Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа "Руский язык - 9 класс" составлена к учебнику Бархударова. Соответствует требованиям стандарта, содержит требования к уровню подготовки выпускников 9 класса. Рассчитана на 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_rya_9_kl.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета Русский язык – 9 класс
- Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку - 9 класс составлена на основе
- федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,
- Примерной программы основного общего образования по Русскому языку,
- «Программ общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы» / Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2008. Данные программы рекомендованы Министерством образования и науки РФ и соответствуют Стандарту образования по русскому языку для средней школы.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Ц е л и обучения русскому языку
Преподавание русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Задачи организации учебной деятельности
- Развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
- На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
- Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Содержательные линии программы
В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что должно обеспечивать необходимый уровень прочных знаний и умений. В программе специально выделены часы на развитие связной (устной и письменной) речи учащихся.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Преподавание ведется по учебнику Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / (С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др.) – М.: Просвещение, 2007
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), что соответствует учебному плану школы на 2011 - 2012 учебный год.
Виды и формы контроля: - диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный); - комплексный анализ текста; - сочинение (в том числе по картине); - изложение с элементами сочинения; - тест; - устное высказывание на лингвистическую тему.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; использовать – группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
2. Учебно-тематический план
№ пп | Тема | Количество часов | Практическая часть | ||
Изучение материала | Развитие речи | Контр работы | Творческие работы | ||
1 | Международное значение русского языка | 1 | |||
2 | Повторение пройденного в 5-8 классах | 9 | 2 | 1 | 1 |
3 | Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение | 1 | |||
4 | Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения | 4 | 3 | 1 | 1 |
5 | Сложноподчиненные предложения | 13 | 5 | 2 | 3 |
6 | Бессоюзные сложные предложения | 5 | 3 | 1 | 1 |
7 | Сложные предложения с различными видами связи | 4 | 2 | 1 | 1 |
8 | Общие сведения о языке | 3 | |||
9 | Повторение | 7 | 2 | 1 | 1 |
Резервное время | 4 ч | ||||
Итого: 68 часов | 51 ч | 17 ч | 7 работ | 8 работ |
3.Календарно-тематическое планирование
№ пп | Тема урока | П-ф уч. | Основное содержание урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Прим. |
1 | Введение. Международное значение русского языка | 1 | Место русского языка среди других языков мира | ||
Повторение пройденного в 5-8 классах | |||||
2 | Диагностическая работа | Проверка знаний | Уметь правильно писать слова с изученными в 5-8 классах орфограммами, уметь правильно расставлять зн/пр в предложениях в соответствии с изученными пунктограммами | ||
3 | Фонетика. Орфография | 2 | Звук и буква, их различие. Фонетические явления (оглушение, озвончение, уподобление звуков) Орфограмма | Знать характеристику звуков речи, - различать гласные и согласные ; - уметь производить фонетический разбор слов | |
4 | Лексика и фразеология | 3 | Лексические единицы. Фразеологизмы | Знать основные понятия лексических единиц; -уметь различать лексические единицы | РР упр. 19 |
5 | Морфемика. Словообразование. | 4 | Морфемы. Способы образования слов в РЯ | -уметь производить морфемный и словообразовательный разборы слов | |
6 7 | Морфология. Орфография | 5 | Самостоятельные и служебные части речи | -уметь различать омонимичные части речи и соответственно правильно их писать | Словарные диктанты (н-нн; не-ни) |
8 9 | Синтаксис словосочетания и простого предложения | 6 | Словосочетание, его строение. Способы связи слов в сл/соч. Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения | -уметь вычленять словосочетания из предложения; определять способы связи слов в сл/соч; определять типы односоставных предложений | Тест |
10 | Контрольная работа | Проверка знаний | |||
11 | РР Текст | Текст, его признаки | -уметь анализировать текст, определять его тип, стиль, средства связи его частей | Упр 48, 49, 50 | |
12 | РР Способы сжатого изложения содержания текста | Тезисы. Конспект (конспектирование учебной статьи) | -уметь составлять тезисы, конспектировать текст | Упр 54. 55, 56 | |
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение | |||||
13 | Основные виды сложных предложений | 7 | Основные виды сложных предложений: ССП, СПП, БСП | Знать отличие ПП от СП. – уметь различать ПП и СП, правильно выделять грамм. основы; ставить зн/пр в ПП и СП | |
Сложные союзные предложения Сложносочиненные предложения | |||||
14 15 | РР Изложение с элементом сочинения | Слушание (или чтение) текста, составление плана, написание работы подбор аргументов в рассуждении | -умет писать подробное изложение; писать сочинение по предложенному вопросу (с опорой на прочитанный текст) | Упр 69-70 | |
16 17 18 | Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в ССП | 8 | ССП и его особенности. ССП с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксические синонимы ССП, их текстообразующая роль. Авторское употребление зн/пр | -уметь различать ПП с одн.чл. и ССП; -уметь определять значения ССП с союзом И; смысловые отношения между частями ССП; расставлять зн/пр в ССП (в том числе с общим втор. чл. и без него) | Текст |
19 | Контрольная работа (диктант или тест) | Проверка знаний | |||
20 | РР Рецензия | Структура рецензии, ее компоненты | -уметь составить рецензию на литературное произведение, спектакль, кинофильм | Никитина «Рус речь» (рецензия на книгу «А зори здесь тихие») | |
Сложноподчиненные предложения | |||||
21 | Строение СПП. Зн/пр в СПП | 9 | СПП и его особенности. Главное и придаточное предложение. | -уметь отличать ССП и СПП, устанавливать смысловую связь между частями СПП | |
22 | СПП с придаточными определительными | 10 | Виды придаточных предложений. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. | -уметь находить главное и придаточное предл; определять место придаточного, средства связи с главным; правильно употреблять зн/пр в СПП | |
23 | СПП с придаточными изъяснительными | 11 | Тест | ||
24 25 | РР Сочинение или изложение (портретный очерк) | Портретный очерк. Структурные и языковые особенности такого текста | -уметь подобрать и систематизировать материал для портретного очерка | ||
26 | СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия и степени | 12 | Виды придаточных предложений. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. | -уметь находить главное и придаточное предл; определять место придаточного, средства связи с главным; определять значения придаточных в СПП правильно расставлять зн/пр в СПП; | |
27 | Придаточные предложения места и времени | ||||
28 | Придаточные предложения условия, причины, цели | Провер. работа | |||
29 | Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия | ||||
30 | РР Сочинение -рассуждение | Рассуждение как тип речи, его строение, языковые особенности. Подбор аргументов в рассуждении, написание работы | -умение писать соч.-рассуждение на заданную тему | Упр 151 | |
31 | СПП с придаточными присоединительными | 13 | Придаточные присоединительные, союзные слова как средство связи прид. предл. с главным | -уметь определять придаточные присоединительные; правильно расставлять зн/пр в СПП; | |
32 | Контрольная работа (диктант или тест) | Проверка знаний | -уметь находить главное и придаточное предл; определять место придаточного, средства связи с главным; тип придаточных; правильно расставлять зн/пр в СПП | РР – речевая ситуация упр 198 | |
33 34 35 | Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них | 14 | СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Последовательная, параллельная , однородная связь придаточных предложений | - уметь находить главное и придаточные предложения; определять типы придаточных, средства и тип связи придаточных | РР упр 205 |
36 | Контрольная работа | Проверка знаний | -уметь различать ПП, ССП, СПП; правильно расставлять зн/пр в ССП,СПП,ПП с обособ.чл.предл; определять значения придаточных в СПП | ||
37 | РР Элемент сочинения в изложении | Чтение, анализ текста, подбор аргументов в рассуждении; написание работы | -уметь писать сочинение по предложенному вопросу (с опорой на прочитанный текст) | Упр 208 | |
38 | РР Деловые бумаги | Виды деловых бумаг, их структура | -уметь составлять автобиографию, заявление и другие деловые бумаги | ||
Бессоюзные сложные предложения | |||||
39 | Запятая и точка с запятой в БСП | 15 | БСП и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями БСП. Разделительные зн/пр в БСП. Употребление запятой и точки с запятой в БСП | знать условия постановки запятой и точки с запятой в БСП; - уметь определять смысловые отношения между частями БСП; правильно расставлять зн/пр в БСП | |
40 | Двоеточие в БСП | Смысловые взаимоотношения между частями БСП. Условия употребления двоеточия в БСП | знать условия постановки двоеточия в БСП - уметь определять смысловые отношения между частями БСП; правильно расставлять зн/пр в БСП | ||
41 | Тире в БСП | 17 | Смысловые взаимоотношения между частями БСП. Условия употребления тире в БСП | знать условия употребления тире в БСП - уметь определять смысловые отношения между частями БСП; правильно расставлять зн/пр в БСП | |
42 | Повторение темы «БСП» | Систематизация знаний по теме «БСП» | -умение различать БСП, СПП, ССП | Тест | |
43 | Контрольная работа | Проверка знаний | -уметь устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности БСП и на этой основе правильно выбирать зн/пр; правильно расставлять зн/пр в БСП | ||
44 45 | РР Изложение с элементом сочинения | Слушание (или чтение) текста, составление плана, написание работы подбор аргументов в рассуждении | -уметь писать подробное изложение; писать сочинение по предложенному вопросу (с опорой на прочитанный текст) | Упр 238 | |
46 | РР Реферат | Реферат как вид изложения текста. Два типа рефератов. Структура реферата. Требования, предъявляемые к реферату | -уметь написать реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему | Упр 242 (устный репродуктивный реферат) | |
Сложные предложения с различными видами связи | |||||
47 48 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них | 18 | Различные виды СП с союзной и бессоюзной связью; разделительные зн/пр в них. Сочетание зн/пр | -уметь правильно употреблять в речи СП с различными видами связи | РР – речевая ситуация упр 254 |
49 | Авторские знаки препинания | 19 | Авторское употребление зн/ пр | -уметь объяснить употребление авторского знака | |
50 | Контрольная работа | Проверка знаний | -уметь правильно ставить зн/пр в СП с различными видами связи; определять смысловые отношения между частями в сложных синтаксических конструкциях и правильно выбирать соответствующие зн/пр | ||
51 52 | РР Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (или Изложение с элементом сочинения) | Слушание (или чтение) текста, составление плана, написание работы подбор аргументов в рассуждении | -уметь писать сочинение-рассуждение на заданную тему | ||
Общие сведения о языке | |||||
53 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление | 20 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Рус. яз. как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место рус. яз. среди языков мира. | -уметь составить устное выступление на лингвистическую тему | РР План и тезисы упр. 264 Упр 275 |
54 55 | Русский литературный язык и его стили | 21 | Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка. Изобразительно-выразительные средства языка | -уметь определять стилевую принадлежность текста; анализировать текст, его худ-ые особенности (изобр.-выраз. средства) | |
Повторение | |||||
56 57 | РР Итоговое контрольное изложение с элементом сочинения (или сочинение-рассуждение по предложенному тексту) | Слушание (или чтение) текста, составление плана, написание работы подбор аргументов в рассуждении | -уметь писать подробное изложение; писать сочинение по предложенному вопросу (с опорой на прочитанный текст) | РР упр 250 | |
58 59 60 61 | Повторение изученного в 5-9 классах | Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | Практикум на основе экзаменационных материалов | ||
62 63 | Итоговая контрольная работа (диктант или тест в форме ГИА) | Проверка знаний | -уметь решать тест, выполнять задания с кратким развернутым ответом; -уметь анализировать текст; -уметь писать сочинения разных жанров | ||
64 | Итоговый урок | ||||
65- 68 | Резервное время |
4. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
· роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
· смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
· основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
· особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
· признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
· основные единицы языка, их признаки;
· основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
· различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
· объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
· адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
· читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
· извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
· создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
· осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
· владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
· свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
· соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
· соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
· развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
· удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
· использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
5. Учебно-методическая литература
Обязательная литература
для учащихся:
- Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / (С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др.) – М.: Просвещение, 2007
- Русский язык: Сборник текстов для письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2007.
- ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс / С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2008
для учителя:
- «Программ общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы» / Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2008.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М.: ВАКО, 2008
- Русский язык: Сборник текстов для письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2007.
- ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс / Львова С.И. – М.: Эксмо, 2008. – (Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс).
- Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Т.М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2004
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2009
- Русский язык и литература. 5-11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи / сост. О.А. Хорт, Г.С. Шамшина. – Волгогррад: Учитель, 2008
- Диктанты по русскому языку для средней и старшей школы (5-11 классы): Учебное пособие. – М.: «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2000
- Изложения с элементами сочинения: 5-9 кл..: Кн для учителя / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 1999
- Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-11 кл.: Кн. Для учителя / В.И. Капмнос. Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. Л.Л. Новоселова. –М.: Просвещение, 1991
Дополнительная литература
- Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Синтаксис и пунктуация в тестах. 8-11 класс. – М.: Аквариум, 1998
- Русский язык. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2008
- Деловое письмо Г. Х. Ахбарова. Т. О. Скиргайло. – М.: Просвещение, 2005. – (Библиотека учителя русского языка).
- Сочинения различных жанров в старших классах / Т.А. Калганова. – М.: посвещение, 2004
- Русский язык. Сборник упражнений и диктантов: Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Д.Э. Розенталь. – М.: Оникс: Мир и образование, 2005
- Ожегов С.И.и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999
- Федорова Т.Л., Щеглова О.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Лад-Ком, 2008
- Фразеологический словарь русского языка. (Авторский коллектив: проф. И.В. Федосов, канд. ф.н. А.Н. Лапицкий). – М.: Лад-Ком, 2007
- Федорова Т.Л., Щеглова О.А. Словообразовательный словарь русского языка. – М.: Лад-Ком, 2008
- Словарь-справочник по культуре речи для школьников и студентов / сост. А.А. Евтюгина, И.В.Родионова, И.К. Миронова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004
- Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. М.: Айрис-пресс, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....