Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Рабочая программа "Руский язык - 9 класс" составлена к учебнику Бархударова. Соответствует требованиям стандарта, содержит требования к уровню подготовки выпускников 9 класса. Рассчитана на 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_rya_9_kl.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета Русский язык – 9 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку - 9 класс составлена на основе

  1. федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,
  1. Примерной программы основного общего образования по Русскому языку,
  2. «Программ общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы» /  Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2008. Данные программы рекомендованы Министерством образования и науки РФ и соответствуют Стандарту образования по русскому языку для средней школы.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Ц е л и обучения русскому языку

Преподавание русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;                      
  2. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, об основных нормах русского литературного языка; о русском  речевом этикете;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  5.  воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Задачи организации учебной деятельности

  1. Развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  
  2. На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения
  3. Развитие  и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Содержательные линии программы

В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что должно обеспечивать необходимый уровень прочных знаний и умений. В программе специально выделены часы на развитие связной (устной и письменной) речи учащихся.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

 Преподавание ведется по учебнику Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / (С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др.) – М.: Просвещение, 2007

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), что соответствует учебному плану школы на 2011 - 2012 учебный год.

            Виды и формы контроля:                                                                                                                                                           - диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);                                                                                                           - комплексный анализ текста;                                                                                                                                         - сочинение (в том числе по картине);                                                                                                                                              - изложение с элементами сочинения;                                                                                                                       - тест;                                                                                                                                                                                                              - устное высказывание на лингвистическую тему. 

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; использовать – группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

2. Учебно-тематический план

№ пп

Тема

Количество часов

  Практическая часть

Изучение материала

Развитие речи

Контр работы

Творческие работы

1

Международное значение русского языка

1

2

Повторение пройденного в 5-8 классах 

9

2

1

1

3

Синтаксис и пунктуация.                                         Сложное предложение

1

4

Сложные союзные предложения.

Сложносочиненные предложения

4

3

1

1

5

Сложноподчиненные предложения

13

5

2

3

6

Бессоюзные сложные предложения

5

3

1

1

7

Сложные предложения с различными видами связи

4

2

1

1

8

Общие сведения о языке

3

9

Повторение

7

2

1

1

Резервное время

4 ч

Итого: 68 часов

51 ч

17 ч

7 работ

8 работ

3.Календарно-тематическое планирование

пп

Тема урока

П-ф

уч.

Основное содержание урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Прим.

1

Введение. Международное значение русского языка

1

Место русского языка среди других языков мира

Повторение пройденного в 5-8 классах

2

Диагностическая работа

Проверка знаний

Уметь правильно писать слова с изученными в 5-8 классах орфограммами, уметь правильно расставлять зн/пр в предложениях в соответствии с изученными пунктограммами

3

Фонетика. Орфография

2

Звук и буква, их различие. Фонетические явления (оглушение, озвончение, уподобление звуков)

Орфограмма

Знать характеристику звуков речи,  

- различать гласные и согласные ;  - уметь производить фонетический разбор слов

4

Лексика и фразеология

3

Лексические единицы. Фразеологизмы

Знать основные понятия лексических единиц;

 -уметь различать лексические единицы

РР упр. 19

5

Морфемика. Словообразование.

4

Морфемы. Способы образования слов в РЯ

-уметь производить морфемный  и словообразовательный разборы слов

6

7

Морфология. Орфография

5

Самостоятельные и служебные части речи

-уметь различать омонимичные части речи и соответственно правильно их писать

Словарные диктанты (н-нн; не-ни)

8

9

Синтаксис словосочетания и простого предложения

6

Словосочетание, его строение. Способы связи слов в сл/соч. Предложение.

Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения

-уметь вычленять словосочетания из предложения;

определять способы связи слов в сл/соч;

определять типы односоставных предложений

Тест

10

Контрольная работа

Проверка знаний

11

РР Текст

Текст, его признаки

-уметь анализировать текст, определять его тип, стиль, средства связи его частей

Упр 48, 49, 50

12

РР Способы сжатого изложения содержания текста

Тезисы. Конспект (конспектирование учебной статьи)

-уметь составлять тезисы,

конспектировать текст

Упр 54. 55, 56

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение

13

Основные виды сложных предложений

7

Основные виды сложных предложений: ССП, СПП, БСП

Знать отличие ПП от СП.    – уметь различать ПП и СП, правильно выделять грамм. основы; ставить зн/пр в ПП и СП

Сложные союзные предложения

Сложносочиненные предложения

14

15

РР Изложение с элементом сочинения

Слушание (или чтение) текста, составление плана, написание работы подбор аргументов в рассуждении

-умет писать подробное изложение;

писать сочинение по предложенному вопросу (с опорой на прочитанный текст)

Упр 69-70

16

17

18

Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в ССП

8

ССП и его особенности. ССП с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксические синонимы ССП, их текстообразующая роль. Авторское употребление зн/пр

-уметь различать ПП с одн.чл. и ССП;

-уметь определять значения ССП с союзом И; смысловые отношения между частями ССП;

расставлять зн/пр в ССП (в том числе с общим втор. чл. и без него)

Текст

19

Контрольная работа (диктант или тест)

Проверка знаний

20

РР Рецензия

Структура рецензии, ее компоненты

-уметь составить рецензию на литературное произведение, спектакль, кинофильм

Никитина   «Рус речь»

 (рецензия на книгу  «А зори здесь тихие»)

Сложноподчиненные предложения

21

Строение СПП. Зн/пр в СПП

9

СПП и его особенности. Главное и придаточное предложение.

-уметь отличать ССП и СПП, устанавливать смысловую связь между частями СПП

22

СПП с придаточными определительными

10

Виды придаточных предложений. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным.

Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

-уметь находить главное и придаточное предл;

определять место придаточного, средства связи с главным; правильно употреблять зн/пр в СПП

23

 СПП с придаточными изъяснительными

11

Тест

24

25

РР Сочинение или изложение (портретный очерк)

Портретный очерк. Структурные и языковые особенности такого текста

-уметь подобрать и систематизировать материал для портретного очерка

26

СПП с придаточными обстоятельственными.  

Придаточные предложения образа действия и степени

12

Виды придаточных предложений. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным.

Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

-уметь находить главное и придаточное предл;

определять место придаточного, средства связи с главным;

определять значения придаточных в СПП

правильно расставлять зн/пр в СПП;

27

Придаточные предложения места и времени

28

Придаточные предложения условия, причины, цели

Провер. работа

29

Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия

30

РР Сочинение -рассуждение

Рассуждение как тип речи, его строение, языковые особенности. Подбор аргументов в рассуждении, написание работы

-умение писать соч.-рассуждение на заданную тему

Упр 151

31

СПП с придаточными присоединительными

13

Придаточные присоединительные, союзные слова как средство связи прид. предл. с главным

-уметь определять придаточные присоединительные;

 правильно расставлять зн/пр в СПП;

32

Контрольная работа (диктант или тест)

Проверка знаний

-уметь находить главное и придаточное предл;

 определять место придаточного, средства связи с главным; тип придаточных;

правильно расставлять зн/пр в СПП

РР – речевая ситуация упр 198

33

34

35

Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

14

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Последовательная, параллельная , однородная связь придаточных предложений

- уметь находить главное и придаточные предложения;

определять типы придаточных, средства и тип связи придаточных

РР упр 205

36

Контрольная работа

Проверка знаний

-уметь различать ПП, ССП, СПП;

правильно расставлять зн/пр в ССП,СПП,ПП с обособ.чл.предл;

определять значения придаточных в СПП

37

РР Элемент сочинения в изложении

Чтение, анализ текста, подбор аргументов в рассуждении; написание работы

-уметь писать сочинение по предложенному вопросу (с опорой на прочитанный текст)

Упр 208

38

РР Деловые бумаги

Виды деловых бумаг, их структура

-уметь составлять автобиографию, заявление и другие деловые бумаги

Бессоюзные сложные предложения

39

Запятая и точка с запятой в БСП

15

БСП и его особенности.

Смысловые взаимоотношения между частями БСП.

 Разделительные зн/пр в БСП. Употребление запятой и точки с запятой в БСП

знать условия постановки запятой и точки с запятой в БСП;  

-  уметь определять смысловые отношения между частями БСП;

правильно расставлять зн/пр в БСП

40

Двоеточие в БСП

Смысловые взаимоотношения между частями БСП.

Условия употребления двоеточия в БСП

знать условия постановки двоеточия в БСП

- уметь определять смысловые отношения между частями БСП;

правильно расставлять зн/пр в БСП

41

Тире в БСП

17

Смысловые взаимоотношения между частями БСП.

Условия употребления тире в БСП

знать условия употребления тире в БСП

- уметь определять смысловые отношения между частями БСП;

правильно расставлять зн/пр в БСП

42

Повторение темы «БСП»

Систематизация знаний по теме «БСП»

-умение различать БСП, СПП, ССП

Тест

43

Контрольная работа

Проверка знаний

-уметь устанавливать смысловые отношения между частями БСП;

определять интонационные особенности БСП и на этой основе правильно выбирать зн/пр;

правильно расставлять зн/пр в БСП

44

45

РР Изложение с элементом сочинения

Слушание (или чтение) текста, составление плана, написание работы подбор аргументов в рассуждении

-уметь писать подробное изложение; писать сочинение по предложенному вопросу (с опорой на прочитанный текст)

Упр 238

46

РР Реферат

Реферат как вид изложения текста. Два типа рефератов. Структура реферата. Требования, предъявляемые к реферату

-уметь написать реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему

Упр 242 (устный репродуктивный реферат)

Сложные предложения с различными видами связи

47

48

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

18

Различные виды СП с союзной и бессоюзной связью; разделительные зн/пр в них. Сочетание зн/пр

-уметь правильно употреблять в речи СП с различными видами связи

РР – речевая ситуация упр 254

49

Авторские знаки препинания

19

Авторское употребление зн/ пр

-уметь объяснить употребление авторского знака

50

Контрольная работа

Проверка знаний

-уметь правильно ставить зн/пр в СП с различными видами связи;

определять смысловые отношения между частями в сложных синтаксических конструкциях и правильно выбирать соответствующие зн/пр

51

52

РР Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

(или Изложение с элементом сочинения)

Слушание (или чтение) текста, составление плана, написание работы подбор аргументов в рассуждении

-уметь писать сочинение-рассуждение на заданную тему

Общие сведения о языке

53

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление

20

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Рус. яз. как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место рус. яз. среди языков мира.

-уметь составить устное выступление на лингвистическую тему

РР План и тезисы упр. 264

Упр 275

54

55

Русский литературный язык и его стили

21

Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка. Изобразительно-выразительные средства языка

-уметь определять стилевую принадлежность текста; анализировать текст, его худ-ые особенности (изобр.-выраз. средства)

Повторение

56

57

РР Итоговое контрольное  изложение с элементом сочинения (или сочинение-рассуждение по предложенному тексту)

Слушание (или чтение) текста, составление плана, написание работы подбор аргументов в рассуждении

-уметь писать подробное изложение; писать сочинение по предложенному вопросу (с опорой на прочитанный текст)

РР упр 250

58

59

60

61

Повторение изученного в 5-9 классах

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

Практикум на основе экзаменационных материалов

62

63

Итоговая контрольная работа (диктант или тест в форме ГИА)

Проверка знаний

-уметь решать тест, выполнять задания с кратким развернутым ответом;

-уметь анализировать текст;

-уметь писать сочинения разных жанров

64

Итоговый урок

65-

68

Резервное время

4. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

· роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

· смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

· основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

· особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

· признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

· основные единицы языка, их признаки;

· основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

· различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

· объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

· адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

· читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

· извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

· создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

· осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

· владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

· свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

· соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

· соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

· соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

· развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

· удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

· использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

5. Учебно-методическая литература

Обязательная литература

для учащихся:

  1. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / (С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др.) – М.: Просвещение, 2007

  1. Русский язык: Сборник текстов для письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2007.

  1. ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс / С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2008

для учителя:

  1. «Программ общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы» /  Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2008.

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М.: ВАКО, 2008

  1. Русский язык: Сборник текстов для письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2007.

  1. ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс / Львова С.И. – М.: Эксмо, 2008. – (Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс).

  1. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Т.М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2004

  1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2009

  1. Русский язык и литература. 5-11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи / сост. О.А. Хорт, Г.С. Шамшина. – Волгогррад: Учитель, 2008

  1. Диктанты по русскому языку для средней и старшей школы (5-11 классы): Учебное пособие. – М.: «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2000

  1. Изложения с элементами сочинения: 5-9 кл..: Кн для учителя / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 1999

  1. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-11 кл.: Кн. Для учителя / В.И. Капмнос. Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. Л.Л. Новоселова. –М.: Просвещение, 1991

Дополнительная литература

  1. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Синтаксис и пунктуация в тестах. 8-11 класс. – М.: Аквариум, 1998

  1. Русский язык. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2008

  1. Деловое письмо Г. Х. Ахбарова. Т. О. Скиргайло. – М.: Просвещение, 2005. – (Библиотека учителя русского языка).

  1. Сочинения различных жанров в старших классах / Т.А. Калганова. – М.: посвещение, 2004

  1. Русский язык. Сборник упражнений и диктантов: Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Д.Э. Розенталь. – М.: Оникс: Мир и образование, 2005

  1. Ожегов С.И.и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999

  1. Федорова Т.Л., Щеглова О.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Лад-Ком, 2008

  1. Фразеологический словарь русского языка. (Авторский коллектив: проф. И.В. Федосов, канд. ф.н. А.Н. Лапицкий). – М.: Лад-Ком, 2007

  1. Федорова Т.Л., Щеглова О.А. Словообразовательный словарь русского языка. – М.: Лад-Ком, 2008
  2. Словарь-справочник по культуре речи для школьников и студентов / сост. А.А. Евтюгина, И.В.Родионова, И.К. Миронова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004
  3. Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. М.: Айрис-пресс, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....