Повторение по теме "Наречие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Разработка урока по русскому языку в 7 классе "Повторение по теме "Наречие". Урок проходит в форме заседания редакционной коллегии газеты "Словесник". Дети, составляя рубрики газеты, повторяют теоретический материал по теме и применяют его на практике. В итоге получается макет номера газеты. На уроке используются следующие виды учебной деятельности: доклады учащихся, работа со словарём, этимологическая работа, работа с фразеологизмами,выяснение текстообразующей роли наречий в художественном произведении, редактирование текста на интерактивной доске,работа с синонимами, анализ готовой газеты. К разработке урока прилагается демонстрационный материал для интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie.doc | 69.5 КБ |
narechie.p.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ№4 г. Навашино Нижегородской области
Разработка урока по русскому языку
Повторение изученного по теме «Наречие»
Учитель I категории Милицкая О.Н.
Цели урока:
Образовательные:
- проверить прочность усвоения темы, «обозреть» наречие «панорамно» и показать его место и назначение в современном русском языке;
- обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие:
- развивать умение анализировать и синтезировать материал;
- развивать коммуникативные способности учащихся;
- развивать умение отбирать материал и готовить на его основе
выступления;
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к родному языку;
- воспитывать собранность, чёткость в работе, умение работать
коллективно.
Оборудование: интерактивная доска, диск с заданиями и таблицами
(Приложение)
Ход урока:
№ | Вид работы | Работа детей | Работа учителя |
I. | Оргмомент. Сообщение темы и целей урока. -Здравствуйте, ребята! Мы закончили изучение наречий, много о них узнали и сегодня на уроке обобщим и систематизируем эти знания. Эпиграфом к уроку станут слова М.Горького о наречиях: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». Действительно, наречие с полным правом могло бы сказать о себе : « Не обходится без меня ни диктант, ни рассказ, я помогаю охарактеризовать более точно и предмет, и действие, и признак». | Запись в тетради числа, темы урока. Чтение эпиграфа. | Слайд№1 |
II. | Мотивация к работе: - Сегодня мы будем в роли сотрудников газеты. Наша задача – подобрать материал в газету. Я как редактор предлагаю название «Словесник». А поскольку мы - сотрудники газеты, то у нас – заседание редакционной коллегии. И тема нашего заседания «Что мы знаем о наречии?» Что мы должны знать по этой теме? План содержания и будет рубриками газеты. Предлагайте рубрики и заполняйте их.
Наши наречия являются любопытным разрядом слов, их можно назвать «живыми ископаемыми». Некоторые напоминают окаменелые останки далёкого прошлого, корни их сейчас ни с чем не связаны: Дотла ← до + тла, «тло» - дно (до дна) Набекрень← на + бекрень, «бекрень» - бок (набок) Испокон ← из + покон, «покон» - древний обычай Впросак ← в + просак, «просак» - прядильный станок - Познакомимся с возникновением некоторых крылатых выражений, в состав которых входят наречия: Шиворот - навыворот (воротник наизнанку – опала, позор боярина), Кричать на всю ивановскую (на Ивановской площади в Москве провозглашали указы, объявления для народа)
- Сейчас мы с вами прочитаем текст и постараемся понять текстообразующую роль наречий. Наречия находите вы,поясняете, к чему они относятся, а я их выделяю маркером. Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над ними и тотчас повторился уже немного впереди. Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь. Такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались, и было что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. И.С. Тургенев. - В этом тексте писатель использовал 17 наречий, которые относятся к глаголам, деепричастиям и одно к прилагательному. И это неслучайно. Для чего так много наречий? (- Писателю было важно передать действия птиц в полёте и с помощью наречий более точно и выразительно охарактеризовать эти действия).
- Давайте обобщим и систематизируем всю теоретическую информацию о наречии. (Погружение по «учебной цепочке»: учащиеся один за другим вспоминают всё, что знают о наречии). 1) Наречие – это самостоятельная часть речи, т.к. имеет лексическое значение, употребляется самостоятельно и выполняет синтаксическую функцию. 2) Наречие обозначает признак действия или признак другого признака, относится к глаголу, деепричастию, причастию, прилагательному. 3) Наречия отвечают на вопросы Где? Куда? Зачем? С какой целью? Как? Когда? До какой степени? И в зависимости от вопроса подразделяются на смысловые группы. 4) Наречия не изменяются. Но наречия на –о, -е, образованные от качественных имён прилагательных, могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную, например: высоко – выше, более высоко - выше всех. 5) В предложении наречия чаще всего выполняют функцию обстоятельства. - Что общего у наречия с другими частями речи? - Как образуются наречия?
А) Составим задания для читателей. Это будет упражнение для развития речи. Им нужно будет подобрать синонимы-наречия для наших словосочетаний и проверить себя на знание правил по правописанию орфограмм. Работаем в тетради, записываем через запятую только синонимы:
Б) Предложим читателям отредактировать статью - заметку о природе. Для этого им нужно в пропуски вставить наречия, чтобы получилась правдивая и интересная, красивая картина осени. К чему они должны стремиться? Проверим. С начала сентября воздух начинает (понемножку…) холодеть. (Утром…) замечаешь, что трава (чуть-чуть…) побелела. Свежо. Лужи (сплошь…) засыпаны листьями. (По-осеннему…-…) мелкие дожди (совсем…) не похожи на летние. Ветер дует (без устали…), разнося (далеко-далеко…-…) созревшие семена деревьев. Листья начинают (кое-где…) желтеть. В) – Мы объявляли конкурс на написание сказки о наречии. Давайте послушаем, что получилось у одного из наших читателей. После уроков на парте остался забытый учебник русского языка. Ночью из книги выползли забавные существа. Это были части речи. Среди них разгорелся спор, какая часть речи самая интересная и трудная. - Это я, -сказало Наречие.-Я придаю речи полноту и ясность. И ещё я могу образовываться с помощью приставок и суффиксов и даже сложением, как в математике. Тут со страшным визгом влетело Существительное и завозмущалось: - Как вы смеете так возноситься? Я самая обаятельная и привлекательная часть речи! - Извините,-сказал Глагол,-но, по-моему, я – самая трудная часть речи! - Нет уж,-покраснело от злости Наречие. Знаете ли вы, как нужно писать наречие «насилу»? А наречие «на миг»? А почему «с налёту» и « с разбегу» пишутся раздельно, а «сослепу» слитно?Наш спор рассудит только Толковый словарь. Но его не было: он был приглашён на чай к Энциклопедии, а без умного словаря никто не мог решить этот спор. Части речи уже готовы были вступить в драку, но первый луч солнца упал на книгу, и спорящие испуганно попрятались по своим местам. | Доклад ученика Доклад ученика Находят наречия Ответы детей. Работа в тетради Устные ответы и запись в тетрадь Чтение сказки учащимся |
Слайд№2 Слайд№3 Слайд№4 Слайд№5 Слайд№6 Слайд№7 |
III | Подведение итогов работы. Поощрение активно работавших «сотрудников». - Я уверена, что теперь ваша речь не получит «увечья от наречий». Их вы хорошо изучили. Анализ получившейся газеты. | Слайд№8 | |
IV | Задание на дом
Сызмала, по-своему, навзничь, досуха, надвое, красивее, начерно.
Завтра, сегодня, исподтишка. | Слайд№9 | |
V | Завершение урока. |
Предварительный просмотр:
Повторение по теме «Наречие»
Этимология слова «наречие»
Речь = глагол
На – реч- (глагол) = наречие
«адвербиум» = «приглаголие»
Это интересно:
Дотла до + тла, «тло» - дно (до дна)
Набекрень на + бекрень, «бекрень» - бок (набок)
Испокон из + покон, «покон» - древний обычай
Впросак в+просак, «просак» - прядильный станок
Шиворот – навыворот
Кричать на всю ивановскую
Роль наречий
в художественных произведениях:
Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над ними и тотчас повторился уже немного впереди. Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались, и было что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре.
И.С. Тургенев
Характеристика наречий
в современном русском языке.
- Значение.
- Морфологические признаки.
- Синтаксическая функция.
Занимательный материал.
1. Лошади мчались быстро - …
2. Распахнуть до конца - …
3. Уйти в сторону - …
4. Засеять густо - …
5. Ударить, размахнувшись - …
6. Вверх лицом - …
7. Испокон века - …
8. Начать сначала - …
9. Уклониться в сторону - …
10. Запомнить надолго - …
11. Сделать быстро и плохо - …
12. Прийти в нужное время - …
13. Бежать, догоняя кого-то - …
14. Разбить на мелкие кусочки - …
С начала сентября воздух начинает (…) холодеть. (…) замечаешь, что трава (…-…) побелела. Свежо. Лужи (…) засыпаны листьями. (…-…) мелкие дожди (…) не похожи на летние. Ветер дует (…), разнося (…-…) созревшие семена деревьев. Листья начинают (…-…) желтеть.
Задание на дом:
- Поставьте ударение:
Сызмала, по-своему, навзничь, досуха, надвое, красивее, начерно.
- Этимология слов:
Завтра, сегодня, исподтишка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.
Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс" направлен не только на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...
Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"
Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...
Подготовка к ЕГЭ. Повторение художественно-изобразительных средств и стилистических фигур речи.Повторение пунктуации в СПП.
Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания №24 ЕГЭ по русскому языку; развитие ключевых компетенций...
Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»
Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...
Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различных исходных положений. Повторение техники нижней прямой и верхней прямой подач».
Данная методическая разработка предназначена для подготовки преподавателя по дисциплине «Физическая культура» по теме: «Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различн...
Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение верхней и нижней передачи в прыжке. Повторение прямого нападающего удара в прыжке"
Задачи урока: совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху и снизу, развивать быстроту, ловкость и прыгучесть, воспитать смелость, настойчивость, волю, трудолюбие и товарищескую взаимопомощь...
Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.
Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...