Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Художественный анализ текста"
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Программа дополнительного образования по литературе для учащихся смешанной возрастной группы 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennyy_analiz.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
дополнительного образования учащихся
« Художественный анализ текста»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования по литературе «Художественный (литературоведческий) анализ текста» рассчитана на 18 часов на обучающихся смешанной возрастной группы старше 18 лет (10-11 класс). В ней рассматриваются художественные тексты произведений XIX века в единстве формы и содержания с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении (приемы художественной изобразительности, поэтические тропы, детали, ремарки и т.п.). Такой системно-интегри рующий подход к произведению позволяет решать приоритетные задачи в обучении литературе в связи с появлением новых форм итоговой аттестации и сокращением учебных часов на изучение предмета в старших классах.
Цели и задачи данного курса, а также требования к результатам обучения продиктованы особенностями структуры экзамена по литературе в новой форме, в центре которого находится художественный текст и комплекс заданий, сочетающих два типа заданий:
- задания с кратким ответом, проверяющие знание конкретных литературных фактов и отдельных элементов художественной формы (особенности композиции, жанровая специфика произведения, виды изобразительно-выразительных средств и т.п.);
- комплекс заданий, требующих развернутого связного ответа.
Основными целями данного курса являются:
- формирование умений и навыков, необходимых для подготовки к ЕГЭ: умения работать с различными типами тестовых заданий, умения отвечать на проблемные вопросы, анализировать произведения малых жанров;
- развитие коммуникативных навыков обу чающихся, овладение необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания.
В процессе многоаспектной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки учащихся по литературоведческому анализу художественного произведения, расширяется круг изучаемых произведений малых форм, детализируется и конкретизируется изучение крупных произведений, что позволяет старшеклассникам подготовиться к экзаменам (независимо от формы их проведения).
Работа по анализу текста организуется учителем как исследовательская деятельность, основными формами работы становятся:
- индивидуальная и групповая деятельность по решению литературоведческих задач;
- написание сочинений различных жанров и форм;
- самостоятельный подбор художественных текстов для анализа и сопоставительного анализа.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- освоить элементы литературоведческого анализа текста литературного произведения;
- овладеть приемами решения литературоведческих задач;
- уметь выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему, уметь создавать логически связные, образные высказывания;
- овладеть навыками самостоятельного поиска ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения,
- уметь сопоставлять литературные факты и явления и выявлять в них общие и своеобразные черты, а также устанавливать ассоциативные связи с произведениями других видов искусства;
- уметь самостоятельно составлять задания к тексту, направленные на осмысление содержания, авторского замысла, не выявление особенностей использования в тексте средств воплощения авторской идеи.
Результаты обучения могут отслеживаться с помощью таких форм, как выполнение зачетных работ с рейтинговой системой баллов, соответствующей требованиям ЕГЭ; защита индивидуальных или групповых проектов.
Срок реализации.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год – 10 класс.
2 год – 11 класс.
Формы организации и режим занятий.
Программа рассчитана на 18 часов:
6 часов – 10 класс
12 часов – 11 класс
Формами проведение занятий могут быть лекции учителя, уроки-практикумы, уроки-исследования.
Программа
1. Вводное занятие. Художественный образ. Содержание и форма произведения. (1 час)
Цели и задачи курса. Понятие художественного образа, средства создания образа. Взаимосвязь содержания и формы произведения. Наблюдения над текстами различных форм.
2. Историко-литературный процесс.(1 час)
Историко-литературный процесс и его этапы. Место А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова в истории русской литературы. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный…» и стихотворения М.Ю. Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…».
3. Литературные роды. Жанры литературы. (1 час)
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы, их признаки. Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Жанровое своеобразие поэмы. Анализ эпизода (начало седьмой главы, лирическое отступление). Образ автора в лирическом отступлении.
4. Язык художественного произведения. (1 часа)
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Определение изобразительно-выразительных средств в художественном тексте (поэтическом, прозаическом, драматическом). Наблюдения над текстами разных авторов.
5. Сюжет. Композиция. Конфликт. (1 час)
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Анализ эпизода (Действие второе, явление второе).
6. Персонаж. Характер. Тип. (1 часа)
Система образов. Художественные средства создания образов (речевая характеристика героя: диалог, монолог; авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.). «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе.
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Анализ эпизода (начало главы XI).
7. Ритмико-интонационная характеристика стихотворения. (1 часа)
Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Белый стих. Ритм. Рифма. Строфа. Определение ритмико-интонационной характеристики стихотворений.
Н.А. Некрасов. Анализ стихотворений «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…».
8. Создание собственного текста в письменной форме (1 час)
Зачетная работа. Интерпретация поэтического текста.
9. Психологизм. Народность. Историзм. (1 час)
Художественный анализ эпизода поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Начало главы «Последыш», изображение сенокоса).
10. Художественный анализ поэтического текста. (2 часа)
Художественный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…», «О, как убийственно мы любим...».
Художественный анализ стихотворений А.А. Фета «Вечер», «Одним толчком согнать ладью живую…».
Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») и А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»).
11. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. (1 часа)
Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина. Анализ эпизода сказки.
12. «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе. (2 часа)
Анализ эпизодов романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Из тома 1 . Часть первая. Эпизод главы III. Портрет княжны Элен.
Из тома 2. Часть третья. Эпизод главы II. Вечер в Отрадном.
Из тома 3. Часть вторая. Эпизод главы XXXI. Пьер на Бородинском поле.
Из тома 4. Эпилог. Эпизод главы VIII. Николай и Марья. Или эпизод главы X. Наташа после замужества.
13. Деталь. Символ. Подтекст. ( 1 часа)
Анализ эпизодов романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
14. Художественный анализ прозаического и драматического текста. (1 часа)
А.П. Чехов. Анализ эпизода рассказа «Крыжовник».
Анализ эпизода комедии «Вишневый сад».
15. Создание собственного текста в письменной форме (2 часа)
Зачетная работа. Интерпретация прозаического текста.
Учебно-тематический план№ п\п | Тема | Кол-во часов по теме | Вид занятий |
1 2 3 4 5 6 | Вводное занятие. Художественный образ. Содержание и форма произведения. Историко-литературный процесс. Литературные роды. Жанры литературы. Язык художественного произведения. Сюжет. Композиция. Конфликт. Персонаж. Характер. Тип. | 1 1 1 1 1 1 | Лекция с элементами беседы. Урок-исследование Практикум Лекция с элементами беседы. Практикум Творческая мастерская. Урок-исследование |
7 8 9 10 11 12 13 14 15. | Ритмико-интонационная характеристика стихотворения. Создание собственного текста в письменной форме Психологизм. Народность. Историзм. Художественный анализ поэтического текста. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе. Деталь. Символ. Подтекст. Художественный анализ прозаического текста. Создание собственного текста в письменной форме | 1 1 1 2 1 2 1 1 2 | Урок-исследование Зачет Практикум Урок-исследование Уроки-исследования Урок-исследование Уроки-исследования Урок-исследование Практикум Зачет |
Список использованной литературы
- О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПб, 1996.
- Н. В. Гоголь. Мертвые души. Анализ текста. Основное содержание. Л.Д. Страхова. – М.: Дрофа, 2007.
- А.Н.Островский. «Гроза». Основное содержание, анализ текста, литературная критика, сочинения И.О. Сарычев. – М.: Родин и Компания, 2005.
- И. А. Гончаров. Обломов. Анализ текста. Основное содержание. Н.В. Сечина. – М.: Дрофа, 2007.
- Художественный мир романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" Ю. В. Лебедев. – М.: Классикс Стиль, 2002.
- И.С. Тургенев. Отцы и дети. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения Л.Д. Страхова, М.: Дрофа, 2009.
- Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения И. В. Луговая, М.: Дрофа, 2005.
- Анализ художественного текста. Лирическое произведение Авт. сост. Д. Магомедова, С. Бройтман, М.: РГГУ, 2005.
- Война и мир. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения Л.Н. Толстой, А.В. Сечина, М.: Дрофа, 2008.
- Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание. Анализ текста. Основное содержание. К.К. Страхов, Л.Д.Страхова, М.: Дрофа, 2006.
- А.П.Чехов. «Вишневый сад». Основное содержание, анализ текста, литературная критика, сочинения И. О. Сарычев, М.; Директ-Медиа, 2006.
- А. П. Чехов. Рассказы. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения И.Ю.Бурдина, М.: Дрофа, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""
Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Внутришкольный контроль и проектно-ориентированный анализ состояния воспитания в образовательном учреждении: выполнение требований и реализация образовательных программ дополнительного образования детей.
Из опыта работы школы....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...
Программа дополнительного образования "Комплексный анализ текста"
Программа предназначена для более глубокого изучения особенностей текста и подготовки к ЕГЭ...