Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы фотографии»
рабочая программа по теме
Образовательная программа «Основы фотографии» реализует дополнительное образование детей, связанное с визуальными технологиями.
Визуальные технологии заняли прочное место в жизни современного общества. Данное программное направление включает дошкольников и младших школьников в современные визуально-эстетические практики и предполагает освоение ими элементов современных визуальных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_kazennoe.doc | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 5 – 10 лет
Срок реализации программы: 2 года
Составитель программы:
Мыльников Владимир Анатольевич
педагог дополнительного образования
Трёхгорный
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Тип программы –
модифицированная
Образовательная программа –
профильная
Направленность деятельности –
художественно – эстетическая
Способ освоения содержания образования –
творческая
Уровень реализации программы –
основное общее образование
Форма реализации программы –
Индивидуальная, групповая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Основы фотографии» реализует дополнительное образование детей, связанное с визуальными технологиями.
Визуальные технологии заняли прочное место в жизни современного общества. Данное программное направление включает дошкольников и младших школьников в современные визуально-эстетические практики и предполагает освоение ими элементов современных визуальных технологий.
Фотография так же относится к визуальным технологиям, и прочно заняла место в жизни современного общества. Фотоснимки делают информацию достоверной, исторически визуально закреплённой. В век развития информационных технологий создание цифровой фотографии стало доступным и для детей.
Фотография, как аналоговая, так и цифровая развивает у детей творческие способности, фантазию. Что способствует развитию творческого восприятия окружающего мира, развитию умения использовать фотоаппарат и компьютер как инструмент творчества. Повышение образовательного уровня в области фотографии открывает широкие возможности для выявления таланта фотохудожника в юном человеке. Проводимые на различных уровнях фотоконкурсы, фотофестивали вызывают большой интерес детей и взрослых. Занятие фотографией помогает обучающимся, овладеть цифровыми технологиями, приобрести уверенность в своей способности к творческой деятельности.
Актуальность предлагаемой образовательной программы базируется на современных требованиях модернизации системы образования через применение компьютерной и электронной техники в визуальных технологиях.
Цель программы – развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через обучение фотографической грамоте.
Основные задачи программы:
в обучении –
- сформировать интерес воспитанников к изучению визуальных технологий.
- обучить основам фотографической теории;
- обучить основам работы с фотоаппаратурой;
- сформировать фотографическо - визуальные навыки;
- совершенствовать свои знания и умения в практической фотодеятельности;
в развитии -
- развить творческие способности обучающихся средствами визуальных технологий на занятиях;
- развить устойчивую мотивацию к учению и образованию через исследовательские компетенции;
- развить личностные качества ребёнка (память, внимание, наблюдательность, фантазию, творческое воображение, образное мышление);
в воспитании –
- приобщить к духовно – нравственному медиавоспитанию, к общечеловеческим ценностям;
- воспитать художественный вкус, самодисциплину, умение организовывать себя и своё свободное время, активизировать процессы общения детей друг с другом, с педагогом,
с родителями;
- обеспечить профилактику асоциального поведения;
в оздоровлении -
- обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка;
- обеспечить охрану здоровья детей в процессе обучения.
Практическая значимость данной программы заключается в приобщении обучающихся к фотографической практике на цифровых и аналоговых фотокамерах. В проявлении творческой деятельности на основе - формирования у обучающихся широкого круга фотографических способностей и интересов. Разработан поэтапный метод обучения воспитанников. При составлении программы изучался опыт преподавания фотографии педагогов работающих в данной области.
Цифровые технологии, обладая массой выразительных возможностей, способствуют значительному расширению представлений учащихся о фотографии. В программу включены сведения из истории развития отечественной и зарубежной фотографии, о химической и физической сущности фотографического процесса. Обучающиеся должны приобрести основы практических, технических навыков, используемых в современной фотографии, а также опыт творческого общения с увлечёнными сверстниками и взрослыми высококвалифицированными специалистами.
В результате освоения программы у обучающихся должны быть сформированы следующие личностные качества: наблюдательность, фантазия, чувство ритма, цвета и света, образное мышление. а также развиты творческое воображение, самостоятельность мышления, самодисциплина. Получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения.
Ожидаемые результаты освоения всей программы указаны в конце каждой темы. Кроме того, это умение обучающегося практически применять е знания, умения, навыки, помогающих адаптироваться к социуму. Реализация программы расширяет творческий кругозор воспитанников, удовлетворяет их познавательный интерес.
Условия реализации образовательной программы:
Набор обучающихся в коллективе проводится по принципу свободного выбора, при наличии у ребенка желания заниматься данным видом творчества.
Способы усвоения содержания программы:
- занимательный способ (формирование интереса к деятельности); - репродуктивный способ (овладение знаниями, умениями, навыками); - креативный способ.
Образовательная программа «Трёхгорье» предусматривает обучение детей от 6 до 10лет. Срок реализации – 2 года.
Режим занятий можно представить в виде таблицы:
Год обучения | Количество обучающихся в группе | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1год | 12 - 15 | 2 | 72 |
2год | 10 - 12 | 4 | 144 |
Этапы реализации программы
Программа реализуется в три этапа:
- подготовительный - введение в мир фотографического искусства, освоение основ фотографической грамоты;
- формирующий – освоение основ фотографической грамоты;
- закрепляющий - фотосъёмка в различных фотожанрах, обучение навыкам лабораторной обработки.
Обучение проводится в очной форме. Продолжительность учебного занятия для детей дошкольного возраста 35 минут с обязательным перерывом на отдых. Для младших школьников продолжительность учебного занятия 45 минут с перерывом на отдых. Учебное занятие проводится в заранее определенные часы дня с соблюдением санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей. На занятиях используются различные формы и методы обучения, словесные, наглядные, практические. Такие как: рассказ, объяснение, беседа, лекция, игра, конкурс, поход, экскурсия, профильный лагерь. Так же в качестве методов используется объяснение нового материала и постановка задачи, пошаговое выполнение задания учениками под руководством педагога или самостоятельно. Практические занятия с фотоаппаратом, компьютером. Создание индивидуальных и групповых работ, подготовка работ к выставкам, презентация результатов своей работы на конференциях и конкурсах разного уровня.
Обучение фотографии ведётся в разных возрастных группах. Учащиеся на каждом году обучения получают законченный объем знаний определенного уровня соответствующего возрасту. В ходе занятий необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, чтобы правильно выбрать методику обучения.
Дошкольный возраст (5-6 лет)
Дошкольное детство — период, когда эмоции, чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, придавая им специфическую окраску и выразительность. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Интерес к необычным очертаниям фигур и предметов опирается на предрасположенность детей к наблюдательности, остроте видения. Задача взрослого - развивать интерес к творчеству. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. Исходя из возрастных особенностей детей, начальное обучение должно проходить в игровой форме. Первоначально появляющийся интерес к изучению основ фотографии основывается на простом любопытстве к созданию фото или видеоизображения, что является стимулирующим фактором для дальнейшего творческого развития. Основные методы, используемые в это время: репродуктивный (система определенных упражнений, многократное воспроизведение знаний и действий по определенному образцу); объяснительно – иллюстративный метод. Это повышает интерес к обучению, помогает поддерживать внимание ребёнка, благотворно влияет на его эмоциональное состояние, способствует раскрытию творческих способностей. Формы подведения итогов усвоения знаний - беседа, опрос.
Младший школьный возраст (7-10 лет)
Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается. Обучаясь фотографической грамоте, воспитанник вовлекается в творческую деятельность, которая побуждает мыслить, рассуждать, активизирует художественное воображение, эмоционально-образное мышление, творческую мотивацию, потребность созидать. В этот период у обучающихся формируется художественно-эстетический вкус, поэтому очень важно знакомить детей с фотографией разнообразных жанров и стилей, с ярким образным содержанием. Формы подведения итогов усвоения знаний - беседа, опрос, мини-выставка.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- Нагрузка 2 часа в неделю, за год 72 часа
- Нагрузка 4 часа в неделю, за год 144 часа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения (72 ч)
№ п/п | Тема | Общее количество часов | в том числе | |
Теоретичес кие (час) | Практи ческие (час) | |||
1 | Вводное занятие «Фотография вокруг нас». Правила Т.Б. | 2 | 2 | |
2 | Солнечные лучи. Свет. Природа, распространение и свойства света | 4 | 2 | 2 |
3 | Что такое Радуга. Что такое цвет. Свойства цвета | 4 | 2 | 2 |
4 | Как устроена Камера – обскура. Как получается изображение в камере-обскуре. | 6 | 2 | 4 |
5 | Что такое фотография. Кого называют фотографом | 2 | 2 | |
6 | Как правильно построить кадр. Композиционное построение кадра. Занятие – игра по правилам композиции. | 10 | 2 | 8 |
7 | Что такое фотожанр. Фотожанры. Натюрморт. Портрет. Пейзаж. | 32 | 2 | 30 |
8 | Как оформить фотографию. Подготовка к итоговой фотовыставке. | 10 | 2 | 8 |
9 | Итоговое занятие. Фотовыставка ««Моя фотография» | 2 | 2 | |
ИТОГО часов: | 72 | 16 | 56 |
Второй год обучения 144 часа
№ п/п | Тема | Общее количество часов | в том числе | |
теоретические (час) | практические (час) | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Повторение и закрепление материала «Мир вокруг нас» | 6 | 6 | |
3 | Фотограмма – светописный рисунок. История создания фотограммы. | 2 | 2 | |
4 | Как получается фотоизображение. Что такое фотолаборатория Лабораторная обработка фотоматериалов. Т.Б. при работе | 10 | 2 | 8 |
5 | Фотограмма – фотография без фотоаппарата. Т.Б. при работе. | 10 | 2 | 8 |
6 | Светописный рисунок на сканере История создания сканограмм | 2 | 2 | |
7 | Сканограмма. Получение изображения на сканере. Т.Б. при работе | 20 | 2 | 18 |
8 | Фотонаследие «Как развивалась фотография» Этапы развития аппаратуры | 2 | 2 | |
9 | Знакомство с миром фотооптики Фотоаппараты и объективы | 8 | 2 | 6 |
10 | Как правильно построить кадр Композиционное построение кадра. Фотосъёмка | 14 | 2 | 12 |
11 | Такой разный мир фотографии Фотожанры. Натюрморт. Портрет. Пейзаж | 50 | 6 | 44 |
12 | Компьютер, помощник фотографа. Компьютерная обработка фотоснимков | 12 | 2 | 10 |
13 | Как оформить фотографию Правила оформления выставочных работ. | 4 | 2 | 2 |
14 | Итоговое занятие Фотовыставка «Мир вокруг нас» | 2 | 2 | |
ИТОГО часов: | 144 | 30 | 114 |
Содержание
дополнительной образовательной программы
Первый год обучения 72 часа
Тема 1. Вводное занятие «Фотография вокруг нас». Правила Т.Б.
Задачи: знакомство с детьми, формирование интереса к занятиям по курсу
Теория
«Фотография вокруг нас»
Занятие – беседа «Фотография вокруг нас». Знакомство с миром фотографии. Фотографии начала века – коллекция. Современные фотографии – стенды - детские снимки.
Слайд – презентация «Правила поведения на уроках фотографии»
Тема 2. Солнечные лучи. Свет. Природа, распространение и свойства света
Задачи: изучение свойств света
Теория
Природа, распространение и свойства света. Слайд-презентация.
Практика
1. Занятие - опыт «Прохождение луча».
Схема. Карандаши. Альбом.
2. Занятие - игра - «Зеркала и луч»
Оборудование: бейджики с изображением луча, зеркал.
3. Занятие - Игра «Лучики»
Оборудование: бейджики с изображением лучей, линз.
Ключевые слова: свет. Природа света.
Тема 3. Что такое Радуга. Что такое цвет. Свойства цвета
Задачи: изучение свойств цвета, освоение цветовой гаммы; совершенствование умения использовать цвет как средство передачи изображения
Теория
Что такое радуга? Фотографии радуги. Аббревиатура запоминания - Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Свойства цвета. Цвета холодные. Цвета тёплые. Слайд-презентация.
Практика
1. Творческое задание. Нарисовать радугу. Цветовая гамма. Холодный спектр. Тёплый спектр.
Оборудование: краски, кисточки, карандаши, альбомы.
Занятие - опыт 1. Получение радуги (разложение светового луча на спектр) с помощью лазерного диска. Оборудование: фонарик, диск CD
2. Творческое задание. Радужные волчки. Изготовление. Оборудование: краски, кисточки, расчерченные на 7 секторов кружки из бумаги, деревянные заготовки для юлы, пластилин.
3. Творческое задание. Юла. Оборудование: большой круг бумаги с цветовым спектром. Волчки с цветовым спектром.
4. Игра - занятие «Призма и луч» (разложение светового луча на спектр).
Оборудование: цветные радужные полоски, бейджики.
Ключевые слова: Радуга, цвет.
Тема 4. Как устроена Камера – обскура. Как получается изображение в камере-обскуре
Задачи: формирование знаний о получении изображения.
Теория
Занятие – беседа. Как устроена Камера – обскура. Свойство камеры-обскуры. Собирающая линза, рассеивающая линза, получение изображения. Собственный и отражённый свет. Получение изображения на плоскости. Оборудование: макет камеры-обскуры. Конденсорная линза.
Практика
1. Творческое задание. Зарисовка предметов:
- источники света. Свечу, лампочку, солнце, спичку, костёр;
- отражающих свет. Люди, дома, деревья, и т.д;
2. Творческое задание. Схематическое изображение линзы собирающей и рассеивающей.
Оборудование: Краски, кисточки, карандаши, альбомы.
3. Занятие – игра «Собери картинки»
Оборудование: карточки с картинками - источники света (свеча, лампочка, солнце, спичка, костёр);
- карточки с картинками – предметы, отражающие свет (люди, дома, деревья)
По команде ведущего воспитанники распределяются на 2 команды по источникам света.
Ключевые слова: камера-обскура, собирающая линза, рассеивающая линза.
Тема 5. Что такое фотография. Кого называют фотографом
Задачи: развитие визуально - эмоциональной сферы детей посредством фотографии
Теория
Что такое фотография. Первая фотография – гелиография.
Первый известный фотограф Жозеф Нисефор Ньепс.
Знакомство с фотографиями старых мастеров. Знакомство с линейкой старых аналоговых и цифровых фотоаппаратов.
Ключевые слова: фотография
Тема 6. Как правильно построить кадр. Композиционное построение кадра. Занятие – игра по правилам композиции.
Задачи: развитие навыков построения композиционного кадра.
Теория
Что такое кадр в фотографии. Основы композиция кадра ритм, статика и динамика, симметрия и асимметрия, линейная и воздушная перспектива.
Практика
Занятие – игра «Создание свою композицию на плоскости и в пространстве». Основы фотосъёмки с использованием композиции.
Ключевые слова: композиция кадра, ритм, статика, динамика, симметрия и асимметрия.
Тема 7. Что такое фотожанр. Фотожанры. Натюрморт. Портрет. Пейзаж
Задачи: формирование знаний о жанрах в фотографии. Совершенствование умения использовать навыки фотосъёмки.
Теория
Знакомство с различными фотожанрами. Мир предметов - натюрморт.
Практика
Обучение навыкам работы в жанре натюрморт. Творческое задание. Нарисовать натюрморт. Оборудование: цветные карандаши, ватман. Темы: «Натюрморт». «Ваза». Создать мир предметов с помощью фотосъёмки.
Теория
Знакомство с жанром фотопортрет. Виды фотопортрета: студийный и жанровый. Крупный, средний и общий план в портрете.
Практика
Обучение навыкам работы в жанре портрет. Зарисовка портрета в альбоме. Темы: «Принцесса». «Портрет друга» (лицо). Создание образа в портретной фотосъёмке.
Теория
Знакомство с жанром пейзаж. Фотопейзаж: городской и сельский. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива).
Практика
Обучение навыкам работы в жанре пейзаж. Творческое задание. Зарисовка пейзажа в альбоме. Фотосъёмка на «пленере».
Ключевые слова: Фотожанры, натюрморт, портрет, пейзаж
Тема 10. Как оформить фотографию. Подготовка к итоговой фотовыставке.
Задачи: развитие навыков оформления фотографий
Теория
Знакомство с основными понятиями темы выставка, паспарту.
Как оформить фотографию на выставку. Что такое паспарту. Правила оформления фоторабот.
Практическое занятие
Творческое задание. Изготовление паспарту из цветной бумаги.
Оформление выставочных работ на паспарту.
Ключевые слова: паспарту.
Тема 11. Итоговое занятие
Задачи: актуализация знаний по курсу, подведение итогов обучения
Итоговое занятие.
Контрольное занятие представление фоторабот на фотовыставке «Моя фотография». Награждение лучших воспитанников.
Результаты обучения
Обучающиеся знают:
- технику безопасности;
- цветовую гамму радуги;
- правила оформления работ;
- понятие жанры фотографии;
- понятие композиционное построение кадра;
- свойство камеры-обскуры
Обучающиеся умеют:
- графически показать природу распространения света
- получать изображения на плоскости
- производить фотосъёмку с использованием правил композиции;
- использовать навыки фотосъёмки в различных жанрах;
- оформлять фотоработы;
Второй год обучения 144 часа
Тема 1. Вводное занятие
Задачи: знакомство с детьми, формирование интереса к занятиям по курсу.
Теория
Организационные вопросы. Информация о целях, форме и содержании занятий по курсу; знакомство с правилами поведения в фотостудии. Слайд – презентация «Правила поведения на занятиях» Беседа о правилах дорожного движения, соблюдения мер противопожарной безопасности.
Занятие – беседа «Мир вокруг нас». Знакомство с миром фотографии. Фотографии начала века – коллекция. Современные фотографии.
Ключевые слова: техника безопасности, фотография.
Тема 2. Повторение и закрепление материала первого года обучения
Задачи: совершенствование умения основ фотосъёмки. Закрепление навыков работы в различных фотожанрах.
Практика
Основы фотосъёмки. Композиционное построение кадра. Правила композиции Фотожанры. Натюрморт. Портрет. Пейзаж
Ключевые слова: композиция кадра, ритм, статика, динамика, симметрия и асимметрия.
Тема 3. Фотограмма – фотография без фотоаппарата. Т.Б. при работе.
Задачи: формирование развитие познавательного интереса к особому виду фотоискусства «Фотограмма».
Теория:
Занятие – беседа. Фотограмма – светописный рисунок. История создания - слайд-презентация.
Фотограмма - особый вид фотоискусства. Понятие фотограмма. «Световые картины» — учёного-ботаника Императорской Академии наук Ю. Ф. Фрицше.
Ключевые слова: фотограмма.
Тема 4. Как получается фотоизображение. Что такое фотолаборатория. Лабораторная обработка фотоматериалов. Т.Б. при работе
Задачи: изучение свойств и возможностей фотоматериалов; развитие умения получать изображения с помощью фотоувеличителя.
Теория
Знакомство с основами лабораторной практики. Инструктаж по технике безопасности при работе в фотолаборатории. Принцип работы фотоувеличителя. Негативный процесс. Негативные материалы, их свойства - фотоплёнка.
Позитивный процесс. Позитивные материалы, их свойства.
Позитивные материалы, их свойства - фотобумага. Правила обращения с фотоотпечатками. Проявляющие и фиксирующие растворы.
Практика
Обучение навыкам лабораторной обработки фотоматериалов
Ключевые слова: проявитель, закрепитель, негатив, позитив.
Тема 5. Фотограммы. Т.Б. при работе.
Задачи: изучение технологии создания фотограммы; развитие умения получать изображения без фотоаппарата.
Теория.
Знакомство с основами получения изображения с помощью фотоувеличителя. Творческое задание. Составление картинки на плоскости из подручных предметов. Получение изображения на фотобумаге. Техника безопасности при работе в фотолаборатории.
Практика
Обучение навыкам изготовления фотограмм с использованием подручных материалов. Отбор работ на мини-фотовыставку фотограмм.
Ключевые слова: фотограмма
Тема 6. Светописный рисунок на сканере. История создания сканограмм
Задачи: формирование развитие познавательного интереса к особому виду фотоискусства «Сканограмма».
Теория.
Фотонаследие. История создания сканограмм. Знакомство с основами получения изображения с помощью сканера. Что такое сканограмма. Сканография в творчестве фотомастера Светланы Пожарской.
Ключевые слова: сканограмма.
Тема 7. Сканограмма. Получение изображения на сканере. Т.Б. при работе
Задачи: изучение технологии создания фотограммы; развитие умения получать изображения без фотоаппарата.
Теория
Знакомство с основами получения изображения с помощью сканера. Принцип работы сканера. Схема. Инструктаж по технике безопасности при работе со сканером. Правила обращения со сканером.
Практическое занятие.
Получение изображения с помощью сканера. Составление картинки на плоскости из подручных предметов. Получение изображения на поверхности сканера. Отбор работ на мини-фотовыставку.
Ключевые слова: сканограмма.
Тема 8. Фотонаследие «Как развивалась фотография». Этапы развития фотоаппаратуры.
Задачи: формирование и развитие познавательного интереса к фотоискусству
Теория
История создания и развития фотоаппаратуры.
Ключевые слова: фотоаппаратура
Тема 9. Знакомство с миром фотооптики. Фотоаппараты и объективы
Задачи: формирование знаний о получении изображения.
Теория
Классификационные характеристики фотоаппаратов. Классификация и характеристика объективов. Снаряжение фотографа.
Практика
Съёмка различными типами фотоаппаратов и объективов.
Ключевые слова: классификация, снаряжение фотографа
Тема 10. Как правильно построить кадр. Композиционное построение кадра при фотосъёмке.
Задачи: формирование знаний о построении изображения в кадре.
Теория
Знакомство с правилами композиции.
Практика
Использование знаний по фотокомпозиции при фотосъёмке. Композиционное построение кадра. Фотосъёмка.
Ключевые слова: композиция кадра, ритм, статика, динамика, симметрия и асимметрия.
Тема 11. Такой разный мир фотографии. Фотожанры. Пейзаж. Портрет. Натюрморт.
Задачи: формирование знаний о жанрах в фотографии. Совершенствование умения использовать навыки фотосъёмки.
Теория
Фотонаследие «История фотопейзажа». Городской, сельский, видовой пейзажи.
Практика
Съёмка на пленере.
Теория
Студийный портрет. Жанровый портрет.
Практика
Фотосъёмка в студии, на пленере.
Теория
Натюрморт. Плоское и объемное изображение формы предметов с помощью света.
Практика
Фотосъёмка в фотостудии.
Ключевые слова: фотожанры, натюрморт, портрет, пейзаж
Знать и уметь: понятие жанры фотографии, использовать навыки фотосъёмки в различных жанрах.
Тема 12. Компьютер, помощник фотографа. Компьютерная обработка фотоснимков
Задачи: формирование знаний о компьютерной обработке фотографии. Совершенствование умения использовать навыки фотосъёмки.
Теория
Знакомство с правилам работы на П.К. Компьютерная обработка фотоснимков в программе Adobe Photoshop CS.
Практика
Освоение навыков компьютерной обработки фотоснимков в программе Adobe Photoshop CS.
Ключевые слова: персональный компьютер, программа
Тема 14. Как оформить фотографию. Правила оформления выставочных работ. Выставка
Задачи: развитие навыков оформления фотографий
Теория
Знакомство с основными понятиями темы выставка, паспарту. Как оформить фотографию на выставку. Что такое паспарту. Правила оформления фоторабот.
Практическое занятие
Творческое задание. Изготовление паспарту из бумаги. Оформление выставочных работ на паспарту.
Ключевые слова: паспарту.
Тема 15 Итоговое занятие Фотовыставка «Мир вокруг нас»
Задачи: актуализация знаний по курсу, подведение итогов обучения
Практическое занятие
Контрольное занятие представление фоторабот на фотовыставке «Моя фотография». Награждение лучших воспитанников. Подведение итогов за год. Задания на лето.
Результаты обучения
Обучающиеся знают:
- технику безопасности;
- композиционное построение кадра;
- понятие фотограмма;
- правила создания и обработки фотограмм
- творчество Пожарской С.Г.
- историю развития фотоаппаратостроения
- понятие жанры фотографии;
- основы компьютерной обработки фотоснимков.
- классификацию и устройство фотоаппаратуры
- основы оформления выставочных работ
Обучающиеся умеют:
- производить фотосъёмку с использованием правил композиции;
- использовать навыки фотосъёмки в различных жанрах;
- оформлять выставочные фотоработы;
- практически строить сканограмму на плоскости;
- практически строить фотограмму на плоскости
- использовать на практике лабораторную обработку фотоматериалов
- обрабатывать фотоснимки в графической программе
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Форма организации деятельности – студия. Профиль деятельности студии принадлежит к визуальному творчеству, как средству передачи информации (визуальные технологии). В основе педагогического процесса лежит познавательно-творческая деятельность, базирующаяся на формировании различных интересов к фотографии, а также развитии способностей, навыков и умений. Все это с одной стороны, предполагает самые прямые связи творческого процесса с реальной живой действительностью, а с другой предоставляет неисчерпаемые возможности для развития наблюдательности, для творческого осмысления жизненного материала.
а) Описание основных способов и форм работы с детьми
Коллектив работает на основе системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих и исследовательских качеств личности. Воспитанникам даётся решение конкретных задач, к которым прилагается информационное и исполнительское обеспечение. Педагог в течение занятия имеет возможность закреплять усваиваемый материал, сменяя разные виды работы, например:
-проверка домашнего задания и разбор ошибок и недочётов;
-анализ нового материала;
-закрепление терминологии;
Обучение ведётся по следующим направлениям:
1. базовая программа;
2. творческая деятельность;
3. исследовательская деятельность.
Большое внимание уделяется развитию творческих способностей воспитанников. Главная цель – развитие природных интеллектуальных, исследовательских и способностей воспитанников; творческого потенциала воспитанников; формирование личностных качеств: трудолюбия, уважительного отношения к традициям, аккуратности, целеустремлённости.
Воспитанники изучают свойства света и цвета. Задача обучения фотоискусству состоит в том, чтобы научить детей видеть, понимать и передавать в фотографии форму объектов, пространства и явлений жизни.
По окончании изучения тем в студии устраиваются отчетные выставки, на которых воспитанники и родители могут познакомиться с фотоработами.
б) Основные методы организации учебно-воспитательного процесса.
На занятиях используются различные методы обучения:
словесные - педагог объясняет новый материал и термины, технологию выполнения задания. На занятиях проводятся беседы.
наглядные - показ готовой работы, технологии его изготовления
практические - записывание необходимых терминов, зарисовка схем и рисунков, раскадровка кадров. Печать и дизайнерское оформление снимков. Подготовка к выставке
частично-поисковые - создание мультимедийного проекта.
При обучении педагог уделяет большое внимание соблюдению санитарно-гигиенических требований:
- проветривание помещения;
- соблюдение техники безопасности при работе с электрооборудованием, фотоувеличителями, осветительной аппаратурой, компьютерами;
- освещённость;
- наличие парт, соответствующих возрасту обучающихся;
- проведение перемен, физкультурных минуток;
- гимнастики для глаз и плечевого пояса,
- организация подвижных игр.
Визуальные технологии - способствуют развитию интереса, расширению знаний обучающихся, помогают освоению творческого подхода к любому виду деятельности.
Цель занятий - показать учащимся важность развития представления о фотоснимке как о картинной плоскости, в пределах которой он будет компоновать снимок. Разнообразие объектов съёмки в зависимости от целей и задач, стоящих перед фотографом.
Перечень дидактических материалов
Образцы технологии изготовления снимков;
схемы освещения, характеристики отражающих поверхностей;
литература по фотографии (справочники, учебные пособия, журналы);
методическая литература по исследовательской работе;
периодическая литература, обеспечивающая оперативную информацию;
фотоархивы – творческие работы, снимки участия в экспедициях и т.д.;
мультимедиа – учебные фильмы, записи защиты на исследовательских конкурсах, записи участия в фотофестивалях.
Методы контроля: подведение итогов в конце занятия, самостоятельные задания, тестирование, самоконтроль, мониторинг усвоения программы, мониторинг воспитанности и др.
Метод поисково-исследовательский: проектная деятельность.
Методика подачи материала меняется в зависимости от состава и особенностей конкретной группы детей.
Наряду с решением образовательных задач, уделяется большое внимание формированию навыков здорового образа жизни. Учитываются сложности и условия работы в художественном творчестве, большое значение уделяется формированию личных санитарно-гигиенических навыков, навыков обеспечения своего здоровья. Предусматривается обязательное проведение занятий по технике безопасности на рабочем месте. Проводится инструктаж по технике безопасности, инструктаж по пожарной безопасности.
Весьма важной и нелегкой задачей является определение способностей, склонностей и достижений детей в работе используются психолого-педагогические методики для диагностики детей.
Цель диагностики:
1. Выявить уровень ЗУН и на каждом этапе обучения. 2. Исследование уровня творческих способностей.
3. Исследования уровня воспитанности воспитанников.
Методы диагностики: тестирование, наблюдение, мониторинг.
Изучая задатки, наклонности и интересы воспитанника, создавая условия для оптимального выявления и развития потенциальных возможностей, осуществляется одна из социально- педагогических целей развития личности.
В результате освоения программы будет воспитана творческая личность, готовая к саморазвитию и самосовершенствованию, со сформированными личностными качествами (трудолюбие, отзывчивость, добросовестность, внимательность и др.) и эстетическим мировоззрением.
Характеристика средств, необходимых для реализации программы
№ | Аппаратура | Кол-во |
1 | Фотоаппаратура цифровая | 15 |
2 | Фотоаппаратура аналоговая | 15 |
3 | Фотобачки | 15 |
4 | Фоторезак | 2 |
5 | Фотоувеличители | 6 |
6 | Фотоштативы | 3 |
7 | Фонари лабораторные | 4 |
8 | Рамки кадрирующие | 5 |
9 | Реле времени | 6 |
10 | Кюветы | 6 |
11 | АПСО | |
12 | Аксессуары для студийной съёмки | 1 |
13 | Аппаратура студийная осветительная (комплект) | |
14 | Компьютер | 1 |
15 | Сканер | 6 |
16 | Фотопринтер цветной | 1 |
17 | Фотопринтер лазерный ч-б принтер | 1 |
Материалы
Фотоплёнки | 20 |
Фотобумага | 10 |
Фотобумага для принтера | 10 |
Диски для записи фото и видеоинформации | 60 |
Альбомы | 6 |
Карандаши, ручки | 20 |
Цветные карандаши | 20 |
Бумага для принтера | 3 |
Ватман | 10 |
Рамки для фотографий | 30 |
Список литературы
а) литература, использованная для разработки программы и организации образовательного процесса
- Агафонов А., Пожарская С. Фотобукварь. – М.: Изд-во МГП.ВОС, 1993.- 200 с.
- Буш Д. Цифровая фотография и работа с изображением. 304с
- Джорджес Вильямс 2006 г. 50 эффективных приемов обработки цифровых фотографий с помощью Photoshop (+ CD)
- Дыко Л. Основы композиции в фотографии. – М., 1988.- 191 с.
- Журба Ю. Лабораторная обработка фотоматериалов. – М.: «Мир», 1988.- 191с.
- Килпатрик Д. Свет и освещение.- М.: «Мир», 2002.- 220 с.
- Кравцова Е. Диагностика развития познавательных процессов и эффективности обучения // Школьный психолог №35, 2004. – С. 8
- Лэнгфорд М. Фотография. Шаг за шагом.- М.: «Планета», 1989.- 225 с
- Луински Х. Портрет.- М., 1991.- 175 с.
- Пальчевский Б. Фотография. – Минск: «Полымя», 1982. –
- Пожарская С. "Лучшие фотографы мира. Портрет" М.: «Планета», 2006. – 334 с.
- Харитонов А. Цифровая фотография. - М.: «Планета», 2007. – 150 с.
- Шеклеин Л. Фотографический калейдоскоп. – Л.: «Химия», 1988. – 180 с.
- Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. – М.: «Первое сентября». – 96 с.
- Фришман И. И. Методика работы педагога дополнительного образования. - М.: «Академия», 2001. – 160 с.
- Хилько Н.Ф.Формирование образного видения мира у подростков - Омск.: Изд-во Омс.гос.унив. 2011г, 225с.
- Хилько Н.Ф. Педагогика аудиовизуального творчества - Омск.: Изд-во Омс.гос.унив. 2011г, 98с.
б) литература, рекомендуемая для воспитанников и родителей по данной программе
- Агафонов А., Пожарская С. Фотобукварь. – М.: Изд-во МГП.ВОС, 1993.- 200 с.
- Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка М:, АСТ-Пресс 432с.
- Дыко Л. Основы композиции в фотографии. – М., 1988.- 191 с.
- Хоккинс Э., Эйван Д. «Фотография. Техника и искусство». М.: «Мир», 1986. – 250
- Периодическая литература по фотографии – журналы
в)Сайты, использованные для разработки программы и организации образовательного процесса:
- Графические программы http://www.softportal.com
- История фотографии в России http://akvis.com/ru/articles/photo-history
- Студийный свет http://www.exvid.ru/
- Фотосайт http://www.photosight.ru
- Фотошкола http://photo- school/
- Цифровое искусство фотографии http://club422244
- Юные фотографы http://club18522856
Приложение 1
Творческие упражнения и задания, направленные на развитие творческих умений
| |||
№ п\п | Задание (творческое упражнение) | Целевая установка | |
1 | Вид из окна | Передать меняющуюся картину дня, ритмы движущихся предметов | |
2 | Встреча друзей | Передать чувства друзей | |
3 | Автопортрет | Показать разные состояния души | |
4 | Мамины глаза | Передать отношение матери к детям | |
5 | Пробуждение | Показать приметы весны | |
6 | Общие заботы | Передать отношение к общему делу в семье, в классе | |
| |||
№ п\п | Задание (творческое упражнение) | Целевая установка | |
1 | Узоры вокруг нас | Выбрать наиболее привлекательные узоры в природе, среди предметов | |
2 | Картина в интерьере | Вписать картину в композицию | |
3 | Памятник в пейзаже города | Найти сочетание памятника с окружающей местностью | |
4 | Фонари, ночная съёмка | Передать чувство таинственности | |
5 | Старое и новое | Выбрать гармоничное сочетание новых явлений и привычных вещей | |
Приложение 2
Комплекс упражнений для глаз
- Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4- 5 раз.
- Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Не поворачивая головы, посмотреть налево и зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
- Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх -налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 14-6 затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей основам журналистики
Подробная программа для работы с детьми по изучению основ журналистики и газетно-издательской деятельности в системе дополнительного образования....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цвета радуги» Программа ориентирована на детей от 10до 11 лет.
Направленность программы «Цвета радуги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному п...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы физических знаний»
Тематическое планирование....