Рабочая программа по русской словесности 5 класс к учебнику Р.И.Альбетковой
элективный курс (литература, 5 класс) на тему

Богатырева Евгения Викторовна

Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словесность. От слова к словесности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnost5.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:

                               Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пристенская основная общеобразовательная школа»

 Валуйского района Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

____________Косенкова Т.П.

Протокол №  ___  от

«    »   июня    2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________ Грачёва Т.И.

«____»____________2013г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Пристенская ООШ»

_____________Даньшина Г.П.

Приказ № __ от «___»____2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                                                                                                                                                                                                                              

Богатырёвой Евгении Викторовны,

по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности.»

5 класс

                                             

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка.

Настоящая  рабочая  учебная программа  по русской словесности  для 5 класса основной  общеобразовательной школы составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089

- Программы для общеобразовательных учреждений: Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 кл. автор.Р.И.Альбеткова.-М.:Дрофа,2012

Место предмета в решении общих целей и задач

Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообра-зовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания как явления искусства слова.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами — русским языком и литературой. И вместе с тем у этого нового предмета есть собственные задачи. Назовем важнейшие из них.

  1. На уроках словесности обучающийся изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его развития.

2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением са-мостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и в о с п р и нимать произведение как целостн о е    явление    искусства    слова.

3. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблен и ю   родного   языка.

Программа «Русская словесность. От слова к словесности» предлагает последовательн о е освоение материала от класса к классу в со-ответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом в 5 классе  выделяется   первый  концентр— начальный этап, первоначальные сведения о словесности.

В 5 классе обучающиеся знакомятея с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание, в частности с понятиями литературный язык и разговорный язык, учатся различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, а также употреблять слова в соответствии с их окраской.

В 5 классе обучающиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях — эпических, лирических и драматических, созданных отдельными писателями, рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности.

Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень у м е н и й, которыми должны овла деть учащиеся при изучении раздела, и некоторы виды работы над языком произведений. Практически направленность изучения словесности служит выработке у обучающихся умений самостоятельно   постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творче ски  употреблять язык в собственных   высказываниях.

 Таким образом, изучениие начальных сведений о словесности в 5 классе должно помочь формированию умений обучающихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл п р о изведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.

Изменений, внесенных в авторскую программу,  нет.

Учебно-методический комплект

  1. Программа для общеобразовательных учреждений: Русская словесность. 5-9 кл. сост.Р.И.Альбеткова.-М.:Дрофа,2011
  2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012.

Место курса в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русской словесности в 5 классе на базовом уровне в объеме 35 часов (1 час в неделю). Именно на такое число часов рассчитана данная программа.

Количество часов: 35

На I полугодие: в неделю – 1ч.: всего - 16  ч.

На II полугодие: в неделю – 1ч.: всего -19    ч.

Формы организации учебного процесса

  Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий:

  • лекции учителя с различными видами занятий
  • уроки-практикумы, семинары, исследования
  • презентации
  • доклады, сообщения и их защита обучающимися
  • работа в группах, парах сменного состава
  • самостоятельная работа обучающихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы
  • упражнения с языковым материалом, в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента
  • комбинированные уроки
  • повторительно-обобщающие уроки

        Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков в соответствием с Положениями о текущем контроле и об итоговой аттестации являются:

  • тестовые задания

Требования к уровню подготовки обучающихся:

       1.На уроках словесности ученик изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грам-матические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его развития.

2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и в о с п р и нимать произведение как целостн о е    явление    искусства    слова.

3. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблен и ю   родного   языка.

        В результате обучения русской словесности обучающиеся 5 класса должны:

знать:

  • Теоретические сведения об основах словесности
  • Роды, виды и жанры словесности
  • Роль выразительных средств языка в художественной речи
  • Особенности устной и письменной речи

уметь:

  • Понимать художественное произведение
  • Создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Примечание

план

факт

Что такое слово

3

Слово как единица языка и как словесное васказывание. Начальные сведения о происхождении слов.

1

Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.

1

Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.Входной контроль.

1

Что такое словесность

3

Словесность как словесное творчество,словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.

1

Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.

1

Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведениях.

1

Богатство лексики русского языка

7

Лексичесное значение слова. Способы определения значения слова.Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.

1

Слова-термины,способы определения понятия. Омонимы,их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

1

Синонимы,их роль в художественных произведениях.

1

Антонимы,их роль в художественных произведениях.

1

Неологизмы,их роль в художественных произведениях.

1

Устаревшие слова:архаизмы и историзмы,их значение в произведении.Промежуточный контроль.

1

Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.

1

Прямое и переносное значения слова

2

Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.

1

Эпитет. Сравнение. Аллегория.

1

Текст

2

Текст как результат употребления языка,связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте.

1

Формы словесного выражения: повествование, описание,рассуждение, диалог, монолог.

1

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения

3

Понятие о стихотворной и прозаичесной формах словесного выражения.

1

Интонация. Повествовательные,вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте,интонация в них.Восклицательные предложения и их интонация.

1

Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.

1

Устная народная словесность

4

Понятия: произведение,устная народная словесность.

1

Знаномство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.

1

Другие виды народной словесности: небылицы, загадки,пословицы,поговорки, считалки,скороговорки.

1

Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.

1

Литературное эпическое произведение

7

Произведение, созданное писателем. Эпическое,лирическое и драматическое произведения.

1

Эпичесное произведение:произведение , в котором рассказчик повествует о героях и событиях.

1

Литературная сказка. Её сходство с народной сказкой и отличие от неё.

1

Басня. Басенные герой и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль»

1

Рассказ и повесть.

1

Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.

1

Особенности языка эпического произведения: повествование,описание и диалог в эпичесном произведении.

1

Литературное лирическое произведение

2

Лирическое произведение: произведение, в  котором главное- выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.

1

Стихи о Родине и о природе. Стихи о животных. Стихи,рассказывающие о событии. Значение стихотворной речи в лиричесном произведении. Итоговый контроль.

1

Литературное драматическое произведение

2

Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса - сказка.

1

Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении.Диалогичесная форма изображения жизни в драматическом произведении,реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.

1

Содержание учебного курса «Русская словесность». ( 35 часов)

   Что такое слово (3ч)

Слово как единица языка и как словесное васказывание. Начальные сведения о происхождении слов.

Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.

Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.

Что такое словесность (3ч)

Словесность как словесное творчество,словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.

Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.

Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведениях.

Богатство лексики русского языка (7ч)

Лексичесное значение слова. Способы определения значения слова.Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.

Слова-термины,способы определения понятия. Омонимы,их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

Синонимы,их роль в художественных произведениях.

Антонимы,их роль в художественных произведениях.

Неологизмы,их роль в художественных проихведениях.

Устаревшие слова:архаизмы и историзмы,их значение в произведении.

Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.

Прямое и переносное значения слова(2ч)

Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.

Эпитет. Сравнение. Аллегория.

Текст(2ч)

Текст как результат употребления языка,связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте.

Формы словесного выражения: повествование, описание,рассуждение, диалог, монолог.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения(3ч)

Понятие о стихотворной и прозаичесной формах словесного выражения.

Интонация. Повествовательные,вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте,интонация в них.Восклицательные предложения и их интонация.

Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.

Устная народная словесность(4ч)

Понятия: произведение,устная народная словесность.

Знаномство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.

Другие виды народной словесности: небылицы, загадки,пословицы,поговорки, считалки,скороговорки.

Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.

Литературное эпическое произведение (7ч)

Произведение, созданное писателем. Эпическое,лирическое и драматическое произведения.

Эпичесное произведение:произведение , в котором рассказчик повествует о героях и событиях.

Литературная сказка. Её сходство с народной сказкой и отличие от неё.

Басня. Басенные герой и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль»

Рассказ и повесть.

Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.

Особенности языка эпического произведения: повествование,описание и диалог в эпичесном произведении.

Литературное лирическое произведение(2ч)

Лирическое произведение: произведение, в  котором главное- выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.

Стихи о Родине и о природе. Стихи о животных. Стихи,рассказывающие о событии. Значение стихотворной речи в лиричесном произведении.

Литературное драматическое произведение (2ч)

Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса - сказка.

Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении.Диалогичесная форма изображения жизни в драматическом произведении,реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.

Формы и средства контроля:

- опрос

- тестирование

- творческие работы

- проверочная  работа

- сочинение

- изложение

- ведение тетрадей по словесности

- анализ текущей успеваемости

Перечень учебно-методических средств обучения.

 Литература (основная и дополнительная).

  1. Альбеткова Р.И. Учебник  «Русская словесность: От слова к словесности. 5 класс». — М., 2012.
  2. Альбеткова Р.И. Рабочая тетрадь  «Русская словесность: От слова к словесности. 5 класс». — М., 2012.
  3.  Альбеткова Р.И.    Методические рекомендации к учебнику  «Русская словесность: От слова к словесности. 5 класс». — М., 2010.
  4. Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М., 1998.
  5. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
  6. Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. — М., 1980.
  7. Виноградов В.В. Проблемы русской стилист ки. — М., 1981.
  8. ВинокурГ. О. О языке художественной литерату-ры / сост. Т. Г. В и н о к у р; предисл. В. П. Григорьева. —М., 1991.
  9. Горшков А. И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи.  Лексикология и лексикография. — М., 1981.
  10. Г о р ш к о в А. И. А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 2000.
  11. Львова СИ. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русской словесности 6 класс к учебнику Р.И.Альбетковой

Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словеснорсть. От слова к словесности"...

Рабочая программа по русской словесности для 5 класса (Р.И. Альбеткова).

Программа курса «Русская словесность. От слова к словесности» на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функци...

Рабочая программа по русской словесности для 9 класса (Р.И. Альбеткова).

Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И. Альбетковой (Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы. // Программы для общеобразовательных учреждений. - М...

Рабочая программа по русской словесности для 7 класса (Р.И. Альбеткова).

        Данная рабочая программа разработана в соответствии сФедеральным Законом от 29 декабря 2012 года   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;государ...

Рабочая программа по русской словесности для 8 класса (Р.И. Альбеткова).

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Р.И. Альбетковой (Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы. // Программы для общеобразовательных учрежд...

Рабочая программа по русской словесности для 6 класса (Р.И. Альбеткова).

Программа разработана на основе авторской программы Альбетковой Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы» // Программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009....

Рабочая программа по русской словесности 8 кл. для УМК под ред. Р.И.Альбетковой

Рабочая программа по русской словесности 8 кл. для УМК под ред Р.И.Альбетковой. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...