определения стиля, типа речи предложенного для анализа текста, умения определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним; учитывать лингвостилистические особенности стиля автора, анализировать средства языка, выражающие основною мысль текста;

  •  продолжить подготовку к выполнению заданий части С;
  •  отрабатывать навыки написания сочинения;
  • формировать универсальные умения понимать текст; выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также выступать перед аудиторией;
  • воспитывать ценностное отношение к человеческой жизни.

.

Тип урока:  обобщающе-повторительный (подготовка кЕГЭ)

Оборудование:  карточки с текстом очерка Ю.Бондарева «Оружие», памятки для работы с абзацами текста, «Толковый словарь», «Слооварь синонимов», репродукция картины В.Верещагина «Апофеоз войны», фотографии оружия из Оружейной палаты.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Целеполагание, задачи урока.
  4. Чтение текста очерка  учителем.
  5. Работа с текстом: 1 абзац-совместная работа: расстановка знаков препинания с  комментарием. 2,3, 4 абзацы- работа в группах по карточкам с заданиями.
  6. Проверка результатов работы.
  7. Просмотр слайда «Оружие 17-20 веков» с комментариями учителя.
  8. Коллективная работа по содержанию 5 и 6 абзацев.
  9. Просмотр слайда В.Верещагина «Апофеоз войны». Индивидуальное задание уч-ся – рассказ о содержании картины.
  10. Рефлексия.
  11. Домашнее задание.
  12. Подведение итогов урока.

  1. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас не обычный урок, а урок подготовки к ЕГЭ. Тему урока вы видите на доске: «Лингвистический анализ текста очерка Ю. Бондарева «Оружие». Какие ассоциации вызывает у вас слово «оружие»? (Выслушиваются ответы). Спасибо. А вот с мнением автора мы познакомимся  немного позже. Что вы узнали о Бондареве?  (Заранее уч-ся  было дано задание).  Перед знакомством с очером давайте вместе сформулируем цели и задачи урока. (Мозговой штурм). Хорошо, молодцы. Сверимся со слайдом. Запишите тему. Можно ли сразу определить стиль текста? (Публицистический). Почему?  (Это очерк – жанр публицистики)    

(5 мин.)

  1.  Слушаем текст, следим по карточке (текст распечатан для каждого). Чтение текста учителем.(2 мин)
  2. Итак, начинаем анализировать. О чём очерк? (Мозговой штурм) Что у нас получилось? Проблематика.  Можно ли сразу точно сформулировать идею очерка? Конечно, нет. Для этого мы должны проанализировать каждый из абзацев очерка. Начинаем анализ вместе с 1 абзаца. Расставьте знаки препинания. Ответы уч-ся. Сравним с авторским вариантом. Почему стоят запятые?  Как называется такой синтаксический приём? (Авторский знак.)  Значит, это важно. Как по- другому можно сказать «на фронте»?  ( На войне, во время войны.)  Какие слова ключевые? Подчеркните их. Можно ли так озаглавить абзац?  Как называется такой план? (Цитатный)  Запишите этот пункт в тетради.
  3. А теперь работаем в группах по заданиям. Время выполнения 5 минут.
  4. Проверяем результаты. Внимательно следим за ответами. Слово 1-ой группе о том, что собой представляет данный абзац. Сразу схему  предложения на доске (человек от группы).  Есть возражения? Хорошо, молодцы. В своих карточках расставили знаки препинания, подчеркнули ключевые слова. Записали в тетрадь заглавие 2 абзаца. «Томящая красота».  Средство выразительности – метафорический эпитет.
  5. Слово 2-ой группе. Аналогичная работа. «Смертельная красота».  Оксюморон.
  6. Слово 3-ей группе. Аналогичная работа.  «Человеческий талант». Метафорический эпитет (похож на олицетворение) и сравнение.  
  7. Работа со слайдом «Оружие 17-20 веков». Комментарий учителя.   (Если позволяет время,  вспомнить  фрагмент из поэмы  Гоголя «Мёртвые души»: Чичиков рассматривает «турецкий» кинжал Собакевича. «Потом были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «Мастер Савелий Сибиряков»)   Мы восхищаемя оружием. Почему? Это предет искусства, но порой забываем о том, что это орудия смерти!
  8. Работа с 5 абзацем (коллективно). Прочитаем выразительно 5 абзац, где знаки препинания уже присутствуют, обращаем внимание на них.  (Уч-ся) Чем отличается от 2,3,4 абзацев? (Там описание).  Изменился ли морфологический строй речи? Какие глаголы появились?  Синоним к слову «думал»? Рассуждал.  Какой тип речи?  (Рассуждение)  Бондарев пишет об утончённой красоте, но подсознательно чувствует «некую противоестественость». Какой приём использует автор? Скрытая антитеза. Это можно использовать в заглавии абзаца – «Чувствовал противоестественность».
  9. Работа с 6 абзацем. Выразительное чтение уч-ся. ( Здесь употребляется слово «инкрустация». Понятно ли вам его значение? Справьтесь в «Толковом словаре». Запишем в тетрадочку – оно может нам пригодиться в разных жизненных ситуациях ( если позволяет время).  Главная мысль абзаца?  Как автор акцентирует наше внимание? Повтор вопросов – вид эпифоры. Что это такое? Найдём основу последней части СПП : красота убивает.  Какая красота? Железная. Опять эпитет. А какую красоту убивает? Высшую! т.е.- человеческую жизнь! Именно так автор показывает бессмысленность, античеловечность войны. Нет ничего выше, дороже человеческой жизни. Весь ужас смерти, бесчеловечность любой войны выразил в картине «Апофеоз войны» художник Верещагин.
  10.  Сообщение о картине (индивидуальное задание уч-ся).
  11. А теперь вспомним цели и задачи урока. Что мы делали и зачем? Слайд презентации. Соотнести знания с частями будущего сочинения.  Над чем поработать самостоятельно?
  12. Итак, домашнее задание: написать сочинение.
  13. Итоги урока. Оценки уч-ся: самооценка в группах на заранее розданнных листках.

Всем спасибо за сотрудничество!

Приложения:

1. Карточки с заданием для групп.

Задания для анализа 2 абзаца:

- Определите тип речи.

- Расставьте знаки препинания в карточках. Составьте схему предложения.

- Определите, какие чувства выражает автор? Какие слова помогают понять это?

- Сохраняется ли это чувство к концу абзаца?  Какие слова помргают понять это?

- В каком значении употреблены словоа «тупая» сила, «томящая» красота? Подберите подходящие по смыслу синонимы.

- Какое средство выразительности использует автор? Для чего?

- Какова основная мысль абзаца? Озаглавьте его.

Задания для анализа 3 абзаца:

- Определите тип речи.

- Расставьте знаки препинания в карточках. Составьте схему предложения.

- Какие ассоциации вызывают у вас такие слова: «миниатюрный, пленительный, женственный, нежность, ласковая красота»? О ком или о чём так можно сказать? А о чём говорит автор?

- Какие слова являются ключевыми в понимании смысла этого абзаца? Подчеркните их.

- Какое средство выразтельности использует автор в выражении «смертельная красота»? Подберите подходящие  по смыслу определения к слову «красота». Какое словосочетание усиливает алогизм выражения «смертельная красота»?

-  Какова основная мысль абзаца? Озаглавьте его.

Задания для анализа 4 абзаца:

- Определите  тип речи.

- Расставьте знаки препинания в карточках. Составьте схему предложения.

- Какие части речи использует автор? Почему преобладают наречия, прилагательные, причастия? Подчеркните их. Какова их функция?

- Какие чувства выражает автор? Какие слова помогают понять это? Подчеркните эти слова.

- Какое средство выразительности использует автор («манящие покорностью, ждущие прикосновений линии и изгибы»)?

- Какова основная мысль абзаца? Озаглавьте его.

2. Описание картины В.Верещагина «Апофеоз войны».

Описание картины В. В. Верещагина «Апофеоз войны»


«Апофеоз войны» - одно из самых знаменитых и ярких произведений В. В. Верещагина. Полотно написано в 1870-1871 гг. и занимает центральное место среди картин туркестанского цикла художника.

Начальный замысел полотна был связан с именем Тамерлана, среднеазиатского завоевателя конца XIV - начала XV века, воины которого строили пирамиды из черепов убитых людей. Работая над картиной, Верещагин отошел от конкретно-исторического сюжета и придал полотну больше символический характер.

Художник изобразил на полотне одну из пирамид, сложенных из человеческих черепов. Построили эту страшную пирамиду воины из войска Тамерлана или это сделали воины другого среднеазиатского хана-завоевателя – мы не знаем. Вокруг – широкая мертвая степь, на которой не осталось почти ничего живого. Возле пирамиды и на ней – целая стая воронов, мечтающих найти здесь останки человеческой плоти.

Картина олицетворяет уничтожение, смерть. Это подчеркивают характерные детали: полуразрушенный мертвый город на заднем плане, неживые обугленные деревья, сухая выжженная трава… Другие характерные детали «Апофеоза войны» - дыры от пуль и следы от сабель, оставшиеся на черепах.

Колорит картины подчеркивает главную его идею. Желтые тона выжженной солнцем степи и ярко-синее высокое небо символизируют опустошение, умирание.

Полотно «Апофеоз войны» проникнуто глубочайшим состраданием, человеколюбием. Посредством красок автор показывает кровавую сущность войны и призывает людей к миру. Оглядываясь на далекое прошлое, автор говорит как историк и судья человечества, обращаясь не к конкретному человеку, а ко всему человечеству.

3. Презентация к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Конспект урока "Анализ текста на основе клоуз-теста 5 класс

Конспект урока "Анализ текста на основе клоуз-теста 5 класс...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...