Рабочая программа по русской словесности 5 класс к учебнику Р.И.Альбетковой
элективный курс (литература, 5 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словесность. От слова к словесности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesnost5.docx | 40.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пристенская основная общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
«Согласовано» Руководитель МО ____________Косенкова Т.П. Протокол № ___ от « » июня 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________ Грачёва Т.И. «____»____________2013г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Пристенская ООШ» _____________Даньшина Г.П. Приказ № __ от «___»____2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Богатырёвой Евгении Викторовны,
по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности.»
5 класс
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая учебная программа по русской словесности для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089
- Программы для общеобразовательных учреждений: Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 кл. автор.Р.И.Альбеткова.-М.:Дрофа,2012
Место предмета в решении общих целей и задач
Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообра-зовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания как явления искусства слова.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами — русским языком и литературой. И вместе с тем у этого нового предмета есть собственные задачи. Назовем важнейшие из них.
- На уроках словесности обучающийся изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его развития.
2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением са-мостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и в о с п р и нимать произведение как целостн о е явление искусства слова.
3. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблен и ю родного языка.
Программа «Русская словесность. От слова к словесности» предлагает последовательн о е освоение материала от класса к классу в со-ответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом в 5 классе выделяется первый концентр— начальный этап, первоначальные сведения о словесности.
В 5 классе обучающиеся знакомятея с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание, в частности с понятиями литературный язык и разговорный язык, учатся различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, а также употреблять слова в соответствии с их окраской.
В 5 классе обучающиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях — эпических, лирических и драматических, созданных отдельными писателями, рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности.
Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень у м е н и й, которыми должны овла деть учащиеся при изучении раздела, и некоторы виды работы над языком произведений. Практически направленность изучения словесности служит выработке у обучающихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творче ски употреблять язык в собственных высказываниях.
Таким образом, изучениие начальных сведений о словесности в 5 классе должно помочь формированию умений обучающихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл п р о изведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.
Изменений, внесенных в авторскую программу, нет.
Учебно-методический комплект
- Программа для общеобразовательных учреждений: Русская словесность. 5-9 кл. сост.Р.И.Альбеткова.-М.:Дрофа,2011
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012.
Место курса в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русской словесности в 5 классе на базовом уровне в объеме 35 часов (1 час в неделю). Именно на такое число часов рассчитана данная программа.
Количество часов: 35
На I полугодие: в неделю – 1ч.: всего - 16 ч.
На II полугодие: в неделю – 1ч.: всего -19 ч.
Формы организации учебного процесса
Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий:
- лекции учителя с различными видами занятий
- уроки-практикумы, семинары, исследования
- презентации
- доклады, сообщения и их защита обучающимися
- работа в группах, парах сменного состава
- самостоятельная работа обучающихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы
- упражнения с языковым материалом, в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента
- комбинированные уроки
- повторительно-обобщающие уроки
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков в соответствием с Положениями о текущем контроле и об итоговой аттестации являются:
- тестовые задания
Требования к уровню подготовки обучающихся:
1.На уроках словесности ученик изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грам-матические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его развития.
2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и в о с п р и нимать произведение как целостн о е явление искусства слова.
3. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблен и ю родного языка.
В результате обучения русской словесности обучающиеся 5 класса должны:
знать:
- Теоретические сведения об основах словесности
- Роды, виды и жанры словесности
- Роль выразительных средств языка в художественной речи
- Особенности устной и письменной речи
уметь:
- Понимать художественное произведение
- Создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Примечание | |
план | факт | ||||
Что такое слово | 3 | ||||
Слово как единица языка и как словесное васказывание. Начальные сведения о происхождении слов. | 1 | ||||
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. | 1 | ||||
Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.Входной контроль. | 1 | ||||
Что такое словесность | 3 | ||||
Словесность как словесное творчество,словесное искусство. Письменная и устная формы словесности. | 1 | ||||
Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие. | 1 | ||||
Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведениях. | 1 | ||||
Богатство лексики русского языка | 7 | ||||
Лексичесное значение слова. Способы определения значения слова.Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. | 1 | ||||
Слова-термины,способы определения понятия. Омонимы,их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях. | 1 | ||||
Синонимы,их роль в художественных произведениях. | 1 | ||||
Антонимы,их роль в художественных произведениях. | 1 | ||||
Неологизмы,их роль в художественных произведениях. | 1 | ||||
Устаревшие слова:архаизмы и историзмы,их значение в произведении.Промежуточный контроль. | 1 | ||||
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску. | 1 | ||||
Прямое и переносное значения слова | 2 | ||||
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. | 1 | ||||
Эпитет. Сравнение. Аллегория. | 1 | ||||
Текст | 2 | ||||
Текст как результат употребления языка,связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте. | 1 | ||||
Формы словесного выражения: повествование, описание,рассуждение, диалог, монолог. | 1 | ||||
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения | 3 | ||||
Понятие о стихотворной и прозаичесной формах словесного выражения. | 1 | ||||
Интонация. Повествовательные,вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте,интонация в них.Восклицательные предложения и их интонация. | 1 | ||||
Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи. | 1 | ||||
Устная народная словесность | 4 | ||||
Понятия: произведение,устная народная словесность. | 1 | ||||
Знаномство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки. | 1 | ||||
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки,пословицы,поговорки, считалки,скороговорки. | 1 | ||||
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания. | 1 | ||||
Литературное эпическое произведение | 7 | ||||
Произведение, созданное писателем. Эпическое,лирическое и драматическое произведения. | 1 | ||||
Эпичесное произведение:произведение , в котором рассказчик повествует о героях и событиях. | 1 | ||||
Литературная сказка. Её сходство с народной сказкой и отличие от неё. | 1 | ||||
Басня. Басенные герой и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль» | 1 | ||||
Рассказ и повесть. | 1 | ||||
Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. | 1 | ||||
Особенности языка эпического произведения: повествование,описание и диалог в эпичесном произведении. | 1 | ||||
Литературное лирическое произведение | 2 | ||||
Лирическое произведение: произведение, в котором главное- выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни. | 1 | ||||
Стихи о Родине и о природе. Стихи о животных. Стихи,рассказывающие о событии. Значение стихотворной речи в лиричесном произведении. Итоговый контроль. | 1 | ||||
Литературное драматическое произведение | 2 | ||||
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса - сказка. | 1 | ||||
Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении.Диалогичесная форма изображения жизни в драматическом произведении,реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки. | 1 |
Содержание учебного курса «Русская словесность». ( 35 часов)
Что такое слово (3ч)
Слово как единица языка и как словесное васказывание. Начальные сведения о происхождении слов.
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.
Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
Что такое словесность (3ч)
Словесность как словесное творчество,словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.
Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.
Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведениях.
Богатство лексики русского языка (7ч)
Лексичесное значение слова. Способы определения значения слова.Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.
Слова-термины,способы определения понятия. Омонимы,их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Синонимы,их роль в художественных произведениях.
Антонимы,их роль в художественных произведениях.
Неологизмы,их роль в художественных проихведениях.
Устаревшие слова:архаизмы и историзмы,их значение в произведении.
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
Прямое и переносное значения слова(2ч)
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.
Эпитет. Сравнение. Аллегория.
Текст(2ч)
Текст как результат употребления языка,связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте.
Формы словесного выражения: повествование, описание,рассуждение, диалог, монолог.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения(3ч)
Понятие о стихотворной и прозаичесной формах словесного выражения.
Интонация. Повествовательные,вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте,интонация в них.Восклицательные предложения и их интонация.
Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.
Устная народная словесность(4ч)
Понятия: произведение,устная народная словесность.
Знаномство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки,пословицы,поговорки, считалки,скороговорки.
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.
Литературное эпическое произведение (7ч)
Произведение, созданное писателем. Эпическое,лирическое и драматическое произведения.
Эпичесное произведение:произведение , в котором рассказчик повествует о героях и событиях.
Литературная сказка. Её сходство с народной сказкой и отличие от неё.
Басня. Басенные герой и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль»
Рассказ и повесть.
Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.
Особенности языка эпического произведения: повествование,описание и диалог в эпичесном произведении.
Литературное лирическое произведение(2ч)
Лирическое произведение: произведение, в котором главное- выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.
Стихи о Родине и о природе. Стихи о животных. Стихи,рассказывающие о событии. Значение стихотворной речи в лиричесном произведении.
Литературное драматическое произведение (2ч)
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса - сказка.
Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении.Диалогичесная форма изображения жизни в драматическом произведении,реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
Формы и средства контроля:
- опрос
- тестирование
- творческие работы
- проверочная работа
- сочинение
- изложение
- ведение тетрадей по словесности
- анализ текущей успеваемости
Перечень учебно-методических средств обучения.
Литература (основная и дополнительная).
- Альбеткова Р.И. Учебник «Русская словесность: От слова к словесности. 5 класс». — М., 2012.
- Альбеткова Р.И. Рабочая тетрадь «Русская словесность: От слова к словесности. 5 класс». — М., 2012.
- Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 5 класс». — М., 2010.
- Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М., 1998.
- Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
- Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. — М., 1980.
- Виноградов В.В. Проблемы русской стилист ки. — М., 1981.
- ВинокурГ. О. О языке художественной литерату-ры / сост. Т. Г. В и н о к у р; предисл. В. П. Григорьева. —М., 1991.
- Горшков А. И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. — М., 1981.
- Г о р ш к о в А. И. А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 2000.
- Львова СИ. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русской словесности 6 класс к учебнику Р.И.Альбетковой
Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словеснорсть. От слова к словесности"...
Рабочая программа по русской словесности для 5 класса (Р.И. Альбеткова).
Программа курса «Русская словесность. От слова к словесности» на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функци...
Рабочая программа по русской словесности для 9 класса (Р.И. Альбеткова).
Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И. Альбетковой (Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы. // Программы для общеобразовательных учреждений. - М...
Рабочая программа по русской словесности для 7 класса (Р.И. Альбеткова).
Данная рабочая программа разработана в соответствии сФедеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;государ...
Рабочая программа по русской словесности для 8 класса (Р.И. Альбеткова).
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Р.И. Альбетковой (Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы. // Программы для общеобразовательных учрежд...
Рабочая программа по русской словесности для 6 класса (Р.И. Альбеткова).
Программа разработана на основе авторской программы Альбетковой Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы» // Программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009....
Рабочая программа по русской словесности 8 кл. для УМК под ред. Р.И.Альбетковой
Рабочая программа по русской словесности 8 кл. для УМК под ред Р.И.Альбетковой. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...